ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КРУЖОК «РЕЧЕВИЧОК» КАК ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОО.
статья по логопедии (средняя группа)
Аннотация. Статья посвящена вопросу дополнительного образования по речевому развитию для дошкольников 4-5 лет. В статье рассказывается о работе логопедического кружка «Речевичок» об основных направлениях деятельности, структуре организованной образовательной деятельности, тематическом планировании.
Ключевые слова: дополнительное образование, кружок «Речевичок», нарушения речи, кружковая логопедическая деятельность, звукопроизношение, речевое дыхание, активный словарь, грамматический строй, связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_kruzhok_rechevichok.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КРУЖОК «РЕЧЕВИЧОК» КАК ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ДОО.
Современному дошкольнику необходимо получить качественное образование, чтобы стать успешным человеком во взрослой жизни. Следовательно, родители (законные представители) уже в дошкольном возрасте, принимая во внимание индивидуальные особенности, способности и желание ребенка, выбирают направление дополнительного образования. На основании п. 1 ст. 75 Закона РФ «Об образовании» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе» [1]. Главная цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса. В российском обществе дополнительное образование дошкольников – это единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Функции дополнительного образования:
- образовательная - воспитанники получают возможность формировать и развивать свои познавательные потребности, расширять кругозор, умения, навыки в интересной для них образовательной области;
- воспитательная - благодаря нахождению ребёнка в обществе других детей его коммуникативные качества развиваются интенсивнее;
- социально-адаптивная - воспитанники приобретают социально значимый опыт взаимодействия, у детей формируется «ситуация успеха», они учатся правильно самоутверждаться;
- коррекционно-развивающая - направлена на воспитанников имеющих проблемы и нарушения в развития, способствует развитию психических функций, эмоционально – волевой сферы и коррекцию недостатков развития [3].
Грамматически правильная, развитая речь – одно из главных условий всестороннего развития дошкольника. Если ребенок владеет достаточным активным словарным запасом, то ему легко общаться со взрослыми и сверстниками. Но в последнее годы прослеживается большое количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Поэтому родителям (законным представителям) и педагогам необходимо устранить нарушения речи у детей ещё в дошкольном возрасте, до того как они повлекут за собой вторичные нарушения: дисграфию и дислексию.
В связи с тем, что в настоящее время увеличилось количество детей, которым необходима логопедическая помощь, а набор детей в группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи четко регулируются нормами СанПиН и приказом Министерства Просвещения от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» следовательно, возникает необходимость оказывать логопедическую помощь детям 4-5 лет в форме дополнительного образования логопедического кружка «Речевичок». [1]
Логопедический кружок «Речевичок» проводится вне основного образовательного времени и не может с ним пересекаться. Продолжительность занятий и их количество определено в соответствии с СанПиН и не превышает, чем максимальный объём нагрузки на детей средней группы.
Кружковая логопедическая деятельность направлена на формирование и развитие моторной сферы, которая помогает своевременно активизировать и стимулировать внутренние ресурсы ребенка и включить механизм самокоррекции. Для коррекции правильного звукопроизношения необходимо выполнять артикуляционную гимнастику, которая представляет собой систему специальных упражнений, направленных на укрепление, подвижность, скоординированность мышц речевого аппарата, формирование правильных укладов органов артикуляции для дальнейшей постановки звуков. Правильное и регулярное проведение артикуляционной гимнастики позволяет продуцированию детьми правильных звуков, а далее – усвоению слов сложной слоговой конструкции.
Для формирования грамотной речи необходимо использовать следующие направления коррекционно-развивающей деятельности:
- формирование и развитие мелкой моторики;
- формирование правильного речевого дыхания;
- развитие слухового внимания и формирование фонематических представлений;
- развитие координации речи с движением.
Одно из направлений речевой деятельности занимает формирование и активизация словаря. Расширение активного словарного запаса – одна из главных целей коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Уточнение, расширение и активизация словарного запаса по лексическим играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Ведь логическая богатая речь – залог успеха во многих и многих областях знания (Архипова Е.Ф.) [3]
Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитикосинтетической деятельности. При тяжелых нарушениях речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.[4] Грамматические формы словоизменения, словообразования появляются у детей с нарушениями речи, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.[5]
Развивая связную речь у дошкольников с нарушением речи в рамках логопедического кружка основывается на составлении описательных рассказов предметов, рассказов по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок.
Структура организованной образовательной деятельности.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1.Артикуляционная гимнастика.
2.Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, массажными шариками Су-Джок, игры с песком и др.)
3.Игры и упражнения направленные на формирование правильного речевого дыхания.
4.Игры и упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов.
5. Игры и упражнения на координацию речи с движением.
6.Расширение активного словаря/ развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Таблица 1
Календарно – тематическое планирование [1]
Неделя | Лексическая тема |
Сентябрь | Обследование детей |
Октябрь, 1-я неделя | «Осень. Названия деревьев» |
Октябрь, 2-я неделя | «Огород. Овощи» |
Октябрь, 3-я неделя | «Сад. Фрукты» |
Октябрь, 4-я неделя | «Лес. Грибы и лесные ягоды» |
Ноябрь, 1-я неделя | «Игрушки» |
Ноябрь, 2-я неделя | «Одежда» |
Ноябрь, 3-я неделя | «Обувь» |
Ноябрь, 4-я неделя | «Мебель» |
Декабрь, 1-я неделя | «Зима» |
Декабрь, 2-я неделя | «Зимующие птицы» |
Декабрь, 3-я неделя | «Комнатные растения» |
Декабрь, 4-я неделя | «Новогодний праздник» |
Январь, 2-я неделя | «Домашние птицы» |
Январь, 3-я неделя | «Домашние животные» |
Январь, 4-я неделя | «Дикие животные» |
Февраль, 1-я неделя | «Профессии. Продавец» |
Февраль, 2-я неделя | «Профессии. Почтальон» |
Февраль, 3-я неделя | «Транспорт» |
Февраль, 4-я неделя | «Профессии на транспорте» |
Март, 1-я неделя | «Весна» |
Март, 2-я неделя | «Мамин праздник. Профессии мам». |
Март, 3-я неделя | «Первые весенние цветы» |
Март, 4-я неделя | «Цветущие комнатные растения» |
Апрель, 1-я неделя | «Дикие животные весной» |
Апрель, 2-я неделя | «Домашние животные весной» |
Апрель, 3-я неделя | «Перелётные птицы» |
Апрель, 4-я неделя | «Насекомые» |
Май, 1-я неделя | «Аквариумные рыбки» |
Май, 2-я неделя | «Наш город. Моя улица» |
Май, 3-я неделя | «Правила дорожного движения» |
Май, 4-я неделя | «Лето. Цветы на лугу» |
Планируемые результаты:
- овладевают основными артикуляционными движениями по возрасту;
- овладевают навыками правильного дыхания (выдох длиннее, чем вдох);
- умеют координировать тонкие пальчиковые движения;
- имеют развитые фонематические представления по возрасту;
- владеют активным словарем, лексико-грамматическими категориями и связной речью в соответствии возрастом.
Таким образом, дополнительное образование в ДОО в форме логопедического кружка «Речевичок» являются эффективной средством в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения. Дети с большим интересом посещали кружок потому, что играя в речевые и развивающие игры, они учились развивать свои пальчики и язычок, правильно произносить поставленные звуки, правильно строить предложения и развивать связную речь. Использование такой вариативной формы дополнительного образования как кружок «Речевичок» даёт положительные результаты: у детей наблюдается повышенный интерес к логопедическим занятиям, повышается мотивация речевого общения, формируется звукопроизношение, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи и связная речь, развивается общая и мелкая моторика, зрительное и фонематическое восприятие.
ЛИТЕРАТУРА
1.Нищева Н.В. Конспекты логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.-656 С.
Интернет ресурсы:
- https://consultant.ru
- https://normativ.kontur.ru
- https://nsportal.ru
- https://pedlib.ru
- https://razvitum
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ КАК ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Данный опыт работы поможет педагогам организовать работу с детьми в кружках по ИЗО....
Характеристики компетенций педагога дополнительного образования как условие формирования конкурентоспособной личности.
Педагогическая профессия, как известно, является одновременно образующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компе...
Организация дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения
Презентация, подготовленная для стажировочной площадки в МДОУ "Детский сад №63" ЭМР Саратовской области...
Стажировочная площадка «Организация дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения»
Тема: "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"....
ПРОЕКТ Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования
ПРОЕКТ Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования...
Вариативные формы дополнительного образования дошкольников на этапе подготовки к школе.
На современном этапе очень возросла роль дополнительного образования детей и стала занимать особое место. Дополнительное образование дошкольников — это вид образования, к...