Условия, обеспечивающие развитие ребёнка по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования с задержкой психического развития
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

В своей работе в разновозрастной группе компенсирующего развития я использую рекомендованную «Примерную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с задержкой психического развития »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_obespechivayushchie_razvitie_rebyonka_po_aoop.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

В своей работе в разновозрастной группе компенсирующего развития я использую рекомендованную «Примерную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с задержкой психического развития »

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с задержкой психического развития.

 Направлениями деятельности ДОУ в группах компенсирующей направленности являются:

– развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; – формирование предпосылок учебной деятельности; – сохранение и укрепление здоровья;

– коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

– создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ЗПР, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;

– формирование у детей общей культуры.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР и заключений территориальной психолого-медикопедагогической комиссии (ТПМПК). Дети с ЗПР могут получать коррекционно-педагогическую помощь как в группах компенсирующей направленности, так и в инклюзивной образовательной среде.

Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей-инвалидов предполагает соблюдение следующих позиций:

1) регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ОВЗ строится специалистами и воспитателями дошкольной образовательной организации в соответствии с АООП или АОП, разработанным индивидуальным образовательным маршрутом с учетом рекомендаций ТПМПК и/или ИПРА для ребенка-инвалида;

2) создание специальной среды;

3) предоставление услуг ассистента (помощника), если это прописано в заключении ТПМПК;

4) регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ППк) дошкольной образовательной организации.

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы ДОУ № 67 г. Энгельса.

Работа с детьми с ЗПР строится по АОП, разработанной на базе основной образовательной программы дошкольного образования и АООП с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обеспечивающих абилитацию, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП ориентирована на:

 – формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;

– создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов - психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

– личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку и осмысление результатов действия.

В АООП определено оптимальное для ребенка с ЗПР соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства.

Реализация индивидуальной АОП ребенка с ЗПР в группе реализуется с учетом:

 – особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;

 – особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками ДОУ;

 – вариативности, технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с ОВЗ к включению в среду нормативно развивающихся сверстников;

– критериев готовности особого ребенка продвижению по этапам инклюзивного процесса;

– организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка с ЗПР дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах образовательной деятельности педагог занимает активную позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ребенка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других детей), стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ЗПР. Учитывая, что у детей с ЗПР игра без специально организованной работы самостоятельно нормативно не развивается.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ЗПР и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. Учитывая особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, переход к продуктивной деятельности и формирование новых представлений и умений следует при устойчивом функционировании ранее освоенного умения, навыка.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с ЗПР. Это условие имеет особое значение, так как одной из причин задержки развития у детей могут быть неблагоприятные условия жизнедеятельности и воспитания в семье.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, овладения новыми технологиями, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка с ЗПР, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом.

Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута, который дает представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка, о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы ДО; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.

Планируемые результаты освоения Программы

        В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ОВЗ, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.  

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детьми с ЗПР (к 7-8 годам)[1]

По направлению «Социально-коммуникативное развитие»:

- осваивает внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми и проявляет готовность к внеситуативно-личностному общению;

- проявляет готовность и способность к общению со сверстниками; способен к адекватным межличностным отношениям; проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре; появляется способность к децентрации;

- оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность дезадаптивных форм поведения; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; старается конструктивно разрешать конфликты; оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов;

- способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- проявляет способность к волевым усилиям; совершенствуется регуляция и контроль деятельности; произвольная регуляция поведения;

- обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живет;

- овладевает основными культурными способами деятельности;

- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

- проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником.

По направлению «Познавательное развитие»:

- повышается уровень познавательной активности и мотивационных компонентов деятельности; задает вопросы, проявляет интерес к предметам и явлениями окружающего мира;

- улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения  и др.), произвольной регуляции поведения и деятельности;

- возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной информации;

- осваивает элементарные логические операции не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления); может выделять существенные признаки, с помощью взрослого строит простейшие умозаключения и обобщения;

- осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности;

- у ребенка сформированы элементарные пространственные (в том числе квазипространственные) представления и ориентировка во времени;

- ребенок осваивает количественный и порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, состав числа из единиц; соотносит цифру и число, решает простые задачи с опорой на наглядность.

По направлению «Речевое развитие»:

- стремится к речевому общению; участвует в диалоге;

- обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными возможностями;

- осваивает основные лексико-грамматические средства языка; употребляет все части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями; проявляет словотворчество;

- умеет строить простые распространенные предложения разных моделей;

- может строить монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и связность: составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, на основе примеров из личного опыта;

- умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова и состав предложения;

- владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой;

- знаком с произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес; знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи.

По направлению «Художественно-эстетическое развитие»:

Музыкальное развитие:

- способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения; знаком с основными культурными способами и видами музыкальной деятельности;

-  способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;

- проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в художественно-эстетической деятельности.

Художественное развитие:

- ребенок осваивает основные культурные способы художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах;

- у ребенка развит интерес и основные умения в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация); в конструировании из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал);

- использует в продуктивной деятельности знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством.

По направлению «Физическое развитие»:

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; движения рук достаточно координированы; рука подготовлена к письму;

- подвижен, владеет основными движениями, их техникой;

- может контролировать свои движения и управлять ими; достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений;

- обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и др.);

- развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма;

- проявляет способность к выразительным движениям, импровизациям.

Необходимыми условиями реализации Программы   являются: соблюдение преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, между детским садом и начальной школой, а также единство требований к воспитанию ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в условиях семьи.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования за счет обеспечения равных стартовых возможностей на начальных этапах обучения в школе. Развитие функционального базиса для формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах) является важнейшей задачей дошкольного образования.

Формы организации для социальной адаптации: Реализация деятельности, осуществляется в соответствии с учебным планом; в совместной деятельности учителя-дефектолога и детей; самостоятельной деятельности детей; совместной деятельности с семьей.

  1. Подготовительный, адаптационный этап (сентябрь - октябрь):

           Комплексный подход к организации адаптационного периода заключается в следующем:

-Диагностический блок. Заполнение протоколов педагогического обследования детей. На их основе составлены индивидуальные маршруты для детей.

 -Ранее выявление детей с проблемами в развитии в ДОО.

 -Сбор медицинских и педагогических сведений о развитии.

-Психолого-педагогическое наблюдение за детьми, имеющими нарушение речи и поведения.

-Динамическое наблюдение в процессе обучения и воспитания.

-Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.

-Организация развивающей предметно-пространственной среды в дефектологическом кабинете.

Предметно - пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Развивающая предметно–пространственная среда обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей, эмоциональное благополучие, способствует укреплению и закаливанию их организма. Вся структура предметно-развивающего пространства помогает установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности. Изразвивающей предметно – пространственной среды дети получают информацию, необходимую для осуществления всех видов деятельности, позволяющую воспитанникам не только развиваться, но и проявлять свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я. Подбор системы игр заданий, упражнений и разработанных на их основе образцов занятий пропедевтического характера к основному курсу коррекционно- логопедической программы.

Ребёнка с сложной структурой дефекта, низкой адаптацией и т.д. необходимо ввести в систему специально организованной деятельности: игровые занятия, упражнения на базе сохранных анализаторных систем.

Цель данной деятельности - это формирование положительного, эмоционально – позитивного отношения ребёнка к себе, взрослым, другим детям, ощущение значимости своей личности, понимание, что его любят, слушают, стараются понять, ценят всё, что он скажет, сделает; готовы ему помочь и поддержать; стимулирование его речевого, познавательного развития, улучшение социальной адаптации.

Задачи адаптационных игр, упражнений, занятий:

- Установить контакт с ребёнком на основе личностно-ориентированного подхода;

- Стимулировать, речевую, познавательную, двигательную активность ребёнка;

- Уменьшать значение жестовой речи для ребёнка, если она есть;

- Привлечь внимание ребёнка к пониманию речи взрослого, простых вопросов, инструкций;

- Начать работу по развитию артикуляционной, мелкой моторики, над правильным дыханием;

- Развить фонематическое восприятие (учить ребёнка вслушиваться в окружающий его мир речевых и неречевых звуков, различать их, пытаться воспроизвести);

- Включаться в ситуативную речь, коллективную речевую деятельность.

- Учить навыкам ведения диалога;

- Активизировать свои произносительные навыки, стремиться к построению собственного речевого высказывания;

- Стимулировать развитие психологической базы речи: все виды восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения;

- Создать необходимую предметно - развивающую среду для организации коррекционно – развивающей работы;

- Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в группах;

- Сформировать эмоционально- мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;

- Способствовать развитию поведения ребенка (принятие правил, следование им, взаимодействие с другими);

-Способствовать развитию волевых процессов (произвольность, саморегуляция).

  1. Этап коррекционно-развивающей работы:
  1. Организационный блок.

1.1 Составление списков и комплектование групп для занятий.

1.2 Составление индивидуальных маршрутов для детей-инвалидов.

  1.  Блок анализа и планирования.

2.1. Анализ результатов диагностики.

2.2. Статистический учет.

2.3 Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса (планирование работы учителя - дефектолога).

2.4 Выбор способа организации коррекционно-образовательного процесса в ДОО.

2.5. Ведение документации.

  1. Коррекционно-развивающие занятия

3.1 Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога по развитию высших психических функций (восприятия, внимание, памяти, мышления).

  1.  Коррекционно-развивающая работа учителя - дефектолога по когнитивному развитию
  2. Коррекционно – развивающая работа учителя-дефектолога по познавательному развитию.

Блок практической и консультативной работы

Помимо целенаправленной работы с детьми с нарушениями речи, поведения, эмоционально - волевой сферы необходимо проводить профилактические меры предупреждения дезадаптации у детей:

1. Пропедевтическая работа среди родителей и сотрудников образовательных учреждений.

2. Пропаганда знаний среди родителей о развитии возрастных особенностей детей старшего и подготовительного возраста; готовности к школе;

3.Знакомство родителей с организацией образовательного процесса учреждения;

4. Коррекция речевых и эмоционально-волевых нарушений.

  1. Этап подведения итогов коррекционной работы с каждым ребенком группы. Объективная оценка личностных достижений ребенка (мониторинг).

Систему и эффективность работы с детьми ЗПР обеспечивает соблюдение общедидактических принципов, а также принципов специальной педагогики:

- принцип комплексности диагностирования детей с ЗПР (сравнение данных, полученных воспитателями, психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом и т.д.);

- принцип интеграции (укрепление междисциплинарных связей, поисковых направлений интеграции; исследование аспектов социальной интеграции);

- принцип преемственности (исследование детей с ЗПР на всех этапах развития, с сохранением преемственности методов работы);

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода (сочетание этих подходов позволяет приблизить содержание, методы и организацию коррекционной работы к способностям и потребностям каждого ребенка).

Данные о результатах мониторинга (3 раза в год) заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом. Все данные механизмы адаптации программы детей с ОВЗ улучшают их социально – коммуникативное, речевое, познавательное состояние, создают хорошую ступень для дальнейшего развития ребенка и компенсации нарушений.

Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР направлена на формирование базовых составляющих психического развития. Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированностью познавательной деятельности.

В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока: образовательный и коррекционно- развивающий. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление первичных нарушений, вызванных непосредственно первопричиной возникновения нарушений в развитии психических процессов, но и на предупреждение вторичных нарушений развития, которые могут возникнуть. А также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно-оздоровительной, воспитательно-образовательной и социально - педагогической деятельности. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом. На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:

- стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно – исследовательской деятельности;

- развитие общей и ручной моторики;

- развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;

- обогащение сенсорного развития и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как - выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);

- скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;

- способность к концентрации и к распределению внимания;

- готовность к сотрудничеству со взрослым;

- стимуляцию речевого развития ребенка.

На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:

1. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы формирующейся личности:

- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

- профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;

- развитие социальных эмоций;

- создание условий для развития самосознания и самооценки;

- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

2. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

- развитие сферы образов-представлений;

- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно- логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;

- развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;

- формирование пространственно-временных представлений;

- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

- развитие творческих способностей;

- совершенствование мнестической деятельности;

- развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков.

3. Развитие речи и коммуникативной деятельности:

- целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);

- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы:

- развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;

- формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;

- стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно- познавательному и внеситуативно-личностному общению.

4.Формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, и ориентировочно- операционных регуляционных компонентов):

-целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно операционных и регуляционных компонентов деятельности;

- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;

- развитие игровой деятельности;

- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;

- формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.

Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем -дефектологом, учителем- логопедом, педагогом-психологом.


[1]Приведены целевые ориентиры, соответствующие оптимальному уровню, достижение которого возможно в результате длительной целенаправленнойкоррекции недостатков в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития

Адаптированная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития разработана на основе ФГОС ДО с учетом особенностей психофизического развитиядетей, индивидуальных возможнос...

Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.

Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет....

Методическая разработка к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Планирование дидактических игр экологического содержания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

Педагогическая идея – разработка пособия для педагогов ДОУ, в котором дидактические игры подобраны с учетом принципа тематического планирования и  могут быть использованы в работе по обогащ...

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития...

Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития

Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития...