Условия, обеспечивающие развитие ребёнка по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования с задержкой психического развития
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В своей работе в разновозрастной группе компенсирующего развития я использую рекомендованную «Примерную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с задержкой психического развития »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_obespechivayushchie_razvitie_rebyonka_po_aoop.docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
В своей работе в разновозрастной группе компенсирующего развития я использую рекомендованную «Примерную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с задержкой психического развития »
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с задержкой психического развития.
Направлениями деятельности ДОУ в группах компенсирующей направленности являются:
– развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; – формирование предпосылок учебной деятельности; – сохранение и укрепление здоровья;
– коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
– создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ЗПР, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;
– формирование у детей общей культуры.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР и заключений территориальной психолого-медикопедагогической комиссии (ТПМПК). Дети с ЗПР могут получать коррекционно-педагогическую помощь как в группах компенсирующей направленности, так и в инклюзивной образовательной среде.
Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей-инвалидов предполагает соблюдение следующих позиций:
1) регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ОВЗ строится специалистами и воспитателями дошкольной образовательной организации в соответствии с АООП или АОП, разработанным индивидуальным образовательным маршрутом с учетом рекомендаций ТПМПК и/или ИПРА для ребенка-инвалида;
2) создание специальной среды;
3) предоставление услуг ассистента (помощника), если это прописано в заключении ТПМПК;
4) регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ППк) дошкольной образовательной организации.
В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы ДОУ № 67 г. Энгельса.
Работа с детьми с ЗПР строится по АОП, разработанной на базе основной образовательной программы дошкольного образования и АООП с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обеспечивающих абилитацию, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП ориентирована на:
– формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;
– создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов - психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
– личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку и осмысление результатов действия.
В АООП определено оптимальное для ребенка с ЗПР соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства.
Реализация индивидуальной АОП ребенка с ЗПР в группе реализуется с учетом:
– особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;
– особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками ДОУ;
– вариативности, технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с ОВЗ к включению в среду нормативно развивающихся сверстников;
– критериев готовности особого ребенка продвижению по этапам инклюзивного процесса;
– организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка с ЗПР дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах образовательной деятельности педагог занимает активную позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ребенка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других детей), стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ЗПР. Учитывая, что у детей с ЗПР игра без специально организованной работы самостоятельно нормативно не развивается.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ЗПР и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. Учитывая особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, переход к продуктивной деятельности и формирование новых представлений и умений следует при устойчивом функционировании ранее освоенного умения, навыка.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с ЗПР. Это условие имеет особое значение, так как одной из причин задержки развития у детей могут быть неблагоприятные условия жизнедеятельности и воспитания в семье.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, овладения новыми технологиями, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка с ЗПР, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом.
Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута, который дает представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка, о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы ДО; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.
Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ОВЗ, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детьми с ЗПР (к 7-8 годам)[1]
По направлению «Социально-коммуникативное развитие»:
- осваивает внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми и проявляет готовность к внеситуативно-личностному общению;
- проявляет готовность и способность к общению со сверстниками; способен к адекватным межличностным отношениям; проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре; появляется способность к децентрации;
- оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность дезадаптивных форм поведения; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; старается конструктивно разрешать конфликты; оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов;
- способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- проявляет способность к волевым усилиям; совершенствуется регуляция и контроль деятельности; произвольная регуляция поведения;
- обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живет;
- овладевает основными культурными способами деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;
- проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником.
По направлению «Познавательное развитие»:
- повышается уровень познавательной активности и мотивационных компонентов деятельности; задает вопросы, проявляет интерес к предметам и явлениями окружающего мира;
- улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения и др.), произвольной регуляции поведения и деятельности;
- возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной информации;
- осваивает элементарные логические операции не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления); может выделять существенные признаки, с помощью взрослого строит простейшие умозаключения и обобщения;
- осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности;
- у ребенка сформированы элементарные пространственные (в том числе квазипространственные) представления и ориентировка во времени;
- ребенок осваивает количественный и порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, состав числа из единиц; соотносит цифру и число, решает простые задачи с опорой на наглядность.
По направлению «Речевое развитие»:
- стремится к речевому общению; участвует в диалоге;
- обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными возможностями;
- осваивает основные лексико-грамматические средства языка; употребляет все части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями; проявляет словотворчество;
- умеет строить простые распространенные предложения разных моделей;
- может строить монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и связность: составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, на основе примеров из личного опыта;
- умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова и состав предложения;
- владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой;
- знаком с произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес; знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи.
По направлению «Художественно-эстетическое развитие»:
Музыкальное развитие:
- способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения; знаком с основными культурными способами и видами музыкальной деятельности;
- способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;
- проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в художественно-эстетической деятельности.
Художественное развитие:
- ребенок осваивает основные культурные способы художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах;
- у ребенка развит интерес и основные умения в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация); в конструировании из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал);
- использует в продуктивной деятельности знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством.
По направлению «Физическое развитие»:
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; движения рук достаточно координированы; рука подготовлена к письму;
- подвижен, владеет основными движениями, их техникой;
- может контролировать свои движения и управлять ими; достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений;
- обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и др.);
- развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма;
- проявляет способность к выразительным движениям, импровизациям.
Необходимыми условиями реализации Программы являются: соблюдение преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, между детским садом и начальной школой, а также единство требований к воспитанию ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в условиях семьи.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования за счет обеспечения равных стартовых возможностей на начальных этапах обучения в школе. Развитие функционального базиса для формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах) является важнейшей задачей дошкольного образования.
Формы организации для социальной адаптации: Реализация деятельности, осуществляется в соответствии с учебным планом; в совместной деятельности учителя-дефектолога и детей; самостоятельной деятельности детей; совместной деятельности с семьей.
- Подготовительный, адаптационный этап (сентябрь - октябрь):
Комплексный подход к организации адаптационного периода заключается в следующем:
-Диагностический блок. Заполнение протоколов педагогического обследования детей. На их основе составлены индивидуальные маршруты для детей.
-Ранее выявление детей с проблемами в развитии в ДОО.
-Сбор медицинских и педагогических сведений о развитии.
-Психолого-педагогическое наблюдение за детьми, имеющими нарушение речи и поведения.
-Динамическое наблюдение в процессе обучения и воспитания.
-Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.
-Организация развивающей предметно-пространственной среды в дефектологическом кабинете.
Предметно - пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Развивающая предметно–пространственная среда обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей, эмоциональное благополучие, способствует укреплению и закаливанию их организма. Вся структура предметно-развивающего пространства помогает установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности. Изразвивающей предметно – пространственной среды дети получают информацию, необходимую для осуществления всех видов деятельности, позволяющую воспитанникам не только развиваться, но и проявлять свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я. Подбор системы игр заданий, упражнений и разработанных на их основе образцов занятий пропедевтического характера к основному курсу коррекционно- логопедической программы.
Ребёнка с сложной структурой дефекта, низкой адаптацией и т.д. необходимо ввести в систему специально организованной деятельности: игровые занятия, упражнения на базе сохранных анализаторных систем.
Цель данной деятельности - это формирование положительного, эмоционально – позитивного отношения ребёнка к себе, взрослым, другим детям, ощущение значимости своей личности, понимание, что его любят, слушают, стараются понять, ценят всё, что он скажет, сделает; готовы ему помочь и поддержать; стимулирование его речевого, познавательного развития, улучшение социальной адаптации.
Задачи адаптационных игр, упражнений, занятий:
- Установить контакт с ребёнком на основе личностно-ориентированного подхода;
- Стимулировать, речевую, познавательную, двигательную активность ребёнка;
- Уменьшать значение жестовой речи для ребёнка, если она есть;
- Привлечь внимание ребёнка к пониманию речи взрослого, простых вопросов, инструкций;
- Начать работу по развитию артикуляционной, мелкой моторики, над правильным дыханием;
- Развить фонематическое восприятие (учить ребёнка вслушиваться в окружающий его мир речевых и неречевых звуков, различать их, пытаться воспроизвести);
- Включаться в ситуативную речь, коллективную речевую деятельность.
- Учить навыкам ведения диалога;
- Активизировать свои произносительные навыки, стремиться к построению собственного речевого высказывания;
- Стимулировать развитие психологической базы речи: все виды восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения;
- Создать необходимую предметно - развивающую среду для организации коррекционно – развивающей работы;
- Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в группах;
- Сформировать эмоционально- мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
- Способствовать развитию поведения ребенка (принятие правил, следование им, взаимодействие с другими);
-Способствовать развитию волевых процессов (произвольность, саморегуляция).
- Этап коррекционно-развивающей работы:
- Организационный блок.
1.1 Составление списков и комплектование групп для занятий.
1.2 Составление индивидуальных маршрутов для детей-инвалидов.
- Блок анализа и планирования.
2.1. Анализ результатов диагностики.
2.2. Статистический учет.
2.3 Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса (планирование работы учителя - дефектолога).
2.4 Выбор способа организации коррекционно-образовательного процесса в ДОО.
2.5. Ведение документации.
- Коррекционно-развивающие занятия
3.1 Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога по развитию высших психических функций (восприятия, внимание, памяти, мышления).
- Коррекционно-развивающая работа учителя - дефектолога по когнитивному развитию
- Коррекционно – развивающая работа учителя-дефектолога по познавательному развитию.
Блок практической и консультативной работы
Помимо целенаправленной работы с детьми с нарушениями речи, поведения, эмоционально - волевой сферы необходимо проводить профилактические меры предупреждения дезадаптации у детей:
1. Пропедевтическая работа среди родителей и сотрудников образовательных учреждений.
2. Пропаганда знаний среди родителей о развитии возрастных особенностей детей старшего и подготовительного возраста; готовности к школе;
3.Знакомство родителей с организацией образовательного процесса учреждения;
4. Коррекция речевых и эмоционально-волевых нарушений.
- Этап подведения итогов коррекционной работы с каждым ребенком группы. Объективная оценка личностных достижений ребенка (мониторинг).
Систему и эффективность работы с детьми ЗПР обеспечивает соблюдение общедидактических принципов, а также принципов специальной педагогики:
- принцип комплексности диагностирования детей с ЗПР (сравнение данных, полученных воспитателями, психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом и т.д.);
- принцип интеграции (укрепление междисциплинарных связей, поисковых направлений интеграции; исследование аспектов социальной интеграции);
- принцип преемственности (исследование детей с ЗПР на всех этапах развития, с сохранением преемственности методов работы);
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода (сочетание этих подходов позволяет приблизить содержание, методы и организацию коррекционной работы к способностям и потребностям каждого ребенка).
Данные о результатах мониторинга (3 раза в год) заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом. Все данные механизмы адаптации программы детей с ОВЗ улучшают их социально – коммуникативное, речевое, познавательное состояние, создают хорошую ступень для дальнейшего развития ребенка и компенсации нарушений.
Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР направлена на формирование базовых составляющих психического развития. Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированностью познавательной деятельности.
В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока: образовательный и коррекционно- развивающий. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление первичных нарушений, вызванных непосредственно первопричиной возникновения нарушений в развитии психических процессов, но и на предупреждение вторичных нарушений развития, которые могут возникнуть. А также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно-оздоровительной, воспитательно-образовательной и социально - педагогической деятельности. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом. На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:
- стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно – исследовательской деятельности;
- развитие общей и ручной моторики;
- развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
- обогащение сенсорного развития и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как - выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);
- скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;
- способность к концентрации и к распределению внимания;
- готовность к сотрудничеству со взрослым;
- стимуляцию речевого развития ребенка.
На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:
1. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы формирующейся личности:
- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
- профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
- развитие социальных эмоций;
- создание условий для развития самосознания и самооценки;
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
2. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:
- развитие сферы образов-представлений;
- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно- логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;
- развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
- формирование пространственно-временных представлений;
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
- развитие творческих способностей;
- совершенствование мнестической деятельности;
- развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков.
3. Развитие речи и коммуникативной деятельности:
- целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);
- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы:
- развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
- формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;
- стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно- познавательному и внеситуативно-личностному общению.
4.Формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, и ориентировочно- операционных регуляционных компонентов):
-целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно операционных и регуляционных компонентов деятельности;
- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
- развитие игровой деятельности;
- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;
- формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.
Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем -дефектологом, учителем- логопедом, педагогом-психологом.
[1]Приведены целевые ориентиры, соответствующие оптимальному уровню, достижение которого возможно в результате длительной целенаправленнойкоррекции недостатков в развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития "развитие речи"
Программа составлена с учетом адаптированной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития обучение грамоте
Программа составлена с учетом адаптированной...
Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития разработана на основе ФГОС ДО с учетом особенностей психофизического развитиядетей, индивидуальных возможнос...
Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет....
Методическая разработка к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Планирование дидактических игр экологического содержания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
Педагогическая идея – разработка пособия для педагогов ДОУ, в котором дидактические игры подобраны с учетом принципа тематического планирования и могут быть использованы в работе по обогащ...
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития
Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития...
Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития
Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития...