ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по коррекционной педагогике
В статье поднимается проблема социализации детей с ОВЗ. Рассматриваются факторы, которые влияют на процесс социализации. Автор анализирует возможность личностного развития детей с ОВЗ. Опираясь на исследования ученых, автор выделяет три группы психологических особенностей детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_sotsializatsii_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376
О.В. Байдикова
учитель – логопед
МДОУ "Детский сад общеразвивающего
вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района
Белгородской области", РФ
В.А.Бронникова
воспитатель
МДОУ "Детский сад общеразвивающего
вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района
Белгородской области", РФ
Н.Н. Черемных
воспитатель
МДОУ "Детский сад общеразвивающего
вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района
Белгородской области", РФ
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
В статье поднимается проблема социализации детей с ОВЗ. Рассматриваются факторы, которые влияют на процесс социализации. Автор анализирует возможность личностного развития детей с ОВЗ. Опираясь на исследования ученых, автор выделяет три группы психологических особенностей детей с ОВЗ.
Ключевые слова:
Социализация, дети с ОВЗ, личность, общество, семья.
В настоящее время одним из главных направлений деятельности Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения и даже Министерства труда и социального развития являются проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонением в развитии.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в отсутствии понимания со стороны взрослого сообщества. Потому что они не всегда обращают внимание на самостоятельность ребенка, его общественную ценность отдельной личности. Это приводит к внутреннему конфликту и задержке личностного развития детей с ОВЗ.
Практика говорит о том, что каждый ребенок с дефектом развития может стать полноценной личностью. При определенных условиях он может развиваться духовно, обеспечивать себя материально и может быть полезен обществу. И для этого ребенку нужно стать полноправным членом общества.
Социализация – процесс становления личности, усвоением индивидом ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Первичная социализация, которая является фундаментом функционирования человека, происходит в семье.
Процесс социализации – процесс взаимодействия личности и общества. Личность человека формируется под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли людей, действующих хаотично или поставленным целям. Важно понимать, что человек не выступает как пассивное существо, которое отражает внешнее воздействие. Он выступает как субъект собственного формирования и развития.
Попадая в коллектив сверстников, дети с ОВЗ учатся быть самостоятельными, берут на себя ответственность за решение посильных задач. Одним из направлений социализации детей с ОВЗ является цель научить ребенка коммуникабельности и самостоятельности. Для них учебный процесс важен не только получением знаний, но и созданием социальной адаптации и развития психологических особенностей, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, творческой личности.
Для ребенка с ОВЗ детский коллектив является мощным ресурсом развития. Нельзя научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От отношения к нему других детей зависит его мотивация и душевное состояние. Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ имеет психологические особенности, которые важно учитывать. Педагоги должны уметь решать сложные проблемы, связанные с социально - эмоциональным, интеллектуальным развитие таких детей, оказывать им всестороннюю поддержку, которая будет способствовать успешной социализации.
Исследователи выделяют в личности ребенка с ОВЗ особенности, которые затрудняют его социальное развитие. Г.Л. Андросова предложила вариант изучения этих особенностей и разделила их на три группы: «Я как самоценность», «Я и ты», «Я и мир»
Первую группу определяют такие свойства, как неадекватность самооценки, отсутствие устойчивой иерархии мотивов и неспособность к целеустремленным действиям.
В составе второй группы особенности личности детей с ОВЗ рассматриваются через деловое и межличностное общение, а также через особенности поведения.
Е. И. Развуван обращает внимание на то, что дети с ОВЗ испытывает трудности при общении с окружающими. У них не развита инициатива в общении. Дети с ОВЗ легко вступают в контакт с родственниками и близкими друзьями, а общение с незнакомыми людьми вызывает наибольшие проблемы.
Третья группа имеет в основе своеобразное представлениеоб окружающей среде, понятие о ценностных ориентирах. Представления об окружающем мире неполны, они не отражают существующих взаимоотношений.
Таким образом, несмотря на наличие специфических особенностей, у детей с ОВЗ есть возможность личностного развития. Целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.
Список использованной литературы:
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2.Мамайчук И. М. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии: Учебное пособие. СПб., 2000.
3. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебный план и программы по специализации / Под ред. А. Г. Пашкова и Н. С. Степашова. Курск, 1996.
© О.В. Байдикова, В.А.Бронникова, Н.Н. Черемных, 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру
В статье раскрываеся формирование навыков моделирования взаимоотношений с...
"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"
Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Концепции социализации (в зависимости от роли человека в процессе)...
Особенности социализации детей с ограниченными возможностями в семье.
С того момента, как в медицинской карте ребенка появляется аббревиатура ДЦП, его близких не покидает чувство страха, горя и обреченности, поскольку в их понимании подобный диагноз означает беспомощнос...
Особенности мониторинга социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения
В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляются высокие требования. В связи с этим недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию,...