Рабочая программа к ООП "Интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей старшего дошкольного возраста"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Козлова Светлана Алексеевна

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллекта и творчества ребенка. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе будущие способности и склонности детей. Поэтому именно в дошкольном периоде необходимо предотвратить «неблагоприятное» развитие детей. Данная Рабочая программа «Интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей старшего дошкольного возраста»  помогает этого добиться через создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его интеллектуального и личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ  и на основе комплексной программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 - 6 лет «Цветик-семицветик» (авторы Куражева Н. Ю., Бараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. Л.), направлена на реализацию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 5-6 лет.

Успешно реализуется с детьми старшего дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности в течение 2019-2020 и 2020-2021 уч. г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_dlya_detey_5-6_let.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 9 «Березка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

к основной общеобразовательной программе дошкольного образования МДОУ д/с № 9 «Березка»

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие»

Возрастная группа: 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель и ответственный за реализацию программы:

педагог-психолог Козлова С.А.

Углич, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….............3

1.1.1.Цели и задачи реализации Программы………………………………………3

1.1.2.Принципы формирования Программы ……………...………………………4

1.1.3.Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей……………………………..4

1.2.Планируемы результаты реализации Программы ……………………………5

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Календарно-тематическое планирование ……………………………………..6

2.2.Содержание Программы ………………………………………………………..6

2.3.Контроль освоения детьми Программы …………………………  ………….24

2.4.Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями

воспитанников ……………………………………………………………….……25

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Материально-техническое обеспечение Программы …………….…………26

3.2.Учебно-методическое обеспечение Программы …………………….............26

3.3.Режим реализации Программы ……………………………………….………27

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей старшего дошкольного возраста» разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ д/с № 9 «Березка»  и на основе комплексной программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 - 6 лет «Цветик-семицветик» (авторы Куражева Н. Ю., Бараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. Л.).

Рабочая программа направлена на сохранение психологического здоровья детей, формирование социальных отношений  и развитие познавательной сферы детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 5-6 лет.

Рабочая программа направлена на реализацию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребёнка.

Задачи:

  • Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества и совершенствования коммуникативных навыков дошкольников.
  • Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка, проявления инициативы и самостоятельности  во всех видах деятельности.
  • Способствовать самопознанию ребёнка, развитию уверенности в себе и саморегуляции эмоциональных реакций.
  • Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
  • Развитие интеллектуальной сферы дошкольников через развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления, развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.

 

  1. Принципы формирования Программы
  •  Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  •  Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  •  Принцип единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
  •  Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  •  Принцип последовательности и концентричности при подборе материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие;
  •  Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах и приемах работы с детьми: игра, наглядность.

  1. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей

    В МДОУ д/с № 9 «Березка» в 2019-2020 учебном году функционирует 2 старшие группы детей в возрасте 5-6 лет общеразвивающей направленности.

Психологические особенности детей 5-6 лет

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении, познавательная активность

Ведущая функция

Наглядно-образное мышление, воображение

Игровая деятельность

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое: взрослый как источник информации

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: сверстник как партнер по сюжетной игре

Эмоции

Старается контролировать свои эмоции, элементы эмоциональной отзывчивости

Способ познания

Вопросы, рассказы взрослого, эксперимент

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Восприятие

Сенсорные эталоны, свойства предметов

Внимание

Зависит от интереса ребенка, развивается устойчивость и возможность произвольного переключения (удержание внимания на 10-15 минут, объем внимания 4-5 предметов)

Память

Кратковременное запоминание, зависит от вида деятельности (объем памяти 4-5 предмета, 2-3 действия)

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования логического мышления

Воображение

Репродуктивное, появление творческого воображения

Условия успешности

Кругозор взрослого и развитая речь

Новообразования возраста

Контролирующая функция речи,

Способность выстраивать элементарные заключения

  1. Планируемые результаты реализации Программы
  •  Позитивное отношение ребёнка к занятиям;
  •  Отсутствуют такие эмоциональные состояния, как агрессия, тревожность, враждебность;
  •  Выстроена система отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
  •  Наблюдается позитивная динамика в развитии познавательных процессов.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

№ занятия

Наименование темы

Количество занятий

Сентябрь

1-я неделя

Первичная диагностика

2-я неделя

Первичная диагностика

3-я неделя

Занятие № 1

«Знакомство с Дракончиком»

1

4-я неделя

Занятие № 2

«Давайте дружить!»

1

5-я неделя

Занятие № 3

«Страна добра»

1

Октябрь

1-я неделя

Занятие № 4

«Путешествие с облаками (радость и грусть)»

1

2-я неделя

Занятие № 5

«Гнев»

1

3-я неделя

Занятие № 6

«Страшно…, но я не боюсь!»

1

4-я неделя

Занятие № 7

«Ссора»

1

Ноябрь

1-я неделя

Занятие № 8

«Что я люблю и умею»

1

2-я неделя

Занятие № 9

«В гости к Смешарикам»

1

3-я неделя

Занятие № 10

«Путешествие по сказкам»

1

4-я неделя

Занятие № 11

«Петушок»

1

Декабрь

1-я неделя

Занятие № 12

«Зима»

1

2-я неделя

Занятие № 13

«Веселый счет»

1

3-я неделя

Занятие № 14

«Все профессии важны»

1

4-я неделя

Новогодний утренник

Январь

1-я неделя

Каникулы

2-я неделя

Занятие № 15

«Развиваемся вместе с веселыми зверушками»

1

3-я неделя

Занятие № 16

«Игры с фигурами»

1

4-я неделя

Занятие № 17

«Задания – ловушки от веселого клоуна»

1

Февраль

1-я неделя

Занятие № 18

«Увлекательное лото»

1

2-я неделя

Занятие № 19

«Это все мебель»

1

3-я неделя

Занятие № 20

«Ждем гостей»

1

4-я неделя

Занятие № 21

«Семья»

1

Март

1-я неделя

Занятие № 22

«Весна»

1

2-я неделя

Занятие № 23

«Транспорт»

1

3-я неделя

Занятие № 24

«Веселые медвежата»

1

4-я неделя

Занятие № 25

«В гостях у солнечного зайчика»

1

5-я неделя

Занятие № 26

«Фрукты»

1

Апрель

1-я неделя

Занятие № 27

«Время суток»

1

2-я неделя

Занятие № 28

«Космическая одиссея»

1

3-я неделя

Занятие № 29

«Развиваем память, внимание и речь»

1

4-я неделя

Занятие № 30

«Путешествие на Удивительный остров»

1

Май

1-я неделя

Занятие № 31

«Цвета радуги»

1

2-я неделя

Занятие № 32

«Волшебная игротека»

1

3-я неделя

Занятие № 33

 «Итоговая диагностика (часть 1)

1

4-я неделя

Занятие № 34

 «Итоговая диагностика (часть 2)

1

ИТОГО:

34

  1. Содержание Программы

Наименование темы

Задачи

Содержание

Оборудование

Занятие № 1.

«Знакомство с Дракончиком»

  1. Создать благоприятную атмосферу на занятии
  2. Снять телесное и эмоциональное напряжение
  3. Способствовать самопознанию ребенка
  4. Создать условия для проявления познавательной активности
  1. Приветствие.
  2. Игра «Это про меня».
  3. Знакомство с Дракончиком.
  4. Динамическая пауза «Дует, дует ветер».
  5. Упражнение «Цветочек»
  6. Игровое упражнение «Кто к нам пришел?»
  7. Игра малой подвижности «Раздувайся пузырь»
  8. Динамическая пауза «Повтори движение»
  9. Подведение итогов, рефлексия
  10. Ритуал прощания

Игрушка Дракончик, картинки животных, картинка-шаблон цветка из 5 лепестков и заготовки шаблонов для детей,

цветные карандаши

Занятие № 2.

«Давайте дружить!»

  1. Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге.
  2. Снять телесное и эмоциональное напряжение.
  3. Формировать отношения доверия, умения сотрудничать.
  4. Создать условия для развития  внимания, памяти, мышления, воображения
  5. Развивать мелкую и общую моторику.
  6. Развивать навыки самосознания.
  1. Приветствие.
  2. Игра «Незнайка»
  3. Игра «Кто спрятался».
  4. Загадки от Дракончика
  5. Игровое упражнение «Прятки»
  6. Динамическая пауза «Покажи отгадку»
  7. Пальчиковая гимнастика «В гости»
  8. Совместное рисование животных с помощью геометрических фигур
  9. Игра  «Замри»
  1. Игра малой подвижности «Раздувайся пузырь»
  2. Динамическая пауза «Повтори движение»
  3. Подведение итогов, рефлексия
  1. Ритуал прощания

Игрушка Дракончик,

покрывало, музыка, листы бумаги, простые карандаши, шаблоны животных

Занятие № 3.

«Страна добра»

  1. Снятие эмоционального и телесного напряжения.
  2. Активизировать знания детей о вежливых словах
  3. Способствовать желанию детей применять навыки культурного поведения
  4. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, восприятие
  5. Развивать мелкую и общую моторику.
  6. Формировать навыки произвольной саморегуляции двигательной активности и поведения у детей
  1. Приветствие.
  2. Вводная беседа
  3. Игровая ситуация «Кукольный театр»
  4. Упражнение «Пожалуйста»
  5. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
  6. Задание «Помоги белочке»
  7. упражнение «Найди лишнее»
  8. игра «Вежливо-невежливо»
  9. Игровое упражнение «Вежливый Дракончик»
  10. Подведение итогов, рефлексия
  11. Ритуал прощания

Игрушка Дракончик,

кукла, белочка, зайчик, кошка,

ширма для кукольного театра, картинки,

раздатка с заданиями, простые карандаши

Занятие № 4.

«Путешествие с облаками (радость и грусть)»

  1. Познакомить детей с чувством радости, грусти.
  2. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию и изобразительное искусство
  3. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, восприятие
  4. Развивать мелкую и общую моторику.

  1. Приветствие
  2. Приглашение в путешествие.
  3. Динамическая пауза «Путешествие с облаками».
  4. Организация беседы по пиктограмме «Радость».
  5. Упражнение с «радостным карандашом»
  6. Организация беседы по пиктограмме «Грусть».
  7. Упражнение с «грустным карандашом»
  8. Задание «Угадай настроение сказочных персонажей».
  9. Задание «Весёлый – грустный».
  10. Пальчиковая гимнастика «Дружба».
  11. Рисование своей радости.
  12. Задание «Гусеница».
  13. Игра «Будь внимателен».
  14. Подведение итогов, рефлексия
  15. Ритуал прощания

Рисунки радостного и грустного облака, «радостный» и «грустный» карандаши, цветные карандаши и чистые листы бумаги, картинки сказочных персонажей,

Занятие № 5

«Гнев»

  1. Знакомство с эмоцией «гнев»
  2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека
  3. Развитие коммуникативных умений и навыков
  1. Развитие  внимания, памяти, мышления, воображения
  1. Развивать мелкую и общую моторику.
  1. Приветствие
  2. Мотивационная игра «Зеркало»
  3. Беседа «Я сержусь, когда…»
  4. Игровое упражнение «Гномик»
  5. Психогимнастическое упражнение «Король-боровик»
  6. Музыкальное задание
  7. Задание «Найди зайчиков»
  8. Игра «Раздели на группы»
  9. Работа с гневом
  10. Пальчиковая гимнастика «Сердитый гном»
  11. Задание «Сердитая страничка»
  1. Подведение итогов, рефлексия
  1. Ритуал прощания

Зеркала, музыка, распечатки заданий для детей, картинки героев мультиков, газетные листы, подушка-колотушка,

мешочек, простые карандаши

Занятие № 6

«Страшно…, но я не боюсь!»

  1. Познакомить детей с понятием чувства страха
  2. Формировать умение распознавать чувство страха по внешним признакам и выражать его словами, жестами, мимикой, рисунками
  3. Научить анализировать причины появления
  4. Сформировать представление о том, что чувство страха присуще всем людям
  5. Познакомить с ситуациями, где чувство страха защищает человека от реальной опасности
  1. Развитие коммуникативных умений и навыков
  1. Развитие  внимания, мышления, воображения
  1. Приветствие
  2. Чтение рассказа «Живая шляпа»
  3. Проигрывание ситуации «сижу вечером и слышу непонятные звуки…»
  4. Игровое упражнение «Закончи фразу»
  5. Рисование «Я сильнее своего страха»
  6. Игра «Жмурки»
  7. Упражнение «страшилку преврати в смешилку»
  8. Беседа «может ли страх быть помощником?»
  9. Подведение итогов, рефлексия.
  10. Ритуал прощания

Листы бумаги,

краски,

кисти,

платок

Занятие № 7

«Ссора»

  1. Продолжить знакомство детей с чувствами и эмоциями
  2. Научить анализировать причины спора, ссоры
  3. Способствовать развитию самоконтроля у детей в конфликтных ситуациях
  4. Содействовать улучшению отношений детей со сверстниками через понимание чужих интересов и чувств
  5. Развитие коммуникативных умений и навыков

  1. Приветствие
  2. Показ сказки «Лиса и журавль» (настольный театр)
  3. Обсуждение сказки
  4. Игра «Лисонька, ты где?»
  5. Игровое упражнение на снятие агрессии «Ругаемся овощами»
  6. Придумывание детьми способов «Как взять себя в руки»
  7. Заполнение шкатулки «Пожелания добрых дел»
  8. Подведение итогов, рефлексия.
  9. Ритуал прощания

Настольный театр,

листы бумаги,

цветные карандаши, шкатулка

Занятие № 8

«Что я люблю и умею»

  1. Формировать потребность высказываться о своих желаниях и быть внимательными к чувствам других
  2. Способствовать пониманию того, что не всегда приходится делать то, что хочется, а действовать в соответствии с правилами поведения
  3. Создавать условия для становления уверенности в себе, своих силах
  4. Развивать внимание, мышление, восприятие
  5. Формировать навыки произвольной саморегуляции  поведения у детей
  1. Приветствие
  2. Появление игрушки Петрушки-непослушки
  3. Чтение стихотворения «Я больше не хочу!»
  4. Беседа с детьми
  5. Игра «Я люблю»
  6. Игра – упражнение «В Стране запретов»
  7. Рисование на тему «Что мне запрещается»
  8. Обсуждение рисунков с детьми
  9. Подведение итогов, рефлексия.
  10. Ритуал прощания

Игрушка Петрушка-непослушка,

Мяч, листы, цветные карандаши

Занятие № 9

«В гости к Смешарикам»

  1. Создать условия для проявления познавательной активности
  2. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, восприятие
  3. Развивать мелкую и общую моторику.
  4. Формировать навыки произвольной саморегуляции двигательной активности и поведения у детей
  1. Приветствие
  2. Упражнение «Лабиринт»
  3. Задание «Найди Нюшу»
  4. Динамическая пауза «Бабочки»
  5. Задание «Поймай бабочку»
  6. Упражнение «Собери урожай»
  7. Игра «Хлопни, если услышишь»
  8. Подведение итогов, рефлексия
  9. Ритуал прощания

Картинки с героями мультфильма «Смешарики»,

листы с заданиями для детей, цветные карандаши

Занятие № 10

«Путешествие по сказкам»

  1. Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность.
  2. Закрепить знание содержания сказок.
  3. Развивать творческое мышление.
  1. Приветствие
  2. Вводная беседа
  3. Игра «Волшебный башмачок»
  4. Загадки с картинками
  5. Инсценировка сказки «Репка» на новый лад с распределением ролей
  6. Подведение итогов, рефлексия
  7. Прощание.

Картинки к загадкам,

инвентарь для инсценировки сказки

Занятие № 11

«Петушок»

  1. Развивать зрительную память.
  2. Развивать мыслительные операции «анализ» и «сравнение», распределение внимания.
  3. Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.
  1. Приветствие
  2. Картинка петушка в черно-белом формате
  3. Беседа о том, что петушок печальный
  4. Просмотри фрагмента из мультфильма по сказке Сутеева «Петушок и краски»
  5. Обсуждение
  6. Игра на внимание с карандашами
  7. Помощь петушку – делаем его разноцветным
  8. Проверка стал ли петушок веселым
  9. Игра «Что лишнее?»
  10. Подведение итогов, рефлексия,
  11. Прощание.

Картинка петушка в ч/б и цветном форматах,

фрагмент мультфильма, шаблоны петушка для детей, цветные карандаши

Занятие № 12

«Зима»

  1. Закрепление и обобщение знаний о времени года зима, ее признаках
  2. Обогащение и активизация словаря детей
  3. Развивать логическое мышление и распределение внимания.
  4. Развивать тонкую моторику руки и общую моторику
  5. Снять эмоциональное и телесное напряжение
  1. Приветствие
  2. Вводная загадка
  3. Вспоминаем и называем приметы зимы, придумываем имя зиме
  4. Динамическая пауза «Белые мухи»
  5. Психогимнастическое упражнение «Снежинки»
  6. Задание на внимание
  7. Игровое упражнение «Назови одним словом»
  8. Задание  «Логический квадрат»
  9. Подведение итогов, рефлексия
  10. Прощание.

Шаблоны заданий для детей, простые карандаши, мягкий мячик

Занятие № 13

«Веселый счет»

  1. Развивать сравнительное восприятие
  2. Развивать невербальное и вербальное общение.
  3. Формировать интерес к математическим играм.
  1. Приветствие
  2. Психогимнастическое упражнение «Игры в воде»
  3. Упражнение «Сходства - различия»
  4. Динамическая пауза «Столько раз»
  5. Задание «Разложи по коробкам»
  6. Задания со счетными палочками
  7. Упражнение «Построй из кубиков паровозик»
  8. Подведение итогов, рефлексия
  9. Прощание.

Картинки,

карточки с цифрами,

коробки с цифрами,

счетные палочки,

кубики

Занятие № 14

«Все профессии важны»

  1. Закрепление и обобщение знаний о профессиях
  2. Обогащение и активизация словаря детей,  коммуникативных навыков
  3. Развивать логическое мышление и распределение внимания.
  4. Сотрудничество детей
  1. Приветствие
  2. Вводная беседа
  3. Игра «Кто что делает»
  4. Игра по правилам «Профессии» с фишками
  5. Динамическая пауза «Кран»
  6. Корректурная проба
  7. Игра «Мы работаем конструкторами» (рисуем чертеж робота из фигур)
  8. Игра «Веселый мяч»
  9. Подведение итогов, рефлексия
  10. Прощание.

Картинки на тему «Профессии»,

фишки, шаблоны заданий для детей, простые карандаши, мяч

Занятие № 15

«Развиваемся вместе с веселыми зверушками»

  1. Развивать зрительную память.
  2. Развивать мыслительные операции «анализ» и «сравнение», распределение внимания.
  3. Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.
  1. Приветствие
  2. Игра «Угадай: кто?»
  3. Загадки «из мешочка»
  4. Игра на внимание «Веселые человечки»
  5. Игра «За столом»
  6. Подведение итогов, рефлексия
  7. Прощание.

Загадки на бумажках, шаблоны заданий для детей, простые карандаши, карточки с  символами

Занятие № 16

«Игры с фигурами»

  1. Развивать слуховое внимание (устойчивость).
  2. Развивать операции мышления исключение, зрительного синтеза.
  3. Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.
  1. Приветствие
  2. Игра «Бусы»
  3. Игровое упражнение «Подбери по форме»
  4. Игра с мячом «Назови»
  5. Задание «найди предмет такой же формы»
  6. Задание «собери разрезанную фигуру»
  7. Аппликация «Лисичка»
  8. Подведение итогов, рефлексия
  9. Прощание.

Бусины и нитки, наборы геометрических фигур, мяч, картинки с предметами, разрезные фигуры, материалы для аппликации

Занятие № 17

«Задания-ловушки от веселого клоуна»

  1. Развивать слуховое внимание (устойчивость).
  2. Развивать операции мышления
  3. Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.
  4. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.
  5. Развивать логические операции посредствам речевого общения

  1. Приветствие
  2. Мотивация на занятие
  3. Появление игрушки клоуна
  4. Игра «Да и нет не говорите»
  5. История-путаница
  6. Игра «Нос, уши…»
  7. Задание «Найди отличия»
  8. Игры с палочками
  9. Игровое упражнение «Третий лишний»
  10. Психогимнастическое упражнение на снятие напряжения «Надуваем шар»
  11. Подведение итогов, рефлексия
  12. Прощание.

Игрушка клоун, знаки, палочки, карточки с символами, мяч

Занятие № 18

«Увлекательное лото»

  1. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.
  2. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость, распределение), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику.
  3. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства, формировать навыки культурного, этически грамотного поведения во время совместной игры
  4. Развитие самосознания навыков саморегуляции
  1. Приветствие
  2. Беседа про игру, правила игры
  3. Игра в лото «Увлекательное лото» в парах
  4. Подведение итогов, рефлексия
  5. Прощание.

Наборы лото, правила игры в картинках

Занятие № 19

«Это все мебель»

  1. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения вежливого обращения.
  2. Развивать логические операции посредством речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение.
  3. Развивать внимание (концентрацию, переключение), память.
  4. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.
  1. Приветствие
  2. Беседа
  3. Задание «Раздели на группы»
  4. Игра «Что лишнее?»
  5. Динамическая пауза «Медведь»
  6. Упражнение «Ориентация в комнате»
  7. Беседа «А зачем нам мебель?»
  8. Загадки
  9. Игра «Свободный стул»
  10. Подведение итогов, рефлексия
  11. Прощание.

Карточки по темам мебель, посуда, игрушки;

шаблоны с заданиями для детей, цветные карандаши

Занятие № 20

«Ждем гостей»

  1. Познакомить детей с гостевым этикетом.
  2. Закрепить представление о правильном поведении за столом.
  3. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.
  4. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), зрительную память, мышление (умозаклюяения, обобщения), воображение, тонкую и общую моторику.
  5. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.
  6. Развивать навыки самосознания и саморегуляции.
  1. Приветствие «Этикет»
  2. Беседа: «как правильно встречать гостей»
  3. Упражнение на пространственное ориентирование «Скатерть»
  4. Упражнение на развитие внимания «Чашки»
  5. Игра «Доскажи словечко»
  6. Упражнение «Пирожки»
  7. Динамическая пауза «Гости»
  8. Упражнение на развитие слухового внимания
  9. Игра «Охота на тигра»
  10. Подведение итогов, рефлексия
  11. Прощание.

Шаблоны с заданиями для детей, цветные карандаши, игрушка любая

Занятие № 21

«Семья»

  1. Закрепить знания о семье и ее составе
  2. Формировать представления об обязанностях всех членов семьи
  3. Развивать коммуникативные навыки
  4. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства.
  5. Развивать навыки самосознания
  1. Приветствие
  2. Появление героя – Красная шапочка
  3. Игра «подарок от Красной шапочки»
  4. Беседа о семье
  5. Упражнение «найди пару»
  6. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
  7. Игра «моя семья»
  8. Загадки
  9. Подведение итогов, рефлексия
  10. Прощание.

Игрушка Красная шапочка, мяч, шаблоны заданий для детей,

Цветные карандаши, жетоны, наклейки

Занятие № 22

«Весна»

  1. Закрепление и обобщение знаний о временах года, признаках весны
  2. Обогащение и активизация словаря детей
  3. Развивать логическое мышление и распределение внимания.
  4. Развивать тонкую моторику руки и общую моторику
  5. Снять эмоциональное и телесное напряжение
  1. Приветствие «Рукопожатие»
  2. Вводная загадка
  3. Беседа о весне
  4. Упражнение «Расставь времена года»
  5. Задание «Найди подснежник»
  6. Задание «Посади бабочку на цветок»
  7. Игра «Вырасти весенний цветок»
  8. Игра с палочками
  9. Фотовыставка по теме
  10. Подведение итогов, рефлексия
  11. Прощание.

Листочки разного цвета, шаблоны заданий для детей, цветные карандаши, картинки процесса появления цветка, палочки, домашние весенние фото

Занятие № 23

«Транспорт»

  1. Расширить и уточнить словарь детей по теме «Транспорт и его виды»
  2. Развивать логическое мышление и распределение внимания.
  3. Развивать тонкую моторику руки и общую моторику

  1. Приветствие «Весенняя капель»
  2. Загадки
  3. Беседа
  4. Задание «Раскрась колеса»
  5. Игра «Расставь знаки»
  6. Динамическая пауза «Транспорт»
  7. Игра «Летает-не летает»
  8. Задание «Расскрась стрелки»
  9. Игра-размышление «Какая машинка лишняя?»
  10. Подведение итогов, рефлексия
  11. Прощание.

Шаблоны заданий для детей, цветные карандаши, мяч

Занятие № 24

«Веселые медвежата»

  1. Сплотить группу.
  2. Развивать вербальное и невербальное общение.
  3. Формировать отношения доверия, умения сотрудничать.
  1. Приветствие
  2. Психогимнастика «Межвежата»
  3. Нанизывание бусин разной формы
  4. Игра с шарфиком
  5. Корректурная проба
  6. Рисунок медвежонка
  7. Психогимнастика «Любящие родители»
  8. Подведение итогов, рефлексия
  9. Прощание.

Бусины, нитки, шарф, шаблоны с заданиями для детей, простые карандаши

Занятие № 25

«В гостях у солнечного зайчика»

  1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.
  2. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей.
  3. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.
  4. Развивать слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь, общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию.

  1. Приветствие
  2. Гимнастика
  3. Знакомство с солнечным зайчиком
  4. Психогимнастическое упражнение «Солнечный зайчик»
  5. Игра «Что снаружи, что внутри»
  6. Упражнение «Видеоскоп»
  7. Динамическая пауза «Утро»
  8. Задание «Постройка дома»
  9. Задание «простые рисунки»
  10. Физкульт минутка «в месте весело шагать»
  11. Графический диктант
  12. Подведение итогов, рефлексия
  13. Прощание.

Зеркало, серия сюжетных картинок, шаблоны с заданиями для детей, простые карандаши

Занятие № 26.

«Фрукты»

  1. Расширить и уточнить словарь детей по теме «Фрукты»
  2. Развивать логическое мышление и другие психические процессы.
  3. Развивать тонкую моторику руки и общую моторику

  1. Приветствие
  2. Загадка
  3. Появление игрушки Ёжика
  4. Игра «Волшебный мешочек»
  5. Упражнение «Сравни»
  6. Задание «Лабиринт»
  7. Динамическая пауза «Яблоко»
  8. Задание «Логический квадрат»
  9. Упражнение на развитие памяти
  10. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
  11. Подведение итогов, рефлексия
  12. Прощание.

Игрушка ежик, мешок с предметами, картинки яблоко, помидор, апельсин, лимон; шаблоны с заданиями для детей, простые карандаши, муляжи фруктов, тарелки, серия сюжетных картинок

Занятие № 27

«Время суток»

  1. Расширить и углубить представления детей о времени суток.
  2. Формировать понимание смены времени суток.
  3. Содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.
  4. Развивать психические процессы
  1. Приветствие
  2. Беседа о времени суток
  3. Символическое обозначение времени суток в стихотворной форме
  4. Игра «Угадай-ка!»
  5. Игра «Что бывает…»
  6. Подведение итогов, рефлексия
  7. Прощание.

Круги разного цвета, картинки времени суток

Занятие № 28

«Космическая одиссея»

  1. Знакомство с новым понятием «одиссея» как путешествие
  2. Развивать логическое мышление и внимание.
  3. Развивать тонкую моторику руки и общую моторику
  4. Снять психоэмоциональное напряжение
  1. Приветствие
  2. Мотивационная беседа
  3. Упражнение на внимание «Загадки-обманки»
  4. Упражнение на развитие логического мышления «угадай пассажира»
  5. Динамическая пауза
  6. Дыхательная гимнастика
  7. Упражнение «Лабиринт»
  8. Рисование фигур
  9. Задание – загадка «День недели»
  10. Подведение итогов, рефлексия
  11. Прощание.

Макеты ракет, шаблоны заданий для детей, цветные карандаши, набор геометрических фигур

Занятие № 29

«Развиваем память, внимание и речь»

  1. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения вежливого обращения.
  2. Развивать логические операции посредством речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение.
  3. Развивать внимание (концентрацию, переключение), память.
  4. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства.
  5. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.
  1. Приветствие
  2. Игра на внимание «Веселые человечки»
  3. Игра на развитие памяти и внимания
  4. Игровое упражнение «Угадай кто?»
  5. Загадки из «мешочка»
  6. Динамическая пауза «вместе весело шагаем»
  7. Пересказ сказки «Лиса и Рак»
  8. Самомассаж ладоней
  9. Игра «Муха»
  10. Игра «Найди игрушку»
  11. Подведение итогов, рефлексия
  12. Прощание.

Картинки с позами человека, картинки с символами, мешочек с загадками, игровое поля к игре «Муха», набор игрушек

Занятие № 30

«Путешествие на Удивительный остров»

  1. Знакомство с эмоцией «удивление»
  2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека
  3. Развитие представления о себе, качествах своего характера.
  4. Развитие коммуникативных умений и навыков
  5. Развитие  внимания, памяти, мышления, воображения
  6. Развивать мелкую и общую моторику.

  1. Приветствие
  2. Отправляемся в путешествие на волшебном пароходе
  3. Остановка «Удивительный остров» (эмоция удивление)
  4. Упражнение с картинками
  5. Психогимнастическое упражнение «Рыбак»
  6. Игра «Конфеты»
  7. Придумывание удивительных событий на острове
  8. Обсуждение
  9. Рисование удивленных лиц
  10. Подведение итогов, релаксация «Волшебный сон»
  11. Прощание.

Карточки с изображением удивленных людей и животных, листы бумаги, цветные карандаши

Занятие № 31

«Цвета радуги»

  1. Привлечение внимания к цветам
  2. Развитие представления о себе и цветовых пристрастиях.
  3. Развитие коммуникативных умений и навыков
  4. Развитие  внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия
  5. Развивать мелкую и общую моторику.

  1. Приветствие
  2. Игра «Сделаем столбики»
  3. Упражнение «Собери колечки по корзиночкам»
  4. Игра «Наоборот»
  5. Игра «Разговор красок»
  6. Рисование радуги
  7. Игра «Бывает – не бывает»
  8. Подведение итогов, рефлексия
  9. Прощание.

Пирамидки,

Корзиночки или тарелки,

Карандаши по цветам радуги,  

Занятие № 32

«Волшебная игротека»

  1. Развитие познавательных процессов.
  2. Развитие эмоциональной и коммуникативной сфер.
  3. Повторение пройденного материала.

Психолог проводит с детьми игры, которые им больше всего запомнились.

Занятие № 33

Итоговая диагностика (часть 1)

  1. Диагностика коммуникативной и эмоциональной сферы.
  2. Диагностика зрительной памяти
  3. Диагностика мышления (обобщение, зрительный синтез, исключение, конкретизация).
  4. Диагностика внимания (концентрация, слуховое, зрительное, переключение).
  5. Диагностика воображения.
  1. Приветствие
  2. Появление персонажа Ежа
  3. Полоса препятствий
  4. Пальчиковая гимнастика «Колючий клубок»
  5. Задание «Запоминайка»
  6. Задание «Путаница»
  7. Задание «Фигуры»
  8. Игра «Кубик настроения»
  9. Подвижная игра «Газета»
  10. Пальчиковая гимнастика «Колючий клубок»
  11. Задание «Повтори узор»
  12. Задание «Недорисованные картинки»
  13. Игра «Нос, пол, потолок»
  14. Задание «Волшебное дерево»
  15. Подведение итогов, рефлексия,
  16. прощание.

Занятие № 34

Итоговая диагностика

(Часть  2)

  1. Диагностика коммуникативной и эмоциональной сферы.
  2. Диагностика слуховой памяти
  3. Диагностика внимания (слуховое, устойчивость, переключение)
  4. Диагностика мышления (исключение, анализ)
  1. Приветствие
  2. Карта дороги к Лесной школе
  3. Пальчиковая гимнастика «Колючий клубок»
  4. Задание «Запоминайка»
  5. Задание «Дерево»
  6. Задание «Лабиринт»
  7. Игра «Парные картинки» (на ковре)
  8. Подвижная игра «Урок-перемена»
  9. Задание «Найди лишнее»
  10. Подведение итогов, рефлексия, прощание

  1. Контроль освоения детьми Программы

     Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга эмоционального и познавательного развития воспитанников, включающие следующие этапы: первичный, итоговый.

      Первичная диагностика проводится с детьми в сентябре (1-я и 2-я недели). Данная диагностика включает в себя сбор актуальной информации о ребёнке (в том числе анкетирование родителей), изучение медицинской карты, а также диагностика познавательного и эмоционального развития детей. Целью первичной диагностики является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей.

      Для проведения первичной диагностики используются следующие методики и диагностические комплекты:

п/п

Наименование методики или диагностического комплекта

Цель

1

Диагностический комплект: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду.

Выявление уровня развития познавательных процессов.

2

Наблюдение

Выявление уровня социально-коммуникативного развития ребёнка.

Итоговая диагностика проводится с детьми в виде занятий  в мае (3-я и 4-я недели). Она направлена на выявление динамики в развитии детей в результате коррекционно-развивающих занятий.

Участие ребёнка к психологической диагностике допускается только с письменного согласия родителей (законных представителей), а полученные результаты могут быть использованы только для задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

  1. Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников

Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка является: выдача рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка; создание условий для максимального стимулирования членов семьи к активному решению возникающих проблем, для более охотного внедрения  их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.

Педагог-психолог информирует и обсуждает с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родителей постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий.

Формы сотрудничества с семьей в рамках образовательной деятельности

 Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в МДОУ д/с № 9 «Березка» необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями детей, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей в рамках Программы

№ п/п

Направление работы с родителями

Содержание работы

Периодичность

1

Анкетирование

Сбор информации о ребёнке

Сентябрь

(1-я и 2-я недели)

2

Индивидуальные консультации

Информирование родителей о ходе коррекционно-развивающей работы.

По запросам

3

Совместное пребывание родителей и детей на занятии

Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие.

по запросам

4

Индивидуальные консультации

Информирование родителей о результатах освоения программы

Май

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Материально-техническое обеспечение Программы

Сведения об имеющихся в наличии помещениях

 для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

1

Групповое помещение

Сведения об имеющемся в наличии информационно-техническом оборудовании

для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование        технических средств

1

Ноутбук

2

Принтер

3

Музыкальный центр        

4

Ж/К телевизор

Сведения об имеющемся в наличии учебном оборудовании

 для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

1

Детский стол

2

Детский стул

3

Магнитная доска

4

Доска-мольберт

5

Ширма

  1. Учебно-методическое обеспечение программы

Сведения об имеющихся в наличии дидактических пособиях, играх

для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

1

Дидактическая игра «Увлекательное лото»

2

Дидактическая игра «Время суток»

3

Дидактическое пособие «Время суток»

4

Дидактическая игра «Муха»

5

Картотека динамических пауз, игр малой подвижности

6

Картотека психогимнастических упражнений и упражнений для релаксации

7

Картотека пальчиковой гимнастики и игр

8

Демонстрационный материал и коллекции картинок по темам «Животные», «Мебель», «Профессии», «Транспорт», «Посуда», «Игрушки», «Фрукты», «Овощи», «Эмоции», «Сказочные персонажи»

9

Электронный сборник шаблонов с заданиями для детей, музыки, мультфильмов

10

Наборы игрушек, геометрических фигур, разрезных картинок к занятиям

11

Набор пиктограмм, карточек с символами, серии сюжетных картинок

12

Зеркала

13

Подушка-колотушка

14

Мешочек

15

Настольный театр

16

Мячи

17

бусины

Сведения об имеющейся в наличии методической литературе

 для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

1

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

2

Куражева Н.Ю., Козлова И.А. 70 развивающих заданий для дошкольников 5-6 лет.

3

Хухлаева О.В. Практический материал для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – «Интермедиатор», 2016 год.

4

Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет: совместная деятельность, развивающие занятия/ авт.-сост. Т.Д. Пашкевич.-изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. – 123 с.

5

Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/ сост. Ю.Е. Веприцкая.- изд. 3-е., испр.- Волгоград: Учитель. 123 с.

  1. Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

34

1

25 мин.

Групповая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа педагога-психолога "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста"

для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы...

«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста элементами песочной терапии»

Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения эмоционально-волевой сферы. Одним из таких методов яв...

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"...

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Рабочая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело играть»

программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»

Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...

Рабочая программа реализации культурной практики по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Здоровячек»

Дополнительная образовательная программа "Оздоровительная физкультура" разработана для детей дошкольного возраста. В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных...