Агрессивное поведение дошкольников
консультация по теме

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressiya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессия, в той или иной степени, присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которого является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально-приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

В психологии выделяют следующие виды агрессии:

Вербальная агрессия – косвенная или прямая.

  • 1) Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника, агрессивные фантазии.
  • 2) Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются: дразнилки и оскорбления.

Физическая агрессия также может иметь косвенную и прямую форму.

  • 1) Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть: разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение или порча чужих вещей.
  • 2) Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму. Символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание, прямая агрессия – непосредственное физическое нападение (драка). Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяется следующее: привлечение к себе внимания сверстников, ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство, защита и месть, стремление быть главным, стремление получить желанный предмет.

Причины агрессивного повеления детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания сверстников и взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми. К сожалению, эти поиски часто заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы самому ребенку и окружающим его людям.

  

Психологические особенности детей, склонных к агрессии:

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время, некоторые дети имеют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:

  • 1) Высокая частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;
  • 2) Преобладание прямой физической агрессии – если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;
  • 3) Наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников.

В соответствии с этими признаками, можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Обычно их число составляет от 15 до 30% от общего числа членов группы.

Можно выделить три основных источника деструктивного поведения:

- чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;

- столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

- отстаивание своей личности, территории, обретение независимости исамостоятельности.

Важно также понимать, что агрессия – это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей – научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

 В чем причина агрессивности? Причиной агрессии может служить переживание чрезмерной боли (как физической так и эмоциональной) и дисстресса (Стресса, связаного с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье). Ребенок ведет себя агрессивно, чтобы самоутвердиться, взять верх в какой-либо ситуации а также совершенствовать свой опыт, контролировать жизненные ситуации. Под воздействием чрезмерной боли  или дисстреса, возникает желание причинять боль, кричать, «рвать и метать».


Агрессивность неоднородна. С одной стороны может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Она играет важную роль в нашей способности
адаптироваться (привыкать) к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. С другой стороны, агрессивность способна нанести эмоциональный и физический вред ребенку, сформировать нежелательные черты характера.

Причины агрессивного поведения:

Нередко выясняется, что модель агрессивного поведения ребенок перенимает от кого-то из близких. Если родители часто ссорятся, подавляют сына или дочь, и реагируют на проступки лишь вспышками гнева, то и ребенок, скорее всего, будет вспыльчивым и раздражительным, подражая поведению, принятому в семье.

Кроме неблагополучных семейных взаимоотношений есть и другие причины агрессии. Бывают ситуации, когда здоровые дети, которые могли бы посещать детский сад и тратить энергию на игры и прогулки со сверстниками, сидят дома с бабушками или нянями. Они не имеют достаточно возможностей, чтобы побегать, поиграть в активные игры с другими детьми, им не хватает свежего воздуха и новых впечатлений. Следствием этого также может быть агрессивное поведение, как выход накопившейся энергии.

Еще одной причиной агрессии является ревность. Дети испытывают чувство ревности гораздо чаще, чем думают взрослые. Некоторые дети даже ревнуют не к кому-то в отдельности, а чуть ли не ко всему миру. Им кажется, что мама с папой любят кого угодно, только не их. Но самый очевидный «виновник» ревности к родителям – младший брат или сестра, появление которых сразу же начинает отнимать у ребенка большую долю родительского внимания.

Может быть, ребенка кто-то обижает, а он боится дать отпор обидчику и вымещает свою злость на близких и безопасных людях. В такой ситуации непросто разобраться, потому что гордость часто не позволяет ребенку (особенно мальчику) рассказать о своем унижении родителям.

Исследования показали, что родители, подавляющие выбросы негативных эмоций у своих детей, не устраняют агрессивность, а, напротив, способствуют развитию у них в дальнейшем чрезмерной агрессивности, которая в зрелые годя становится частью характера. При этом,  некоторые родители искренне верят, что дети просто не могут быть агрессивными, и внушают эту мысль своему ребенку с раннего детства. В результате, ребенок вынужден постоянно подавлять свой гнев, а значит, он становится более подверженным риску психосоматических расстройств, таких как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония. 

Если же совсем не обращать внимания на агрессивные реакции ребенка, то рано или поздно он станет считать такое поведение нормальным и дозволенным. Одиночные вспышки гнева постепенно перерастут в стойкую привычку подавлять окружающих, с которой очень трудно будет что-то поделать впоследствии.

При общении с агрессивными детьми можно посоветовать следующее:

- Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и устранив их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;

- Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать портрет его врага, и вы увидите, что уровень его агрессивности и ее проявления в реальной жизни снизились;

- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева, нелестных, злых высказываний о других людях, проявлений желания отомстить кому-нибудь за обиду;

- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите его, цените и принимаете таким, какой он есть. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать, пожалеть. Пусть он видит, как он нужен и важен для вас;

- Не забывайте, что агрессивная реакция – естественная реакция человека. Важно уметь управлять своей агрессивностью, выражать и снимать ее приемлемыми способами.

Что делать, если…


Что мне делать, если я замечу что мой ребенок бьет другого ребенка?

 Для того чтобы поступить правильно, нужно знать характер своего ребенка, понимать ситуацию и предшествующее отношение детей друг к другу. Здесь важно определить, является ли поведение ребенка самозащитой или это просто враждебное поведение? 

Устанавливая ограничения, всегда следует объяснять ребенку, почему вы это делаете! Конечно бывают исключения. Если ваш ребенок выбежал на проезжую часть, естественно, вы сначала ограничите действия ребенка, а потом будете пускаться в объяснения.


Возможно ли, воспитывая ребенка совсем избежать проявлений агрессивности?

 Как ни трудно с этим согласиться, но некоторое количество агрессивности просто необходимо. Даже в самых лучших семьях при воспитании ребенка невозможно удовлетворение всех его потребностей. Неизбежно будут ограничения и разочарования. А следовательно, родители неизбежно будут сталкиваться с враждебностью своих детей.


Как можно помочь ребенку, часто проявляющему агрессивность?

 В первую очередь, родители (желательно, уже с самого рождения ребенка) должны стараться развивать в себе способность чувствовать, что их ребенок хочет выразить. От того насколько благоприятны отношения между ребенком и родителями, будет зависеть частота и интенсивность враждебных реакций ребенка.
Открытый, положительно окрашенный разговор со своим ребенком, поможет вам не только «проработать» болезненные переживания враждебности и ненависти ребенка, но и укрепить эмоциональные связи.


Как поступить, если в ответ на мои запреты ребенок впадает в истерику? 
- Не отменяйте немедленно своих решений.
- Не берите ребенка насильно на руки. (если проситься сам — возьмите обязательно. Таким образом малыш хочет найти поддержку, извиниться, и для вас это шанс наладить эмоциональный контакт с разбушевавшимся малышом)
- Не старайтесь поднять ребенка с пола.
- Не оставляйте ребенка одного.
- Следите за своим эмоциональным состоянием (ребенка оставлять одного не стоит, но если вы чувствуете, что находитесь «на грани» выйдите из комнаты, чтобы прийти в себя).
- Переключите внимание ребенка.
Если ребенок кричит, валяется на полу или швыряется в окружающих различными предметами, не ругайтесь на него, а попробуйте понять: «Что сейчас чувствует кроха? Как бы я повела себя на его месте?» Чувство
эмпатии (способности сопереживать), терпение и желание вникнуть в такие подчас смешные для нас малышовые проблемы творят чудеса.

Литература:

1. Алексеева Е.Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога // Психолог в детском саду. – №4, 2004

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С.-Пб.: Речь, 2005

4. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой – М.: Просвещение, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение дошкольника .Консультация для родителей

Данная статья предназначена родителям.Дошкольный возраст -время, когда формируются межличностные и социальные отношения рбёнка.Окружающие ребёнка взрослые несут ответственность за то , какими вырастут...

"Коррекция агрессивного поведения дошкольников"

Для того,что бы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо. чтобы корекция носила не эпизодический характер,а системный, комплексный, предусматривающий проработку каждой характ...

Агрессивное поведение дошкольников

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. ...

"Удивительный мир капель" Конспект занятия по профилактике агрессивного поведения дошкольников

Начальный этап реализации программы по профилактике агрессивного поведения дошкольников...

Агрессивное поведение дошкольников и методы его преодоления

консультационная беседа с родителями  содержащая советы по общению с агрессивным ребёнком...

Практический материал по агрессивному поведению дошкольника

. На становление агрессивного поведения ребёнка оказывают влияние многие факторы , например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания голо...