Вариативные формы дополнительного образования дошкольников на этапе подготовки к школе.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

На современном этапе очень возросла роль дополнительного образования детей и стала занимать особое место.

     Дополнительное образование дошкольников — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей ребенка в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.

     Это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Вариативные формы дополнительного образования дошкольников на этапе подготовки к школе.

Учитель-дефектолог МБДОУ детский сад № 486

Николаева Ксения Владимировна

    На современном этапе очень возросла роль дополнительного образования детей и стала занимать особое место.

     Дополнительное образование дошкольников — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей ребенка в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.

     Это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека.

     Дополнительное образование детей – это один из социальных институтов детства. Он создан для их обучения, воспитания и развития. Первостепенно оно направлено на развитие личности в творчестве, а обучение  поддерживает развитие.

     Такое образование способно решить целый комплекс задач:

  • создавать широкий эмоционально значимый для ребенка фон освоения стандарта общего образования;
  • выравнивать стартовые возможности личности;
  • предметно ориентировать ребенка в базисных видах деятельности, опираясь на его склонности, интересы, личностные особенности;
  • компенсировать отсутствие в основном образовании тех или иных учебных курсов;
  • содействовать выбору индивидуального образовательного маршрута ребенка, его самореализации;
  • обеспечивать ребенку «ситуацию успеха».

 Каждый ребенок имеет право на качественное и доступное образование.

       Таким образом, дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Дополнительное образование предоставляет детям широкие возможности для получения современного качественного образования.

     А теперь рассмотрим, что же такое вариативные формы дошкольного образования. Это, прежде всего, современная модель, которая направлена на полное удовлетворение спроса на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг. Вариативные формы создаются с целью увеличить охват детей дошкольным образованием и создать равные стартовые возможности при поступлении детей в школу.

     Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

     К таким формам дошкольного образования можно отнести:

  • группы кратковременного пребывания;
  • «школы будущего первоклассника»;
  • школы раннего развития;
  • лекотека;
  • служба ранней помощи.

Рассмотрим некоторые из них.

     Группа кратковременного пребывания (ГКП) – это форма дошкольного образования, которая является в основном структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Она создается для детей дошкольного возраста с целью их всестороннего развития, консультативной помощи родителей (законных представителей) в организации воспитания, обучения и социализации их детей.

     «Школа будущего первоклассника».

     Школа и детский сад – два смежных звена в системе нашего образования. Когда ребенок не подготовлен к школьному обучению, это влечёт за собой негативные последствия: он может испытывать в классе дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Ребенку трудно сразу перестроиться с режима детского сада, где он играл, спал, гулял, на режим школы. Трудно сразу перестроиться с одного вида деятельности на другой, ведь в детском саду преобладает игровая деятельность, а в школе ведущей деятельностью становится учебная. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и дошкольного учреждения, должна существовать преемственность. Ведь детский сад обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а  школа, используя предыдущий опыт, способствует его дальнейшему личностному становлению.

     Такая форма дополнительного образования создается для подготовки детей к школе. Создаются условия для формирования готовности к обучению в школе, развития  интеллектуальных качеств ребенка, а также творческих способностей и свойств личности, которые в дальнейшем обеспечат успешность   адаптации,  положительных   достижений  в   учебе.  Именно по этому, главная и ведущая цель «школы будущего первоклассника» заключается  в развитии умения общаться в коллективе, развитии усидчивости, концентрации внимания, в умении внимательно слушать учителей, воспринимать и выполнять поставленные перед ними учебные задачи. Это позволяет увидеть «слабые звенья» в развитии детей и спрогнозировать возможные школьные трудности.

Школа раннего развития 

     Такие формы обучения создаются для того, чтобы обеспечить равные стартовые возможности детей из разных социальных групп при поступлении в школу, а также всестороннее развитие ребенка (развитие познавательных способностей, умения взаимодействовать в коллективе, раскрытие творческих способностей, развитие мотивационной сферы).

     Таким образом, использование вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста увеличивает количество детей, охваченных системой образования, создает общий благоприятный фон для всестороннего развития ребенка, а также способствует увеличению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе"."

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе" был проведен для воспитателей подготовительных групп  в 2013 учебном году....

Развитие речи дошкольников на этапе подготовки к школе.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...

"Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе"

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КРУЖОК «РЕЧЕВИЧОК» КАК ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОО.

Аннотация. Статья посвящена вопросу дополнительного образования по речевому развитию для  дошкольников  4-5 лет. В статье рассказывается о работе  логопедического  кружка «Ре...

Рабочая программа дополнительного образования дошкольников «Общая физическая подготовка для мальчиков»

Рабочая программа по дополнительному образванию мальчиков 4 -7 лет "Рабочая программа по дополнительному образованию мальчиков 4 -7 лет "Общая физическая подготовка"...

Развитие графических навыков дошкольника как этап подготовки к школе.

Развитие графических навыков дошкольника как этап подготовки к школе.     Графическими навыками в классической педагогике называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки...