"Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим ребенка с аутизмом"
статья по коррекционной педагогике

Летуновская Екатерина Сергеевна

Находясь в постоянных поисках помощи ребенку, нередко мы забываем оказывать помощь самим родителям. Семья – это ячейка, основанная на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе.

«Часто родителей пугает то, что они не могут наладить «нормальных» отношений с ребенком, они не знают, как общаться с ним». В настоящее время, страхи родителей можно устранить достаточно быстро, т.к. выявление аутизма стало возможным на раннем этапе развития, т.о. семья может своевременно обратиться за помощью к специалистам.

Важным считается – установление доверительного контакта. «Необходимо учитывать пресыщаемость аутичного ребенка в контактах с другими людбми, быть внимательным к установленному им саммим ритму взаимодействия. Насыщая мимолетные поначалу моменты контакта и обучения приятными ребенку развлечениями, сопровождая повседневные бытовые ситуации его любимыми ритмичными стишками и приговорками, удается приучить его к более длительному и целенаправленному взаимодействию»

Аутичные дети легко становятся зависимыми от поддержки и подсказок взрослого. Поэтому крайне важно создать у него ощущение успеха, силы и как можно раньше начать подключать его к наиболее легким операциям, подчеркивая как у него у самого хорошо и ловко все получается, какой он сильный, как быстро одевается, аккуратно ест и чисто умывается и т.п.» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

"Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим ребенка с аутизмом"

Актуальность:

Все чаще специалисты разных стран начинают отмечать увеличение количества аутичных детей. И, несмотря на то, что врачи, психологи и специальные педагоги десятилетиями разрабатывают программы развития  и  обучения, проблема  воспитания  и  социальной  адаптации  детей  с  аутизмом  остается  до  сих  пор  нерешенной.

На дворе XXI век, век инноваций, телевидения и медикаментов,  семьям, имеющим проблемного ребенка все равно, чаще всего, не оказывается своевременная поддержка из-за низкой активности со стороны государственных структур. Низкая информированность, страхи и недоверие со стороны родителей оказывает на развитие ребенка с аутизмом негативное влияние на его развитие, т.к. аутизм официально входит в Международную классификацию болезней и является психическим расстройством, а значит требует специальной психологической, педагогической и медицинской поддержки.  Семья, имеющая проблемного ребенка, должна являться средой социальной реабилитации.

Цель: Формирование практических навыков самостоятельной организации психолого-педагогической помощи семьям, имеющих ребенка с аутизмом.

Задачи:

  1. Познакомиться с особенностями семейного воспитания детей с аутизмом;
  2. Психологический климат в семье, имеющей ребенка с аутизмом, основные проблемы с которыми сталкиваются семьи.
  3. Ознакомиться с  психолого-педагогической помощью семьям, имеющим детей с аутизмом;

Особенности семейного воспитания детей с аутизмом

«Переживания семьи являются особенно острыми в первое время после постановки диагноза. Усилия специалистов направлены на психологическую помощь семье с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть с ориентацией родителей на активную помощь малышу.

«Все члены семьи, и в первую очередь мать, находятся в состоянии эмоционального стресса. На протяжении первых лет жизни малыша этот стресс не уменьшается, а обычно, нарастает. Состояние хронического стресса приводит к повышенной раздражительности, чувству постоянного внутреннего беспокойства, нарушениям сна».

Братья и сестры детей с аутизмом могут испытывать чувство ненужности, отсутствие внимания и любви, и т.о. родители находятся в двойном эмоциональном напряжении.

При воспитании детей с аутизмом родители могут придерживаться различных методов и подходов. К примеру, М.Монтессори считала, что ребенку необходимо дать свободу действия и выбора «В психологической области взаимоотношений между учителем и учеником роль учителя – служить духу ребенка». Т.о., большинство родителей воспитывают своего ребенка в стиле гиперопеки, что в дальнейшем приводит отказ детей с аутизмом от деятельности и тормозит коррекционную работу.

Детей аутистов уже с раннего детства надо приучать к порядку. Ребенок должен четко знать, где находится рабочий уголок, а где место для игр и отдыха.

«Аутичные дети чувствуют себя спокойнее, в большей безопасности и лучше регулируют свое поведение, если существует четкий распорядок дня, семейные привычки и традиции».

Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим детей с аутизмом

«Родителям аутичного ребенка важно научиться не сравнивать своего малыша с остальными детьми. Нужно адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы».

Родители ребенка с аутизмом должны постоянно получать информацию о новых методах лечения и сохранять открытость.

При оказании помощи семьям, имеющим детей с аутизмом необходимо подходить комплексно к данному вопросу «Используются следующие виды терапии: психофармакология, физиотерапия, массаж, лечебная физическая культура, индивидуальная и семейная психотерапия, логопедическая коррекция и т.д.».

 «Положительное влияние на социальное развитие ребенка будет оказывать его общение со сверстниками в условиях учреждения, в котором имеются специалисты по коррекции аутизма».

«Занятия с аутичным ребенком в образовательном учреждении проводят специалисты – учитель-логопед, психолог и коррекционный педагог (дефектолог), дома – родители».

Чем раньше начнется коррекция, тем лучше начнет протекать процесс развития и социализации аутистического ребенка, а значит, семья обретет  гармонию и спокойствие.

«Специалисты, работающие с детьми с аутизмом, решают большую и ответственную задачу: подготавливают таких детей к практической жизни и соответственно являются их агентами социализации».

Известно, что хорошо усваивается информация, подкрепленная медиа файлами «Развлекательные и образовательные детские программы способствуют интеллектуальному развитию, социализации, развивают воображение, навыки решения проблем… В условиях дефицита реального общения, трудностей произвольной деятельности и т.п. телевизор и компьютер могут стать для ребенка с аутизмом хорошим подспорьем в расширении социального опыта».

«Педагогическая коррекция направлена на активизацию взаимодействия с педагогом, обучение навыкам самообслуживания, исправление недоразвития восприятия, моторики, внимание, речи».

А психологическая коррекция подбирается в зависимости от выявленных нарушений в психике ребенка. Главная задача «…вовлечение ребенка в индивидуальную или совместную деятельность».

Т.к. семья – это единое целое, то работать нужно со всеми её участниками «…рассматриваем психологическую поддержку родителей как систему мер, принимаемых в следующих целях:

  1. Снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
  2. Поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка;
  3. Формирование адекватного отношения к болезни ребенка;
  4. Сохранение адекватных родительски-детских отношений.»

В практике работы с семьями, имеющими детей с аутизмом, выделяется такой период, как аффективный «…родители и родственники часто испытывают чувство безысходности, катастрофы, отчаяния». В этом случае, врачи должны подробно рассказать про заболевание ребенка «…должны уяснить для себя, что диагноз – это не приговор ребенку, более того, оформление инвалидности зависит от желания самих родителей». Кроме этого, обязательным является беседа с родителями, которая может проводиться психологами, психиатрами или педагогами «…специалисты должны совместно с родителями обсуждать планы помощи ребенку в настоящий момент и в ближайшем будущем».

Психолог должен вовремя заметить второй этап семейного стресса – гностический, при котором у родителей, в особенности у матери, формируется чувство вины  «…проявляется в раздражительности не только по отношению к супругу, но и в адрес других специалистов». В этом случае, чаще всего проводится индивидуальная психотерапия, для снятия напряжения и тревоги.

Третий этап – поведенческий. Многие родители пытаются самостоятельно определить необходимую помощь ребенку. «Психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания больного ребенка и внутрисемейного взаимодействия»

Сами родители отмечают, что одним из наиболее важных психотехнических приемах являются – родительские семинары. «Основной задачей является расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений».

Список использованной литературы

  1. Агеева Т.Л. Организация помощи детям с нарушениями развития // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2012, №46.
  2. Беличева С.А. Психосоциальная и коррекционно-реабилитационная работа с РДА // Вестник. -  М.: Социальное здоровье России, 2007.
  3. Бизюк А.П. Патопсихология. Краткий курс в контексте общей и клинической психологии (под редакцией Л.М. Шипициной). – СПб.: Речь, 2010.
  4. Демнова Е.Е. Дети дождя // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011, №32.
  5. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2006.
  6. Исаев Д.Н. Психиатрия детского возраста. Психопатология развития. – СПб: СпецЛит, 2013.
  7. Козорез А.И. Возможности медиа – как средства развития и социализации детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2008, №7.
  8. Кондратьев Ю., Зенченко И.В., Тарасова В. Коррекционная педагогика // Дошкольная педагогика. – СПб.: Детство-Пресс, 2013, №6.
  9. Корочарова Н.И. Монтессори-клуб. – Екатеринбург: Народная книга, 2013, №4.
  10.  Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007.
  11.  Мастюкова Е.М., Московкина А.Т. Они ждут нашей помощи. – М.: Педагогика, 1991.
  12.  Потачинская Ю.Н. Обучение аутичного ребенка с тяжелыми нарушениями развития // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011, №39.
  13.  Пронина Н.Н. Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с проблемным развитием // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2009, №16.
  14.  Сиробкина О.В. Проблемы социальной адаптации детей с синдромом детского аутизма // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2008, №22.
  15.  Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003.
  16. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. – М.: - Теревинф, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Региональный проект "Помощь семьям, имеющих детей от рождения до 7 лет"

Помощь педагогам ДОУ в роботе  с родителями (анкеты, опросники, статьи ФЗ об образовани)...

Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»

В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...

Помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями зрения

Содержание Введение………………………………………………………&helli...

Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребёнка

Рассмотрены основные симптомы аутизма. Разобран один из методов восстановления эмоционального взаимодействия в семье аутичного ребенка - холдинг-терапия....