"Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим ребенка с аутизмом"
статья по коррекционной педагогике
Находясь в постоянных поисках помощи ребенку, нередко мы забываем оказывать помощь самим родителям. Семья – это ячейка, основанная на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе.
«Часто родителей пугает то, что они не могут наладить «нормальных» отношений с ребенком, они не знают, как общаться с ним». В настоящее время, страхи родителей можно устранить достаточно быстро, т.к. выявление аутизма стало возможным на раннем этапе развития, т.о. семья может своевременно обратиться за помощью к специалистам.
Важным считается – установление доверительного контакта. «Необходимо учитывать пресыщаемость аутичного ребенка в контактах с другими людбми, быть внимательным к установленному им саммим ритму взаимодействия. Насыщая мимолетные поначалу моменты контакта и обучения приятными ребенку развлечениями, сопровождая повседневные бытовые ситуации его любимыми ритмичными стишками и приговорками, удается приучить его к более длительному и целенаправленному взаимодействию»
Аутичные дети легко становятся зависимыми от поддержки и подсказок взрослого. Поэтому крайне важно создать у него ощущение успеха, силы и как можно раньше начать подключать его к наиболее легким операциям, подчеркивая как у него у самого хорошо и ловко все получается, какой он сильный, как быстро одевается, аккуратно ест и чисто умывается и т.п.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
"Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим ребенка с аутизмом"
Актуальность:
Все чаще специалисты разных стран начинают отмечать увеличение количества аутичных детей. И, несмотря на то, что врачи, психологи и специальные педагоги десятилетиями разрабатывают программы развития и обучения, проблема воспитания и социальной адаптации детей с аутизмом остается до сих пор нерешенной.
На дворе XXI век, век инноваций, телевидения и медикаментов, семьям, имеющим проблемного ребенка все равно, чаще всего, не оказывается своевременная поддержка из-за низкой активности со стороны государственных структур. Низкая информированность, страхи и недоверие со стороны родителей оказывает на развитие ребенка с аутизмом негативное влияние на его развитие, т.к. аутизм официально входит в Международную классификацию болезней и является психическим расстройством, а значит требует специальной психологической, педагогической и медицинской поддержки. Семья, имеющая проблемного ребенка, должна являться средой социальной реабилитации.
Цель: Формирование практических навыков самостоятельной организации психолого-педагогической помощи семьям, имеющих ребенка с аутизмом.
Задачи:
- Познакомиться с особенностями семейного воспитания детей с аутизмом;
- Психологический климат в семье, имеющей ребенка с аутизмом, основные проблемы с которыми сталкиваются семьи.
- Ознакомиться с психолого-педагогической помощью семьям, имеющим детей с аутизмом;
Особенности семейного воспитания детей с аутизмом
«Переживания семьи являются особенно острыми в первое время после постановки диагноза. Усилия специалистов направлены на психологическую помощь семье с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть с ориентацией родителей на активную помощь малышу.
«Все члены семьи, и в первую очередь мать, находятся в состоянии эмоционального стресса. На протяжении первых лет жизни малыша этот стресс не уменьшается, а обычно, нарастает. Состояние хронического стресса приводит к повышенной раздражительности, чувству постоянного внутреннего беспокойства, нарушениям сна».
Братья и сестры детей с аутизмом могут испытывать чувство ненужности, отсутствие внимания и любви, и т.о. родители находятся в двойном эмоциональном напряжении.
При воспитании детей с аутизмом родители могут придерживаться различных методов и подходов. К примеру, М.Монтессори считала, что ребенку необходимо дать свободу действия и выбора «В психологической области взаимоотношений между учителем и учеником роль учителя – служить духу ребенка». Т.о., большинство родителей воспитывают своего ребенка в стиле гиперопеки, что в дальнейшем приводит отказ детей с аутизмом от деятельности и тормозит коррекционную работу.
Детей аутистов уже с раннего детства надо приучать к порядку. Ребенок должен четко знать, где находится рабочий уголок, а где место для игр и отдыха.
«Аутичные дети чувствуют себя спокойнее, в большей безопасности и лучше регулируют свое поведение, если существует четкий распорядок дня, семейные привычки и традиции».
Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим детей с аутизмом
«Родителям аутичного ребенка важно научиться не сравнивать своего малыша с остальными детьми. Нужно адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы».
Родители ребенка с аутизмом должны постоянно получать информацию о новых методах лечения и сохранять открытость.
При оказании помощи семьям, имеющим детей с аутизмом необходимо подходить комплексно к данному вопросу «Используются следующие виды терапии: психофармакология, физиотерапия, массаж, лечебная физическая культура, индивидуальная и семейная психотерапия, логопедическая коррекция и т.д.».
«Положительное влияние на социальное развитие ребенка будет оказывать его общение со сверстниками в условиях учреждения, в котором имеются специалисты по коррекции аутизма».
«Занятия с аутичным ребенком в образовательном учреждении проводят специалисты – учитель-логопед, психолог и коррекционный педагог (дефектолог), дома – родители».
Чем раньше начнется коррекция, тем лучше начнет протекать процесс развития и социализации аутистического ребенка, а значит, семья обретет гармонию и спокойствие.
«Специалисты, работающие с детьми с аутизмом, решают большую и ответственную задачу: подготавливают таких детей к практической жизни и соответственно являются их агентами социализации».
Известно, что хорошо усваивается информация, подкрепленная медиа файлами «Развлекательные и образовательные детские программы способствуют интеллектуальному развитию, социализации, развивают воображение, навыки решения проблем… В условиях дефицита реального общения, трудностей произвольной деятельности и т.п. телевизор и компьютер могут стать для ребенка с аутизмом хорошим подспорьем в расширении социального опыта».
«Педагогическая коррекция направлена на активизацию взаимодействия с педагогом, обучение навыкам самообслуживания, исправление недоразвития восприятия, моторики, внимание, речи».
А психологическая коррекция подбирается в зависимости от выявленных нарушений в психике ребенка. Главная задача «…вовлечение ребенка в индивидуальную или совместную деятельность».
Т.к. семья – это единое целое, то работать нужно со всеми её участниками «…рассматриваем психологическую поддержку родителей как систему мер, принимаемых в следующих целях:
- Снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
- Поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка;
- Формирование адекватного отношения к болезни ребенка;
- Сохранение адекватных родительски-детских отношений.»
В практике работы с семьями, имеющими детей с аутизмом, выделяется такой период, как аффективный «…родители и родственники часто испытывают чувство безысходности, катастрофы, отчаяния». В этом случае, врачи должны подробно рассказать про заболевание ребенка «…должны уяснить для себя, что диагноз – это не приговор ребенку, более того, оформление инвалидности зависит от желания самих родителей». Кроме этого, обязательным является беседа с родителями, которая может проводиться психологами, психиатрами или педагогами «…специалисты должны совместно с родителями обсуждать планы помощи ребенку в настоящий момент и в ближайшем будущем».
Психолог должен вовремя заметить второй этап семейного стресса – гностический, при котором у родителей, в особенности у матери, формируется чувство вины «…проявляется в раздражительности не только по отношению к супругу, но и в адрес других специалистов». В этом случае, чаще всего проводится индивидуальная психотерапия, для снятия напряжения и тревоги.
Третий этап – поведенческий. Многие родители пытаются самостоятельно определить необходимую помощь ребенку. «Психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания больного ребенка и внутрисемейного взаимодействия»
Сами родители отмечают, что одним из наиболее важных психотехнических приемах являются – родительские семинары. «Основной задачей является расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений».
Список использованной литературы
- Агеева Т.Л. Организация помощи детям с нарушениями развития // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2012, №46.
- Беличева С.А. Психосоциальная и коррекционно-реабилитационная работа с РДА // Вестник. - М.: Социальное здоровье России, 2007.
- Бизюк А.П. Патопсихология. Краткий курс в контексте общей и клинической психологии (под редакцией Л.М. Шипициной). – СПб.: Речь, 2010.
- Демнова Е.Е. Дети дождя // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011, №32.
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2006.
- Исаев Д.Н. Психиатрия детского возраста. Психопатология развития. – СПб: СпецЛит, 2013.
- Козорез А.И. Возможности медиа – как средства развития и социализации детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2008, №7.
- Кондратьев Ю., Зенченко И.В., Тарасова В. Коррекционная педагогика // Дошкольная педагогика. – СПб.: Детство-Пресс, 2013, №6.
- Корочарова Н.И. Монтессори-клуб. – Екатеринбург: Народная книга, 2013, №4.
- Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Т. Они ждут нашей помощи. – М.: Педагогика, 1991.
- Потачинская Ю.Н. Обучение аутичного ребенка с тяжелыми нарушениями развития // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011, №39.
- Пронина Н.Н. Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с проблемным развитием // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2009, №16.
- Сиробкина О.В. Проблемы социальной адаптации детей с синдромом детского аутизма // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2008, №22.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003.
- Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. – М.: - Теревинф, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВКР Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА)
Дети - аутисты...
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей леворукого ребенка
Сопровождение леворукого ребенка...
Выступление на педагогическом совете "Региональный проект "Помощь семьям, имеющих детей от рождения до 7 лет"
Помощь педагогам ДОУ в роботе с родителями (анкеты, опросники, статьи ФЗ об образовани)...
Выступление на педагогическом совете "Региональный проект "Помощь семьям, имеющих детей оп рождения до 7 лет"
Помощь воспитателям при работе с родителями....
Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»
В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...
Помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями зрения
Содержание Введение………………………………………………………&helli...
Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребёнка
Рассмотрены основные симптомы аутизма. Разобран один из методов восстановления эмоционального взаимодействия в семье аутичного ребенка - холдинг-терапия....