РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ЗПР ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Золотая рыбка» комбинированного вида г. Искитима Новосибирской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ЗПР ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ
Разработчик программы:
учитель-логопед Михеева Сн. В.
СОГЛАСОВАН
Старший воспитатель (руководитель ДОО,
заместитель заведующего по УВР)
___________________________________
__________20_________г. № ___________
дата утверждения ООП ДОУ
2021 год
г. Искитим
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………….4
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………4
1.1.2. Цель и задачи реализации программы ……………………………………5
1.1.3. Принципы и подходы к формированию программы……………………..5
1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей с ЗПР………………6
1.2. Планируемые результаты освоения программы …………………………..7
1.2.1. Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста ЗПР (первый этап обучения) ………………………………………….7
1.2.2. Целевые ориентиры освоения Программы детьми старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста с ЗПР (2-3 этап обучения)……………………………………………………………………….10
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………………….13
2.1. Принципы отбора содержания образования ………………………………13
2.2. Структура реализации образовательного процесса……………………….14
2.3.Содержание образовательных областей на первом этапе обучения (ориентировочно средний дошкольный возраст)………………………………15
2.4. Содержание образовательных областей на втором этапе обучения (ориентировочно старший дошкольный возраст)…………………………….20
2.5. Содержание образовательных областей на третьем этапе обучения (ориентировочно подготовительный к школе возраст)……………………….25
2.6. Содержание коррекционной работы учителя-логопеда по образовательным областям………………………………………………….…30
2.7. Осуществление взаимодействия педагогов с семьей …………………….32
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………..35
3.1. Предметно-пространственная развивающая среда. ……………………35
3.2. Учебно-методические средства обучения ………………………………35
Приложение …………………………………………………………………….37
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы -М.: МозаикаСинтез, 2011
- Программа коррекционно-развивающего воспитания «Подготовка к школе детей с ЗПР» С.Г. Шевченко.
- Методические разработки Н. Ю. Боряковой, М.А. Касициной и разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
1.1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель коррекционной работы Формирование разностороннего развития детей, коррекция недостатков в их развитии, а также профилактике нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер.
Задачи:
- Способствовать общему развитию дошкольников с задержкой психического развития, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
- Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- Обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
- Способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
1.1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
В основу создания Программы положены следующие принципы дошкольного образования, изложенные в ФГОС ДОУ:
- Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьями;
5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития); 8. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.1.4. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР
В ДОУ у детей 4-7 лет ярко проявляются проблемы в психическом и физическом развитии. Дети не умеют удерживать дистанцию относительно друг друга и окружающих предметов, что нередко приводит к столкновениям, а в крайних случаях и к падениям. Вследствие несформированности самоконтроля дети не замечают неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки, нуждаясь в поддержке взрослого. Особенности эмоциональной сферы проявляются полярно: у некоторых детей отсутствуют выраженные эмоциональные проявления (они вялы, пассивны, их лица маскообразны), у других, наоборот, отмечается выраженная неконтролируемая экспрессия, несдержанность в эмоциональных реакциях в любых ситуациях. У некоторых детей, не обнаруживаются потребности в продуктивном взаимодействии со взрослым: одни остаются равнодушными к взрослым и к предлагаемому взаимодействию, другие активно проявляют негативизм. Самостоятельные действия дошкольников с ЗПР с игрушками стереотипны, но преимущественно адекватны. Восприятие имеет ряд особенностей, таких как: инактивность, замедленность, фрагментарность, малый объем, низкий уровень избирательности и константности, слабая дифференцированность и несамостоятельность. Действия детей с предметами длительное время остаются на уровне манипуляций, часто неспецифических (постукивание и бросание предметов на пол и т.п.). Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи, которое имеет весьма широкий диапазон: от полного ее отсутствия до небольших грамматических ошибок в речевых высказываниях, имеющих место у детей с ЗПР. Выполняя какие-либо действия, контактируя друг с другом, играя, дошкольники, как правило, действуют молча. Одни дети не сопровождают свои действия речью, другие произносят отдельные слова.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1.2.1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР (1 ЭТАП ОБУЧЕНИЯ)
«Речевое развитие»
Возможные достижения ребенка:
- сформировать способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
- проявлять речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;
- понимать названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;
- уметь выполнять элементарные словесные инструкции;
- различать лексические значения слов и грамматических форм слова;
- называть действия, предметы, изображенные на картинке, участвовать в элементарном диалоге (отвечать на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые слов, которые могут добавляться жестами);
- произносить простые по артикуляции звуки;
- воспроизводить слоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
«Социально-коммуникативное развитие»
Возможные достижения ребенка:
- обладать элементарными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);
- выражать интерес и проявлять внимание к различным эмоциональным состояниям человека;
- составлять схематическое изображение из двух-трех частей;
- показывать по словесной инструкции и может называть два-четыре основных цвета и две-три формы;
- воспринимать и запоминать инструкцию из трех-четырех слов;
- усвоить элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах;
- обладать навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»); навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);
- знать реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).
«Познавательное развитие»
Возможные достижения ребенка:
- составлять схематическое изображение из двух-трех частей;
- показывать по словесной инструкции и может называть два-четыре основных цвета и две-три формы;
- обладать навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;
- воспринимать и запоминать инструкцию из трех-четырех слов;
- усвоить элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах;
- обладать навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»); навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);
- знать реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток(день и ночь).
«Художественно-эстетическое развитие»
Возможные достижения ребенка:
- проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
- рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины.
- уметь прислушиваться к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета;
- узнавать и различать голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;
- с помощью взрослого и самостоятельно выполнять музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.
«Физическое развитие»
Возможные достижения ребенка:
- обладать развитой крупной моторикой;
− обладать навыками элементарной ориентировки в пространстве;
− с незначительной помощью взрослого стремиться поддерживать опрятность во внешнем виде, выполнять основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.
1.2.2. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
(2-3 ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ)
«Речевое развитие»
Возможные достижения ребенка:
- обладать мотивацией к школьному обучению;
- усваивать значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- употреблять слова, обозначающие личностные характеристики;
- уметь подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- правильно употреблять грамматические формы слова;
- продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
- уметь подбирать однокоренные слова;
- уметь строить простые распространенные предложения;
- составлять различные виды описательных рассказов, текстов (с помощью взрослого);
- осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
- владеть простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществлять операции фонематического синтеза;
- владеть понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
- осознавать слоговое строение слова, осуществлять слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
- уметь составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
- знать печатные буквы (без употребления алфавитных названий), уметь их воспроизводить;
- правильно произносить звуки (в соответствии с онтогенезом).
«Социально-коммуникативное развитие»
Возможные достижения ребенка:
- самостоятельность в разных видах деятельности: в общении;
- передавать как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
- пытается регулировать свое поведение с помощью слов в соответствии с усвоенными нормами и правилами,
«Познавательное развитие»
Возможные достижения ребенка:
- обладать сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, уметь отражать их в речи;
- использовать в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
- определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.
- определять времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);
- использовать в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не.
«Художественно-эстетическое развитие»
Возможные достижения ребенка:
− эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;
− воспринимать музыку, художественную литературу, фольклор;
− сопереживает персонажам художественных произведений.
«Физическое развитие»
Возможные достижения ребенка:
− выполнять основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;
− знать и подчиняться правилам подвижных игр.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Принципы отбора содержания образования
Содержание Программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с задержкой психического развития:
1. Структурно-системный принцип;
2. Принцип комплексности;
3. Принцип дифференциации;
4. Принцип концентричности предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам;
5. Принцип последовательности;
6. Принцип коммуникативности;
7. Принцип доступности;
8. Принцип индивидуализации;
9. Принцип интенсивности;
10. Принцип сознательности;
11. Принцип активности;
12. Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения.
Каждая ступень Программы включает коррекционно-образовательную работу и работу по образовательным областям, определенным ФГОС ДО:
- Социально – коммуникативное развитие;
- Речевое развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Содержание коррекционно-развивающей работы в образовательных областях сгруппировано по разделам, которые являются сквозными на весь период дошкольного образования и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности разделено на 3 этапа. Примерные возрастные границы этапов представлены довольно широко с учетом особенностей и динамики развития детей с задержкой психического развития.
- Структура реализации образовательного процесса
Основной формой обучения являются занятия (индивидуальные, подгрупповые). Занятия проводятся в определенной системе в соответствии с разделами данной программы. Занятия по развитию речи на ознакомлении с окружающим миром, развитие лексико-грамматического строя и связной речи.
Содержание педагогической работы с детьми с ЗПР определяется целями и задачами коррекционно – развивающего воздействия, которое организуется в три этапа, соответствующих периодизации дошкольного возраста. Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами, приемами и применяемыми видами деятельности. Коррекционно – развивающая работа проводится в процессе занятий, экскурсий, экспериментирования, подвижных, дидактических, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, коллективного труда и т.д.
Особенности коррекционно – развивающей работы с детьми с ЗПР состоит в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу, развития самостоятельности и активности детей.
В образовательной области «Познавательное развитие» выделены направления коррекционно-педагогической работы, которые способствуют решению задач поэтапного формирования способов ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения ребенком общественного опыта:
∙ Сенсорное воспитание,
∙ Формирование мышления,
∙ Формирование элементарных количественных представлений,
∙ Ознакомление с окружающим,
∙Развитие речи и формирование коммуникативных способностей,
∙ Обучение грамоте.
Используются следующие педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии:
- игровые технологии,
-социально-коммуникативные,
- информационно – коммуникативные.
2. 3. Содержание образовательных областей на первом этапе обучения (ориентировочно средний дошкольный возраст)
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Основные задачи этапа:
- стимулировать и поощрять речевую активность в процессе игр;
-совершенствовать у детей умение брать на себя роль, называть себя именем персонажа, и действовать в соответствии с нею (при помощи взрослого);
- развивать у детей умение передавать характер персонажа, используя движения, изобразительные жесты и речь, при активной поддержке взрослого; -развивать у детей стремление передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в имитационных, театрализованных и ролевых играх;
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ
Основные задачи этапа:
– продолжать развивать у детей умение имитировать движения, голоса персонажей, «преображаться» в процессе театрализованных игр;
– развивать у детей внимание к различным эмоциональным состояниям человека и умение его распознавать по внешним проявлениям (лицо, поза, движения);
– развивать навыки эмоционального общения детей друг с другом и со взрослыми;
– продолжать развивать у детей диалогическую форму речи, поддерживать и стимулировать инициативные диалоги между ними, создавать коммуникативные ситуации, вовлекая детей во взаимодействие и диалог;
– развивать ориентировку детей в пространстве и во времени (например, создание мизансцен, соответствующих различным временам года, частям суток);
– обогащать и закреплять представления детей о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь), сезонных и суточных изменениях (лето – зима, весна – осень, день – ночь, утро –вечер);
- обогащать экологические представления (люди, растения и животные: строение, способ передвижения, питание, взаимодействие со средой – обладают способностью приспосабливаться к среде обитания, к суточным и сезонным изменениям в природе; отношение человека к растениям и животным).
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В БЫТУ И В СОЦИУМЕ
Основные задачи этапа:
– формировать у детей игровые и речевые образные действия, которые помогают понять элементарные правила поведения (на улице, на дороге, в доме, в природе) в процессе сюжетных, подвижных игр с использованием отдельных элементов комплектов «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука железной дороги» и др.;
–обогащать представления детей о труде взрослых;
–обогащать словарь детей за счет расширения понимания слов и словосочетаний (улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, пешеходный переход, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, пожарная машина, трамвай, троллейбус, автобус, пожар, знаки информации: больница, детский сад и др.);
–формировать у детей умение отражать в речи содержание выполненных игровых действий.
ТРУД
Основные задачи этапа:
- развивать общую и ручную моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе простых трудовых действий;
- развивать у детей планирующую и регулирующую функции речи в процессе организации всех видов труда.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Основные задачи этапа:
- стимулировать и поддерживать развитие двигательной активности детей;
- закреплять представления об основных частях тела;
- обогащать кинестетический опыт ребенка, совершенствовать кинестетическое восприятие;
- развивать двигательную память;
- формировать произвольные движения головой, руками, туловищем, ногами по образцу и словесной инструкции;
- формировать пространственные представления и ориентировки;
- развивать произвольные движения кистей и пальцев рук.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И ГИГИЕНЕ
Основные задачи этапа:
- обогащать опыт выполнения детьми безопасных движений, важных для сохранения здоровья (осторожно брать предметы со стола, проходить между стоящими предметами и т. п.).
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Основные задачи этапа:
− создавать условия для активизации речевой активности детей, развития коммуникативной функции речи детей на занятиях, в играх, в бытовых ситуациях и т. д., поддерживать стремление детей к общению со взрослыми и со сверстниками;
−формировать у детей умение задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний), развивать фразовую речь детей; −расширять номинативный и глагольный словарный запас детей, связанный с содержанием их эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;
−обращать внимание детей на различные эмоциональные состояния человека, учить их подражать выражению лица взрослого (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет – обнимает, гладит по голове; радуется – хлопает в ладоши и т. п.);
− закреплять представления детей о родственных отношениях в семье, о способах коммуникации с близкими людьми;
− развивать диалогическую форму речи детей, поддерживать инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор;
− обучать детей элементарному планированию и выполнению каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основные задачи этапа:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений народного творчества.
МУЗЫКА
Основные задачи этапа:
- развивать музыкально-сенсорные способности,
Продолжать формировать навыки движений под музыку,
Учить различать звуки по высоте,
Учить правильно передавать мелодия, вместе начинать и заканчивать песню, четко проговаривая слова,
Учить двигаться в соответствии с темпом и ритмом музыки.
2.4. Содержание образовательных областей на втором этапе обучения (ориентировочно старшей дошкольный возраст)
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Основные задачи этапа:
− продолжать формировать у детей умение выполнять игровые действия вместе с педагогом, по подражанию его действиям, по предложенному взрослым образцу, по простейшей словесной инструкции;
− стимулировать сопровождение игровых действий речью;
− развивать у детей умение общаться в процессе игры с помощью жестов, мимики, речи (особое внимание обращается на использование различных речевых конструкций в процессе игры);
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ
Основные задачи этапа:
− совершенствовать умение детей имитировать движения, голоса персонажей, «преображаться» в процессе театрализованных игр;
−развивать у детей умение имитировать движения персонажей, создавать образы животных (домашних и диких), птиц (цыпленка, курицы, воробья), растений (цветка, дерева), насекомых(бабочки, паучка), солнца, других объектов (поезд, самолет и т.п.);
− продолжать развивать у детей способность к превращениям: умение выражать чувства и настроения в соответствии с заданной сюжетом произведения (сказки, рассказа, стихотворения и т.п.) ситуацией;
− развивать пространственно-временную ориентировку детей (создание мизансцен, соответствующих различным временам года и др.);
− развивать у детей общую моторику в процессе выполнения имитационных движений, совершенствовать движения рук в играх с куклами-бибабо и с персонажами пальчикового театра.
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В БЫТУ И В СОЦИУМЕ
Основные задачи этапа
- формировать ориентировку в пространстве;
– формировать у детей игровые и речевые образные действия, которые помогают понять элементарные правила поведения (на улице, на дороге, в доме, в природе) в процессе сюжетных подвижных игр с использованием отдельных элементов комплектов «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука железной дороги» и др.;
- разыгрывать ситуации, в которых необходимы звукоподражания ; –развивать у детей слуховое внимание: определение местонахождения источника звука (звуки движущегося транспорта, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора), сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков, восприятие звуков различной громкости (с использованием аудиокассет с записью «Звуки улицы»);
–формировать у детей представление о труде взрослых; –обогащать словарь детей за счет расширения понимания слов и словосочетаний (улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный переход, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, пожарная машина, трамвай, троллейбус, автобус, пожар, знаки информации: больница, детский сад и др.).
ТРУД
Основные задачи этапа:
−продолжать приучать детей выполнять хозяйственно-бытовые поручения в соответствии с заранее намеченным планом по образцу и по словесной просьбе взрослого;
−развивать у детей планирующую и регулирующую функции речи в процессе изготовления различных поделок, хозяйственно-бытового труда; −совершенствовать зрительно-двигательную координацию детей, согласованность движений обеих рук.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Основные задачи этапа:
- продолжать поощрять и поддерживать двигательную активность детей;
- развивать координацию движений рук и ног;
- совершенствовать зрительный контроль за движениями (перед зеркалом);
- развивать координацию движений частей тела (рук и ног, рук, ног, рук и головы и т.п.);
- закреплять пространственные представления и ориентировки; ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И ГИГИЕНЕ
Основные задачи этапа:
- развивать у детей умение узнавать и называть предметы бытового назначения (одежду, посуду, гигиенические средства и др.), которыми они постоянно пользуются или которые могут наблюдать;
- использовать при этом вербальные и невербальные средства коммуникации (пиктографические коды, словесное и жестовое обозначение); - воспитывать бережливость, аккуратность в процессе действий с предметами гигиены, одеждой, обувью и т. п.;
- развивать у детей правильное динамическое и статическое дыхание, стимулирующее функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- снижать повышенное психическое возбуждение детей, поддерживать их положительный эмоциональный настрой.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Основные задачи этапа:
− создавать условия для стимулирования речевой активности детей, развивая коммуникативную функцию речи детей на занятиях, в играх, в бытовых ситуациях и т. д.,
− развивать коммуникативную функцию речи детей, формировать у них потребность в общении, создавать условия для развития образа «Я» на основе представлений о собственных возможностях и умениях («У меня глаза – я умею смотреть», «Это мои руки – я умею…» и т. д.), значимых для взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
−формировать у детей умение задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний), развивать фразовую речь детей;
−расширять номинативный и глагольный словарный запас детей, связанный с содержанием их эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;
− формировать у детей умение с помощью взрослого составлять простейший словесный отчет о выполненных действиях (начальный этап развития словесной регуляции действий);
− обращать внимание детей на различные эмоциональные состояния человека, учить их подражать выражению лица взрослого (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет – обнимает, гладит по голове; радуется – хлопает в ладоши и т. п.);
−формировать у детей потребность и умение выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
− закреплять представления детей о родственных отношениях в семье, о способах коммуникации с близкими людьми;
− расширять предметный, предикативный и адъективный словарный запас детей, связанный с их эмоциональным, бытовым, предметным, игровым опытом.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основные задачи этапа:
- совершенствовать у детей умение рисовать прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, сочетать в рисунках прямые и наклонные линии;
- закреплять умение детей рисовать закругленные линии и изображения предметов округлой формы;
- закреплять умение детей рисовать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- закреплять представления детей о пространственных свойствах объектов, учить сравнивать их по форме, размеру, расположению (ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина);
- закреплять умение детей ориентироваться в пространстве листа бумаги: слева – справа, низ – верх, середина (центр), левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол.
МУЗЫКА
Основная задача этапа:
- развивать у детей пространственные ориентировки, общую моторику, координацию движений, сенсомоторную интеграцию.
- Содержание образовательных областей на третьем этапе обучения (ориентировочно подготовительный к школе возраст)
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Основные задачи этапа:
− продолжать формировать у детей умение выполнять игровые действия по образцу, словесной инструкции и собственному замыслу в сюжетно-ролевых играх;
− стимулировать развитие сопровождения игровых действий речью;
− закреплять у детей умение располагать игровые атрибуты в пространстве комнаты, в игровом уголке, на плоскости стола и т. п. для проведения игры;
-продолжать развивать у детей умение выражать разные эмоциональные состояния адекватно сюжету и ролевому поведению с помощью различных пантомимических, мимических и вербальных средств.
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ
Основные задачи этапа:
− закреплять умение детей имитировать движения, голоса персонажей, «преображаться» в процессе театрализованных игр;
−совершенствовать представления детей о специфике определенных ролей (кошка, собака, курочка, медведь, лиса, заяц, еж и т.п.) и об условности их исполнения;
− развивать пространственно-временную ориентировку детей;
−развивать у детей общую моторику в процессе выполнения имитационных движений, совершенствовать движения рук в играх с куклами-бибабо и с персонажами пальчикового театра.
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В БЫТУ, В СОЦИУМЕ
Основные задачи этапа:
-формировать ориентировки в пространстве и действия с предметами и материалами, необходимые для организации игр на темы безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях;
– закреплять у детей игровые и речевые образные действия, которые помогают понять элементарные правила поведения (на улице, на дороге, в доме, в природе) в процессе сюжетных подвижных игр с использованием отдельных элементов комплектов «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука железной дороги» и др.;
–развивать у детей слуховое внимание: определение местонахождения источника;
–формировать у детей представление о труде взрослых;
–обогащать словарь детей за счет расширения адекватного понимания и использования в собственной речи слов и словосочетаний (улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный переход, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, пожарная машина, трамвай, троллейбус, автобус, пожар, знаки информации: больница, детский сад и др.);
–формировать у детей умение отражать в речи содержание выполненных игровых действий.
ТРУД
Основные задачи этапа:
−формировать у детей умение планировать вместе со взрослым свою работу по этапам, подбирать необходимые орудия и материалы для труда;
-развивать у детей планирующую и регулирующую функции речи в процессе изготовления различных поделок, хозяйственно-бытового труда;
−совершенствовать зрительно-двигательную координацию детей, согласованность движений обеих рук.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Основные задачи этапа:
- продолжать развивать целенаправленную двигательную активность детей, способы ее удовлетворения;
- формировать умение выполнять по образцу предложенному взрослым и графическому образцу различные движения кистями и пальцами рук;
- закреплять пространственные представления и ориентировки, развивать пространственную организацию движений;
- развивать умение сохранять правильную осанку.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗИ И ГИГИЕНЕ
Основные задачи этапа:
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе умывания, раздевания и одевания, приема пищи;
- продолжать развивать у детей правильное динамическое и статическое дыхание, стимулирующему функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Основные задачи этапа:
−создавать условия для стимулирования речевой активности детей, развивая коммуникативную функцию речи детей на занятиях, в играх, в бытовых ситуациях и т. д., поддерживать стремление детей к общению со взрослыми и со сверстниками;
− продолжать развивать коммуникативную функцию речи детей, формировать у них потребность в общении, создавать условия для развития образа «Я» на основе представлений о собственных возможностях и умениях («У меня глаза – я умею смотреть», «Это мои руки – я умею…» и т. д.), значимых для взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
− продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний), развивать фразовую речь детей;
−расширять номинативный и глагольный словарный запас детей, связанный с содержанием их эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;
−формировать у детей умение с помощью взрослого составлять словесный отчет о выполненных действиях (начальный этап развития словесной регуляции действий);
−продолжать формировать у детей потребность и умение выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
− закреплять представления детей о родственных отношениях в семье, о способах коммуникации с близкими людьми;
− продолжать формировать у детей умение задавать вопросы и отвечать на них, формулировать простейшие сообщения и побуждения, то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний;
− продолжать развивать диалогическую форму речи детей, поддерживать инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор;
− формировать способность к элементарному планированию и выполнению действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основные задачи этапа:
- закреплять у детей умение рисовать прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, сочетать в рисунках прямые и наклонные линии;
- закреплять умение детей рисовать закругленные линии и изображения предметов округлой формы;
- закреплять умение детей рисовать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- закреплять представления детей о пространственных свойствах объектов, учить сравнивать их по форме, размеру, расположению (ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина); - закреплять умение детей ориентироваться в пространстве листа бумаги: слева – справа, низ – верх, середина (центр), левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол.
МУЗЫКА
Основные задачи этапа:
- развивать координацию движений, сенсомоторную интеграцию.
- развивать у детей пространственные ориентировки, общую моторику, координацию движений, сенсомоторную интеграцию.
2.6. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ
«Речевое развитие»
1. Развитие словаря.
2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
3. Развитие просодической стороны речи.
4. Коррекция произносительной стороны речи.
5. Работа над слоговой структурой слова.
6. Формирование фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
7. Обучение элементам грамоты.
8. Развитие связной речи и речевого общения.
«Познавательное развитие»
1. Сенсорное развитие.
2. Развитие психических функций.
3. Формирование целостной картины мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности.
4. Развитие математических представлений (закрепление в речи порядковых и количественных числительных;
5. Развитие умений выделять сходные и отличительные признаки; совершенствование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости;
6. Закрепление знаний о временах года, днях недели, частях суток;
7. Активизация наречий одинаково, больше на, меньше на и др.).
«Художественно-эстетическое развитие»
1. Развитие навыка слушания литературных произведений, формирование эмоционального отклика на них.
2. Совершенствование умения понимать вопросы к литературному произведению, отвечать на них, задавать вопросы с помощью взрослого.
3. Формирование навыка пересказа хорошо знакомой сказки и небольшого рассказа со зрительной опорой и помощью взрослого.
4. Совершенствование графических навыков.
5. Развитие умения передавать пространственное расположение предметов и явлений на листе бумаги.
6. Развитие чувства ритма.
«Социально-коммуникативное развитие»
1. Развитие коммуникативных навыков, взаимодействия.
2. Формирование гендерных и гражданских чувств.
3. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
«Физическое развитие»
1. Развитие общей моторики, совершенствование физических качеств и координационных способностей, ориентировки в пространстве.
2. Развитие ручной и пальчиковой моторики.
2.7. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своѐ отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития личности ребѐнка в раннем возрасте». Цель дошкольного учреждения – оказание профессиональной помощи семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций: Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
- воспитывать уважения к детству и родительству;
- взаимодействовать с родителями для изучения их семейной микросреды;
- повышать общую культуры семьи и психолого-педагогическую компетентность родителей;
- оказывать практическую и теоретическую помощь родителям воспитанников;
- использовать в работе с родителями различные формы сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
⎯ изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
⎯ открытость детского сада семье; ⎯ ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:
1) Проектирование содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.
2) Установление между педагогами и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
3) Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия.
4) Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка.
Все формы с родителями подразделяются на коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные; - традиционные и нетрадиционные.
Просветительско-информационные формы взаимодействия с родителями:
- Общее родительское собрание ДОУ.
- Тематические индивидуальные консультации.
- Групповые собрания родителей.
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
- Тренинги - Педагогические беседы с родителями. –
Индивидуальные консультации.
- Досуговые формы взаимодействия с родителями
- Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).
- Выставки работ родителей и детей.
- Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
- Выставки, вернисажи детских работ.
- Информационные листы. - Памятки для родителей.
- Папки–передвижки - Родительская газета.
- Информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями.
- Анкетирование.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Предметно-пространственная развивающая среда
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
3. 2. Методическое обеспечение.
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Конспек т занятий. Изд.4-е доп. - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008 — 124 с.
3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-64 с.
6. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-96с.
7. Дидактические игры-занятия в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.- сост. Е.Н. Панова — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. - 79с.
10.Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - Автор-сост. О.А. Зажигина. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО— ПРЕСС». 2013.- 96с.
11. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. М.: Издательство «Ювенто»,2004. 96с. - 48с.
13. Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. - Спб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008.-176с
16.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.- 88с.
17.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 136с.
19.«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014
24. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду.- Ярославль: Академияразвития,2007.- 112с.:ил
25.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015. - 64с.
28.С.Г.Шевченко . «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».- М.: «Школьная пресса»,2005. (Допущено Министерством образования Российской Федерации).
Приложение
Анкета для родителей
∙Сведения о родителях, состав семьи _______________________________
Мать (Ф.И.О., возраст, место работы) _________________________ __________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., возраст при рождении ребѐнка, место работы) ∙Наличие наследственных, нервно-психических заболеваний у родителей ____________
__________________________________________________________________
∙Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников __________________________________________________________________
∙Протекание беременности:
От какой по счѐту беременности_______________________________________
Как протекала беременность (токсикоз 1-2 половины, падения, психозы, травмы, хронические заболевания, инфекции, применение медикаментозных средств – антибиотиков, гормоны, наличие химических вредностей, радиации, употребление алкоголя, никотина, наркотиков)__________________________
∙Протекание родов: (Досрочные, срочные, стремительные, затяжные, обезвоживание, слабость родовой деятельности, применение стимуляции (механической, химической, электростимуляции, кесарево сечение) ________
Когда ребѐнок закричал, наличие асфиксии (синей, белой) ________________
Резус фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость)___________________________________________________
Травмы во время родов (ЧМТ, кровоизлияния, родовая травма)
∙Вес и рост ребѐнка при рождении ____________________________________
∙Вскармливание: Когда принесли кормить __________, как сосал (активно, срыгивая, попѐрхиваясь) ____________________________________________ Грудное вскармливание до ______________ месяцев
∙Состояние раннего психомоторного развития: Голову держит с __ (1.5 мес), сидит с ____ (6 мес), стоит с ____(11 мес), ходит с ____(12 мес), первые зубы ___ (6-8 мес)
∙Раннее речевое развитие: Гуление ____(2-3 мес. ), лепет ____ (4-6 мес. ), характер лепета ___ Первые слова ___ (к году), первые фразы _____ ( к 1.5 – 2 годам) Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) Использование жестов____________________________________________________________
∙ Перенесѐнные заболевания и время перенесения (тяжѐлые соматические, инфекции, ушибы, травмы, судороги при повышенной температуре) ________
Спасибо за ответы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Я все смогу!»
Программа направлено на преодоление у детей неуверенности в собственных силах, боязни ошибочных шагов, снижение тревожности через повышение уровня развития познавательных и творческих способнос...
Рабочая программа физическая культура с детьми младшего возраста
Пояснительная запискаПрограмма разработана на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ Нармонского детского сада «Солнышко», которая была разработана на основе Примерной общеобразоват...
Рабочая программа учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Оглавление 1. Пояснительная записка...
Рабочая программа для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Рабочая программа содержит:1.Пояснительную записку.2. Тематическое планирование лексических тем.3. Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений.4. Диагностически...
Рабочая программа психолога с тревожными детьми. Тренинг с тревожными детьми.
Как правило, в саду тревожные дети не так заметны, как гиперактивные или агрессивные дети. Но где тревожность, там и страхи, а страхи вызывают напряжение у детей, которое рано или поздно ищет вы...
Рабочая программа "Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи"
Рабочая программа учителя-логопеда...
Рабочая программа по ИЗО с детьми от 3 до 7 лет
"Нетрадиционные техники работы с бумагой и пластилином"...