Программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ
рабочая программа
Программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рекомендованной МО РФ, с использованием следующих программно-методических комплексов:
- «Детство». Комплексная образовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Детство-Прес, 2016.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2016.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Приключения будущих первоклассников». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. – СПб.: Речи; М.: Сфера, 2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2021-22.odt | 111.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад №2города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МАДОУ ЦРР-д/с №2 Протокол № 1 от 31.08.2021 года | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ ЦРР д/с №2 _________________Л.В.Бурсакова Приказ №123-ОД от 31.08.2021г. |
ПРОГРАММА
педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в
МАДОУ ЦРР- д/с № 2
Срок реализации: 5 лет
Разработчик программы: педагог-психолог Брилева М.Г.
г.Кропоткин
2021г
СОДЕРЖАНИЕ
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка ……………………………………………………… | 4 |
1.1.1 | Цели и задачи реализации Программы……………………………………… | 6 |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы ……………………… | 8 |
1.1.3 | Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей ……………… | 10 |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы………………………… | 15 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Описание деятельности педагога-психолога в соответствии с направлениями работы………………………………………………………... | 19 |
2.1.1 | Направление «Психологическая диагностика» ……………………………. | 19 |
2.1.2 | Направление «Консультирование» ………………………………………….. | 24 |
2.1.3 | Направление «Коррекционно-развивающее» ……………………………… | 25 |
2.1.4 | Направление «Психологическое просвещение» …………………………… | 31 |
2.1.5 | Направление «Психологическая профилактика» …………………………. | 31 |
2.2. | Описание вариативных форм реализации Программы …………………… | 33 |
2.8. | Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников ……………………………………………………………… | 33 |
2.9. | Особенности взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ …… | 34 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Психолого-педагогические условия реализации Программы……………… | 36 |
3.2. | Материально-техническое обеспечение Программы ………………………. | 37 |
3.3. | Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания ……………………………………………………………………. | 37 |
3.4. | Режим и график работы педагога-психолога ………………………………. | 39 |
3.5. | Особенности традиционных событий и мероприятий в работе педагога-психолога ……………………………………………………………………… | 41 |
3.6. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды кабинета педагога-психолога ………………………………………. | 41 |
3.7. | Краткая презентация ………………………………………………………… | 43 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в МАДОУ ЦРР-д/с №2 (далее – Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ ЦРР-д/с №2 на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рекомендованной МО РФ, с использованием следующих программно-методических комплексов:
- «Детство». Комплексная образовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Детство-Прес, 2016.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2016.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Приключения будущих первоклассников». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. – СПб.: Речи; М.: Сфера, 2016
Нормативно – правовой основой для разработки Программы являются:
- Конвенция о правах ребёнка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.; ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г.;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 г. Москва «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога в соответствии с пятью образовательными областями: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое», «физическое развитие» и с учётом направлений работы педагога-психолога: психологическая профилактика и просвещение, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование.
Психологическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОУ предполагает:
- повышение уровня психологической компетентности педагогов, родителей (законных представителей), и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов;
- принятие условий возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка;
- умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потери интереса к делу, недомогании и другие, и правильно их интерпретировать.
Психологическое сопровождение рассматривается как участие педагога-психолога в образовательном процессе, направленном:
- на психологическое просвещение и консультирование педагогов, администрации ДОУ и родителей (законных представителей);
- гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанников;
- адаптацию ребёнка к детскому саду;
- ранее выявление возможных трудностей усвоения программного материала ребёнком при групповой форме работы;
- организацию коррекционно-развивающего взаимодействия с воспитанниками и их родителями (законными представителями).
- Цели и задачи реализации Программы
Цель: психологическое сопровождение образовательного процесса в МАДОУ ЦРР-д/с №2 - повышение качества образования путём индивидуализации образовательной деятельности педагога и родителя с ребёнком дошкольного возраста; сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1.Способствовать сохранению психологического здоровья воспитанников, а также их эмоциональному благополучию.
2.Способствовать созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
3.Создать условия для развития социальных и интеллектуальных качеств личности каждого ребёнка, индивидуальности, самостоятельности и ответственности детей, формирования у них предпосылок учебной деятельности.
4.Способствовать созданию в ДОУ социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным и психологическим и физиологическим особенностям воспитанников.
5.Способствовать обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства не зависимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
6.Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
7.Способствовать эмоциональному благополучию родителей в процессе общения с ребёнком.
8.Создавать условия для поддержки образовательных инициатив семьи, в том числе путём включения родителей непосредственно в образовательную деятельность с детьми.
9.Способствовать эмоциональному благополучию педагогов в образовательном процессе.
10.Обеспечить психолого-педагогическую поддержку педагогам и повышение их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Содержание Программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)
- Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
В соответствии с ФГОС ДО Программа опирается на научные принципы ее построения:
1. принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
2. сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
3. соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
4. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
5. принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
6. комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
7. решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
8. построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
- Значимые характеристики для разработки и реализации программы, в том числе характеристики особенностей развития детей
В МАДОУ ЦРР д/с №2 функционирует 10 групп общеразвивающей направленности, 2 группы компенсирующей направленности, для детей в возрасте от 2 до 8 лет.
Психологические особенности детей 2-3 лет.
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в любви, заботе. |
Ведущая функция | Восприятие |
Игровая деятельность | Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. |
Отношение со взрослыми | Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. |
Эмоции | Восприимчивость к эмоциональным состояниям окружающих, «эффект заражения». Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта. |
Способ познания | Предметно-манипулятивная деятельность, метод проб и ошибок. |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма) |
Внимание | Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. |
Мышление | Наглядно-действенное: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды; физический комфорт. |
Новообразования возраста | Самопознание, усвоение элементарных норм опрятности и поведения в коллективе. |
Психологические особенности детей 3-4 лет.
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. |
Ведущая функция | Восприятие |
Игровая деятельность | Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. |
Отношения со взрослыми | Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. |
Эмоции | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта |
Способ познания | Экспериментирование. Конструирование. |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) |
Внимание | Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. |
Мышление | Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми |
Новообразования возраста | 1.Планирующая функция речи. 2.Предвосхищение результата деятельности. 3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). |
Психологические особенности детей 4-5 лет.
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразования возраста | 1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. 2.развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. |
Психологические особенности детей 5-6 лет.
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразования возраста | 1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. 2.развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. |
Психологические особенности детей 6-7 лет.
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении в и самоутверждение |
Ведущая функция | Общение со сверстниками, осознания своего «Я» |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения, групповые игры |
Отношения со взрослыми | Ситуативно-деловое; ситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание | Умение направлять и удерживать внимание на предметах и объектах. Удерживает внимание до 30 мин. Объем внимание 10 предметов. |
Память | Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объем памяти 8-10 предметов из 10, 4-5 действия. |
Мышление | Наглядно-образное, формируется логическое мышление, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. |
Воображение | Развитие творческого воображения стереотипности образов. |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие самосознания |
Новообразования возраста | Планирующая функция речи. Предвосхищение результата деятельности. Формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). Осознания своего «Я» |
- Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты программы согласуются с представленными во ФГОС ДО целевыми ориентирами (раздел IV ФГОС ДО).
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Также планируемые результаты освоения Программы конкретизируются в рабочих программах педагога-психолога с учётом возрастных и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.
Отдельно в Программе выделяются планируемые результаты по направлениям работы педагога-психолога ДОУ, представленные в таблице ниже.
Направление деятельности педагога-психолога. | Планируемые результаты. |
Психологическая диагностика | 1.Своевременное информирование родителей о возможных отклонениях в развитии ребёнка. 2.Своевременное обращение внимания родителей на эмоциональные трудности ребёнка в зависимости от эмоциональных переживаний матери. 3.Своевременное планирование консультативной, профилактической и других видов помощи педагогам. |
Коррекционно-развивающее направление | 1.Снижение количества воспитанников с выраженными трудностями обучения при групповой форме работы. 2.Снижение числа пар «родитель-ребёнок» с выраженными трудностями эмоциональной коммуникации. 3.Снижение эмоциональной напряжённости педагогов в течение года. |
Психологическое консультирование | 1.Снижение количества воспитанников с трудностями обучения, связанными с недостаточным вниманием со стороны родителей к расширению кругозора детей. Улучшение психоэмоционального состояния родителей. 2.Улучшение психоэмоционального состояния педагогов в отношении выполняемых должностных обязанностей. |
Психологическое просвещение | 1.Понимание родителями механизмов взаимосвязи психоэмоционального климата в семье и поведения ребёнка; взаимосвязи количества времени родителя, направленного на ребёнка, и успешности ребёнка в образовательном процессе. Признание родителями права ребёнка быть индивидуальностью (право иметь индивидуальные особенности развития вне зависимости от желаний родителей). 2.Понимание педагогами индивидуальных особенностей развития воспитанников, возможности их учёта в образовательном процессе для повышения качества образования детей с нормальным и нарушенным развитием. Умение педагогов бесконфликтно общаться с семьями с разным уровнем коммуникативных возможностей. |
Психологическая профилактика | 1.Снижение количества воспитанников, родителей и педагогов с признаками психоэмоционального напряжения. |
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
II.1Описание деятельности педагога-психолога в соответствии с направлениями работы
II.1.1Направление «Психологическая диагностика»
В рамках направления «Психологическая диагностика» работа педагога-психолога ведётся с детьми, родителями и педагогами.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА С ДЕТЬМИ.
Цель психологической диагностики с детьми в получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психологического развития детей, которые могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Психологическая диагностика проводится с детьми в сентябре и мае, а также в течение всего календарного года по запросам родителей, педагогов и администрации ДОУ. Проведённое диагностическое обследование позволяет выявить:
- детей с выраженными нарушениями познавательной сферы;
- детей с пограничными показателями развития познавательных процессов;
- детей с дисгармоничным развитием;
- детей с особенностями эмоционально-волевой сферы.
По результатам психологической диагностики педагог-психолог даёт рекомендации педагогам групп по оптимизации образовательного процесса.
Диагностический инструментарий, используемый в работе с детьми.
Наименование медики | Диагностируемые параметры | Возраст |
Образовательная область «Познавательное развитие» | ||
Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. | Комплексная диагностика познавательных процессов | От 3 до 7 лет |
Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. | Комплексная диагностика познавательных процессов | От 2,5 до 3 лет |
Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. | Диагностика уровня готовности к школе. | От 6 до 7 лет |
Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А.: Диагностический комплекс "Цветик-Семицветик" | Комплексная диагностика познавательных процессов | От 3 до 7 лет |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | ||
Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго) | Оценка возможности адекватного опознавания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. | От 3 до 11 лет |
Тест «Сказки» Л. Дюсса. | Исследование эмоциональной сферы. | От 5 до 7 лет |
Методика «Лесенка». В модификации С.Г. | Исследование самооценки | От 5 до 7 лет |
Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» | Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. | От 4 лет |
Социометрия Дж. Морено | Диагностика межличностных отношений. | От 5 лет |
Проективная методика «Рисунок семьи» | Диагностика эмоционального | От 4 лет |
Тест «Диагностика эмоциональных | Изучение эмоциональных | С 4 лет |
Проективная методика Рене Желя | Исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений | От 4 до 7 лет |
Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению (Роньжина А.С.) | Определение уровня адаптации к ДОУ | От 1 до 3 лет |
Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Белопольской Л.Н. | Исследования детского самосознания и половозрастной идентификации | От 3 до 7 лет |
Методика изучения чувства гордости за собственные достижения у ребёнка 3-х лет Гуськовой Т.В. и Елагиной М. Г. | Изучение основных личностных новообразований у детей в период кризиса 3-х лет | В период кризиса 3-х лет |
Методика изучения отношения ребёнка к себе в период кризиса 3-х лет Гуськовой Т.В. и Елагиной М.Г. | Изучение отношения ребёнка к себе в период кризиса 3-х лет | В период кризиса 3-х лет |
«Зеркало», «Раскраска», «Колдун» (А.Л. Венгер, К.Л. Поливанова) | Возрастной статус детей. | В период кризиса 7-ми лет. |
Образовательная область «Развитие речи» | ||
Методика «Расскажи по картинке» | Определение активного словарного запаса | От 2 лет |
«Последовательные картинки» | Определение уровня развития связной речи | От 5 до 7 лет |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | ||
Методика «Дорисовывание фигур». О. М. Дьяченко | Определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. | От 5 до 7 лет |
«Придумай рассказ» | Воображение, вербальная креативность | От 4 до 7 лет |
Образовательная область «Физическое развитие» | ||
Карта сенсомоторного развития для детей 3-х; 3,5–х лет | Оценка психомоторного развития | С 3 лет до 4 лет |
Методика «Паровозик» (С.В. Велиева) | Определение особенности эмоционального состояния ребёнка. | От 2 до 5 лет |
Восьми цветовой тест | Исследование эмоционального состояния ребенка. | От 5 лет |
Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.) | Определение уровня тревожности у детей. | От 3,5 до 7 лет |
Методика «Волшебная страна чувств» | Исследование психоэмоционального состояния ребенка. | От 4 лет |
Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках» | Выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет. | От 3 до 7 лет |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА С РОДИТЕЛЯМИ
Целью психологической диагностики с родителями является выявление дисбаланса в эмоциональных связях «родитель – ребёнок», а также знакомство с семьёй, особенностями воспитания и развития ребёнка. В качестве методов диагностики используются: опросники, анкеты, беседа.
Диагностический инструментарий, используемый в работе с родителями.
Наименование методики | Цель | Примечание |
Тест по оценке поведения ребёнка в период кризиса трёх лет. | Оценка поведения ребёнка в период кризиса 3-х лет. | Проводится по запросу |
Анкета-опросник для родителей «ОСОР-В»; Анкета –опросник для родителей «ОСОР –Д» | Общение со взрослыми в период кризиса 7-ми лет. | Проводится по запросу |
Анкета «Прогноз адаптации» | Оценить готовность ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. | Проводится со всеми родителями в момент поступления детей в ДОУ |
Анкета для родителей по вопросам подготовки ребёнка к школьному обучению | Выявить уровень готовности ребёнка к школьному обучению глазами родителей. | Проводится со всеми родителями подготовительной группы. |
Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (автор И.А. Баева) | Изучение уровня удовлетворённости родителей в безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ. | Проводится по запросу администрации с целью проведения психологической экспертизы безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА С ПЕДАГОГАМИ.
Целью психологической диагностики с педагогами является изучение особенностей психоэмоциональной сферы педагогов для профилактики «профессионального (эмоционального) выгорания». В качестве методов диагностики используются: опросники, анкеты, беседы.
Диагностический инструментарий, используемый в работе с педагогами.
Наименование методики | Цель | Примечание |
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания Бойко В.В. | Выявление уровня эмоционального выгорания педагогов ДОУ. | Проводится по запросу администрации |
Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н. Лутошкин) | Изучить уровень благоприятности или не благоприятности педагогического коллектива. | Проводится по запросу администрации |
Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (автор И.А. Баева) | Изучение уровня удовлетворённости педагогов в безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ. | Проводится по запросу администрации с целью проведения психологической экспертизы безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ. |
Методика «Оценка агрессивности педагога». Тест А. Ассингера. | Выявить, достаточно ли педагог корректен в отношениях с коллегами, родителями и детьми, легко ли им общаться с ним. | Проводится по запросу администрации |
II.1.2Направление «Психологическое консультирование»
Цель психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы в ситуации, когда он сам создал её наличие. В условиях ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование, ориентируясь на потребности и возможности возрастного развития, а также на его индивидуальные варианты.
Задачи психологического консультирования:
- Оказание психологической помощи в ситуации разных затруднений, связанных с образовательным процессом.
- Обучение приёмам самопознания, саморегуляции, использование своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций.
- Помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций.
Направления психологического консультирования:
- Консультирование администрации, педагогов и других работников образовательной организации по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.
- Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
- Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с воспитанниками, их развития.
- Консультирование администрации ДОУ, педагогов и родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей.
II.1.3 Направление «Коррекционно-развивающее»
Основные направления коррекционно - развивающей работы педагога-психолога на учебный год определяются по результатам диагностики. Такими направлениями могут выступать:
- Коррекция отклонений в развитии интеллектуально-личностной сферы.
- Коррекция отклонений в развитии эмоционально-личностной сферы воспитанников.
- Коррекция отклонений в развитии личностно-поведенческой сферы воспитанников.
- Коррекция отклонений в развитии коммуникативно-личностной сферы.
- Коррекционно-развивающая работа с одарёнными детьми.
В таблице ниже представлено содержание работы педагога-психолога в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы.
Направление коррекции нарушения развития | Проблемы | Задачи работы |
Коррекция отклонений в развитии эмоционально-личностной сферы | Гиперактивность, застенчивость, агрессивность, тревожность. | Преодолевать психоэмоциональное напряжение. Содействовать свободному, раскрепощённому выражению чувств, эмоций. Обогащать позитивный эмоциональный опыт, поведенческий репертуар. Создавать условия для проявления самостоятельности. Формировать осознание своих переживаний, их причин, особенностей проявления. Учить приёмам расслабления, саморегуляции эмоций. Развивать высшие чувства, творчество, самоконтроль в деятельность. Обучать родителей и педагогов эффективным приёмам взаимодействия с детьми в трудных воспитательных ситуациях. |
Коррекция отклонений в развитии коммуникативно-личностной сферы | Замкнутость, драчливость, конфликтность, неблагоприятный социометрический статус, навязчивость. | Развивать адекватное восприятие партнёра по общению. Формировать интерес к ровесникам и взрослым как партнёрам по общению; приёмы передачи информации в общении, как вербальные, так и невербальные. Стимулировать инициативу в общении. Учить использовать продуктивные приёмы межличностного взаимодействия, разрешать конфликтные ситуации адекватными способами. Содействовать осознанию норм и правил поведения, нежелательных последствий при их нарушении. Создавать условия для творческого общения. Развивать самоконтроль в общении. Обучать родителей и педагогов эффективным приёмам взаимодействия с детьми в трудных воспитательных ситуациях. |
Коррекция отклонений в развитии личностно-поведенческой сферы воспитанников | Лживость, упрямство, капризы, требовательность, немотивированность, несамостоятельность, неуверенность, самоуверенность, низкий уровень саморегуляции. | Содействовать расширению интересов, осознанию норм и правил поведения, нежелательных последствий при их нарушении. Развивать способность делать личностный выбор, инициативность, навыки целеполагания, саногенное мышление, самоконтроль в деятельности. Учить разрешать конфликтные ситуации адекватными способами. Создавать ситуации успеха, условия для проявления самостоятельности, творческого общения. Обогащать поведенческий репертуар. Формировать информативные представления о своих потребностях, интересах, мотивах, особенностях, достижениях; умения соподчинять мотивы. Обучать родителей и педагогов эффективным приёмам взаимодействия с детьми в трудных воспитательных ситуациях. |
Коррекция отклонений в развитии интеллектуально-личностной сферы | Снижение познавательной активности, неустойчивость внимания, несформированность качеств ума: критичности, проблемности, инициативности, самостоятельности, гибкости; низкий уровень творческого воображения, избирательность памяти; несформированность способности наблюдать; низкий уровень воссоздающего и творческого воображения | Развивать познавательные интересы, самоконтроль в интеллектуальной деятельности, способность к интеллектуальному экспериментированию, интеллектуальному творчеству. Учить использовать приёмы произвольной регуляции внимания, памяти, восприятия, воображения, рассуждать, делать умозаключения. Формировать приёмы постановки и решения познавательных задач разными способами. Обучать родителей и педагогов эффективным приёмам взаимодействия с детьми в трудных воспитательных ситуациях. |
Коррекционно-развивающая работа с одарёнными детьми | ||
Формирование отношения к самому себе | Повышенная тревожность; неадекватная самооценке; неуверенность; внутренняя самоизоляция от реальной действительности; перфекционизм и повышенная требовательность к себе, которая может не соответствовать реальным возрастным возможностям; сверхчувствительность к стимулам среды, в том числе социальным, что определяет высокую уязвимость; недостаточно выраженная толерантность; повышенная потребность в самостоятельности; в ряде случаев неприязнь к систематическому обучению. | Развивать уверенность, толерантное отношение к действительности. Учить приёмам преодоления психоэмоционального напряжения. Формировать адекватное представление о своих возможностях, понимание достоинств и недостатков в самом себе и в окружающих, привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки. Учить находить средства для реализации целей, достигать результата. Помочь освоить социально приемлемые способы самовыражения. Стимулировать борьбу мотивов, развивать общественную мотивацию. Создавать условия для удовлетворения интеллектуальной любознательности и готовности к исследовательскому риску. |
Взаимоотношения со взрослыми | Повышенный уровень притязаний в общении со взрослыми, требовательность; критичность по отношению ко взрослым; стремление во что бы то ни стало настоять на своём; повышенная потребность в усиленном внимании взрослого; отсутствие чувства дистанции в общении со взрослыми. | Развивать продуктивные формы взаимодействия со взрослыми, чувствительность к педагогической оценке, честность, стремление помогать, эмпатию. Формировать приёмы диалогического общения со взрослыми. Формировать у взрослых приёмы эффективного взаимодействия с ребёнком. |
Взаимоотношения со сверстниками | Сниженная потребность в общении со сверстниками; усиленное стремление к лидерству; недостаточная сформированность эффективных навыков социального поведения; не конформность, «необычное» поведение, что может вызвать недоумение или насмешку сверстников; несоблюдение некоторых норм сообщества ровесников, потребность в общении с более старшими детьми, и, как следствие, излишняя конфликтность или отчуждённость от ровесников. | Развивать формы продуктивного сотрудничества со сверстниками, дружелюбие, стремление содействовать, эмпатию. Формировать приёмы диалогического общения со сверстниками. |
Для реализации каждого выделенного направления педагогом-психологом составляется рабочая программа. В случае выраженных нарушений в развитии ребёнка и при невозможности включения его в групповую работу составляется программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком.
Наименование рабочей программы | Образовательная область | Адресат | Форма реализации |
Рабочая программа Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР-д/с № 2 «Адаптируемся вместе» | Социально-коммуникативное развитие. | Дети 1 и 2 младших групп в возрасте от 2 до 4 лет | Групповая |
Рабочая программа Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР-д/с № 2 «Развиваемся вместе» | Социально-коммуникативное развитие. | Дети 2 младшей группы в возрасте 3-4 лет | Групповая |
Рабочая программа Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР-д/с № 2 «Скоро в школу» | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. | Дети подготовительных групп в возрасте 6-7 лет | Групповая |
Рабочая программа Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР-д/с № 2 «Развиваемся вместе» | Социально-коммуникативное развитие. | Дети средней группы в возрасте 4-5 лет | Групповая |
Рабочая программа Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР-д/с № 2 «Развиваемся вместе» | Социально-коммуникативное развитие. | Дети старшей группы в возрасте 5-6 лет | Групповая |
Реализация рабочих программа осуществляется педагогом-психологом еженедельно при согласии родителей (законных представителей).
В технологическом аспекте коррекционно-развивающее направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психологических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущим выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребёнка.
II.1.4 Направление «Психологическое просвещение»
Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (педагогов, родителей) и детей к психологическим знаниям. Данное направление предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетенции педагогов и родителей.
Основные формы работы с педагогами: семинары-практикумы, семинары, круглый стол, педагогический КВН, мастер-классы и т.д.
Основные формы работы с родителями: семейный клуб, родительские собрания, тренинг, дискуссии, мастер-класс, информационные стенды, тематические консультации, памятки, информационные листовки, газеты, журналы и т.д.
II.1.5 Направление «Психологическая профилактика»
Психологическая профилактика в контексте внедрения ФГОС рассматривается как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ.
Цель психологической профилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребёнка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личности и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.
Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Работа с педагогами направлена на профилактику «эмоционального выгорания», создание в ДОУ благоприятного психологического климата, профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост.
Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения ребёнка в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности ребёнка.
Работа с детьми в рамках данного направления направлена на создание благоприятного психологического климата в группе, разрешение возникающих конфликтов между детьми, социальную адаптацию детей.
В рамках социальной адаптации психолог ведёт работу с детьми по преодолению трудностей: во взаимодействии детей с новыми взрослыми, ровесниками и освоение предметно-развивающей среды. В таблице ниже представлено содержание работы педагога-психолога по работе с детьми в период адаптации.
Сфера адаптационных трудностей | Проявление адаптационных трудностей в развитии | Задачи работы |
Взаимодействие с новым взрослым | Отчуждённость, негативное отношение к требованиям, отношения типа «симбиотической связи», нечувствительность к педагогической оценке, амбивалентность поведения. | Развивать доверие к новому взрослому, стремление к положительной оценке. Содействовать необходимости и важности требований. Формировать стремление действовать вместе со взрослым, достигая результатов. |
Взаимодействие с ровесниками | Замкнутость, застенчивость; конфликтность, драчливость, стремление доминировать; неумение действовать сообща, несоблюдение правил взаимодействия; несформированность игрового поведения. | Формировать положительный образ ровесника, представления о правилах поведения в детской группе; развивать стремление следовать этим правилам. Развивать интерес к ровесникам, стремление действовать сообща, навыки игрового общения с детьми. |
Освоение предметно-развивающей среды | Неумение действовать самостоятельно; несформленность интересов; недостаточная сформированность способов действий с предметами; боязнь нового пространства. | Развивать самостоятельное, уверенное поведение. Содействовать оформлению и осознанию своих интересов. Развивать репертуар предметных, игровых и коммуникативных действий. Создавать условия для самореализации, переживания успеха. |
II.2 Описание вариативных форм реализации Программы
№ п/п | Наименование вариативной формы реализации программы | Содержание |
1 | Психолого-педагогический консилиум | В рамках ППк педагог-психолог:
|
2 | Педагогический совет | Проведение групповых консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов с педагогами. Тематика выступлений в рамках педагогического совета определяется исходя из тем педагогических советов ДОУ. |
3 | Консультационный пункт | Оказание консультативной помощи родителям детей не посещающих ДОУ. |
II.3Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников
Работа с родителями регламентирована ФГОС ДО и является обязательной частью Программы. Целью работы с родителями является повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах обучения и воспитания, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
При этом, родители как непосредственные участники образовательного процесса включаются во все направления работы педагога-психолога ДОУ.
Направление работы педагога-психолога | Формы работы с родителями |
Психологическая диагностика |
|
Психологическое консультирование |
|
Коррекционно-развивающее направление |
|
Психологическая профилактика |
|
Психологическое просвещение |
|
II.4 Особенности взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка осуществляется комплексно всеми педагогическими работниками, участвующими в работе с детьми. Взаимодействие педагога-психолога с педагогами заключается в:
- совместной разработке индивидуальных учебных планов воспитанников с учётом их личностных и психологических особенностей, анализируя возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учётом возрастного и психофизического развития обучающегося;
- оказании консультативной помощи педагогам по выбору образовательных технологий с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- оказании психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса;
- разработке совместно с педагогами и специалистами ДОУ индивидуальных образовательных траекторий с учётом индивидуальных и возрастных потребностей и возможностей обучающихся;
- участии поиска путей совершенствования образовательного процесса педагогическим коллективом;
- оказании консультативной помощи администрации, педагогам и другим работникам ДОУ по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей;
- организации и осуществлении совместно со специалистами ДОУ психологической коррекции определённых недостатков;
- знакомстве педагогов и администрации ДОУ с современными исследования в области психологии раннего и дошкольного возраста, в области социальной адаптации, а также информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности;
- совместном планировании и реализации превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиации поведения;
- разъяснении субъектам образовательного процесса необходимости применения здоровьесберегающих образовательных технологий;
- оценке результата применения здоровьесберегающих образовательных технологий.
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
III.1 Психолого-педагогические условия реализации Программы
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
- Материально-техническое обеспечение Программы
Сведения об имеющихся в наличии помещений для организации образовательной деятельности | |
№ п/п | Наименование |
1 | Кабинет педагога-психолога |
Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудования для организации образовательной деятельности | |
№ п/п | Наименование технических средств |
1 | Ноутбук |
2 | Принтер |
3 | Музыкальная колонка |
Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации образовательной деятельности | |
№ п/п | Наименование |
1 | Детский стол (регулируемый по высоте) |
2 | Детский стул (регулируемые по высоте) |
3 | Магнитная доска |
III.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Сведения об имеющемся в наличии дидактических пособий, игр для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | |
1 | Логическая игра «Интеллект» | |
2 | Дидактическая игра «Кубики настроения» | |
3 | Дидактическая игра «Сортер» | |
4 | Дидактическая игра «Настроение» | |
5 | Комплект дидактических игр «Цветные кубики» | |
6 | Набор фотокарточек «Эмоции» | |
7 | Дидактическая игра «Занимательная математика» | |
8 | Логическаяческая игра «Профессии» | |
9 | Демонстрационный материал «Настроения» | |
10 | Дидактическая игра «Домино противоположности» | |
11 | Дидактическая игра «Домино чувсва» | |
12 | Дидактическая игра «Лото магазин» | |
13 | Дидактическая игра «Домино отношения» | |
14 | Дидактическая набор №3 | |
15 | Дидактическая игра «Мозаика» | |
16 | Логическая игра «Пазлы» | |
17 | Дидактическая игра « Маша и Медведь, Цифры» | |
18 | Дидактическая игра « Буквы» | |
19 | Дидактическая игра « Составь цепочку» | |
20 | Дидактическая игра «Предлоги» | |
21 | Дидактическая игра « Части тела, девочка, мальчик» | |
22 | Логическая игра « Составные квадраты» | |
Сведения об имеющемся в наличии методической литературы для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | |
Психологическая коррекция | ||
1 | Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: , 2016 | |
2 | Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М., 2016 | |
3 | Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – СПб.: Речь; М., 2016 | |
4 | Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-семицветик». Программапсихолого-педагогическихзанятий для дошкольников 6-7 лет. « Приключения будующих первоклассников» – СПб.: Речь; М., 2016 | |
5 | Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А.: 70 развивающих заданий для дошкольников 3-4 лет. Издательство: Речь, 2018 | |
6 | Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А.: 70 развивающих заданий для дошкольников 4-5 лет. Издательство: Речь, 2018 | |
7 | Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А.: 70 развивающих заданий для дошкольников 5-6 лет. Издательство: Речь, 2018 | |
8 | Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А.: Приключения будущих первоклассников. 120 развивающих заданий для дошкольников 6-7 лет. Издательство: Речь, 2018 г | |
9 | Веприцкая Ю.Е. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет. Разработки занятий, диагностика и дидактический материал. Издательство: Учитель 2019 г. | |
10 | Махнева М.Д. Ушакова-Славолюбова О.А. «Мы вместе» Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Издательство: Сфера 2017г. | |
11 | И. Лапина: Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, Комплексные занятия. ФГОС ДО Издательство: Учитель,2019г | |
12 | Петш Е.В. Середа И.П. Психолого-педагогическая развивающая программа «Инициативный, ответственный, самостоятельный дошкольник» Издательство: Детство-Пресс 2019 | |
13 | Сорокина Л.И. Интеллектуальное развите детей, 3-4 года : Конспекты практических занятий Издательство: Владос 2018 | |
14 | Сорокина Л.И. Интеллектуальное развите детей, 4-5 лет : Конспекты практических занятий Издательство: Владос 2018 | |
15 | Сорокина Л.И. Интеллектуальное развите детей, 5-6 лет : Конспекты практических занятий Издательство: Владос 2018 | |
16 | Сорокина Л.И. Интеллектуальное развите детей , 6-7 лет : Конспекты практических занятий Издательство: Владос 2018 | |
17 | Данилова С.И. «Психологическое сопровождение дошкольников» Диагностика и сценарии занятий. Издательство Сфера 2018 | |
18 | Волковская Т.Н. Юсупова Г.Х. «Психологическая помощь детям с общим недоразвитием речи» Издательство : НКЦ 2018 | |
19 | Тарасова Н.В.. «Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи» Издательство : Феникс 2018 | |
Психологическая диагностика | ||
1 | Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А.: Диагностический комплекс "Цветик-Семицветик" для детей 6-7 лет. Издательство: Речь, 2018 г. | |
2 | Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А.: Диагностический комплекс "Цветик-Семицветик" для детей 5-6 лет.Издательство: Речь, 2018 г. | |
3 | Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А.: Диагностический комплекс "Цветик-Семицветик" для детей 4-5 лет. Издательство: Речь, 2018 г. | |
4 | Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А.: Диагностический комплекс "Цветик-Семицветик" для детей 3-4 лет. . Издательство: Речь, 2018 г. | |
5 | Афонькина Ю.А, Белотелова Т.Э, Борисова О.Е : Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. ФГОС ДО Издательство: Учитель, 2019 | |
6 | Колесникова Г.И.: Лучшие психологические тесты для дошкольного психолога. Психологический практикум. Издательство: Феникс, 2016 г. | |
7 | Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет ФГОС ДО Издательство: Учитель, В.:2019 | |
8 | Таньцюра С.Ю. Мартыненко С.М. Психологическая и логопедическаая диагностика детей с ОВЗ Методические рекомендации.М.: Сфера, 2019 | |
9 | Коноваленко С.В. Кремнецкая М.И. Готов ли ваш ребенок к школе Экспресс-диагностика.М.: Гном, 2018 | |
Психологическое консультирование | ||
1 | Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ, 2018 | |
2 | Бикеева А.С Ребенок + взрослый Рецепты общения, понимания, прощения Издательство: Р-н-Д Феникс 2019 | |
Психологическое просвещение | ||
1 | Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным Издательство: Рязань зерна-Слово 2019 | |
2 | Петрова Л.И Как перестать ошибаться в воспитании детей самые распространенные педагогические ошибки и методы борьбы с ними. Издательство: Р-н-Д Феникс 2019 | |
Психологическая профилактика | ||
1 | Конончук О.Ю. «Навстречу другдруг другу» психолого-педагогическая программа по работе с родителями. Издательство :Сфера 2019г | |
2 | Широкова Г.А. Школа общения для дошкольников Издательство: Р-н-Д Феникс 2019 |
III.2Режим и график работы педагога-психолога
Нагрузка педагога-психолога в МАДОУ ЦРР-д/с № 2 составляет 1 ставка (36 часов рабочего времени).
График работы педагога-психолога
День недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Время | 08.00-17.00 | 08.00-17.00 | 08.00-17.00 | 08.00-17.00 | 08.00-17.00 |
Обед | 12.00-13.00 | 12.00-14.00 | 12.00-14.00 | 12.00-14.00 | 12.00-14.00 |
Распределение рабочего времени педагога-психолога в соответствии с направлениями работы
День недели | Время | Содержание работы | Направление работы |
Понедельник | 08.00-10.00 | Работа с детьми | Коррекционно-развивающее направление, психологическая диагностика |
10.00-12.00 | Работа с документацией | Организационно-методическое направление | |
12.00-13.00 | Обеденный перерыв | ||
13.00-15.00 | Работа с педагогами | Консультирование, психологическая профилактика и психологическое просвещение | |
15.00-16.00 | Работа с детьми | Коррекционно-развивающее направление, психологическая диагностика | |
16.00-17.00 | Работа с родителями | Консультирование, психологическая профилактика и психологическое просвещение | |
Вторник | 08.00-10.00 | Работа с детьми | Коррекционно-развивающее направление, психологическая диагностика |
10.00-12.00 | Работа с документацией | Организационно-методическое направление | |
12.00-14.00 | Обеденный перерыв | ||
14.00-15.00 | Работа с документацией | Организационно-методическое направление | |
15.00-16.00 | Работа с детьми | Коррекционно-развивающее направление, психологическая диагностика | |
16.00-17.00 | Работа с родителями | Консультирование, психологическая профилактика и психологическое просвещение | |
Среда | 08.00-10.00 | Работа с документацией | Организационно-методическое направление |
10.00-11.00 | Работа с детьми | Коррекционно-развивающее направление, психологическая диагностика | |
11.00-12.00 | Работа с документацией | Организационно-методическое направление | |
12.00-14.00 | Обеденный перерыв | ||
14.00-16.00 | Работа с документацией | Организационно-методическое направление | |
16.00-17.00 | Работа с детьми | Коррекционно-развивающее направление, психологическая диагностика | |
Четверг | 08.00-10.00 | Работа с документацией | Организационно-методическое направление |
10.00-11.00 | Работа с детьми | Коррекционно-развивающее направление, психологическая диагностика | |
11.00-12.00 | Работа с документацией | Организационно-методическое направление | |
12.00-14.00 | Обеденный перерыв | ||
14.00-16.00 | Работа с документацией | Организационно-методическое направление | |
16.00-17.00 | Работа с детьми | Коррекционно-развивающее направление, психологическая диагностика | |
Пятница | 08.00-09.00 | Работа с родителями | Консультирование, психологическая профилактика и психологическое просвещение |
09.00-11.00 | Работа с детьми | Коррекционно-развивающее направление, психологическая диагностика | |
11.00-12.00 | Работа с документацией | Организационно-методическое направление | |
12.00-14.00 | Обеденный перерыв | ||
14.00-16.00 | Работа с документацией | Организационно-методическое направление | |
16.00-17.00 | Работа с детьми | Коррекционно-развивающее направление, психологическая диагностика |
- Особенности традиционных событий и мероприятий в работе педагога-психолога
Наименование мероприятия | Задачи |
«Неделя психологии в детском саду» |
|
Семейный клуб «СОДРУЖЕСТВО» |
|
- Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды кабинета педагога-психолога
В МАДОУ ЦРР-д/с № 2 имеется кабинет педагога-психолога. Он расположен на первом этаже детского сада, в левом крыле здания. Площадь кабинета составляет 12 м2. Цвет стен, пола, мебели, подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете с округленными формами и установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам СанПИНа. Организация образовательного пространства кабинета обеспечивает:
- Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалов (песком).
- Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в играх малой подвижности.
- Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей.
С учетом задач работы педагога-психолога ДОУ помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.
- Зона ожидания. Находится за пределами кабинета. Предназначена для ожидания клиента своего времени для консультации.
- Консультативная зона. Она представляет собой 2 стула для осуществления консультативной работы с родителями (законными представителями) и педагогами.
- Рабочая зона - оборудована письменным столом, стулом, ноутбуком, шкафом для хранения методических материалов, дидактических игр и игрушек.
- Зона развивающих занятий оснащена детскими столами и стульчиками, стеллажом для игрушек.
- Зона релаксации - напольное покрытие, пуф-кресло.
- Краткая презентация программы
Программа педагога-психолога по сопровождению образовательного процесса в МАДОУ ЦРР-д/с № 2 (далее – Программа) составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР-д/с № 2.
Целью Программы является психологическое сопровождение образовательного процесса в МАДОУ ЦРР-д/с № 2 - повышение качества образования путём индивидуализации образовательной деятельности педагога и родителя с ребёнком дошкольного возраста; сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Программа ориентирована на работу с воспитанниками ДОУ в возрасте от 2 до 7 лет, их родителями, педагогами, которые непосредственно работают с детьми (воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре педагог дополнительного образования), а также с администрацией ДОУ.
В Программе предусмотрены следующие направления работы педагога-психолога: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое просвещение, психологическая профилактика, экспертная деятельность. Рассмотрены разные формы реализации Программы. Описано методическое и практическое оснащение работы педагога-психолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План психологического сопровождения образовательного процесса педагога – психолога . на 2015 – 2016 уч .год
План психологического сопровождения образовательного процесса педагога – психолога в ДОУ...
Рабочая программа по психологическому сопровождению образовательного процесса в МБДОУ «Усть-Канский детский сад»
для педагогов-психологов ДОО...
Рабочая программа психологического сопровождения образовательного процесса педагога - психолога в Доме ребенка
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.Рабочая программа выделяет содержан...
Программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ
Программа педагога-психолога по сопровождению образовательного процесса в МКДОУ «Новоисетский детский сад» (далее – Программа) составлена на основе основной общеобразовательной прогр...
Программа психологического сопровождения образовательного процесса на 2022-23 г.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая профилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и ...
Программа психологического сопровождения образовательного процесса на 2023-2024г
Рабочая программа деятельности педагога-психолога разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и Федеральной образователь...
Программа психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ
Деятельность педагога-психолога направленная на психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса: дети, педагоги, родители....