Картотека упражнений для рисования песком и на песке
картотека по коррекционной педагогике
Обыкновенный песок - это нечто волшебное... А лоток или поднос с песком превращаются в игровую площадку для реализации самых разнообразных замыслов! Предлагаю несколько упражнений для рисования на песке и с помощью песка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehniki_i_uprazhneniya_dlya_pesochnogo_risovaniya.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Техники и упражнения
для «песочного» рисования
Рисовать можно не только кисточкой, карандашом или фломастером - ведь рука и пальцы - это такое подспорье! Причем указательный палец правой руки слушается ребенка даже лучше, чем карандаш. Рисовать на песке можно:
- кулаком;
- ладонью;
- ребром руки;
- щепотью;
- пальцем;
- одновременное использование нескольких пальцев;
- симметрично двумя руками;
- насыпание из кулачка;
- с помощью различных предметов.
Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
В процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие цели и задачи:
- знакомство ребёнка с основными свойствами песка;
- развитие ориентации ребенка в пространстве;
- расширение и обогащение словаря детей;
- развитие мелкой моторики рук ребенка, а так же зрительной координации;
- стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности.
- гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников.
В процессе рисования можно изучать различные геометрические фигуры, рисуя прямые и кривые линии, прямоугольники, треугольники, круги, спирали, звезды, солнце, восьмерки и т.д.
Хотя рисунки на песке очень эстетичны и способны заинтересовать детей, их, конечно, нельзя отнести к числу долго хранящихся изображений. Разровняв песок, вы получите поверхность, снова пригодную для рисования на ней. В данном случае результат (т.е. рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества. При помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги.
Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.
Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Песочница, да еще и с цветным песком, привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.
Ниже предлагается несколько игр - упражнений, которые можно использовать как для индивидуальной работы, так и с подгруппой.
«Дорожка»
Для начала предложите малышу самое простое задание. Проведите прямую линию и попросите ребёнка нарисовать рядом ещё одну, примерно в10-15 см от первой. Скажите ему, что это дорожка для машинки или ручеёк для кораблика. Главное условие для проведения параллельной линии, чтобы малыш не отрывал руки, а провёл свою линию одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования не прямую, а извилистую или ломаную линию.
«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…»
Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребёнку, что это рельсы, и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек, ─ пусть малыш её отремонтирует.
«Точка, точка, запятая»
«Точка, точка, запятая ─ вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик ─ получился человечек.»
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверняка ребёнку самому захочется повторить эти строки и изобразить человечка.
«Волшебное превращение»
Нарисуйте на песке круг и спросите ребёнка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку так, чтобы стало сразу понятно, что это такое. Например, круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое.
Посоревнуйтесь с ребёнком: кто из вас придумает больше картинок.
«Мы едем в гости»
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
«Рисуем фигуры на песке»
Цель: научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях.
Ход игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т.п.
«Трудная дорога».
Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).
«Опасный поворот».
Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).
«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию.
«Чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.
«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.
«Грустное дерево».
Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву. Не будьте категоричны, не спешите опровергать неправильность изображения. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.
«Лист-путешественник».
На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.
«Мой веселый звонкий мяч».
Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.
«Парусник». По насыпанному песку очертить горизонт, восход солнца из-за горизонта, парусник, паруса – квадраты, волны перекатываются под парусником, слышен крик чаек. Пусть ребенок попытается придумать подходящую комбинацию: а) на паруснике плывут мирные и доброжелательные люди; б) на паруснике неприятели – пираты.
Песок оказывает благотворное воздействие на человека, в особенности на его душевное состояние. Ребенок включается в игру всем своим существом – эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
Литература
- Зейц М. Пишем и рисуем на песке.
- Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке.
- Хоменко И. Н. Коррекционно- диагностический комплекс «Песочная магия»
- Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Творчество на песке и с песком» Картотека игр - экспериментирование с песком (3-4 лет)
Песочные художестваЦель: развивать мелкую моторику.* * *Сделайте большой конус из картона, оставив небольшое отверстие в его вершине, и привяжите к его краям веревочки. На этих веревочках он будет сви...
Конспект занятия "Рисование песком и на песке"
Программное содержание:Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.Обогащать тактильный опыт детей.Развивать мелкую моторику рук.Предварительная работа:Наблюдение.Беседа.Рассматрив...
Конспект игровой образовательной ситуации по ИЗО "Ягоды из песка" (рисование нетрадиционным способом - цветным песком)
Тема: Ягоды из песка (рисование нетрадиционным способом – цветным песком) Группа: старшая логопедическая группа...
Упражнения для рисования песком на световом столе
Упражнения для рисования песком на световом столе...
Семинар-практикум «Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком»
Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления представлена на слайде. Слайд 2. Цели и задачи песочной терапии представлены на слайде №2. Слайд3. Песок - это уникальный природны...
Упражнения для рисования песком
Упражнения для рисования песком на световом столе...
Упражнения для рисования песком на световом столе
Упражнения для рисования песком на световом столе...