Особенности социализации детей с ограниченными возможностями в семье.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Аболенцева  Наталья Васильевна

С того момента, как в медицинской карте ребенка появляется аббревиатура ДЦП, его близких не покидает чувство страха, горя и обреченности, поскольку в их понимании подобный диагноз означает беспомощность и изоляцию от обычной, полноценной жизни. Увы, детский церебральный паралич вылечить нельзя. Но во многих случаях родителям при помощи специалистов вполне по силам воспитать больного ребенка так, чтобы он чувствовал себя счастливым и востребованным человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete.docx56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1056

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями в семье.

Подготовила: Аболенцева Н.В. 

Оглавление

Введение

1.Особенности социализации детей с ограниченными возможностями в семье.

2.Использование методов песочной терапии для социализации и адаптации детей с ДЦП.

Заключение.

Приложения.


Введение

С того момента, как в медицинской карте ребенка появляется аббревиатура ДЦП, его близких не покидает чувство страха, горя и обреченности, поскольку в их понимании подобный диагноз означает беспомощность и изоляцию от обычной, полноценной жизни. Увы, детский церебральный паралич вылечить нельзя. Но во многих случаях родителям при помощи специалистов вполне по силам воспитать больного ребенка так, чтобы он чувствовал себя счастливым и востребованным человеком.

Прежде чем принимать меры к социальной адаптации малыша, страдающего ДЦП, важно ознакомиться с природой возникшей у него патологии, а также с основными трудностями, которые ему предстоит преодолевать.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются непрогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики.

Основные причины ДЦП связаны с гипоксией, то есть с недостаточностью снабжения головного мозга плода во время беременности или новорожденного в родах кислородом.

Форму ДЦП и степень тяжести заболевания устанавливает врач-невропатолог. При легкой степени ребенок обучаем, способен самостоятельно передвигаться, владеет навыками самообслуживания. Средняя степень требует дополнительной помощи со стороны взрослых. Дети с тяжелым течением ДЦП полностью зависят от окружающих, интеллектуальное развитие колеблется между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Родителям больного малыша надо быть готовыми к тому, что самыми первыми проблемами, с которыми столкнется их ребенок, будут:

• выраженные нарушения в двигательной сфере;

• недостаточное речевое развитие, а в некоторых случаях и полное отсутствие речи;

• маленький запас знаний о явлениях окружающего мира.

Конечно, в одиночку семье будет очень трудно справиться с выпавшим на ее долю испытанием, и успех реабилитации во многом будет зависеть от слаженности и согласованной работы разных специалистов. Однако они занимают позицию консультантов и помощников, а ведущая роль в этом трудоемком и продолжительном процессе все же отводится самым близким и родным для малыша людям.

Некоторые мамы и папы предпочитают воспитывать своих детей с ДЦП дома, самостоятельно. Однако реальную помощь ребенку можно оказать только при условии совместной работы разных специалистов. Кроме того, многие реабилитационные центры имеют специально оборудованные спортивные залы, релаксационные комнаты, бассейны, а программа обучения в таких учреждениях предусматривает не только общие дисциплины, но и дополнительные занятия, направленные на коррекцию и совершенствование психомоторного развития, логопедическую и психологическую помощь, восстановление двигательных функций. И к тому же - ежедневный медицинский контроль.

1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СЕМЬЕ

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недостаточно доступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

По мнению Г.А. Степановой, дети, имеющие инвалидность, могут быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу им мешает неравенство возможностей. Дети-инвалиды не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Государство призвано, не просто предоставить ребёнку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и активизировать создание системы социальных служб повсеместно, позволяющих устранить ограничения, препятствующие процессам социализации и индивидуального развития детей-инвалидов.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями проходит успешнее в случаях реабилитационной работы с ребёнком не только в ДОУ или других МОУ, а и в семье, при организации комплексной работы, включающей мероприятия медицинского, психологического, педагогического характера, и подключение к реализации реабилитационной программы, здоровых (детей – старшеклассников, студентов), специально обученных основам реабилитационной работы детей.

Важным принципом социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является комплекс воздействия на пациента: медицинского, психологического, семейного, общественного, педагогического, организации досуга с использованием игр, развлечений и искусства.

В изучении детей с ограниченными возможностями необходимо использовать все известные методы: изучение документации; изучение продуктов деятельности детей с церебральным параличом: детские рисунки, поделки, учебные работы, диктанты, решения задач и т.п.; метод наблюдения, метод беседы, метод эксперимента.

Итогом переживаний родителей становятся установки на "оранжерейное" воспитание больного ребенка, предполагающее его гиперопеку и формирующее маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию материнского отношения и родительских забот. В некоторых семьях происходит скрытое или явное эмоциональное отвержение детей с ограниченными возможностями.

Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество). Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируется от общества, и уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии речи быть не может. . При таком подходе дети, как правило, с большим трудом приспосабливаются к самостоятельной взрослой жизни. В кругу семьи они привыкают к тому, что постоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия.

Конечно, малыши с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в большей поддержке со стороны взрослых, чем обычные, но нельзя забывать, что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы. Кроме того, у ребенка, воспитанного подобным образом, формируется стойкое потребительское отношение ко всем окружающим (а они вряд ли бросятся на помощь по первому зову). Вот почему очень важно, чтобы у крохи всегда были прямые обязанности, за которые отвечает только он сам.

Работа с родителями включает общие программные требования по развитию у ребёнка навыков самообслуживания, трудовых навыков, игровой деятельности, речи, познавательной сферы. Психологическая работа с родителями направлена на пересмотр ими отношений к больному ребёнку.

В дошкольном возрасте ребенок с отклонениями в развитии незначительно отличается своим поведением от детей с нормальным развитием, а не сформированность навыков самообслуживания можно расценить как результат недостаточного воспитания. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, ибо это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Установка родителей на изоляцию ребенка с отклонениями в развитии от коллектива сверстников, общения с ними является тормозом в развитии ребенка. Дети с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников. Общение с ними – это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив, они становятся добрее, у них появляется желание помочь другому.

В развитии навыков самообслуживания большую роль играют родители и другие члены семьи. Всему этому лучше обучать в игровой форме. Воспитатели, которые занимаются с больными детьми, в специальных играх с куклами по возможности учат больных детей умениями и отрабатывают с ними навыками самообслуживания и после закрепления учат переносить эти умения и навыки на самих себя. Важной задачей такой помощи является обучение ребёнка самостоятельному приему пищи: пользоваться чашкой, ложкой, салфеткой, приучение его к употреблению разнообразной пищи, тщательно ее пережевывать.

Формирование трудовых навыков проводится через участие в работе по наведению порядка в игровом уголке ребенка, в своей комнате, в других комнатах. Начальный этап работы заключается в выполнении простейших поручений родителей, других членов семьи: убрать игрушки, поднять упавшие во время занятий предметы, выполнить отдельные поручения при накрывания на стол (разложить ложки в нужном количестве и правильном положении по отношению к сидящему за столом, поставить хлебницу и т.п.)

Психологический механизм таких занятий заключается во влечении ребенка в активную деятельность. Важно приучать ребенка убирать постель, ухаживать за комнатными растениями, расставлять игрушки в шкафах, помогать подклеивать рваные книжки, мыть кисточку после рисования. Важно привлекать детей к посильному участию в уборке комнаты, к уходу за домашними животными.

Психологическое содержание этой части коррекционной работы заключается в том, что детям всегда надо создавать «ситуацию успеха», давать возможность видеть результат своего действия.

В процессе этой работы происходит развитие двигательных умений и навыков, развитие мелкой моторики, координированных движений рук, развитие зрительно-моторных координаций. Психологическая сущность этой работы заключается в формировании познавательных и социально значимых мотивов трудовой деятельности, что способствует подготовке к жизни, к выбору профессии.

При развитии трудовых навыков необходимо учитывать психологическую значимость определенных умений и навыков, формировать положительное отношение к труду; расширять и обогащать словарный запас детей, активизировать коммуникативные навыки. Важную роль в развитии трудовых навыков, мелкой моторики играют занятия по ручному труду: изготовление поделок из картона, бумаги, пластилина и природного материала. Эти занятия проводят с больными детьми, как родители, так и воспитатели. Изготовляя различные подделки, дети учатся различать материалы по свойствам, пользоваться клеем, бумагой, ножницами, тканью, нитками, иголкой.

Развитие трудовых навыков, мелкой моторики и профессиональной ориентации происходит также на занятиях по машинописи, которые проводят педагоги, воспитатели и психологи.

В коррекционной работе также формируются целенаправленные движения руками, начиная с простейших игр: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Колечки», «Щелчки», с выполнением общепринятых жестов погрозить пальцем, указать пальцем на предмет, направление, подозвать пальцем к себе, помахать рукой, погладить рукой по голове ребенка, погладить куклу, постучать в дверь одним пальцем, несколькими полусогнутыми пальцами, постучать по столу и т.п.

Полезно использовать упражнения имитации движений: «петушок машет крыльями», «у мельницы крутятся крылья», «дровосек колет дрова», «плотник стучит молотком». Упражнения проводятся как родителями, так и воспитателями, педагогами и психологами. Кропотливая работа тех, кто занимается с детьми, одобрения при неудачах, поощрения за малейшие успехи, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогают добиться успеха.

Важным моментом является психологическая коррекция по развитию речи детей, которая заключается в том, что работа над мимикой, жестами, интонацией ребёнка способствуют развитию коммуникабельности: устранение боязни говорить, развитие уверенной посадки за столом, манера, интонации, уместные жесты во время речевого общения.

Психологический механизм этих коррекционно-развивающих упражнений заключается в том, что у детей формируется и становится устойчивой связь между левым и правым полушариями головного мозга, развивается эмоционально-волевая сфера ребёнка.

В развитии представлений об окружающем мире важное место занимают прогулки, так как у детей мыслительные процессы должны быть связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Ребёнок наблюдает природу в разное время года, взрослые направляют его внимание на существенные признаки. Важно создать эмоциональный настрой восприятия, что стимулирует мысль ребенка и его способность к длительному и интенсивному запоминанию увиденного.

Родители и другие взрослые учат также детей самостоятельной игре, а также игре с другими детьми. Это имеет большое значение для обучения больного ребёнка нравственным нормам поведения, помогает войти в коллектив сверстников.

Н.Д. Соколова считает, что возраст от 2 до 6 лет является наиболее сензитивным к нравственному влиянию на ребенка и предоставляет наибольшую возможность формирования у него нравственных чувств и привычек. В полной мере это относится и к детям с отклонениями в развитии, поскольку практика обучения и воспитания располагает достаточными сведениями о восприимчивости этих детей к нравственному воздействию.


2. Использование методов песочной терапии для социализации и адаптации детей с ДЦП.

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

Идея песочницы великолепна, поскольку песок — тот удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.

Для многих людей облечение мысли в слово — трудно, особенно для детей. Однако существует еще и язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. В рисунке, пластилине рука тоже выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу методики песочницы.

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Сам принцип терапии песком был предложен еще К.Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает ее прекрасным средством для "заботы о душе", — именно так переводится термин "психотерапия".

Основополагающая идея песочной терапии формулируется так: игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она для них — средство коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются частью той среды, в которой может осуществляться его самовыражение. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, то совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву". Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких людей или разлуки с ними.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии "хаоса" ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия "хаоса" может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

Стадию "борьбы" можно наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На стадии "разрешения конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".


Заключение

Если мама и папа хотят воспитать своего малыша полноценной личностью, максимально адаптированной к существованию в обществе, несмотря на тяжелый недуг, им нужно усвоить два золотых правила эффективной работы:

• У каждого ребенка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватную долю нагрузки.

• Хорошего результата можно достичь лишь в том случае, если опираться на грани возможного, а не оглядываться на прошлые поражения. Залог успеха - это планомерная, терпеливая и целенаправленная работа.

Но главное, что должен знать и чувствовать ребенок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищенным, любимым и желанным. А стремление добиться чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что способен изменить свое положение в обществе.

Мамы и папы всегда должны помнить: каждый ребенок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть завтрашние победы и поражения наших детей.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру

В статье раскрываеся формирование     навыков     моделирования     взаимоотношений     с...

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Концепции социализации (в зависимости от роли человека в процессе)...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье поднимается проблема социализации детей с ОВЗ. Рассматриваются факторы, которые влияют на процесс социализации. Автор анализирует возможность личностного развития детей с ОВЗ. Опираясь на исс...

Особенности мониторинга социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения

В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляются высокие требования. В связи с этим недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию,...

Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи по вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи по вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...