Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ТНР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 307. Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ТНР | 557 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1 | Целевой раздел | |
1.1. | Пояснительная записка. | 3 |
1.1.1. | Цель, задачи и принципы коррекционного обучения | 3-4 |
1.1.2. | Принципы и походы к формированию программы | 4-5 |
1.1.3. | Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. | 5-6 |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы | 6 |
2 | Содержательный раздел | |
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными образовательных областях | 6 |
2.1.1. | Социально-коммуникативное развитие. | 6-8 |
2.1.2. | Познавательное развитие. | 9-10 |
2.1.3. | Речевое развитие. | 10-11 |
2.1.4. | Художественно-эстетическое развитие. | 11-12 |
2.2. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. | 12-14 |
2.3. | Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями воспитанников, и педагогами МДОУ. | 14-16 |
3 | Организационный раздел | |
3.1. | Циклограмма | 17 |
3.2. | Особенности развития предметно пространственной среды. | 18 |
3.3. | Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания. | 19 |
3.4. | Выбор программ и методических разработок. | 19 |
3.5. | Материально - технического обеспечения программы. | 20 |
3.6 | Приложение. | 21-30 |
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ТНР предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением уровня познавательной деятельности. Программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 307. Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОНР. Деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ориентирована на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
1.1.1. Цель, задачи реализации программы.
Создание условий коррекционно-педагогической работы для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Задачи:
- определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими образовательной программы;
-осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого педагогическую, коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-разработать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты;
- развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками
-формирование у детей знаний умений навыков, соответствующих норме возрастного развития. Развитие эмоциональной сферы, развитие адаптивного коммуникативного поведения,игровой деятельности, развитие способности ориентирования в социальных отношениях и навыков взаимодействия в них.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы:
1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей (законных представителей) дошкольников. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
4.Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно- развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
1.1.3. Характеристика контингента воспитанников с ОНР.
Для обучающихся с ОНР, типичными являются значительные внутригрупповые различия по уровню речевого и познавательного развития. Одни расстройства речи могут быть резко выраженными, охватывающими все компоненты языковой системы. Другие проявляются ограниченно и в минимальной степени (например, только в звуковой стороне речи, в недостатках произношения отдельных звуков).Они, как правило, не влияют на речевую деятельность в целом. Однако у значительной части дошкольников отмечаются особенности речевого поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.
Социальное развитие большинства детей с нарушениями речи полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.
Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с О.Н.Р испытывают трудности в ориентировании во времени и пространстве.
У этих детей снижен уровень познавательной активности, что выражается в недостаточности пытливости и любознательности. Также им свойственна импульсивность, расторможенность, вялость, повышенная двигательная активность.
1.2 Планируемые результаты освоения программы
-развить зрительно-двигательную координацию;
- сформировать предпосылки произвольного внимания, саморегуляции деятельности; совершенствуется общая ручная моторика;
- активизировать познавательную активность и любознательность;
-развивать сферы образов – представлений;
-совершенствовать наглядные формы мышления, развить предпосылки словесно-логического мышления;
-развить коммуникативные умения;
-развить пространственные представления, представления о временных отрезках;
- активизировать все функции речи - как средства усвоения и передачи и общественно исторического опыта (информации); - как средства общения (коммуникации); - как орудия интеллектуальной деятельности: восприятия, памяти, мышления, воображения (планирования, регуляции и саморегуляции, контроля и самоконтроля);
-сформировать элементарные математические представления.
2.Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие. Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
2.1.1. Социально-коммуникативное развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основная цель –овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития: формирование у ребёнка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; формирование навыков самообслуживания; формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним; формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям; формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении. При реализации задач данной образовательной области у детей с ТНР формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников. Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям: в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях; в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках; в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений; в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности .В работе по формированию социальных умений у детей важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирования культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления. Содержание работы по развитию культурно-гигиенических умений: прием пищи: обучение пользованию ложкой, вилкой, чашкой, салфеткой (с учетом индивидуальных возможностей); соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью); гигиенические навыки: обучение умению выполнять утренние и вечерние гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, мытье ног и т. д.); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа, щетка, зеркало), носовым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи; одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одежды по их функциональному использованию; соблюдать порядок последовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др;
На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребёнка в себе, укрепляет эмоциональное состояние. Особое место в образовательной области по формированию социально коммуникативных умений занимает обучение детей трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами, такая работа включает: организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно- бытового труда и труда в природе; ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитания уважения к труду; обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда; обучение уходу за растениями, животными; обучение ручному труду ,изготовление коллективных работ; формирование умений применять поделки в игре. Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции. Центральным звеном в работе по развитию коммуникации используются коммуникативные ситуации – это особым образом организованные ситуации взаимодействия ребёнка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения. Для дошкольников с ТНРстроим образовательную работу на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Знакомство с новым материалом проводим на доступном детям уровне. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное использование в условиях общения, является организация слухоречевой среды в группе сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, педагоги группы, родители, другие взрослые и сверстники.
2.1.2. Познавательное развитие
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Основная цель – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти. Соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития: формирование и совершенствование перцептивных действий; ознакомление и формирование сенсорных эталонов; развитие внимания, памяти; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Образовательная область «Познавательное развитие» включает сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. При организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка с ТНР. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести. Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. Учитывая быструю утомляемость детей, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять задания. Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве. При обучении дошкольников необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности.
2.1.3. Речевое развитие
«Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Основная цель – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа. Задачи развития речи: формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического; формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога; Основные направления работы по развитию речи дошкольников: развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими; воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений); развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения — монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов; формирование элементарного осознавания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму; развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений. Развитие речи у дошкольников с ТНР осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.; в свободный деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Наиболее значимым видом работы по развитию речи является чтение художественной литературы. Художественная литература, являясь сокровищницей духовных богатств людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей с ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности. Организовывать драматизации, инсценировки; демонстрировать действия по конструктивной картине с применением подвижных фигур; проводить словарную работу; адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития ребенка (для детей с нарушениями речи, слуха, интеллектуальными нарушениями); предлагать детям отвечать на вопросы; предлагать детям разные виды работы: подобрать иллюстрации к прочитанному тексту, пересказать текст; придумать окончание к заданному началу. Все это способствует осмыслению содержания литературного произведения. Имеющиеся нарушения определяют разный уровень владения речью. Это является основополагающим в проектировании работы по развитию речи для каждого ребенка с ТНР. Для детей с речевыми нарушениями работу по этой образовательной области необходимо выстраивать индивидуально
2.1.4. Художественно-эстетическое развитие
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Основная задача в работе с детьми с ТНР –формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности. Основные направления работы с детьми в данной образовательной области: «Художественное творчество». Основная цель–обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей должна строится на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям. Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами,их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
2.2. Форма организации занятий
Планирование работы с детьми всех уровней осуществляется по индивидуальному коррекционно-развивающему плану. При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности нарушения. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка. Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, предусматривает проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Кратность индивидуальных занятий зависит от возможности ребёнка усваивать учебный материал, его психологических способностей. Групповые занятия проводятся согласно тематическому планированию. На подгрупповых занятиях дорабатываются недочеты усвоения, детьми, лексических тем. Кратность проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий в неделю, отражена в сетке.
Возраст ребенка. | Вид деятельности | Вид деятельности | Групповые занятия |
Подгрупповые занятия | Индивидуальные занятия | ||
5-6 лет | 2 | 2-4 | 1 |
6-7 года | 2 | 2-3 | 2 |
Дни недели | индивидуальные | подгрупповые | групповые |
понедельник | 6 | - | 2 |
Вторник | 4 | 3 | 2 |
Среда | 7 | - | 2 |
Четверг | 5 | 3 | - |
Пятница | 4 | 3 | - |
Кол-во занятий в неделю. | 26 | 9 | 6 |
Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы учителя-дефектолога в течение каждого рабочего дня, недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе обследования нарушения развития ребенка и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР. Частота и время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут, подгрупповых занятий 25 минут.
Определение способов системной фиксации динамики детского развития (мониторинг).
В условиях введения ФГОС возникает необходимость определения структуры и содержания, как диагностического изучения ребёнка с ОНР, так и коррекционно-развивающей работы, способствующей развитию его эмоционального, социального и интеллектуального потенциала, формированию позитивных личностных качеств.
Для решения данной цели ведущим средством является организация комплексного психолого- педагогического изучения ребёнка, что предполагает с одной стороны, уточнения его диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а с другой стороны – разработки индивидуального маршрута развития ребёнка.
Система комплексного психолого-педагогического сопровождения включает психолого- педагогическое обследование всех детей речевых групп с целью выявления их особых образовательных потребностей, и мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы.
Мониторинговая деятельность предполагает: отслеживание динамики развития детей с ОНР, и эффективности плана индивидуальной коррекционной работы; перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Основными направлениями работы сопровождения в течение всего периода обучения являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями (законными представителями).
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми с ОНР).
2.3 Взаимодействие учителя- дефектолога с родителями и педагогами.
Личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях, поэтому в дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно - воспитательному процессу привлекаются родители (законные представители), которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях .Основными задачами в работе с родителями являются: изучение, анализ и прогнозирование дальнейшей деятельности с семьями воспитанников ;сбор информации о ребёнке (состояние здоровья, индивидуальные особенности); Позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и детскому саду как институту социализации; повышение педагогической культуры родителей.
Формы взаимодействия
1.Родительское собрание-2 (сентябрь, май).Темы: «Результаты диагностического обследования детей» «Планирование коррекционной образовательной работы на учебный год». Цель: познакомить родителей с результатами диагностического обследования детей; корректировка образовательного плана работы с детьми по запросам родителей.
2. Анкетирование родителей вновь поступивших детей (сентябрь и по мере поступления). Цель: сбор анамнестических сведений о вновь поступивших детях
3. Индивидуальные беседы и консультации (по запросам родителей). Цель: повышение педагогической культуры родителей. Обучение родителей способам взаимодействия с детьми в домашних условиях, знакомство с дидактическими играми и упражнениями, которые можно использовать дома при занятиях с детьми.
4.Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий совместно с родителями.
5. Оформление информационных стендов.Цель: Повышение педагогической культуры родителей.
Взаимодействие учителя -дефектолога с педагогическим составом МДОУ.
- Консультации по запросу педагогов.
-Еженедельные задания учителя-дефектолога воспитателю (журнал взаимодействия):
-Индивидуальная работа по заданию учителя-дефектолога и контроля над отработанными лексико-грамматическими формами;
- Индивидуальная работа и работа малыми группами по развитию неречевых психических функций;
-Рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного наглядного материала.
Срок проведения
14.09.2020-30.05.2021.
Комплексное психолого-медико- педагогическое обследование детей.
Проведение психолого- педагогического мониторинга.
01.09.2020-11.09.2020 -учитель дефектолог.
21.12.2020-31.12.2020 -учитель-дефектолог.
17.05.2021-28.05.2021-учитель-дефектолог.
Составление аналитического отчета. Анализ коррекционно- педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год.
3.Организационный раздел.
Коррекционная работа с детьми проводится индивидуально или группами. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»: 5-6 лет до 25 мин; 6 до 7 лет 25-30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки для детей, в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 5-6 лет - 40 минут, для детей 6-7 лет –до1,5 ч. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 5минут. Занятия проводятся учителем-дефектологом в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе.
3.1 Циклограмма деятельности учителя-дефектолога
Никишиной Надежды Степановны на 2020-2021 учебный год.
Время занятий | Вид работы | |
П О Н Е Д Е Л Ь Н И К | 7.00-8.30 8.30-9.00 9.00-9.30 9.30-10.00 10.00-10.30 10.30-11.00 | Индивидуальные занятия. Консультации с родителями и педагогами речевых групп Групповое занятие (1) Подготовительная гр Групповое занятие (2)Подготовительная гр. Работа с коллективом Индивидуальная работа |
В Т О Р Н И К | 7.00-8.00 8.00-8.30 8.30-9.00 9.00-9.30 9.30-10.00 10.00-10.15 10.15-11.00 | Подгрупповые занятия Индивидуальные занятия Консультации с родителями и педагогами речевых групп Групповое занятие (1) старшая гр Групповое занятие(2) старшая гр Работа с коллективом Индивидуальная работа . |
С Р Е Д А | 7.00-8.30 8.30-8.45 8.45-9.00 9.00-9.30 9.30-10.00. 10.00-11.00 | Индивидуальные занятия Консультирование родителей педагогов речевых групп Работа с коллективом Групповое занятие (1)подготовительная гр Групповое занятие(2)подготовительная гр Индивидуальные занятия |
Ч Е Т В Е Р Г | 7.00-8.30 8.30-9.00 9.00-10.00 10.00-11.00 | Индивидуальные занятия. Работа с коллективом Подгрупповые занятия Индивидуальная работа |
П Я Т Н И Ц А | 7.00-8.00 8.00-8.30 8.30-9.00 9.00-10.00 10.00-10.30 10.30-11.00 | Подгрупповые занятия Индивидуальная работа Консультации с родителями и педагогами речевых групп Индивидуальные занятия Работа с коллективом Индивидуальная работа |
3.2.Особенности развития предметно-развивающей среды.
1. «Городок сказок»(центр развития речи через театрализованную деятельность)
-пальчиковый театр.
-театр «бусинок»
-театр «ложек»
-«дисковый» театр
-театр «волшебный лоскуток»
-фартучный театр.
-тренажеры для развития речевого дыхания.
-тренажеры для зрительной гимнастики.
2. «Головоломка» (центр развития моторики и логического мышления)
-игры с кинетическим песком.
-игра «Перенеси бусинку» (пинцетом разных размеров)
-«Разноцветные клубочки»
-шнуровка.
-«Сложи по образцу» (крышки, счетные палочки).
-«волшебный сундучок» (тактильное ощущение).
-уникуб «Никитина».
-массажёры «Суджок»
-«Подбери ключ»
-«Железный Дровосек» (накручивание гаек на болты разного размера)
-«Лабиринт» (напольное пособие)
-«Наша улица» - пособие расположено на шторах, работа проходит с использованием лазерных указок.
-«Квадратные забавы» -игры Воскобовича.
3.3 Методическое оснащение.
Пособия для занятий «Познавательное развитие»:
1. Карточки из серии найди лишний предмет
2. Карточки из серии найди пару
3. Карточки из серии найди тень у картинки
4. Карточки из сериилогическое мышление
5. Карточки Большой-маленький
6. Пазлы
7. Логические раскраски
8. Дидактические игры на развитие внимания
9. Дидактические игры на развитие мышления
10.Дидактические игры на развитие памяти
11.Наборы картинок по лексическим темам:
- Транспорт.
- Фруктами и овощи.
- Мебель.
- "животные и что они едят"
- "Одежда и Обувь"
-Животные и птицы
- Профессии
- Фрукты и ягоды. Изучаем и раскрашиваем
- Электробытовые приборы
- О Профессиях детям
- Насекомые
- Посуда и Столовые приборы
12.Книга игр «Окружающий мир»
13. Игра "Что для Чего"
14. Игра. Времена года и явления природы
15. Развивающие Игры с прищепками.
16.Сборник видео презентаций.
17. Карточки изучаем цвета
Пособия для занятий «Речевое развитие»:
1. Серии сюжетных картинок.
2. Сборник чистоговорок и считалок.
3.Дидактическая игра«учимся читать».
4. Предметные картинки.
5. Дидактическое пособие «Мягкая книга»
6. Рабочие тетради Теремковой (1.2.3.4)
Пособия для формирования графомотрных навыков.
-линейки разных форм.
-трафареты.
-карандаши разных форм и размеров.
- тренажеры для правописания.
-лабиринты –напольные, настольные
3.4.Выбор программ, технологий, методических разработок.
Речевое развитие
Н.В.Миккоева «Развитие игры с проблемными речевыми ситуациями для дошкольников с ТНР» 2016 г
Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» 2016г.
Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» СПб. 2016г.(от 3-7)
С.Н. Сазонова « Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи» М. 2003г
-На основе вышеперечисленной методической литературы составлен комплекс занятий по лексическим темам, для детей старшей и подготовительной речевых групп.
2 Познавательное развитие
Борисенко, М. Г. В «помощь маленькому мыслителю». Развитие элементарных математических представлений. 2014.
Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников 2016.
В.П. Новикова «Математика в детском саду»
Колесникова, Е. В. «Математические ступеньки».
Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии .2012
Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников»
Л.В. Мищенкова «Речь, логика, память, внимание, воображение» игровые упражнения.
-На основании программных требований и разработок методической литературы Е.В.Колесниковой; Е.А.Стребелевой; Л.Ф.Тихомировой составлен сборник заданий для Формирования математических представлений с детьми старшей и подготовительной речевых групп.
3.5. Материально - техническое обеспечение.
1. Столы и стулья для детей и педагога.
2. Шкафы для методической литературы, пособий, верхней одежды.
3.Принтер .
4.Ноутбук .
5.Колонка с USB приемником.
6. Магнитная доска.
3.6 .Приложение.
Протокол обследования ребенка 6 года жизни.
Дата______
Ф.И. ребенка возраст
Учитель-дефектолог _________________________________________________
I. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Где ты живешь? (адрес)
- Как зовут твою маму (папу)?_________________________________________________
- Где работает мама (папа)?
- Какие дома есть игрушки?
- Чем ты занимаешься дома?
Исследуемые параметры | Содержание | выполнение | ||
Сам. | С пом. | Не вып. | ||
З р и т е л ь н о е в о с п р и я т и е | ||||
Восприятие цвета | Узнавание, соотнесение и называние основных цветов, а также оранжевого, коричневого, голубого, фиолетового, белого, серого и черного цветов; Фиксация и локализация по насыщенности (7 оттенков); Выделение цвета в окружающей среде. | |||
Восприятие формы | Узнавание, соотнесение и называние круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника, ромба; шара, куба, цилиндра, конуса; Выделение и соотнесение формы в окружающей среде и в предметном изображении. | |||
Восприятие величины | Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания (6-7 матрешек, пирамидка с 7-ю кольцами); Соотнесение предметов по величине; Словесное обозначение величины. | |||
Сюжетные картины | Составление описательного рассказа по рассматриваемой картине по вопросам педагога. Установление причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок. | |||
Часть и целое | Составление целого изображения из 5-6-ти частей | |||
Сходство и различие изображений | Нахождение до пяти отличий между двумя предметами / предметными изображениями, а также между тремя сюжетными картинками. | |||
Изображения разных модальностей | Сличение и соотнесение реального предмета с реальным, цветным, силуэтным и контурным изображением. | |||
Наложенные и зашумленные изображения | Узнавание и называние 5-6 средних наложенных контуров знакомых предметов; Узнавание и называние 5-6 изображений знакомых предметов на зашумленном фоне (средняя степень зашумления). | |||
О р и е н т и р о в к а в п р о с т р а н с т в е и времени | ||||
Ориентировка на себе | Знать и называть части тела и их пространственное расположение (вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа); использовать в речи пространственные термины (грудь – впереди, спина – сзади и т.д.). | |||
Макро ориентировка | Различать и обозначать пространственные направления относительно себя (справа – слева, впереди – позади, вверху – внизу, далеко – близко, дальше – ближе), передвигаться в названном направлении и обозначать его словесно. Определение своего местонахождения среди окружающих людей и предметов («Я стою между …, около…, за…., позади…). Определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга. Обозначать словами положение предмета по отношению к себе. | |||
Микро ориентировка | Ориентироваться на плоскости бумаги: справа, слева, вверху, внизу, в середине. | |||
Временные представления | Определять временные понятия: сутки (утро, вечер, день, ночь), раньше, позже, вчера, сегодня, завтра. Называть текущий день недели. | |||
Р а з в и т и е м е л к о й м о т о р и к и | ||||
Осязательное восприятие | Узнавание и называние различных поверхностей (узнавание – 6-7 видов поверхностей. нахождение по названию – 5 вида: гладкое – шершавое – пушистое – колючее, ребристое). Узнавание и различение геометрических форм (шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Узнавание различных поверхностей и материалов Узнавание на ощупь знакомых предметов (двумя руками и одной рукой). | |||
Ручная умелость | Умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки. | |||
Графические навыки | Владение карандашом, фломастером, кистью. | |||
Зрительно-двигательная координация | Умение совершать точные координированные движения обеими руками; владение навыком прослеживания глазами за действием руки. | |||
Ознакомление с окружающим и развитие речи | ||||
О себе и других людях | Знать свое имя, отчество и фамилию, имена и отчества близких людей. Уметь различать по внешним признакам (причёска – одежда) мальчика и девочку, мужчину и женщину (в реальной жизни и на изображениях), знать названия и назначение частей тела и органов чувств. Понимание жестов, мимики и эмоций человека. | |||
О профессиях | Наличие знаний и представлений о труде повара, водителя, врача, пожарного, милиционера, продавца, воспитателя, строителя, земледельца. Знать трудовые обязанности и последовательность действий в трудовых процессах (на примере 2 профессий). | |||
Предметные представления | Узнавать и называть разнообразные предметы и материалы; знать их назначение; выделять признаки и свойства предметов и материалов; существенные детали предметов; уметь группировать предметы. Сравнивать предметы по различным признакам (форма, цвет, материал, назначение и строение) Делать обобщения (родовые и видовые) | |||
О природе | Знание характерных признаков каждого времени года. Узнавать и называть 4-5 деревьев (береза, рябина, клён, ель, дуб), 1-2 кустарник (шиповник, смородина) и 4-7 луговых, садовых и лесных цветков.Выделять корень, ствол/стебель, ветки, листья (иголки), цветок (середина, лепестки). Узнавать и называть 4-5 видов домашних, диких животных и птиц (зимующих и перелётных). Узнавать и называть 4-5 видов насекомых, пресмыкающихся (лягушка, черепаха, ящерица). Выделять и называть отличительные особенности внешнего вида животных, птиц, насекомых и т.д. Узнавать, называть и отличать овощи, фрукты и ягоды. Делать обобщения. | |||
Явления общественной жизни | Наличие представлений о праздниках: Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, День космонавтики. Знать название родного города, название улицы, на которой ребенок живет, улицы, на которой стоит детский сад. Знать, называть и понимать назначение некоторых общественных учреждений: поликлиника, школа, библиотека, магазины, театр и т.д. | |||
Элементарные математические представления | ||||
Количество | Считать (отсчитывать) в пределах 10. Правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность). Устанавливать какое число больше или меньше другого и уравнивать. | |||
Мыслительная деятельность | ||||
Мыслительные операции | Проводить соотносительный анализ изображений, находить сходства и различия предметов и объектов окружающей действительности, выделять «лишний» предмет среди предъявленных, объединяя по общему признаку, делать обобщения по существенному признаку, группировать предметы по заданному основанию. Устанавливать причинно-следственные зависимости, закономерности на наглядно демонстрируемом материале. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол обследования ребенка 7 года жизни.
Дата_________
Ф.И. ребенка возраст
Учитель-дефектолог _____________________________________________________
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Где ты живешь? (адрес)
- Как зовут твою маму (папу)? ________________________________________________
- Где работает мама (папа)?
- Какие дома есть игрушки?
- Чем ты занимаешься дома?
Исследуемые параметры | Содержание | Выполнение | ||
Самост. | С пом. | Не вып. | ||
З р и т е л ь н о е в о с п р и я т и е | ||||
Восприятие цвета | Узнавание и называние хроматических и ахроматических цветов спектра и их оттенков. Выделение цвета в окружающей среде. | |||
Восприятие формы | Узнавание, соотнесение и называние круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника, ромба, трапеции; шара, куба, цилиндра. Иметь представления о многоугольниках. Выделение и соотнесение формы в окружающей среде и в предметном изображении. | |||
Восприятие величины | Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания (10 матрешек, пирамидка с 9-ю кольцами). Соотнесение предметов по величине. Словесное обозначение величины. | |||
Сюжетные картины | Составление описательного рассказа по рассматриваемой картине. Установление причинно-следственных связей и составление рассказа по серии сюжетных картинок. | |||
Часть и целое | Составление целого изображения («Кубики» 9-12 штук, методика с применением разрезных картинок «Мальчик», «Бабочка», «Петух». | |||
Сходство и различие изображений | Нахождение до 7-8 отличий между двумя предметами / предметными изображениями, а также между сюжетными картинками. | |||
Наложенные и зашумленные изображения | Узнавание и называние 5-6 средних и мелких наложенных контуров предметов. Узнавание и называние 7-8 изображений знакомых предметов на зашумленном фоне (средняя и сильная степень зашумления). | |||
О р и е н т и р о в к а в п р о с т р а н с т в е и времени | ||||
Ориентировка на себе | Знать и называть части тела и их пространственное расположение; использовать в речи пространственные термины. Соотнесение пространственных направлений собственного тела и стоящего напротив человека. | |||
Макро ориентировка | Различать и обозначать пространственные направления относительно себя (8 направлений), передвигаться в названном направлении и обозначать его словесно. Определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга, используя предлоги. Обозначать словами положение предмета по отношению к себе и к другому человеку. | |||
Микро ориентировка | Ориентироваться на плоскости стола, листа, доски, словесно обозначать и воспроизводить пространственное расположение предметов на микроплоскости (середина и стороны: верхняя, нижняя, правая, левая; углы: правый верхний, левый нижний и т.д., располагать предметы слева направо \справа налево; снизу вверх \ сверху вниз, по диагонали). | |||
Временные представления | Называть месяцы года и дни недели, их последовательность. | |||
Р а з в и т и е м е л к о й м о т о р и к и | ||||
Осязательное восприятие | Узнавание и называние различных поверхностей (узнавание – 8-10 видов поверхностей; нахождение по названию – вида: гладкое, шершавое, пушистое, колючее, ребристое, скользкое, твердое, мягкое и т.д.). Узнавание и различение геометрических форм. Узнавание различных поверхностей и материалов. Узнавание на ощупь знакомых предметов (двумя руками и одной рукой). | . | ||
Ручная умелость | Умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки. | |||
Графические навыки | Владение карандашом, фломастером, кистью,ножницами | |||
Зрительно-двигательная координация | Умение совершать точные координированные движения обеими руками; владение навыком прослеживания глазами за действием руки. | |||
Ознакомление с окружающим и развитие речи | ||||
О себе и других людях | Знать свое имя, отчество и фамилию, дату рождения, имена и отчества близких людей, домашний адрес. Уметь различать по внешним признакам мужской и женский пол, знать названия и назначение частей тела и органов чувств. Понимать и распознавать жесты, мимику и эмоции человека. | |||
О профессиях | Наличие знаний и представлений о труде повара, водителя, врача, пожарного, милиционера, продавца, воспитателя, строителя, земледельца, животновода, учителя. Знать трудовые обязанности и последовательность действий в трудовых процессах (на примере 2-3 профессий). | |||
Предметные представления | Узнавать и называть разнообразные предметы и материалы; знать их назначение; выделять признаки и свойства предметов и материалов; существенные детали предметов; уметь группировать предметы. Сравнивать предметы по различным признакам (форма, цвет, материал, назначение и строение). Делать обобщения (родовые и видовые). | |||
О природе | Знание характерных признаков каждого времени года. Узнавать и называть 5-6 деревьев (береза, рябина, клён, ель, дуб, сосна), 2-3 кустарник (шиповник, смородина, сирень) и 4-7 луговых, садовых и лесных цветков.Выделять корень, ствол/стебель, ветки, листья (иголки), цветок (середина, лепестки). Узнавать и называть 5-6 видов домашних, диких животных и птиц (зимующих и перелётных). Узнавать и называть 5-6 видов насекомых, пресмыкающихся. Выделять и называть отличительные особенности внешнего вида животных, птиц, насекомых и т.д.. Узнавать, называть и отличать овощи, фрукты и ягоды. Делать обобщения. | |||
Явления общественной жизни | Наличие представлений о праздниках: Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, День космонавтики. Знать название своей страны, столицы, название улицы, на которой ребенок живет, адрес детского сада. Иметь представление о государственной символике. Иметь представления о Президенте, Правительстве России. Знать, называть и понимать назначение некоторых общественных учреждений: поликлиника, школа, библиотека, магазины, театр и т.д.. Знать некоторых знаменитых людей России. | |||
Элементарные математические представления | ||||
Количество | Считать до10 и дальше (количественный и порядковый счет). Называть числа в прямом и обратном порядке до 10. Соотносить цифру и количество предметов. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Пользоваться цифрами и арифметическими знаками. Знать состав числа чисел первого десятка. | |||
Мыслительная деятельность | ||||
Мыслительные операции | Проводить соотносительный анализ изображений, находить сходства и различия предметов и объектов окружающей действительности, выделять «лишний» предмет среди предъявленных, объединяя по общему признаку, делать обобщения по существенному признаку, группировать предметы по заданному основанию. Устанавливать причинно-следственные зависимости, закономерности на наглядно демонстрируемом материале. Понимать скрытый смысл сюжетов, текстов, житейских пословиц и поговорок. |
Заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы
Рабочая программа является настольной книгой учителя-логопеда в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи 4-5 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа "Коррекционно - развивающая работа с детьми ОНР старшего дошкольного возраста"
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, «От рождения до ш...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя -логопеда с детьми старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя -логопеда с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
комплексная программа учителя-логопеда с детьми старшей группы ДОУ для детей с ТНР...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ЗПР ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС...