"Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе"
статья

Орг Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость развития эмоционально-волевой сферы личности, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст рассматривается как уникальный в плане эмоционального развития, решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Дошкольный возраст – это главный этап развития познавательных процессов ребенка. Охарактеризовать его можно совершенствованием ощущений, представлений. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Эмоционально-волевая сфера личности – это познание своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, способность мобилизироваться, проявлять упорство, настойчивость, целеустремленность и т.д. [Шипицина, 2014].

Благодаря освоению социальной обусловленности эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления. Это способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности.

Личностная сфера ребенка включает в себя работы зарубежных и отечественных психологов: Э.Эриксона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская и др.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении [Кондакова, 2016].

Эмоциональная сфера личности включает в себя два компонента, которые связаны между собой. Одно понятие – это эмоции и чувства. А второе – воля. Эти понятия свойственны всем живим существам. Они проявляются в мимике, жестах, позе, внутренних переживаниях, и т.д.

Эмоции протекают в форме переживания и отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнидеятельности человека и являются частью психологических процессов.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Самые важные моменты в воспитании у детей воли – это включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, которые управляют деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону поступков, которые совершаются.

Интеллектуальное развитие ребенка тесно взаимосвязано совершенствованием волевой регуляции. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому практически невозможно воспитывать у ребенка волю отдельно от его психологических особенностей. В противном случае вместо воли и настойчивости, как несомненно положительных и ценных личностных качеств, могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность [Можейко, 2009].

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности – это сложный процесс, потому как развитие происходит под влиянием и внешних и внутренних факторов. Социальная среда, в которой находится ребенок, относится к факторам внешним. Внутренние факторы – это прежде всего особенности его физического развития, наследственность и т.д [Гусова, 2013].

Развитие эмоционально-волевой сферы личности соответствует основным этапам её психического развития, начиная с раннего детства до подросткового периода (ранней юности). Для каждого из этапов характерен определенный уровень нервно-психического реагирования индивидуума на различные воздействия социальной среды. В каждом из них проявляются как поведенческие, эмоциональные так и характерологические особенности, свойственные тому или иному возрасту. Именно данные особенности отражают проявления нормального возрастного развития.

Возраст 7 лет сопровождается уже более глубоким осознанием своих внутренних переживаний, в основе которых формирующийся опыт социального общения. В данный период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции ребенка. Например, различные реакции страха или уверенности в своих возможностях. Таким образом, уже к старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики [Колесникова, 2010].

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Таким образом, дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. Это период первоначального становления личности.

Исходя из этого, в условиях детского дошкольного учреждения можно использовать разные методики изучения эмоционального развития ребенка [Крюкова, 2007].

Нами были подобраны следующие диагностические методики:

  • Методика «Цветовой тест эмоциональных состояний»

С помощью цветового теста можно определить настроение ребенка во время занятия. В основе данного теста лежит тест Люшера. На успешность деятельности ребенка может повлиять плохое настроение ребенка или плохие взаимоотношения с преподавателем.

Для диагностики потребуется 8 цветных квадратиков, которые представлены на рисунке.

Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т. д.;

  • Методика «Эмоциональные Лица»

Методика «Эмоциональные Лица» была разработана в 1993 году Н.Я. Семаго. С помощью той методики можно дать оценку эмоционального состояния, так же можно исследовать межличностные взаимоотношения. Так же можно выявить эмоциональные «зоны» в общении с детьми или взрослыми. Для проведения методики используются две серии изображений с эмоциональной лицевой экспрессии;

  • Схема наблюдения за поведением ребенка

За основу данной схемы была взята схема наблюдения за поведением ребенка. Целью данной схемы является наблюдение за эмоциональным поведением ребенка и фиксирование полученных данных. Основными показателями этой схемы являются: негативизм, заторможенность, обидчивость (эмоциональная неустойчивость), конфликтность, эмоциональная отгороженность, дурачество, нерешительность, страхи, тревога, дефицит внимания, агрессивность.

 

Список литературы

  1. Гусова А. Д. Формирование интеллектуального, мотивационного и эмоционального компонентов готовности к школе средствами коррекционно-развивающих занятий: автореф. дис. … к. псих. н. – М. , 2013. – 21 с.
  2. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 310 с.
  3. Кондакова Я. А. Психологические особенности готовности детей к школе // Психологические науки. 2016. №5. С 11 – 24.
  4. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2007. – 208 с.
  5. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под ред. А.В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  6. Шипицина Л. М., Казакова Е. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка. – М.: Владос, 2014. – 423 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе"."

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе" был проведен для воспитателей подготовительных групп  в 2013 учебном году....

Развитие речи дошкольников на этапе подготовки к школе.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...

Методическая разработка на тему:«Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника, как фактор становления личности ребенка»

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...

Вариативные формы дополнительного образования дошкольников на этапе подготовки к школе.

На современном этапе очень возросла роль дополнительного образования детей и стала занимать особое место.     Дополнительное образование дошкольников — это вид образования, к...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...

Развитие графических навыков дошкольника как этап подготовки к школе.

Развитие графических навыков дошкольника как этап подготовки к школе.     Графическими навыками в классической педагогике называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки...