Рабочая программа к ООП "Интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей старшего дошкольного возраста"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллекта и творчества ребенка. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе будущие способности и склонности детей. Поэтому именно в дошкольном периоде необходимо предотвратить «неблагоприятное» развитие детей. Данная Рабочая программа «Интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей старшего дошкольного возраста» помогает этого добиться через создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его интеллектуального и личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ и на основе комплексной программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 - 6 лет «Цветик-семицветик» (авторы Куражева Н. Ю., Бараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. Л.), направлена на реализацию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 5-6 лет.
Успешно реализуется с детьми старшего дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности в течение 2019-2020 и 2020-2021 уч. г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_dlya_detey_5-6_let.doc | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 9 «Березка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
к основной общеобразовательной программе дошкольного образования МДОУ д/с № 9 «Березка»
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие»
Возрастная группа: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель и ответственный за реализацию программы:
педагог-психолог Козлова С.А.
Углич, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….............3
1.1.1.Цели и задачи реализации Программы………………………………………3
1.1.2.Принципы формирования Программы ……………...………………………4
1.1.3.Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей……………………………..4
1.2.Планируемы результаты реализации Программы ……………………………5
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Календарно-тематическое планирование ……………………………………..6
2.2.Содержание Программы ………………………………………………………..6
2.3.Контроль освоения детьми Программы ………………………… ………….24
2.4.Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями
воспитанников ……………………………………………………………….……25
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Материально-техническое обеспечение Программы …………….…………26
3.2.Учебно-методическое обеспечение Программы …………………….............26
3.3.Режим реализации Программы ……………………………………….………27
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей старшего дошкольного возраста» разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ д/с № 9 «Березка» и на основе комплексной программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 - 6 лет «Цветик-семицветик» (авторы Куражева Н. Ю., Бараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. Л.).
Рабочая программа направлена на сохранение психологического здоровья детей, формирование социальных отношений и развитие познавательной сферы детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 5-6 лет.
Рабочая программа направлена на реализацию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребёнка.
Задачи:
- Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества и совершенствования коммуникативных навыков дошкольников.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка, проявления инициативы и самостоятельности во всех видах деятельности.
- Способствовать самопознанию ребёнка, развитию уверенности в себе и саморегуляции эмоциональных реакций.
- Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Развитие интеллектуальной сферы дошкольников через развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления, развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.
- Принципы формирования Программы
- Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- Принцип единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- Принцип последовательности и концентричности при подборе материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие;
- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах и приемах работы с детьми: игра, наглядность.
- Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей
В МДОУ д/с № 9 «Березка» в 2019-2020 учебном году функционирует 2 старшие группы детей в возрасте 5-6 лет общеразвивающей направленности.
Психологические особенности детей 5-6 лет
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление, воображение |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый как источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Старается контролировать свои эмоции, элементы эмоциональной отзывчивости |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, эксперимент |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы |
Восприятие | Сенсорные эталоны, свойства предметов |
Внимание | Зависит от интереса ребенка, развивается устойчивость и возможность произвольного переключения (удержание внимания на 10-15 минут, объем внимания 4-5 предметов) |
Память | Кратковременное запоминание, зависит от вида деятельности (объем памяти 4-5 предмета, 2-3 действия) |
Мышление | Наглядно-образное, начало формирования логического мышления |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и развитая речь |
Новообразования возраста | Контролирующая функция речи, Способность выстраивать элементарные заключения |
- Планируемые результаты реализации Программы
- Позитивное отношение ребёнка к занятиям;
- Отсутствуют такие эмоциональные состояния, как агрессия, тревожность, враждебность;
- Выстроена система отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
- Наблюдается позитивная динамика в развитии познавательных процессов.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | № занятия | Наименование темы | Количество занятий |
Сентябрь | 1-я неделя | Первичная диагностика | ||
2-я неделя | Первичная диагностика | |||
3-я неделя | Занятие № 1 | «Знакомство с Дракончиком» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 2 | «Давайте дружить!» | 1 | |
5-я неделя | Занятие № 3 | «Страна добра» | 1 | |
Октябрь | 1-я неделя | Занятие № 4 | «Путешествие с облаками (радость и грусть)» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 5 | «Гнев» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 6 | «Страшно…, но я не боюсь!» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 7 | «Ссора» | 1 | |
Ноябрь | 1-я неделя | Занятие № 8 | «Что я люблю и умею» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 9 | «В гости к Смешарикам» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 10 | «Путешествие по сказкам» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 11 | «Петушок» | 1 | |
Декабрь | 1-я неделя | Занятие № 12 | «Зима» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 13 | «Веселый счет» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 14 | «Все профессии важны» | 1 | |
4-я неделя | Новогодний утренник | |||
Январь | 1-я неделя | Каникулы | ||
2-я неделя | Занятие № 15 | «Развиваемся вместе с веселыми зверушками» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 16 | «Игры с фигурами» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 17 | «Задания – ловушки от веселого клоуна» | 1 | |
Февраль | 1-я неделя | Занятие № 18 | «Увлекательное лото» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 19 | «Это все мебель» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 20 | «Ждем гостей» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 21 | «Семья» | 1 | |
Март | 1-я неделя | Занятие № 22 | «Весна» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 23 | «Транспорт» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 24 | «Веселые медвежата» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 25 | «В гостях у солнечного зайчика» | 1 | |
5-я неделя | Занятие № 26 | «Фрукты» | 1 | |
Апрель | 1-я неделя | Занятие № 27 | «Время суток» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 28 | «Космическая одиссея» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 29 | «Развиваем память, внимание и речь» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 30 | «Путешествие на Удивительный остров» | 1 | |
Май | 1-я неделя | Занятие № 31 | «Цвета радуги» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 32 | «Волшебная игротека» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 33 | «Итоговая диагностика (часть 1) | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 34 | «Итоговая диагностика (часть 2) | 1 | |
ИТОГО: | 34 |
- Содержание Программы
Наименование темы | Задачи | Содержание | Оборудование |
Занятие № 1. «Знакомство с Дракончиком» |
|
| Игрушка Дракончик, картинки животных, картинка-шаблон цветка из 5 лепестков и заготовки шаблонов для детей, цветные карандаши |
Занятие № 2. «Давайте дружить!» |
|
| Игрушка Дракончик, покрывало, музыка, листы бумаги, простые карандаши, шаблоны животных |
Занятие № 3. «Страна добра» |
|
| Игрушка Дракончик, кукла, белочка, зайчик, кошка, ширма для кукольного театра, картинки, раздатка с заданиями, простые карандаши |
Занятие № 4. «Путешествие с облаками (радость и грусть)» |
|
| Рисунки радостного и грустного облака, «радостный» и «грустный» карандаши, цветные карандаши и чистые листы бумаги, картинки сказочных персонажей, |
Занятие № 5 «Гнев» |
|
| Зеркала, музыка, распечатки заданий для детей, картинки героев мультиков, газетные листы, подушка-колотушка, мешочек, простые карандаши |
Занятие № 6 «Страшно…, но я не боюсь!» |
|
| Листы бумаги, краски, кисти, платок |
Занятие № 7 «Ссора» |
|
| Настольный театр, листы бумаги, цветные карандаши, шкатулка |
Занятие № 8 «Что я люблю и умею» |
|
| Игрушка Петрушка-непослушка, Мяч, листы, цветные карандаши |
Занятие № 9 «В гости к Смешарикам» |
|
| Картинки с героями мультфильма «Смешарики», листы с заданиями для детей, цветные карандаши |
Занятие № 10 «Путешествие по сказкам» |
|
| Картинки к загадкам, инвентарь для инсценировки сказки |
Занятие № 11 «Петушок» |
|
| Картинка петушка в ч/б и цветном форматах, фрагмент мультфильма, шаблоны петушка для детей, цветные карандаши |
Занятие № 12 «Зима» |
|
| Шаблоны заданий для детей, простые карандаши, мягкий мячик |
Занятие № 13 «Веселый счет» |
|
| Картинки, карточки с цифрами, коробки с цифрами, счетные палочки, кубики |
Занятие № 14 «Все профессии важны» |
|
| Картинки на тему «Профессии», фишки, шаблоны заданий для детей, простые карандаши, мяч |
Занятие № 15 «Развиваемся вместе с веселыми зверушками» |
|
| Загадки на бумажках, шаблоны заданий для детей, простые карандаши, карточки с символами |
Занятие № 16 «Игры с фигурами» |
|
| Бусины и нитки, наборы геометрических фигур, мяч, картинки с предметами, разрезные фигуры, материалы для аппликации |
Занятие № 17 «Задания-ловушки от веселого клоуна» |
|
| Игрушка клоун, знаки, палочки, карточки с символами, мяч |
Занятие № 18 «Увлекательное лото» |
|
| Наборы лото, правила игры в картинках |
Занятие № 19 «Это все мебель» |
|
| Карточки по темам мебель, посуда, игрушки; шаблоны с заданиями для детей, цветные карандаши |
Занятие № 20 «Ждем гостей» |
|
| Шаблоны с заданиями для детей, цветные карандаши, игрушка любая |
Занятие № 21 «Семья» |
|
| Игрушка Красная шапочка, мяч, шаблоны заданий для детей, Цветные карандаши, жетоны, наклейки |
Занятие № 22 «Весна» |
|
| Листочки разного цвета, шаблоны заданий для детей, цветные карандаши, картинки процесса появления цветка, палочки, домашние весенние фото |
Занятие № 23 «Транспорт» |
|
| Шаблоны заданий для детей, цветные карандаши, мяч |
Занятие № 24 «Веселые медвежата» |
|
| Бусины, нитки, шарф, шаблоны с заданиями для детей, простые карандаши |
Занятие № 25 «В гостях у солнечного зайчика» |
|
| Зеркало, серия сюжетных картинок, шаблоны с заданиями для детей, простые карандаши |
Занятие № 26. «Фрукты» |
|
| Игрушка ежик, мешок с предметами, картинки яблоко, помидор, апельсин, лимон; шаблоны с заданиями для детей, простые карандаши, муляжи фруктов, тарелки, серия сюжетных картинок |
Занятие № 27 «Время суток» |
|
| Круги разного цвета, картинки времени суток |
Занятие № 28 «Космическая одиссея» |
|
| Макеты ракет, шаблоны заданий для детей, цветные карандаши, набор геометрических фигур |
Занятие № 29 «Развиваем память, внимание и речь» |
|
| Картинки с позами человека, картинки с символами, мешочек с загадками, игровое поля к игре «Муха», набор игрушек |
Занятие № 30 «Путешествие на Удивительный остров» |
|
| Карточки с изображением удивленных людей и животных, листы бумаги, цветные карандаши |
Занятие № 31 «Цвета радуги» |
|
| Пирамидки, Корзиночки или тарелки, Карандаши по цветам радуги, |
Занятие № 32 «Волшебная игротека» |
| Психолог проводит с детьми игры, которые им больше всего запомнились. | |
Занятие № 33 Итоговая диагностика (часть 1) |
|
| |
Занятие № 34 Итоговая диагностика (Часть 2) |
|
|
- Контроль освоения детьми Программы
Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга эмоционального и познавательного развития воспитанников, включающие следующие этапы: первичный, итоговый.
Первичная диагностика проводится с детьми в сентябре (1-я и 2-я недели). Данная диагностика включает в себя сбор актуальной информации о ребёнке (в том числе анкетирование родителей), изучение медицинской карты, а также диагностика познавательного и эмоционального развития детей. Целью первичной диагностики является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей.
Для проведения первичной диагностики используются следующие методики и диагностические комплекты:
№ п/п | Наименование методики или диагностического комплекта | Цель |
1 | Диагностический комплект: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду. | Выявление уровня развития познавательных процессов. |
2 | Наблюдение | Выявление уровня социально-коммуникативного развития ребёнка. |
Итоговая диагностика проводится с детьми в виде занятий в мае (3-я и 4-я недели). Она направлена на выявление динамики в развитии детей в результате коррекционно-развивающих занятий.
Участие ребёнка к психологической диагностике допускается только с письменного согласия родителей (законных представителей), а полученные результаты могут быть использованы только для задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
- Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников
Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка является: выдача рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка; создание условий для максимального стимулирования членов семьи к активному решению возникающих проблем, для более охотного внедрения их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.
Педагог-психолог информирует и обсуждает с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родителей постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий.
Формы сотрудничества с семьей в рамках образовательной деятельности
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в МДОУ д/с № 9 «Березка» необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями детей, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей в рамках Программы
№ п/п | Направление работы с родителями | Содержание работы | Периодичность |
1 | Анкетирование | Сбор информации о ребёнке | Сентябрь (1-я и 2-я недели) |
2 | Индивидуальные консультации | Информирование родителей о ходе коррекционно-развивающей работы. | По запросам |
3 | Совместное пребывание родителей и детей на занятии | Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие. | по запросам |
4 | Индивидуальные консультации | Информирование родителей о результатах освоения программы | Май |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Материально-техническое обеспечение Программы
Сведения об имеющихся в наличии помещениях для организации образовательной деятельности | |
№ п/п | Наименование |
1 | Групповое помещение |
Сведения об имеющемся в наличии информационно-техническом оборудовании для организации образовательной деятельности | |
№ п/п | Наименование технических средств |
1 | Ноутбук |
2 | Принтер |
3 | Музыкальный центр |
4 | Ж/К телевизор |
Сведения об имеющемся в наличии учебном оборудовании для организации образовательной деятельности | |
№ п/п | Наименование |
1 | Детский стол |
2 | Детский стул |
3 | Магнитная доска |
4 | Доска-мольберт |
5 | Ширма |
- Учебно-методическое обеспечение программы
Сведения об имеющихся в наличии дидактических пособиях, играх для организации образовательной деятельности | |
№ п/п | Наименование |
1 | Дидактическая игра «Увлекательное лото» |
2 | Дидактическая игра «Время суток» |
3 | Дидактическое пособие «Время суток» |
4 | Дидактическая игра «Муха» |
5 | Картотека динамических пауз, игр малой подвижности |
6 | Картотека психогимнастических упражнений и упражнений для релаксации |
7 | Картотека пальчиковой гимнастики и игр |
8 | Демонстрационный материал и коллекции картинок по темам «Животные», «Мебель», «Профессии», «Транспорт», «Посуда», «Игрушки», «Фрукты», «Овощи», «Эмоции», «Сказочные персонажи» |
9 | Электронный сборник шаблонов с заданиями для детей, музыки, мультфильмов |
10 | Наборы игрушек, геометрических фигур, разрезных картинок к занятиям |
11 | Набор пиктограмм, карточек с символами, серии сюжетных картинок |
12 | Зеркала |
13 | Подушка-колотушка |
14 | Мешочек |
15 | Настольный театр |
16 | Мячи |
17 | бусины |
Сведения об имеющейся в наличии методической литературе для организации образовательной деятельности | |
№ п/п | Наименование |
1 | Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 |
2 | Куражева Н.Ю., Козлова И.А. 70 развивающих заданий для дошкольников 5-6 лет. |
3 | Хухлаева О.В. Практический материал для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – «Интермедиатор», 2016 год. |
4 | Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет: совместная деятельность, развивающие занятия/ авт.-сост. Т.Д. Пашкевич.-изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. – 123 с. |
5 | Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/ сост. Ю.Е. Веприцкая.- изд. 3-е., испр.- Волгоград: Учитель. 123 с. |
- Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в неделю | Длительность образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
34 | 1 | 25 мин. | Групповая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа педагога-психолога "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста"
для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы...
«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста элементами песочной терапии»
Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения эмоционально-волевой сферы. Одним из таких методов яв...
Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"
Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"...
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...
Рабочая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело играть»
программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»
Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...
Рабочая программа реализации культурной практики по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Здоровячек»
Дополнительная образовательная программа "Оздоровительная физкультура" разработана для детей дошкольного возраста. В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных...