Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Колесникова Алла Анатольевна

Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности реализации адаптированной основной образовательной п рограммы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет

Слайд 2

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР 5-7 лет МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 176» Заводского района г. Саратова Ф.И.О . творческой группы по разработке АООП для детей с ЗПР: Попова Елена Евгеньевна, старший воспитатель Колесникова Алла Анатольевна, учитель-логопед, учитель-дефектолог Гамолко Марина Борисовна, педагог-психолог Агапова Галина Борисовна, музыкальный руководитель Шапошникова Наталья Александровна, воспитатель Вариативная часть: Беляничева Вера Николаевна, педагог дополнительного образования

Слайд 3

Целью АООП является проектирование модели образовательной и коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития детей с ЗПР дошкольного возраста, их позитивной социализации, интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. АООП предназначена для выстраивания коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, которым на основании заключения ПМПК рекомендована АООП для детей с ЗПР. АООП – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа разработана с учетом требований ФГОС, в соответствии с п римерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с задержкой психического развития , на основе п рограммы С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» ; с использованием парциальной программы по художественному воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста И.А. Лыковой «Цветные ладошки ». Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития от 5-х до 7-ми лет.

Слайд 4

Задачи АООП: • создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР ….; • создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР; • обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром; • целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии; • выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей; • подготовка детей с ЗПР ко второй ступени обучения (начальная школа) с учетом целевых ориентиров ДО и АООП НОО для детей с ЗПР; • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР; • обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта.

Слайд 5

Принципы и подходы к формированию Программы Общие дидактические принципы и особенности их применения при реализации АООП Принцип научности Принцип активности и сознательности в обучении Принцип доступности Принцип последовательности и систематичности Принцип прочности усвоения знаний Принцип наглядности Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию

Слайд 6

Содержание АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный . Целевой раздел включает пояснительную записку, в которой рассматриваются значимые для разработки и реализации АООП клинико-психолого-педагогическая характеристика и особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В целевом разделе раскрываются цели, задачи, принципы и подходы к формированию АООП и механизмы ее адаптации; представлены структурные компоненты программы, алгоритм формирования содержания образовательной деятельности, в том числе по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР; раскрываются целевые ориентиры АООП и планируемые результаты ее освоения, а также механизмы оценивания результатов коррекционно-образовательной деятельности педагогов.

Слайд 7

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА /старшая гр./ Группа: "Звуковичок" Дата проведения: сентябрь 2018г. учитель-дефектолог: А.А.Колесникова Образовательная область «Познавательное развитие» № Ф.И. ребенка Формирование элементарных математических представлений Ребенок и окружающий мир Итоговый показатель по каждому ребенку(среднее значение) ПРОЦЕНТ УСВОЕНИЯ Количество и счет Величина Геометрические фигуры Ориентировка в пространстве Ориентировка во времени Предметы ближайшего окружения и Ознакомление с природой Умеет считать до 10 * Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными Сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10 * Умеет уравнивать неравное число предметов двумя способами Размещает в ряд до 10 * предметов различной величины в порядке возрастания, убывания Узнает и называет: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник в окружающем пространстве Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам Ориентировка на листе бумаги Знает дни недели Называет части суток Знает название страны, родного города Имеет представление о труде людей в городе и селе Называет некоторые рода войск Сравнивает, группирует, классифицирует предметы Знает правила дорожного движения Знает об условиях необходимых для роста растений Домашние, дикие животные Называет зимующих птиц Называет 5-6 деревьев, 2-3 травянистых растений Имеет представления о сезонных изменениях Лесные ягоды и грибы Знает о переходе воды из жидкого в твердое состояние 1 2 2 1 2 1 2 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1,6 55% Итоговый показатель по группе(среднее значение) 1,2 1,2 1,0 1,6 1,0 2,0 1,2 2,0 1,0 1,2 1,2 1,0 1,2 2,0 1,2 1,2 2,0 1,0 1,0 2,0 1,0 1,0 1,3 44% Процент усвоения 40% 40% 33% 53% 33% 67% 40% 67% 33% 40% 40% 33% 40% 67% 40% 40% 67% 33% 33% 67% 33% 33% 44% Условные обозначения: 1 - не сформирован, 2 - находится в стадии формирования, 3 - сформирован * - если ребёнок напрвлен с диагностической целью или ЗПР выраженная, диагностируем в пределах количественного счёта 5.

Слайд 8

Методика №1 — «Количество и счет » 1) Материал: набор цифр в произвольном порядке. Инструкция: педагог предлагает ребенку разложить цифры по порядку от 1 до 10, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9, 6, 3, 7). 2) Материал: набор цифр, мелкие игрушки. Инструкция: педагог предлагает ребенку отсчитать 8 игрушек, а потом обозначить это количество цифрой и т.д. 3) Материал: мелкие игрушки, карточка с 2-мя полосками. Инструкция: педагог предлагает ребенку на верхнюю полоску карточки положить 7 игрушек, а на нижнюю 6. Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? Расскажи, что ты будешь делать. 4) Материал: цифры от 1 до 10. Инструкция: на стол выкладываются цифры 4 и 5. Педагог предлагает ребенку сказать какое число больше 4 или 5. На сколько? Аналогично: 6 и 7, 9и 10. 5) Материал: цифры от 1 до 10. Инструкция: педагог предлагает ребенку посчитать от 3-х до 5-ти, от 7-ми до 10-ти и т.д. 6) Инструкция: педагог предлагает ребенку закрыть глаза, послушать и посчитать, сколько раз взрослый хлопнет в ладоши (стукнет погремушкой). 7) Материал: карточки с пришитыми на них пуговицами от 1 до 10; карточки лежат в матерчатых мешочках. Инструкция: педагог предлагает ребенку посчитать на ощупь сколько пуговиц спряталось в мешочке. 8) Инструкция: педагог предлагает ребенку посчитать сколько раз он (взрослый) подпрыгнет, поднимет вверх руку, топнет ногой и т.д. Методика №2 — «Величина» 1) Материал: карточки, на которых изображены высокая и низкая елки, взрослый человек и ребенок. Инструкция: педагог предлагает ребенку сравнить то, что он видит и дать определение. Один предмет какой? А другой? 2) Материал: 2 полоски разной длины, 2 карандаша разной длины. Инструкция: аналогично №1 3) Материал: 2 ленточки разной ширины. Инструкция: аналогично №1 4) Материал: 2 палочки разной толщины. Инструкция: аналогично №1 Методика № 3 — «Форма» 1) Материал: плоскостное изображение фигур (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник). Инструкция: педагог предлагает ребенку назвать эти геометрические фигуры. 2) Материал: плоскостное изображение геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал) Инструкция: педагог выкладывает перед ребенком квадрат и треугольник, овал и круг и т.д. и спрашивает, чем похожи и чем отличаются эти фигуры. Методика № 4 — «Ориентировка в пространстве и во времени» 1) Материал: плоскостные картинки с изображениями животных. Инструкция: педагог предлагает ребенку назвать, кто находится слева (справа) от волка, впереди (сзади) от белки, посередине (между) животными. 2) Материал: картинка с изображением дерева с яблоками. Инструкция: педагог предлагает ребенка назвать, что растет на дереве, что находится над деревом и под деревом. Инструментарий педагогической д иагностики детей с ЗПР подготовительной группы

Слайд 9

Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; а также содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР является неотъемлемой частью АООП ДО. Она реализуется во всех образовательных областях, а также через специальные коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия.

Слайд 10

Реализация содержательного раздела АООП специалистами ДОУ Работа учителя-дефектолога при реализации содержательного раздела : Планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности по познавательному развитию, в интеграции с другими образовательными областями. Работа учителя-логопеда при реализации содержательного раздела : Осуществление на индивидуальных занятиях постановки диафрагмально-речевого дыхания, коррекции дефектных звуков, их автоматизации, дифференциации , введении в самостоятельную речь; Введение в режимные моменты игр и упражнений, направленных на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи. Работа воспитателя при реализации содержательного раздела : Проведение организованной деятельности по продуктивным видам деятельности по подгруппам и самостоятельной деятельности детей; Воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения; Организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов; Применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе. Работа педагога-психолога при реализации содержательного раздела : Психопрофилактическая работа с детьми; Участие в реализации индивидуальных коррекционных программ и маршрутов для детей ; Развитие психических процессов детей. Работа музыкального руководителя при реализации содержательного раздела : Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; Принимает участие в реализации индивидуальных коррекционных маршрутов и программ для детей; Использует элементы психогимнастики , музыкотерапии, логоритмики . Работа педагога дополнительного образования при реализации содержательного раздела (вариативная часть) : Познавательное развитие детей с ЗПР с помощью компьютерно-игровых технологий

Слайд 11

Организационный раздел раскрывает особенности развивающей предметно-пространственной среды; кадровые условия реализации Программы; ее материально-техническое и методическое обеспечение; финансовые условия реализации; планирование образовательной деятельности; организацию жизни и деятельности детей, режим дня, а также содержит перечень нормативно-организационных документов и методических материалов, специальных литературных источников.

Слайд 12

РАСПИСАНИЕ НОД в группе для детей 5-7 лет с ЗПР День недели Время проведения НОД Образовательная область Понедельник Старшая подгруппа 9.00 – 9.25 Логопедическое 9.35 – 10.00 Аппликация Художественно-эстетическое развитие Физическая культура на прогулке Физическое развитие Подготовительная подгруппа 9.00 – 9.25 Логопедическое 9.35 – 10.00 ФЭМП Познавательное развитие Физическая культура на прогулке Физическое развитие 15.45 – 16.15 Аппликация Художественно-эстетическое развитие Вторник Старшая подгруппа 9.00 – 9.25 Рисование Художественно-эстетическое развитие 9.35 – 10.00 Физкультурное Физическое развитие 10.10 – 10.35 Развитие речевого (фонематического) восприятия Речевое развитие 15.45 – 16.10 Ознакомление с окружающим Познавательное развитие Подготовительная подгруппа 9.00 – 9.25 Подготовка к обучению грамоте Речевое развитие 9.35 – 10.00 Физкультурное Физическое развитие 10.10 – 10.35 Рисование Художественно-эстетическое развитие Среда Старшая подгруппа 9.00 – 9.25 ФЭМП Познавательное развитие 9.35 – 10.00 Лепка Художественно-эстетическое развитие 15.15 – 15.45 Музыкальное Художественно-эстетическое развитие Подготовительная подгруппа 9.00 – 9.25 Лепка Художественно-эстетическое развитие 9.35 – 10.00 ФЭМП Познавательное развитие 10.10 – 10.35 Ознакомление с окружающим Познавательное развитие 15.15 – 15.45 Музыкальное Художественно-эстетическое развитие Четверг Старшая подгруппа 9.00 – 9.25 Физкультурное Физическое развитие 9.35 – 10.00 Рисование Художественно-эстетическое развитие 15.45 – 16.10 Логопедическое Подготовительная подгруппа 9.00 – 9.25 Физкультурное Физическое развитие 9.35 – 10.00 ФЭМП Познавательное развитие 10.10 – 10.35 Подготовка к обучению грамоте Речевое развитие 15.45 – 16.10 Логопедическое Пятница Старшая подгруппа 9.00 – 9.25 ФЭМП Познавательное развитие 10.05 – 10.30 Музыкальное Художественно-эстетическое развитие Подготовительная подгруппа 9.00 – 9.25 Рисование Художественно-эстетическое развитие 9.35 – 10.00 Чтение художественной литературы Речевое развитие 10.05 – 10.30 Музыкальное Художественно-эстетическое развитие

Слайд 13

День недели Время проведения Циклограмма совмещения работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога Колесниковой А.А. на 2018-2019 уч.г . ПОНЕДЕЛЬНИК Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа 9.00-9.25 Логопедическое (логопед) Аппликация(воспитатель) 9.35-10.00 Аппликация (воспитатель) Логопедическое(логопед) 10.10-10.35 Индивидуальная работа(логопед) 11.00-12.00 Разработка наглядных пособий 15.15-15.40 ФЭМП (дефектолог) 16.00-17.00 Индивидуальная работа(дефектолог) ВТОРНИК Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа 9.00-9.25- Рисование Подготовка к обучению грамоте(дефектолог) 9.35-10.00- Физкультурное 10.10-10.35- Развитие речевого(фонематического) восприятия. Рисование(воспитатель) 10.35-11.35 Индивидуальная работа(логопед) 13.00-15.00 Работа с документацией 15.15-15.40- Ознакомление с окружающим(дефектолог) 16.00-17.00 Индивидуальная работа( дефектолог) СРЕДА Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа 9.00-9.25 ФЭМП(дефектолог) Лепка(воспитатель) 9.35-10.00 Лепка (воспитатель) ФЭМП(дефектолог) 10.10-10.35 Ознакомление с окружающим(дефектолог) 10.35-11.35 Индивидуальная работа(логопед) 13.00-15.00 Самообразование 15.45-16.10 Музыкальное(музыкальный руководитель) 16.00-17.00 Индивидуальная работа (дефектолог) ЧЕТВЕРГ Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа 9.00-9.25 Физкультурное 9.35-10.00 Рисование (воспитатель) ФЭМП(дефектолог) 10.10-10.35 Подготовка к обучению грамоте(дефектолог) 10.35-11.35 Индивидуальная работа(логопед) 13.00-15.00 Работа с воспитателями. Заполнение индивидуальных тетрадей детей. 15.15-15.40 Логопедическое(логопед) 16.00-17.00 Работа с родителями ПЯТНИЦА Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа 9.00-9.25 ФЭМП(дефектолог) Рисование(воспитатель) 9.35-10.00 Чтение художественной литературы(дефектолог) 10.10- 11.10 Индивидуальная работа(логопед) 13.00-15.00 Подготовка к занятиям на неделю 15.45-16.10 Музыкальное (музыкальный руководитель)

Слайд 14

Условия реализации АООП: • коррекционно-развивающая направленность воспитания и обучения, способствующая как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития; • организация образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР, выявленных в процессе специального психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, его компетенций; • создание особой образовательной среды и психологического микроклимата в группе с учетом особенностей здоровья ребенка и функционального состояния его нервной системы; • преемственность в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре; • «пошаговое» предъявление материала, дозирование помощи взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих достижению минимально возможного уровня, позволяющего действовать ребенку самостоятельно; • проведение непрерывного мониторинга развития ребенка и качества освоения Программы в специально созданных условиях; • сетевое взаимодействие с ПМПК и сторонними организациями (медицинскими, образовательными, общественными, социальными, научными и др.) для повышения эффективности реализации задач АООП; • установление продуктивного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации, активизация ресурсов семьи; комплексное сопровождение семьи ребенка с ЗПР командой специалистов; • осуществление контроля эффективности реализации Программы со стороны психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Слайд 15

Нормативные документы Н астоящая адаптированная основная образовательная программа (далее – АООП) дошкольного образования МДОУ «Детский сад комбинированного вида №176» разработана для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенции о правах ребенка; Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (Постановление от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»); Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155); Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г.№1014); Положения о группах для детей с задержкой психического развития МДОУ «Детский сад комбинированного вида №176»; Устава МДОУ «Детский сад комбинированного вида №176»; с учетом образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад комбинированного вида №176»;

Слайд 16

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей , а также возможности для уединения.

Слайд 17

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает реализацию различных образовательных программ, учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, учет возрастных особенностей детей. Развивающая среды ДОУ построена на следующих принципах: насыщенность; трансформируемость ; полифункциональность ; вариативность ; доступность; безопасность.

Слайд 18

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания . Основные формы взаимодействия с семьей. Сбор и анализ информации Сбор информации (о ребенке, семье ). Опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами. Анализ информации. Информирование родителей о ходе образовательного процесса (сайт учреждения, дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества и т.д.) Образование родителей (проведение консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов, создание библиотеки ( медиатеки ) и т.д.). Совместная деятельность ДОУ и родителей (привлечение родителей к участию в проектной деятельности, организации тематических праздников, конкурсов, маршрутов выходного дня и т.д.)

Слайд 19

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности реализации адаптированной основной образовательной п рограммы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет

Слайд 2

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР 5-7 лет МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 176» Заводского района г. Саратова Ф.И.О . творческой группы по разработке АООП для детей с ЗПР: Попова Елена Евгеньевна, старший воспитатель Колесникова Алла Анатольевна, учитель-логопед, учитель-дефектолог Гамолко Марина Борисовна, педагог-психолог Агапова Галина Борисовна, музыкальный руководитель Шапошникова Наталья Александровна, воспитатель Вариативная часть: Беляничева Вера Николаевна, педагог дополнительного образования

Слайд 3

Целью АООП является проектирование модели образовательной и коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития детей с ЗПР дошкольного возраста, их позитивной социализации, интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. АООП предназначена для выстраивания коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, которым на основании заключения ПМПК рекомендована АООП для детей с ЗПР. АООП – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа разработана с учетом требований ФГОС, в соответствии с п римерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с задержкой психического развития , на основе п рограммы С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» ; с использованием парциальной программы по художественному воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста И.А. Лыковой «Цветные ладошки ». Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития от 5-х до 7-ми лет.

Слайд 4

Задачи АООП: • создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР ….; • создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР; • обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром; • целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии; • выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей; • подготовка детей с ЗПР ко второй ступени обучения (начальная школа) с учетом целевых ориентиров ДО и АООП НОО для детей с ЗПР; • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР; • обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта.

Слайд 5

Принципы и подходы к формированию Программы Общие дидактические принципы и особенности их применения при реализации АООП Принцип научности Принцип активности и сознательности в обучении Принцип доступности Принцип последовательности и систематичности Принцип прочности усвоения знаний Принцип наглядности Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию

Слайд 6

Содержание АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный . Целевой раздел включает пояснительную записку, в которой рассматриваются значимые для разработки и реализации АООП клинико-психолого-педагогическая характеристика и особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В целевом разделе раскрываются цели, задачи, принципы и подходы к формированию АООП и механизмы ее адаптации; представлены структурные компоненты программы, алгоритм формирования содержания образовательной деятельности, в том числе по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР; раскрываются целевые ориентиры АООП и планируемые результаты ее освоения, а также механизмы оценивания результатов коррекционно-образовательной деятельности педагогов.

Слайд 7

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА /старшая гр./ Группа: "Звуковичок" Дата проведения: сентябрь 2018г. учитель-дефектолог: А.А.Колесникова Образовательная область «Познавательное развитие» № Ф.И. ребенка Формирование элементарных математических представлений Ребенок и окружающий мир Итоговый показатель по каждому ребенку(среднее значение) ПРОЦЕНТ УСВОЕНИЯ Количество и счет Величина Геометрические фигуры Ориентировка в пространстве Ориентировка во времени Предметы ближайшего окружения и Ознакомление с природой Умеет считать до 10 * Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными Сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10 * Умеет уравнивать неравное число предметов двумя способами Размещает в ряд до 10 * предметов различной величины в порядке возрастания, убывания Узнает и называет: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник в окружающем пространстве Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам Ориентировка на листе бумаги Знает дни недели Называет части суток Знает название страны, родного города Имеет представление о труде людей в городе и селе Называет некоторые рода войск Сравнивает, группирует, классифицирует предметы Знает правила дорожного движения Знает об условиях необходимых для роста растений Домашние, дикие животные Называет зимующих птиц Называет 5-6 деревьев, 2-3 травянистых растений Имеет представления о сезонных изменениях Лесные ягоды и грибы Знает о переходе воды из жидкого в твердое состояние 1 2 2 1 2 1 2 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1,6 55% Итоговый показатель по группе(среднее значение) 1,2 1,2 1,0 1,6 1,0 2,0 1,2 2,0 1,0 1,2 1,2 1,0 1,2 2,0 1,2 1,2 2,0 1,0 1,0 2,0 1,0 1,0 1,3 44% Процент усвоения 40% 40% 33% 53% 33% 67% 40% 67% 33% 40% 40% 33% 40% 67% 40% 40% 67% 33% 33% 67% 33% 33% 44% Условные обозначения: 1 - не сформирован, 2 - находится в стадии формирования, 3 - сформирован * - если ребёнок напрвлен с диагностической целью или ЗПР выраженная, диагностируем в пределах количественного счёта 5.

Слайд 8

Методика №1 — «Количество и счет » 1) Материал: набор цифр в произвольном порядке. Инструкция: педагог предлагает ребенку разложить цифры по порядку от 1 до 10, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9, 6, 3, 7). 2) Материал: набор цифр, мелкие игрушки. Инструкция: педагог предлагает ребенку отсчитать 8 игрушек, а потом обозначить это количество цифрой и т.д. 3) Материал: мелкие игрушки, карточка с 2-мя полосками. Инструкция: педагог предлагает ребенку на верхнюю полоску карточки положить 7 игрушек, а на нижнюю 6. Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? Расскажи, что ты будешь делать. 4) Материал: цифры от 1 до 10. Инструкция: на стол выкладываются цифры 4 и 5. Педагог предлагает ребенку сказать какое число больше 4 или 5. На сколько? Аналогично: 6 и 7, 9и 10. 5) Материал: цифры от 1 до 10. Инструкция: педагог предлагает ребенку посчитать от 3-х до 5-ти, от 7-ми до 10-ти и т.д. 6) Инструкция: педагог предлагает ребенку закрыть глаза, послушать и посчитать, сколько раз взрослый хлопнет в ладоши (стукнет погремушкой). 7) Материал: карточки с пришитыми на них пуговицами от 1 до 10; карточки лежат в матерчатых мешочках. Инструкция: педагог предлагает ребенку посчитать на ощупь сколько пуговиц спряталось в мешочке. 8) Инструкция: педагог предлагает ребенку посчитать сколько раз он (взрослый) подпрыгнет, поднимет вверх руку, топнет ногой и т.д. Методика №2 — «Величина» 1) Материал: карточки, на которых изображены высокая и низкая елки, взрослый человек и ребенок. Инструкция: педагог предлагает ребенку сравнить то, что он видит и дать определение. Один предмет какой? А другой? 2) Материал: 2 полоски разной длины, 2 карандаша разной длины. Инструкция: аналогично №1 3) Материал: 2 ленточки разной ширины. Инструкция: аналогично №1 4) Материал: 2 палочки разной толщины. Инструкция: аналогично №1 Методика № 3 — «Форма» 1) Материал: плоскостное изображение фигур (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник). Инструкция: педагог предлагает ребенку назвать эти геометрические фигуры. 2) Материал: плоскостное изображение геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал) Инструкция: педагог выкладывает перед ребенком квадрат и треугольник, овал и круг и т.д. и спрашивает, чем похожи и чем отличаются эти фигуры. Методика № 4 — «Ориентировка в пространстве и во времени» 1) Материал: плоскостные картинки с изображениями животных. Инструкция: педагог предлагает ребенку назвать, кто находится слева (справа) от волка, впереди (сзади) от белки, посередине (между) животными. 2) Материал: картинка с изображением дерева с яблоками. Инструкция: педагог предлагает ребенка назвать, что растет на дереве, что находится над деревом и под деревом. Инструментарий педагогической д иагностики детей с ЗПР подготовительной группы

Слайд 9

Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; а также содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР является неотъемлемой частью АООП ДО. Она реализуется во всех образовательных областях, а также через специальные коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия.

Слайд 10

Реализация содержательного раздела АООП специалистами ДОУ Работа учителя-дефектолога при реализации содержательного раздела : Планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности по познавательному развитию, в интеграции с другими образовательными областями. Работа учителя-логопеда при реализации содержательного раздела : Осуществление на индивидуальных занятиях постановки диафрагмально-речевого дыхания, коррекции дефектных звуков, их автоматизации, дифференциации , введении в самостоятельную речь; Введение в режимные моменты игр и упражнений, направленных на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи. Работа воспитателя при реализации содержательного раздела : Проведение организованной деятельности по продуктивным видам деятельности по подгруппам и самостоятельной деятельности детей; Воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения; Организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов; Применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе. Работа педагога-психолога при реализации содержательного раздела : Психопрофилактическая работа с детьми; Участие в реализации индивидуальных коррекционных программ и маршрутов для детей ; Развитие психических процессов детей. Работа музыкального руководителя при реализации содержательного раздела : Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; Принимает участие в реализации индивидуальных коррекционных маршрутов и программ для детей; Использует элементы психогимнастики , музыкотерапии, логоритмики . Работа педагога дополнительного образования при реализации содержательного раздела (вариативная часть) : Познавательное развитие детей с ЗПР с помощью компьютерно-игровых технологий

Слайд 11

Организационный раздел раскрывает особенности развивающей предметно-пространственной среды; кадровые условия реализации Программы; ее материально-техническое и методическое обеспечение; финансовые условия реализации; планирование образовательной деятельности; организацию жизни и деятельности детей, режим дня, а также содержит перечень нормативно-организационных документов и методических материалов, специальных литературных источников.

Слайд 12

РАСПИСАНИЕ НОД в группе для детей 5-7 лет с ЗПР День недели Время проведения НОД Образовательная область Понедельник Старшая подгруппа 9.00 – 9.25 Логопедическое 9.35 – 10.00 Аппликация Художественно-эстетическое развитие Физическая культура на прогулке Физическое развитие Подготовительная подгруппа 9.00 – 9.25 Логопедическое 9.35 – 10.00 ФЭМП Познавательное развитие Физическая культура на прогулке Физическое развитие 15.45 – 16.15 Аппликация Художественно-эстетическое развитие Вторник Старшая подгруппа 9.00 – 9.25 Рисование Художественно-эстетическое развитие 9.35 – 10.00 Физкультурное Физическое развитие 10.10 – 10.35 Развитие речевого (фонематического) восприятия Речевое развитие 15.45 – 16.10 Ознакомление с окружающим Познавательное развитие Подготовительная подгруппа 9.00 – 9.25 Подготовка к обучению грамоте Речевое развитие 9.35 – 10.00 Физкультурное Физическое развитие 10.10 – 10.35 Рисование Художественно-эстетическое развитие Среда Старшая подгруппа 9.00 – 9.25 ФЭМП Познавательное развитие 9.35 – 10.00 Лепка Художественно-эстетическое развитие 15.15 – 15.45 Музыкальное Художественно-эстетическое развитие Подготовительная подгруппа 9.00 – 9.25 Лепка Художественно-эстетическое развитие 9.35 – 10.00 ФЭМП Познавательное развитие 10.10 – 10.35 Ознакомление с окружающим Познавательное развитие 15.15 – 15.45 Музыкальное Художественно-эстетическое развитие Четверг Старшая подгруппа 9.00 – 9.25 Физкультурное Физическое развитие 9.35 – 10.00 Рисование Художественно-эстетическое развитие 15.45 – 16.10 Логопедическое Подготовительная подгруппа 9.00 – 9.25 Физкультурное Физическое развитие 9.35 – 10.00 ФЭМП Познавательное развитие 10.10 – 10.35 Подготовка к обучению грамоте Речевое развитие 15.45 – 16.10 Логопедическое Пятница Старшая подгруппа 9.00 – 9.25 ФЭМП Познавательное развитие 10.05 – 10.30 Музыкальное Художественно-эстетическое развитие Подготовительная подгруппа 9.00 – 9.25 Рисование Художественно-эстетическое развитие 9.35 – 10.00 Чтение художественной литературы Речевое развитие 10.05 – 10.30 Музыкальное Художественно-эстетическое развитие

Слайд 13

День недели Время проведения Циклограмма совмещения работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога Колесниковой А.А. на 2018-2019 уч.г . ПОНЕДЕЛЬНИК Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа 9.00-9.25 Логопедическое (логопед) Аппликация(воспитатель) 9.35-10.00 Аппликация (воспитатель) Логопедическое(логопед) 10.10-10.35 Индивидуальная работа(логопед) 11.00-12.00 Разработка наглядных пособий 15.15-15.40 ФЭМП (дефектолог) 16.00-17.00 Индивидуальная работа(дефектолог) ВТОРНИК Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа 9.00-9.25- Рисование Подготовка к обучению грамоте(дефектолог) 9.35-10.00- Физкультурное 10.10-10.35- Развитие речевого(фонематического) восприятия. Рисование(воспитатель) 10.35-11.35 Индивидуальная работа(логопед) 13.00-15.00 Работа с документацией 15.15-15.40- Ознакомление с окружающим(дефектолог) 16.00-17.00 Индивидуальная работа( дефектолог) СРЕДА Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа 9.00-9.25 ФЭМП(дефектолог) Лепка(воспитатель) 9.35-10.00 Лепка (воспитатель) ФЭМП(дефектолог) 10.10-10.35 Ознакомление с окружающим(дефектолог) 10.35-11.35 Индивидуальная работа(логопед) 13.00-15.00 Самообразование 15.45-16.10 Музыкальное(музыкальный руководитель) 16.00-17.00 Индивидуальная работа (дефектолог) ЧЕТВЕРГ Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа 9.00-9.25 Физкультурное 9.35-10.00 Рисование (воспитатель) ФЭМП(дефектолог) 10.10-10.35 Подготовка к обучению грамоте(дефектолог) 10.35-11.35 Индивидуальная работа(логопед) 13.00-15.00 Работа с воспитателями. Заполнение индивидуальных тетрадей детей. 15.15-15.40 Логопедическое(логопед) 16.00-17.00 Работа с родителями ПЯТНИЦА Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа 9.00-9.25 ФЭМП(дефектолог) Рисование(воспитатель) 9.35-10.00 Чтение художественной литературы(дефектолог) 10.10- 11.10 Индивидуальная работа(логопед) 13.00-15.00 Подготовка к занятиям на неделю 15.45-16.10 Музыкальное (музыкальный руководитель)

Слайд 14

Условия реализации АООП: • коррекционно-развивающая направленность воспитания и обучения, способствующая как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития; • организация образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР, выявленных в процессе специального психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, его компетенций; • создание особой образовательной среды и психологического микроклимата в группе с учетом особенностей здоровья ребенка и функционального состояния его нервной системы; • преемственность в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре; • «пошаговое» предъявление материала, дозирование помощи взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих достижению минимально возможного уровня, позволяющего действовать ребенку самостоятельно; • проведение непрерывного мониторинга развития ребенка и качества освоения Программы в специально созданных условиях; • сетевое взаимодействие с ПМПК и сторонними организациями (медицинскими, образовательными, общественными, социальными, научными и др.) для повышения эффективности реализации задач АООП; • установление продуктивного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации, активизация ресурсов семьи; комплексное сопровождение семьи ребенка с ЗПР командой специалистов; • осуществление контроля эффективности реализации Программы со стороны психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Слайд 15

Нормативные документы Н астоящая адаптированная основная образовательная программа (далее – АООП) дошкольного образования МДОУ «Детский сад комбинированного вида №176» разработана для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенции о правах ребенка; Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (Постановление от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»); Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155); Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г.№1014); Положения о группах для детей с задержкой психического развития МДОУ «Детский сад комбинированного вида №176»; Устава МДОУ «Детский сад комбинированного вида №176»; с учетом образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад комбинированного вида №176»;

Слайд 16

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей , а также возможности для уединения.

Слайд 17

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает реализацию различных образовательных программ, учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, учет возрастных особенностей детей. Развивающая среды ДОУ построена на следующих принципах: насыщенность; трансформируемость ; полифункциональность ; вариативность ; доступность; безопасность.

Слайд 18

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания . Основные формы взаимодействия с семьей. Сбор и анализ информации Сбор информации (о ребенке, семье ). Опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами. Анализ информации. Информирование родителей о ходе образовательного процесса (сайт учреждения, дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества и т.д.) Образование родителей (проведение консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов, создание библиотеки ( медиатеки ) и т.д.). Совместная деятельность ДОУ и родителей (привлечение родителей к участию в проектной деятельности, организации тематических праздников, конкурсов, маршрутов выходного дня и т.д.)

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития

Адаптированная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития разработана на основе ФГОС ДО с учетом особенностей психофизического развитиядетей, индивидуальных возможнос...

Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) на 2019-2020учебный год для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологическогоразвития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организациипедагогического процесса...

Методическая разработка к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Планирование дидактических игр экологического содержания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

Педагогическая идея – разработка пособия для педагогов ДОУ, в котором дидактические игры подобраны с учетом принципа тематического планирования и  могут быть использованы в работе по обогащ...

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития...

Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) для детей старшего дошкольного возраста.

Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологического развития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организации педагогического процес...

Условия, обеспечивающие развитие ребёнка по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования с задержкой психического развития

В своей работе в разновозрастной группе компенсирующего развития я использую рекомендованную «Примерную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с задержко...

Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития

Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития...