Распространение личного опыта педагога-психолога по сопровождению семей
методическая разработка по коррекционной педагогике

Наталья Леонидовна Корчагина

Материал для проведения групповой консультации педагога-психолога для педагогов ДОО по классификации, типологии семей,  сопровождению семей и особенностей сопровождения семей с детьми с ОВЗ с приложением презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_semey.pptx711.03 КБ
Microsoft Office document icon klassifikatsiya_semey.doc160 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Групповая консультация для педагогов по проблеме: «Классификация и типология семей» Подготовил: педагог-психолог МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска Корчагина Н.Л.

Слайд 2

По семейному стажу супругов семья молодоженов; молодая семья; семья, ждущая ребёнка; семья среднего супружеского возраста; семья старшего супружеского возраста; пожилые супружеские пары.

Слайд 3

По количеству детей бездетные ( инфертильные ); однодетная семья; малодетная семья; многодетная семья .

Слайд 4

По составу семьи неполная семья; отдельная, простая семья ( нуклеарная ); сложная семья (расширенная); большая семья .

Слайд 5

По типу главенства семьёй эгалитарная (равноправная) семья; Авторитарная семья .

Слайд 6

По социальному составу социально гомогенные (однородные); социально гетерогенные (разнородные).

Слайд 7

По качеству отношений Благополучные; Устойчивые; Проблемные; Конфликтные.

Слайд 8

По типу потребительского поведения с физическим уклоном; с интеллектуальным; смешанный тип семьи .

Слайд 9

По условиям семейной жизни студенческая жизнь; дистантные семьи.

Слайд 10

По внутрисемейным отношениям спокойная семья; вулканическая семья; семья-санаторий; семья крепость; семья-театр.

Слайд 11

Типология семей Семья - «третий лишний»; «Семья с кумиром»; «Семья-маскарад»; «Па-де-де» ; «Семья, которая состоит из нескольких поколений» ; «Семья с делегированием обязанностей»

Слайд 12

Семьи, которые будут нуждаться в особом внимании и подходе Семьи, проживающие в деструктивном районе ; Семьи, на различных этапах жизненного цикла ; Неполные семьи ; Семья одинокой матери; Многодетная семья; Семья с приемными детьми; Совокупная семья ; Семья с проблемным членом ; Альтернативная семья; Конкубинат ; Семьи с детьми с ОВЗ.

Слайд 13

Особенности семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ Статистика: По разным данным от 35 до 85 % семей после рождения ребенка с ОВЗ распадаются. Из семей чаще всего уходят отцы.

Слайд 14

Стадии реагирования родителей на диагноз ребенка: Стадия шока Стадия отрицания Стадия глубокой или «хронической» печали Стадия принятия.

Слайд 15

Сопровождение семей в ДОО Цель психолого-педагогической помощи родителям ребенка с ОВЗ зависит от того, на какой стадии переживания случившегося они находятся.

Слайд 16

Качественные изменения в семье ребенка с ОВЗ: Соматический уровень Психологический уровень Социальный уровень

Слайд 17

Стили внутрисемейного воспитания ребенка с ОВЗ: Гиперопека (гиперпротекции, фобия утраты ребенка). → Формирование личности ребенка с ОВЗ: - эгоцентризм, - зависимость от родителей, - отсутствие собственной активности в действиях, - заниженная самооценка.

Слайд 18

« Холодные» отношения с ребенком (гипопротекция, снижение эмоциональных контактов) → Формирование личности ребенка с ОВЗ: - эмоциональная неуравновешенность, - высокая тревожность, - нервно-психическое напряжение, - беззащитность, - неуверенность в себе. Стили внутрисемейного воспитания ребенка с ОВЗ:

Слайд 19

Стили внутрисемейного воспитания ребенка с ОВЗ: 3. Стиль сотрудничества (конструктивные отношения с ребенком). → Формирование личности ребенка с ОВЗ: - чувство защищенности, - уверенность в себе, - самостоятельность, - потребность в активном установлении отношений с социумом.

Слайд 20

Стили внутрисемейного воспитания ребенка с ОВЗ: Репрессивный стиль (авторитарная родительская позиция). → Формирование личности ребенка с ОВЗ: - аффективно-агрессивное поведение, - плаксивость, - повышенная возбудимость, - раздражительность.

Слайд 21

Очень важно ! При психолого-педагогическом сопровождении семей правильно определить тип семьи, и правильно выбрать формы и методы построения взаимодействия и сотрудничества .

Слайд 22

Удачи в сотрудничестве!



Предварительный просмотр:

муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский  сад  «Парус» г.Волгодонска

Групповая консультация

для  педагогов  по проблеме:

«Классификация  и  типология  семей»

https://kuda-mo.ru/uploads/1361ecbebd657baf9a59704b27412633.jpeg

                                                                                                               Подготовил:

                                                                                                        педагог-психолог

                                                                           МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска

                                                                                                         Корчагина  Н.Л.

                                                 г.Волгодонск 2020г.

Классификация семей

Вопрос о классификации, типологии семей, с одной стороны, очень важен, потому что наличие такой классификации даёт возможность  педагогу легче находить способы конструктивных коммуникаций   с многообразным  составом  семей  для построения эффективного сотрудничества. Но с другой стороны он очень сложен. До сих пор не существует даже более или менее общепризнанной типологии личности, а семья ведь является образованием ещё более сложным. Поэтому о строгой типологии семьи пока ещё не может быть и речи, но первые попытки классификации семьи уже предпринимаются. В частности, семьи различают по таким параметрам:

1.По семейному стажу супругов. Здесь выделяют семьи:

 · семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в медовый период, который длится у разных людей разное время. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от реальности. У них ещё всё впереди, им всё понятно, в жизни для них всё просто. И они ещё уверены, что вдвоём могут горы свернуть.

· молодая семья – следующая стадия( у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его.

· семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ.

· семья среднего супружеского возраста (от трёх до десяти лет совместного проживания). Это наиболее опасный период её жизни. Потому что именно в эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период приходится большинство разводов.

· семья старшего супружеского возраста (10-20 лет). Морально-психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости.

-пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков.

2.По количеству детей выделяют такие разновидности семей:

· бездетные (инфертильные) семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы распадается по инициативе мужчин.

· однодетная семья. Таких семей в городах 53,6%, а в селе – 38-41,1%.  Из этих семей распадается примерно каждая вторая. Но если такая семья сохраняется, то педагогические возможности её, условия роста, развития ребёнка недостаточно благоприятны. Многие социологи отмечают у этих людей безответственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм.

· малодетная семья (семья с двумя детьми). Стабильность семьи с рождением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3 раза.

· многодетная семья – такою нынче считается семья, в которой трое и более детей. В этом типе семей разводы крайне редки, и если иногда случаются, то из-за экономической или нравственно-психологической несостоятельности мужа.

3. По составу семьи.

· неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми. Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.

· отдельная, простая семья (нуклеарная) Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения, проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.

· сложная семья (расширенная) – состоит из представителей нескольких поколений. Ныне, по данным социологических исследований, примерно до 70% молодых супругов в возрасте до 20 лет проживают в таких семьях. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в подобных семьях нередко встаёт вопрос о разводе с родителями – из-за вмешательств некоторых из них в жизнь своих детей, мелочной опёки над ними, из-за естественного стремления молодёжи к самостоятельности.

· большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар (родительская пара и несколько детей со своими семьями). Но на современном уровне такие семьи встречаются редко и чаще в этнических  группах (диаспорах).

4. По типу главенства семьёй. Различают две основные разновидности       семьи:

· эгалитарная (равноправная) семья. По данным социологических исследований, таких у нас насчитывается 60-80% от общего числа семей. Более всего они распространены в крупных городах. Распределение домашних обязанностей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что супруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся командовать друг другом.

· вторая разновидность – авторитарная семья, основанная на беспрекословном повиновении одного члена семьи другому. Из общей массы семей по некоторым данным одну шестую часть составляют семьи матриархатного типа, а одну восьмую – патриархатного типа. Семьи этого типа довольно часто раздираются борьбой за власть и оттого полны всевозможных конфликтов, чаще всего мелких. Но среди них встречаются и довольно мирные семьи, когда подчинённого вполне устраивает его роль.

 5. По однородности социального состава.

· социально гомогенные (однородные). Таких у нас, по данным социологических исследований, примерно 70% от общего числа семей. В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества: все они рабочие или все служащие. Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между ними и родителями, поэтому  атмосфера в таких семьях обычно спокойная. Но эта же общность происхождения, интересов, места работы,  не даёт людям отключиться в семье от производственных проблем после трудового дня.

· социально гетерогенные (разнородные). Их насчитывают 30% от общей массы семей. Супруги в них имеют неодинаковое образование, различные профессии, общих интересов производственного плана здесь обычно гораздо меньше. Эгалитарные отношения тут встречаются меньше, преобладают авторитарные. Да и с родителями каждого из супругов отношения обычно складываются не гладко. В то же время здесь очень высокая семейная активность, чаще наблюдается стремление к самообразованию супругов, потому что неодинаковость образовательного уровня стимулирует отстающего.

 6. По качеству отношений в семье.

· благополучные, которые, по словам Толстого, все < похожи друг на друга >

· устойчивые,

· проблемные, тут частенько нет взаимопонимания, вспыхивают ссоры и конфликты.

· конфликтные, где семьи не удовлетворены своей семейной жизнью, и оттого эти семьи не стабильны.

· социально неблагополучные, в которых культурный уровень достаточно низкий, распространено пьянство.

· дезорганизованные семьи, где процветает культ силы, господствующим чувством является страх, каждый член семьи живёт сам по себе.

 7.По типу потребительского поведения.

· с физическим уклоном, где на первом месте обычно стоят проблемы биологического существования: пища, одежда занимают все интересы членов семьи не от её нищеты, а от уровня значимости для них этих ценностей

· с интеллектуальным типом поведения – эти семьи по материальной обеспеченности могут совершенно не отличаться от первого типа семьи, но их члены гораздо чаще предпочитают иметь хорошую книгу, чем лакомое блюдо.

· смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются интересы, потребности материальные и даже физиологические с интересами духовными.

 8.По особым условиям семейной жизни.

· студенческая жизнь. Особенность такой семьи – отсутствие жилья у молодых супругов, хронический недостаток денег, почти полная материальная зависимость от родителей. В то же время эти семьи отличаются большой сплочённостью, активностью. Здесь твёрдо верят в лучшее будущее.

· дистантные семьи. О них уже упоминалось выше, когда речь шла о существовании брака без семьи. Это, например, семьи моряков, профессиональных  спортсменов, артистов. Здесь семья в значительной мере номинальна, поскольку супруги большую часть времени не живут вместе. Тут гораздо больше опасности супружеской неверности и развала семьи на этой основе. Хотя иногда такие семьи оказываются на редкость устойчивыми.

 9.По внутрисемейным  отношениям: 

    Извне «спокойная семья». В этой семье спокойные отношения, разнообразные события происходят тоже спокойно. Извне может сдаться, что взаимоотношения между членами семьи упорядочены, слаженные. Но после более близкого знакомства становится понятно, что мужчина и женщина ощущают чувство неудовольствия, скуки, мало общаются друг с другом. В случае таких семейных отношений можно говорить о преобладании чувства ответственности над случайностью и искренностью взаимоотношений.

     Вулканическая семья. В этой семье взаимоотношения непостоянные и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто разводятся, а потом снова живут вместе, конфликтуют, чтобы потом нежно любить друг друга и сознаваться в любви до конца жизни. Спонтанность и эмоциональная непосредственность преобладает над чувством ответственности. Дело в том, что проявление гнева, ослабляя ситуативное напряжение, не всегда оказывает содействие настоящему облегчению. Человек, проявив чрезмерно сильные отрицательные чувства, стыдится собственного поступка, чувствует вину, боится оказаться в смешном положении, боится осуждения, - таким образом, происходит накопление напряжения и отрицательных переживаний.

     «Семья-санаторий». Один из партнеров, эмоциональное состояние которого оказывается в повышенной тревожности перед окружающим миром, потребности любви и заботы, создает специфическую ограниченность, барьер для нового опыта. Такая защита дает возможность снизить чувство тревожности перед неопределенностью окружающего мира. Супруги все время проводят вместе и стараются удерживать возле себя детей. Попытки некоторого отмежевания воспринимаются как угроза самому существованию семьи. Постепенно ограничивается круг общения, уменьшаются контакты с друзьями.

      «Семья крепость». В основе таких союзов содержатся усвоенные представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира. Довольно часто они подкрепляются необходимостью вытеснить отрицательные эмоции, которые возникают в семье, за ее границы. Заботясь о микроклимате своей семьи, супруги ставят в укор окружающим то, что они хотели бы сказать друг другу или самому себе. В таких семьях доминирует один из членов семьи.

     «Семья-театр». Такие семьи удерживают стабильность в специфично театральный образ жизни. Иногда члены семьи разыгрывают друг друга, иногда вся семья объединяется в один ансамбль, при этом совсем не важно, что прячется за выполнением этой роли. Контакт с ребенком в «семье-театре», внимание к его жизни и  проблемам заменяется материальными благами.

Конечно же, приведённый перечень далеко не исчерпывает все разновидности семей.

Типология семей

     Семья - «третий лишний». Возникает тогда, когда личностные качества супругов и стиль их отношений имеют для них особое значение, а отцовство воспринимается как препятствие супружескому счастью. Так возникает стиль общения с ребенком за типом скрытого непринятия. В контактах с ребенком родители склонны навевать детям чувства неполноценности, бесконечно фиксируя внимание на их недостатках и несовершенствах.

     «Семья с кумиром». Взаимоотношения между членами семьи приводят к созданию семейного кумира. Воспитание детей - единственное, что скрепляет супружеские отношения. Забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей один возле одного. Родители с чрезмерным вниманием относятся к своему ребенку, перенося на него свои нереализованные чувства. Значительное количество поступков ребенка воспринимается без надлежащей критики, наименьшие прихоти немедленно удовлетворяются.

     «Семья-маскарад». В такой семье родители ставят ребенка в ситуацию разнообразных требований. Воспитание оказывается непоследовательным, мир для ребенка становится противоречивым. Завышенные домогательства в объединении с недостаточной возможностью к волевым усилиям, порождают внутренний конфликт и продолжительное обострение нервного перенапряжения.

     «Па-де-де» - это семья, которая состоит из двух человек (мужа и жены).

     «Семья, которая состоит из нескольких поколений» - наиболее распространенный тип. Семья состоит из нескольких поколений, которые живут вместе. Организованная взаимная поддержка и сотрудничество в повседневных заботах. Отношения гармоничные.

     «Семья с делегированием обязанностей». В семье, как правило, много детей. На них возлагают родительские обязанности, т.е. старшие дети занимаются воспитанием наименьших. Такая структура семьи эффективная, пока ребенок способен исполнять свои обязанности. Довольно часто ребенок в такой семье имеет обязанности, но не имеет власти, лишь бы в полной мере выполнить их.

Семьи, которые будут нуждаться в дополнительной психолого-педагогической помощи.

  1. Семьи, проживающие в деструктивном районе (локальные  

  вооруженные противостояния, социальные и этнические конфликты,  

  экологические и экономические неблагополучия, пострадавшие от  

  стихийного бедствия, техногенной катастрофы).

  1. Семьи, на различных этапах жизненного цикла   (молодые супруги без  

  детей, ожидающие ребенка, с новорожденным ребенком, с ребенком  

  дошкольником, младшим школьником, подростком).

  1. Неполные семьи    (без папы, мамы, в результате их смерти или  

   развода).

  1. Семья одинокой матери.
  2. Многодетная семья.
  3. Бездетная семья.
  4. Семья с приемными детьми.
  5. Совокупная семья (повторный брак).
  6. Семья с проблемным членом  (инвалидом, имеющим соматическое,  

  психическое, инфекционное заболевание, с девиантным поведением).

  1. Альтернативная семья (пробный или гражданский брак, семья с  

  раздельно проживающими партнерами, гомосексуальная семья)

  1. Конкубинат – длительный, юридически не закрепленный союз  

  мужчины и женщины, которые могут иметь внебрачного ребенка, при  

 этом  у мужчины параллельно существует официальная семья (жена и  

 дети).

  1. Семьи детей с ОВЗ.

Особенности семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ

Статистика:

По разным данным от 35 до 85 % семей после рождения ребенка с ОВЗ распадаются. Из семей чаще всего уходят отцы.

Стадии реагирования родителей на диагноз ребенка:

1.  Стадия шока.

2.  Стадия отрицания  («Этого не может быть», «Это ошибка врача», «С кем  

     угодно, но не с моим ребенком»).

3.  Стадия глубокой или «хронической» печали.

      -реакция агрессии и периода депрессии.

      -постоянные поиски виноватого, тяжесть, чувство собственной вины

       («Я не досмотрел», «Я виноват, что это случилось»).

 4.  Стадия принятия.

       -Уменьшение переживания печали, усиление интереса  к окружающему  

         миру,  готовность активно решать проблемы с ориентацией на будущее.

       -Родители в состоянии правильно оценить ситуацию.

       -На этом этапе важны усилия родителей в деле сохранения семьи в  

         целом  и возможностей каждого ее члена.

        -Личностное развитие  каждого из взрослых и юных членов семьи  

         должно продолжаться, несмотря на серьезное состояние ребенка.  

Цель психолого-педагогической помощи родителям ребенка с ОВЗ

зависит  от того, на  какой  стадии  переживания  случившегося

они находятся.

Качественные изменения в семье ребенка с ОВЗ:

  • Соматический уровень. Соматические заболевания, астенические и вегетативные расстройства, аффективные расстройства, депрессивная симптоматика в различных формах (депрессивный невроз, затяжные невротические депрессии).
  • Психологический уровень. Стресс. Деформация сложившегося стиля внутрисемейных взаимоотношений. Семья посвящает себя больному ребенку. Родители склонны отрицать собственные проблемы, делая акцент на проблемах ребенка.
  • Социальный уровень. Сужение круга знакомых и ограничение общения с родственниками в силу особенностей состояния ребенка  с ОВЗ,  а так же  из-за  личностных установок самих родителей. Матери оставляют работу или находят надомную. Деформация взаимоотношений супругов. Возможны разводы.

Стили внутрисемейного воспитания ребенка с ОВЗ:

  1. Гиперопека (гиперпротекции, фобия утраты ребенка).

В центре – ребенок. У матери – гипертрофированное чувство тревожности. Систематические супружеские конфликты, высокая вероятность развода.  

 Формирование личности ребенка с ОВЗ:

                 - эгоцентризм,

                 - зависимость от родителей,

                 - отсутствие собственной активности в действиях,

                 - заниженная самооценка.

        2.  «Холодные» отношения с ребенком  (гипопротекция, снижение                  

             эмоциональных контактов).

             В центре  - медицинская сторона проблемы. Часто встречается  скрытый  

             алкоголизм родителей.

            → Формирование  личности ребенка с ОВЗ:

                  - эмоциональная неуравновешенность,

                  - высокая тревожность,

                  - нервно-психическое напряжение,

                  - беззащитность,

                  - неуверенность в себе.

        3. Стиль сотрудничества  (конструктивные отношения с ребенком).

             В центре – осознание проблем и вера в успех. Высокий          

             образовательный уровень родителей, интерес к развитию ребенка.  

               Формирование  личности ребенка с ОВЗ:

                   - чувство защищенности,

                   - уверенность в себе,

                   - самостоятельность,

                   - потребность в активном установлении отношений с социумом.

        4. Репрессивный стиль (авторитарная родительская позиция).

           В центре – ограничения прав ребенка, требования соблюдения          

           определенных правил, а при отказе – физические  наказания.  

              →  Формирование личности ребенка с ОВЗ:

                   - аффективно-агрессивное поведение,

                   - плаксивость,

                   - повышенная возбудимость,

                   - раздражительность.

Очень важно!

 При психолого-педагогическом сопровождении семей

правильно  определить тип семьи, и правильно выбрать формы и методы построения взаимодействия и сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса...

Система работы педагога-психолога по индивидуальному сопровождению детей «группы риска»

В данной работе представлены материалы по индивидуальному сопровождению детей "группы риска" педагогом-психологом....

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!» (на основе материалов А.С. Роньжиной)

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем во...

Рабочая программа педагога-психолога по индивидуальному сопровождению детей «группы риска»

Актуальность избранной проблемы определяется ее значимостью для успешного развития и воспитания ребенка в условиях дошкольного учреждения. Благодаря  индивидуальному сопровождению ребенка «...

Программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ

 Программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образ...