Выступление на педагогическом совете "Региональный проект "Помощь семьям, имеющих детей оп рождения до 7 лет"
учебно-методический материал
Помощь воспитателям при работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 51.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете воспитателя МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Саратовской области Семеновой Галины Александровны
Дата: 30.08.2019г.
Тема: «Реализация регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей от рождения до 7 лет»
1 слайд
На современном этапе развития российского общества значительно возросло внимание государства, педагогической общественности, граждан к проблемам современной семьи, возрастанию ее значимости в воспитании, формированию у подрастающего поколения семейных ценностей.
Современное образовательное пространство предлагает родителям невероятное количество предложений по развитию способностей детей раннего и дошкольного детства. Однако приходится констатировать, что этот ресурс нередко превращается из развивающего в отягощающий.
Непонимание природы ребенка, завышенные ожидания и сверхтребования взрослых, игнорирование значимости потенциала игры, общения, детского экспериментирования – все это негативно сказывается на здоровье детей, их эмоциональном, интеллектуальном развитии, произвольности, любознательности, самостоятельности, развитии познавательной инициативы.
2 слайд
Вот почему так важно всем взрослым – и педагогам, и родителям – осознать, что главной задачей воспитания дошкольников сегодня становится создание и сохранение условий, в которых ребенок играет, экспериментирует, фантазирует, сотрудничает с другими детьми и взрослыми, преодолевает неудачи; учится общаться, находить решения в нестандартных ситуациях; сопереживает, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Кардинальное изменение взгляда на важнейшие задачи дошкольного образования, признание уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в становлении личности, требуют переосмысления подходов к взаимодействию педагогов с родителями воспитанников. Следовательно, возникает необходимость организации сотрудничества с позиции «от ребенка» и «вместе с семьей». При этом важно понимать, что взаимодействие педагогов с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части образовательной программы, а в том, чтобы помочь родителям стать активными, заинтересованными (и при этом грамотными!) участниками в развитии и воспитании собственного ребенка.
«Педагогическое взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как ресурс повышения качества дошкольного образования» – тема программы инновационной деятельности, которая реализуется с 2018 года в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад присмотра и оздоровления № 151» г. Саратова.
Одна из задач, которая была решена на первом (организационно-подготовительном) этапе инновационной деятельности, – анализ и апробация диагностического инструментария, способствующего выстраиванию эффективного педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников. Примеры некоторых интересных анкет, карт, опросников для родителей и педагогов, используемых в рамках инновационной работы, представлены в данной методической разработке.
3 слайд
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ (по Т.В. КРОТОВОЙ)
Инструментарий используется для оценки эффективности организуемого взаимодействия детского сада и семьи. Данная методика предполагает анализ документов дошкольной образовательной организации, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей (годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний).
Критерии анализа годового плана:
Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
Критерии анализа протоколов родительских собраний:
Перечисленные критерии анализа документов позволяют определить, как учитываются в ДОУ потребности семьи, наполняются ли мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится ли к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями.
4 слайд
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Инструментарий разработан для родителей в г. Санкт-Петербург с целью оценки качества образования конкретной образовательной организации. Анкетирование анонимное. Проводится ежегодно.
5 слайд
Карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников (Т.В. Кротова)
6 слайд
ОПРОСНИК «МОИ «ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ»
В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ»
(Е.П. АРНАУТОВА)
Инструментарий используется с целью анализа педагогом профессиональных затруднений в общении с родителями (законными представителями) воспитанников и определения актуальной для себя тематики консультативной помощи. Анализ результатов данного опросника позволяет получить информацию о сформированности у педагогов определенных умении:
учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей;
использовать активные методы и формы работы с родителями;
проявлять гибкость в выборе стиля общения со взрослыми.
Уважаемый воспитатель!
Вам предлагаются суждения, касающиеся практики общения с родителями.
Ваше согласие с суждением отразите в столбце «да», несогласие — в столбце нет».
Если какие-то суждения вы не можете оценить однозначно,
обведите их порядковый номер кружком.
№ | Утверждение | Да | Нет |
В содержании общения с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребенка; структуру семьи, в которой он живет; опыт родителей | |||
Регулярно знакомлю родителей с организацией и содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка | |||
В общении с родителями удается находить индивидуальный подход к членам семьи ребенка, устанавливать доверительные, партнерские отношения | |||
Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах | |||
Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями глазами отцов и матерей, понять чувства родителей и смысл их поведения | |||
Владею техникой диалогического (безоценочного) общения | |||
Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями | |||
Как правило, с пониманием отношусь к заблуждениям и ошибкам родителей в воспитании ребенка | |||
Владею способами общения с аудиторией родителей, умением вовлечь их в активное обсуждение проблемы дискуссии и пр. | |||
Удается развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к своей роли | |||
Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии | |||
Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребенка в разных жизненных ситуациях в детском саду и дома, размышлять над мотивами его поведения | |||
Обогащаю опыт родителей умениями организовывать эмоционально насыщенное общение с ребенком в семье | |||
Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном и дифференцированном общении с родителями | |||
Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художественной литературы по семейному воспитанию | |||
Учитываю мнения и просьбы родителей по различным вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения в принятии педагогических и организационных решений | |||
Удается объединять и сплачивать родителей для помощи в решении различных вопросов, создавать атмосферу сопричастности и общности интересов | |||
Использую в контактах с родителями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и ее перспективах |
Суждения распределяются по трем группам:
1. Умение учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей (№№ 1, 10, 11, 13, 16, 17).
2. Гибкость стиля общения. Умение сопереживать родителям (№№ 3, 4, 5, 6, 7, 8).
3. Умение использовать активные методы и формы общения с родителями (№№ 2, 9, 12, 14, 15, 18).
Обработка результатов опроса.
Подсчитывается количество ответов «нет» в каждой группе суждений.
Из них формируется запрос на консультативную помощь.
7 слайд
ОПРОСНИК
«ОЦЕНКА УРОВНЯ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ»
(на основе методики оценки уровня общительности педагога В.Ф. Ряховского)
Инструментарий помогает выявить трудности, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями (законными представителями), оценить умение педагогов конструктивно общаться с родителями.
Уважаемый воспитатель!
Предлагаем ответить на 16 вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно.
Варианты ответов: «да», «нет», «иногда».
№ | Вопрос | Да | Нет | Иногда |
Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? | ||||
Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями? | ||||
Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента? | ||||
Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос? | ||||
Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для всех родителей ДОУ. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения? | ||||
Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством? | ||||
Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми? | ||||
Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы? | ||||
Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей», что они разговаривают на «разных языках»? | ||||
Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить? | ||||
Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе? | ||||
Услышав высказывание явно с ошибочной точкой зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор? | ||||
Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями? | ||||
У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания, других мнений на этот счет Вы не приемлете? | ||||
Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо не только детей, но и родителей? | ||||
Вам проще подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию? | ||||
ИТОГО: |
Обработка результатов опроса.
Подсчитывается количество ответов по каждой группе вариантов ответов («да», «нет», «иногда»). Определяется количество баллов по каждому варианту ответов: за каждый ответ «да» начисляется по 2 балла, «иногда» – по 1 баллу, «нет» – 0 баллов. Далее баллы суммируются, определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 балла.
Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей – это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 баллов.
Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 балла.
Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 баллов.
У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 баллов.
Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 баллов.
Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем.
Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 балла и менее.
Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
8 слайд
Диагностический инструментарий для родителей
Анкета «Выявление уровня педагогической культуры родителей»
Тест-опросник «Лики родительской любви» (по С.С. Степановой)
Тест «Стиль воспитания ребенка в семье»
9 слайд
ТЕСТ-ОПРОСНИК «ЛИКИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ»
(по С.С. СТЕПАНОВОЙ)
Инструментарий используется для получения информации о подходах в воспитании, используемых родителями. В случае проведения теста-опросника анонимно, анализ результатов позволит спланировать работу по просвещению родителей (законных представителей). Перед проведением опроса заранее оговаривается: если родители хотят получить индивидуальную консультацию воспитателя или узких специалистов, то лист с тестом подписывается (например, указываются ФИО родителя, ФИ ребенка, группа).
Уважаемые родители!
Прочитайте внимательно каждое утверждение.
Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл.
Если не согласны — баллов не ставьте.
Оценив все пункты опроса, подсчитайте общую сумму баллов.
№ | Утверждение | Балл |
Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей — до поры его от них ограждать. | ||
Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы. | ||
Если малыш говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а просто фантазирует вслух. | ||
Современные школьные программы чересчур сложны. | ||
Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость. | ||
Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия. | ||
Наивная непосредственность — это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток. | ||
Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха, если бы воспитатели относились к нему более благожелательно. | ||
У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков. | ||
Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины — прирожденные воспитатели. | ||
В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития. | ||
За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям. | ||
Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого. | ||
Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник. | ||
Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников. | ||
ИТОГО |
Обработка результатов:
12-15 баллов
Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу.
Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.
Менее 8 баллов.
Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей.
Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения
Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств.
Совет родителям: Задумайтесь. Не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?
10 салайд
ТЕСТ «СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»
Инструментарий помогает определить стиль воспитания в семье. Это очень важно, так как каждый стиль по-разному влияет на формирование и развитие личности ребенка. Проанализировав ответы, педагог-психолог сможет разработать детско-родительские тренинги для коррекции стилей родительского воспитания (при необходимости), для решения конкретных психологических проблем детско-родительского характера.
Уважаемые родители!
Существует несколько основных стилей воспитания:
авторитарный, демократичный (авторитетный), попустительский (либеральный).
Они по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка.
Предлагаем вам, ответив на вопросы теста и узнать,
какой стиль воспитания используют в вашей семье.
В каждом вопросе надо выбрать один вариант ответа
№ | Утверждение | Вариант ответа |
Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами? A. Обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит. Б. Должен рассказывать только то, чем сам захочет поделиться. B. Ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе. | ||
Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спроса чужую игрушку? A. Отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться. Б. Поговорите с ребенком «по душам» и предоставите ему право самому принять правильное решение. B. Предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах. | ||
Какой будет ваша реакция, если ребенок хорошо и быстро выполнит ваше поручение? A. Примете как должное и скажете: «Всегда бы так». Б. Похвалите и расскажете родным и знакомым о том, какой он у вас молодец. B. Порадуетесь. | ||
Как вы отреагируете на сквернословие ребенка? A. Строго накажете. Б. Постараетесь довести до его понимания, что в вашей семье (да и вообще среди порядочных людей) это не принято. B. Не станете придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы. | ||
Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочитаете сделать? А. Включитесь в игру: поможете, подскажете, сделаете замечание. Б. Понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются. В. Займетесь своими делами. | ||
Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете по дороге какие-нибудь дела (например, зайти в магазин), но он под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримете? A. Разозлитесь и отругаете ребёнка. Б. Расскажете ему о своих планах, попросите одеваться быстрее. B. Попытаетесь сами быстренько его одеть. | ||
Какова ваша стратегия воспитания? A. Ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его. Б. В процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком. B. Решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача родителей – следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков. | ||
Ваш ребенок «прилип» к телевизору вместо того, чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?
Б. Объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати. B. Позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время. | ||
Ребенок не хочет выполнять просьбу или поручение. Что вы предпримете? A. Заставите его выполнить ваше поручение. Б. Постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме. B. Ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете. | ||
Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
Б. Попробуете разобраться, что его побудило солгать. B. Расстроитесь. |
Обработка результата:
Подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В.
Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для вас стиль воспитания:
А – авторитарный,
Б – демократичный,
В – либеральный.
Авторитарный стиль
Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считаются с мнением ребенка. Часто применяют угрозы, ставят условия, то есть заботятся, прежде всего, о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Авторитарные родители считают себя вправе применять физические наказания, кричать на детей, при авторитарном стиле родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, четкого выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения.
Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их связь с родителями нарушается, происходит отчуждение. Они чувствуют себя незначительными и нежеланными. Этот стиль порождает у одних детей подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость, у других – враждебность, агрессивность и раздражительность. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.
Демократичный (авторитетный) стиль
При демократичном стиле воспитания родители всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение, а также, если дело касается его личного выбора – друзей,
профессии, занятий, хобби. Такие родители дают ребенку уверенность в себе, поддержку и заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительскую любовь и заботу. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо. Сторонники демократичного, авторитетного стиля семейного воспитания поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, возрастные возможности, доверяют им.
Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому между ними складываются теплые, дружеские отношения. Демократичный стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности ответственности.
Попустительский (либеральный) стиль
Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны самоустраняться с воспитания ребенка, они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели.
При либеральном (попустительском) стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Практикуется вседозволенность, ему предоставляют полную свободу и не требуют ответственности за то, что он делает, говорит.
Родители играют роль добрых взрослых. В семье наблюдаются отчужденные слабые эмоциональные связи, безразличие к делам и чувствам другого. Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, уверенными в себе, импульсивными. Такие дети пытаются быть либо неформальными лидерами, либо вовлекаются в асоциальное, зависимое поведение. К сожалению, это приводит к большим трагедиям, но уже в более взрослом возрасте.
11 слайд
Анкета «Выявление уровня педагогической культуры родителей»
12, 13, 14 слайд Рисуночная методика «Семья на ладошке»
15 слайд
Популярные вопросы для консультирования
среди родителей детей,
получающих дошкольное образование в семье
- Социальная адаптация ребенка в детском коллективе, в том числе развитие у ребенка навыков социального поведения и коммуникативных качеств личности
- Профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста
- Организация питания детей
- Условия, необходимые для закаливания и оздоровления детей.
16 слайд
Какую помощь мы- педагоги можем оказать родителям?
Методическая помощь – оказание консультации по вопросам применения различных форм, методик и средств воспитания и обучения ребенка с предоставлением соответствующих учебно-методических материалов; помощь в выборе оптимальной методики обучения, образовательной программы, а также видов деятельности, направленных на всестороннее развитие ребенка Психолого-педагогическая помощь – оказание консультации, в т.ч. путем предоставления доступа к соответствующим учебно-методическим материалам, по вопросам интеллектуального, психофизиологического развития ребенка, а также оказание психологической и педагогической помощи путем проведения психолого-педагогических мероприятий с ребенком (бесед, игр и т.п.) в целях разработки рекомендаций для родителей (законных представителей) и коррекции патологических состояний психики ребенка Диагностическая помощь – проведение диагностических мероприятий, а также предоставление родителям (законным представителям) ребенка соответствующих материалов, позволяющих определить уровень физического, психического, интеллектуального, нравственного и личностного развития ребенка Консультативная помощь должна быть направлена на оказание родителям помощи в выборе оптимальных путей развития ребенка, разрешения возникающих конфликтов, трудностей, аномалий личностного развития, укрепления физического и психического здоровья ребенка
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
17 слайд Успехов вам в вашем труде!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...
Выступление на педагогическом совете "Региональный проект "Помощь семьям, имеющих детей от рождения до 7 лет"
Помощь педагогам ДОУ в роботе с родителями (анкеты, опросники, статьи ФЗ об образовани)...
Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»
В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...
Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с нарушениями зрения.
Статья о целях и задачах психолого-педагогического сопровождения семей, о проблемах, возникающих в семьях, имеющих детей с нарушениями зрения. о формах психолого-педагогического сопровождения семей....
Презентация к публичному выступлению на тему "Поддержка семей, имеющих детей".
Презентация к публичному выступлению на тему "Поддержка семей, имеющих детей"....
Публичное выступление на тему "Поддержка семей, имеющих детей".
Публичное выступление на тему "Поддержка семей, имеющих детей"....
Направление «Реализация национального проекта «Образование». «Поддержка семей, имеющих детей».Совершенствование модели социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи за счет расширения спектра современных, инновационных форм включен
Новизна и оригинальность данной идеи заключается в том, что, во-первых, на территории Пуровского района не так много подобных пунктов, а во-вторых, одним из приоритетных направлений развития образован...