Развивающая программа игрового цикла «Социальные роли»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шматова Светлана Валерьевна

Дидактическая игра выступает одним из важнейших методов развития деятельности дошкольников, так как она имеет большое значение для систематизации навыков взаимодействия детей, развития познавательной активности, формирования умений действовать по правилам, согласовывать свои действия с действиями других участников и т. д.

Кроме того, игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Исходя из этого, дидактическая игра должна быть органически включена в структуру занятий, выполняя как образовательную, так и релаксационную и коммуникативную функции. При этом формируются навыки игрового взаимодействия и повышается мотивация к коллективным играм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая программа игрового цикла «Социальные роли»

Дидактическая игра выступает одним из важнейших методов развития деятельности дошкольников, так как она имеет большое значение для систематизации навыков взаимодействия детей, развития познавательной активности, формирования умений действовать по правилам, согласовывать свои действия с действиями других участников и т. д.

Кроме того, игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Исходя из этого, дидактическая игра должна быть органически включена в структуру занятий, выполняя как образовательную, так и релаксационную и коммуникативную функции. При этом формируются навыки игрового взаимодействия и повышается мотивация к коллективным играм.

При подборе игры необходимо ориентироваться на наличие основных структурных компонентов:

- дидактическую цель, направленную на формирование определенного навыка или выполнение требования;

- игровое правило, определяющее нормы поведения участников во время игры и имеющее четкие ограничения;

- игровое действие, определяющее ход, направление игры и временные рамки.

В ДОО дидактические игры могут в некоторой степени напоминать упражнения, но включать в себя элементы произвольного игрового действия.

На занятиях могут применяться дидактические игры следующих типов:

1. «Что изменилось?». Воспитатель показывает ребенку определенную картину или набор предметов, после чего учащийся отворачивается или закрывает глаза, а в картину вносятся изменения. Повернувшись, ребенок должен назвать произошедшие изменения. Эти игры развивают способность ориентироваться в пространстве, быстроту реакции, внимание.

2. «Предмет и его свойства». Игры направлены на уточнение сенсорных представлений детей, развитие умений использовать различные органы чувств для определения свойств предметов. Данные игры можно усложнять, вводя элементы классификации. Например, детям предлагается ряд объектов окружающего мира: яблоко, лимон, клубника, морковь, лук, картофель, помидор, вишня… Дети должны не просто описать, но и разложить предметы по группам. Далее следует объяснение, почему именно так распределились предметы. В качестве усиления игрового момента можно использовать прием узнавания «на ощупь», «по запаху», «на вкус» и т.д.

3. «Кто это?». Игры развивают умение детей составлять характеристику человека, выделять особенности его внешнего вида и характера. Так, один учащийся составляет характеристику товарища, называя его основные черты, а остальные должны угадать, о ком идет речь.

Кроме того, можно использовать игры на логику, креативность мышления, творческие способности, скорость мысли и действия, четкость действия.  Например, любой из представленных типов игр можно видоизменять, вводя критерии:

- Кто быстрее найдет отличия? (скорость реакции)

- Найди 10 отличий. (внимание)

- Воспроизведи последовательность. (внимание и память)

- Придумай окончание истории. (творчество)

- Сделай по-другому. (креативность и гибкость мышления)

Достаточно эффективными являются имитационные игры, предполагающие задание на изображение предметов, явлений окружающего мира по их основным характеристикам: «Изобрази животное», «Что происходит?». Также широко можно применять игры, снимающие напряжение и развивающие двигательную активность, ловкость, мышление.

К таким играм относится, например «Путаница», когда дети должны переплести руки так, чтобы оказаться повернутыми в разные стороны, а затем, не разрывая руки, распутаться.

К завершению дошкольного возраста у воспитанников должна быть максимально сформирована психологическая готовность к выполнению разных социальных ролей. В связи с чем, основной задачей воспитателей становится формирование ролевого поведения и взаимодействия дошкольников. При этом педагоги часто сталкиваются с несформированностью основных психических процессов и характеристик личности ребенка, составляющих основу готовности.

Среди них: недостаточность произвольности поведения, не развитая познавательная активность, слабое развитие навыков позитивной коммуникации, неадекватная самооценка и неспособность к саморегуляции. На решение данных проблем может быть направлена работа педагога-психолога по формированию психологической готовности к школе.

Между тем, элементы психологической готовности воспитатель может развивать и входе обычных занятий в группе, организуя их по максимально целесообразной методике.

В качестве наиболее эффективных форм и методов могут выступать коллективные игры, упражнения и занятия, эксперимент.

Учитывая результаты диагностического исследования, были выбраны наиболее актуальные направления подготовки детей к ролевым играм:

 - развитие саморегуляции;

 - повышение позитивной мотивации к обучению;

 - развитие целенаправленности и произвольности психических процессов;

 - снятие тревожности и гармонизация эмоционально-волевой сферы.

Для решения поставленных задач были разработаны методические рекомендации по организации психолого-педагогического процесса в игровой технологии, которые были использованы при создании программы игрового цикла «Социальные роли».

Содержание работы должно быть построено с учетом возрастных особенностей дошкольников, оно не должно нарушать нормального течения воспитательного процесса, призвано обеспечивать поэтапность и регулярность занятий.

При разработке комплекса игровых занятий учитывалась возможность максимальной вовлеченности детей в игровой процесс, повышение заинтересованности и мотивации к взаимодействию.

Цель создания игрового цикла: повышение уровня развития игровых и ролевых навыков дошкольников, помощь в освоении моделей игровой деятельности.

Задачи:

- развивать процессы внимания, памяти, творческого мышления;

- формировать умение устанавливать закономерности,

решать проблемные ситуации;

- способствовать развитию умения взаимодействовать в коллективе.

Этапы реализации целей и задач цикла:

1. Подготовительный

Анализ результатов диагностических исследований и выделение основных направлений развивающего воздействия.

 2. Вводный

Установление эмоционального контакта с классом, повышение мотивации и заинтересованности к занятиям.

 3. Развивающий

Основной комплекс игровых занятий, повышающих уровень развития познавательных процессов.

4. Итоговый

Заключительная диагностика, анализ ее результатов, общие выводы и планирование дальнейшей работы.

 5. Заключительный

Знакомство родителей с результатами развивающей работы; индивидуальные беседы, определение направлений дальнейшей работы.

Были разработаны 10 развивающих занятий, которые внедрялись в воспитательный процесс группы в течение 1 месяца.

Продолжительность каждого – 30 минут. Занятия были рассчитаны на два месяца и проводились с периодичностью раз в неделю.

Форма проведения занятий – групповая.

Количество детей в группе - 10-15.

Для занятий использовалось просторное помещение, с возможностью мобильного перемещения мебели и игровых принадлежностей.

Структура занятия включала в себя три этапа: подготовительный, основной и рефлексивный. Тематика занятий представлена в таблице

Тематический план занятий

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие

Игра «Волшебные искорки»

1

2

Подвижная игра «Угадай образ!»

1

3

Дидактическая игра «Подарок лесовика»

1

4

Ролевая игра «Отражение»

1

5

Подвижная игра «Кто быстрее»

1

6

Дидактическая игра «Загадочная охота»

1

7

Групповая игра «Пантомима»

1

8

Игра «Парад талантов»

1

9

Коллективная игра «В царстве теней»

1

10

Парное упражнение «Комплимент себе, комплимент другу»

1

Итого:

10

Дошкольникам предлагалось проанализировать впечатления от занятий и похвалить себя за достигнутые результаты.

Дети садятся на стулья вкруг и сначала шепотом, затем вслух, затем громко произнести: Я молодец! При этом они должны гладить себя по голове.

Рефлексия. Дети вместе с педагогом обсуждают игру, трудности, которые возникали в выполнении задания, делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Социально-бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.  В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование соци...

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

ВведениеВ последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальн...

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"...

Презентация на тему «Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей»

Текст презентации на тему «Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей»1 слайд: «Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных со...

Развивающая программа познавательного цикла «Путешествие в страну здоровья»

Развивающая программа познавательного цикла  «Путешествие в страну здоровья»...

Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей. (из опыта работы)

Размышление, о том как происходит развитие игровой деятельности у детей при выборе ролей....

КОНСПЕКТ открытого занятия по коррекционно-развивающей программе: «_Ручной труд » Социально-педагогической направленности Тема: Аппликация из геометрических фигур «Дом для зайца»

1.    Учить составлять предмет из нескольких частей геометрических фигур, соблюдая определённую последовательность, закреплять знание геометрических фигур.2....