Формирование навыков пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В статье представлены ряд методов по формированию пространственного ориентирования у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_orientirovka.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста.
Быкова Ольга Владимировна, учитель-дефектолог
Дошкольный возраст имеет большое значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентировок. Важность изучение ориентировки в пространстве определяется недостаточной изученностью закономерностей пространственного мышления у детей. Данный вопрос очень важен, так как дети-дошкольники испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов и оперировании ими. Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. С помощью взрослых он усваивает самые простейшие представления: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Важное значение для эффективности формирования пространственных представлений имеет развивающая среда. Она включает в себя комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию в различные виды детской деятельности:
- Специально-организованная деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т. д.).
- Деятельность вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.).
- Другие виды деятельности (конструирование, аппликация, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия).
- Совместная с родителями деятельность.
Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку. Источником познания дошкольника является опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление. Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения и положения относительно субъекта
Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху - где голова, внизу - где ноги. Другими словами, дошкольник осваивает «схему» собственного тела, которая, по сути и является для него системой отсчета. В старшем дошкольном возрасте прибавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверху-внизу, слева-справа.
Для уточнений понятий «лево-право» можно использовать стихи с движением, ряд разносторонних фигур, разрезные картинки. Складывание целого из частей так же оказывает влияние на развитие пространственного и образного мышления, графомоторных навыков. При этом работа по формированию пространственных ориентировок должна вестись по линии усложнения требований:
- к правильности и точности выполнения заданий, связанных с ориентировкой на собственном теле и в окружающем пространстве по различным заданным параметрам;
- к самостоятельности определения пространственных отношений между объектами и моделирования их взаимоотношений;
- к речевому опосредованию деятельности детей: от использования отдельных пространственных терминов до полного словесного отчета о выполнении заданий, связанных с ориентировкой в пространстве.
Таким образом, развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется, как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми дошкольного возраста. Эффективность достигается при условии, что обучение организуется с учетом особенностей детей и направлено на развитие их представлений о пространственных признаках, отношениях объектов, навыков ориентировки на плоскости, и ведется в неразрывной связи с развитием речи, мышления и деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование занятий по формированию умений и навыков пространственного ориентирования
Вопрос формирования у детей дошкольного возраста навыка ориентировки в пространстве является значимым для успешной подготовки детей к школьному обучению.Недостаточная сформированность прос...
Формирование навыков пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения
Данная работа представляет интерес в плане обселдования уровня развития активности и самостоятельности дошкольников в овладении пространством, что обеспечивает всокий уровень мобильности, контактности...
Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи специалистов дошкольного образовательного учреждения в обучении пространственному ориентированию детей с нарушением зрения. Даная тема актуальна,...
Роль коррекционно-развивающих музыкальных игр в формировании навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зр...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
В работе представлены коррекционно-развивающих игры, направленные на формирование пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....
Игры на развитие навыков пространственного ориентирования у детей с нарушением зрения
Организация специальных игр в работе с детьми с нарушением зрения позволит развить навыки пространственной ориентировки, сформировать предметные представления, сформировать п...
Дидактические игры для формирования навыков пространственного ориентирования у дошкольников
В материале представлен комплекс игр для детей дошкольного возраста по формированию пространственного ориентирования....