Вариативные формы дополнительного образования дошкольников на этапе подготовки к школе.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
На современном этапе очень возросла роль дополнительного образования детей и стала занимать особое место.
Дополнительное образование дошкольников — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей ребенка в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.
Это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариативные формы дополнительного образования дошкольников на этапе подготовки к школе.
Учитель-дефектолог МБДОУ детский сад № 486
Николаева Ксения Владимировна
На современном этапе очень возросла роль дополнительного образования детей и стала занимать особое место.
Дополнительное образование дошкольников — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей ребенка в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.
Это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека.
Дополнительное образование детей – это один из социальных институтов детства. Он создан для их обучения, воспитания и развития. Первостепенно оно направлено на развитие личности в творчестве, а обучение поддерживает развитие.
Такое образование способно решить целый комплекс задач:
- создавать широкий эмоционально значимый для ребенка фон освоения стандарта общего образования;
- выравнивать стартовые возможности личности;
- предметно ориентировать ребенка в базисных видах деятельности, опираясь на его склонности, интересы, личностные особенности;
- компенсировать отсутствие в основном образовании тех или иных учебных курсов;
- содействовать выбору индивидуального образовательного маршрута ребенка, его самореализации;
- обеспечивать ребенку «ситуацию успеха».
Каждый ребенок имеет право на качественное и доступное образование.
Таким образом, дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Дополнительное образование предоставляет детям широкие возможности для получения современного качественного образования.
А теперь рассмотрим, что же такое вариативные формы дошкольного образования. Это, прежде всего, современная модель, которая направлена на полное удовлетворение спроса на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг. Вариативные формы создаются с целью увеличить охват детей дошкольным образованием и создать равные стартовые возможности при поступлении детей в школу.
Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
К таким формам дошкольного образования можно отнести:
- группы кратковременного пребывания;
- «школы будущего первоклассника»;
- школы раннего развития;
- лекотека;
- служба ранней помощи.
Рассмотрим некоторые из них.
Группа кратковременного пребывания (ГКП) – это форма дошкольного образования, которая является в основном структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Она создается для детей дошкольного возраста с целью их всестороннего развития, консультативной помощи родителей (законных представителей) в организации воспитания, обучения и социализации их детей.
«Школа будущего первоклассника».
Школа и детский сад – два смежных звена в системе нашего образования. Когда ребенок не подготовлен к школьному обучению, это влечёт за собой негативные последствия: он может испытывать в классе дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Ребенку трудно сразу перестроиться с режима детского сада, где он играл, спал, гулял, на режим школы. Трудно сразу перестроиться с одного вида деятельности на другой, ведь в детском саду преобладает игровая деятельность, а в школе ведущей деятельностью становится учебная. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и дошкольного учреждения, должна существовать преемственность. Ведь детский сад обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а школа, используя предыдущий опыт, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Такая форма дополнительного образования создается для подготовки детей к школе. Создаются условия для формирования готовности к обучению в школе, развития интеллектуальных качеств ребенка, а также творческих способностей и свойств личности, которые в дальнейшем обеспечат успешность адаптации, положительных достижений в учебе. Именно по этому, главная и ведущая цель «школы будущего первоклассника» заключается в развитии умения общаться в коллективе, развитии усидчивости, концентрации внимания, в умении внимательно слушать учителей, воспринимать и выполнять поставленные перед ними учебные задачи. Это позволяет увидеть «слабые звенья» в развитии детей и спрогнозировать возможные школьные трудности.
Школа раннего развития
Такие формы обучения создаются для того, чтобы обеспечить равные стартовые возможности детей из разных социальных групп при поступлении в школу, а также всестороннее развитие ребенка (развитие познавательных способностей, умения взаимодействовать в коллективе, раскрытие творческих способностей, развитие мотивационной сферы).
Таким образом, использование вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста увеличивает количество детей, охваченных системой образования, создает общий благоприятный фон для всестороннего развития ребенка, а также способствует увеличению качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческий проект по теме:"Развитие изобразительных навыков в рисовании старших дошкольников на этапе подготовки к школе".
теоретическая часть проекта....
Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе"."
Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе" был проведен для воспитателей подготовительных групп в 2013 учебном году....
Развитие речи дошкольников на этапе подготовки к школе.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...
"Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе"
Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КРУЖОК «РЕЧЕВИЧОК» КАК ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОО.
Аннотация. Статья посвящена вопросу дополнительного образования по речевому развитию для дошкольников 4-5 лет. В статье рассказывается о работе логопедического кружка «Ре...
Рабочая программа дополнительного образования дошкольников «Общая физическая подготовка для мальчиков»
Рабочая программа по дополнительному образванию мальчиков 4 -7 лет "Рабочая программа по дополнительному образованию мальчиков 4 -7 лет "Общая физическая подготовка"...
Развитие графических навыков дошкольника как этап подготовки к школе.
Развитие графических навыков дошкольника как этап подготовки к школе. Графическими навыками в классической педагогике называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки...