Проект на тему: «Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
«Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии»
Воспитатели: Чепурнова И.В..
Красноярск 2018г
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение.
Сказка для ребёнка такое же серьезное и настоящее дело, как игра, она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить оценить свои возможности.»
Дж. Родари
1. Актуальность
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.
В середине ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).
Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.
В научно-педагогической литературе, сказкотерапия – это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т.е. сказками).
Цель метода сказкотерапии – активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Сказка формирует доверие ребенка к миру, она прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, к коллективу детей. Обеспечивает основу для реализации эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника.
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Сказка учит дошкольника понимать эмоциональное состояние окружающих.
С помощью метафор ребёнок интегрирует ситуации в сказке в свой жизненный опыт. Дошкольник через сказку получает знания о том, как устроен этот мир; как приобретать дружбу и любовь; как строить отношения с родителями, взрослыми и другими детьми. Также он учится умению прощать, ценить хорошее отношение к себе и другим.
2. Паспорт проекта
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Тип проекта: долгосрочный, творческий, коллективный
Срок реализации: январь – февраль 2018года
Место реализации: МБДОУ №322 г.Красноярск
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители, воспитатели подготовительной к школе группы, учитель-логопед, педагог-психолог.
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта – создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития эмоционально-волевой, познавательной сферы, речи, творческой активности детей.
Задачи:
социально-коммуникативное развитие:
- раскрывать творческий потенциал детей, вовлекать их в различные виды деятельности;
- вызвать у детей желание создавать яркий образ персонажа, совершенствовать артистические навыки;
- прививать интерес к различным видам творческой деятельности (сочинение сказок, изображение героев, создание реквизита, участие в театральных постановках);
- поощрять импровизацию, учить преодолевать застенчивость;
- формировать понимание эмоционального состояния героев сказок и своего собственного, вызвать стремление быть отзывчивым;
познавательное развитие:
- развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, внимание);
- познакомить с многообразием сказок, с различными видами театров;
- формировать основы театральной культуры;
- закреплять навыки счета;
речевое развитие:
- совершенствовать навыки связной (диалогической, монологической) речи детей;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
художественно-эстетическое развитие:
- совершенствовать артистические навыки и исполнительские умения детей в процессе воплощения образа;
физическое развитие:
- формировать двигательную активность, элементы художественно-образных выразительных средств мимики и пантомимики;
- учить детей имитировать характерные движения персонажей.
4. Ожидаемые результаты
- формирование интереса дошкольников к чтению сказок, театральной деятельности, вызвать желание участвовать в постановке спектаклей;
- повышение способности к восприятию новизны, формирование умения импровизировать;
- воспитание чувств доброжелательности, отзывчивости;
- установление продуктивной взаимосвязи между родителями и педагогами в вопросах творческого воспитания детей.
5. Материалы и оборудование
1) дидактические: картотеки подвижных и дидактических игр на основе сказок, пантомимических и имитационных этюдов; иллюстрации к различным сказкам, сценарий спектакля «Яблоко» В. Сутеева, аудиосказки, выставка книг «В гостях у сказки» (для уголка чтения), музыкальное сопровождение;
2) технические: фотоаппарат, магнитофон;
3) реквизит: театр на фланелеграфе, настольный театр, куклы Бибабо, декорации.
6. Форма презентации
Организация показа отчетного спектакля для детей младшей и средней групп, фоторепортаж «Сказка в гости к нам пришла».
7. Этапы реализации проекта:
Этапы | Формы работы | Выход |
1.Подготовитель-ный | Составление плана работы, подготовка практического материала: наглядно- дидактических пособий, иллюстраций, аудио материалов, подбор библиотеки, оформление уголка чтения «В гостях у сказки», оформление уголка для родителей по русским народным сказкам: консультационный материал, советы, рекомендации, объявления | Конспекты занятий, консультации, наглядно-иллюстрированный материал, разрезные картинки, картотеки дидактических, подвижных игр, пантомимических и имитационных этюдов |
2. Основной | Совместная деятельность взрослых и детей: - фронтальные занятия; - прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи; - рассматривание иллюстраций к сказкам; - драматизация сказок, показ настольного театра; - дидактические, подвижные игры; - пантомимические и имитационные этюды; - семейное словотворчество, совместно-продуктивное творчество (выставки рисунков, фоторабот, изготовление атрибутов, декораций к спектаклю) | 1. Выставки: - детских рисунков «Моя любимая сказка»; -фоторабот «Вкусная сказка из теста»; - сказок «Сказки вместе сочиняем!» (семейное словотворчество) 2. Фоторепортаж «Сказка в гости к нам пришла» 3. Наполнение предметно-развивающей среды декорациями, атрибутами к спектаклю |
3. Заключитель-ный | Показательное выступление отчетного спектакля для детей младшей и средней групп | Рефлексия (самоанализ) |
8. Перспективный план работы с детьми
№ п/п | Тема | Цель | Формы работы | Сроки |
1. | Сказка Г.В. Сапгир «Мой друг зонтик» | - развитие творческого воображения, памяти, наглядного мышления, внимания; - учить детей имитировать характерные движения персонажей; - воспитывать положительные нравственные идеалы; - добиваться правильной интонационной выразительности речи | 1. НОД: чтение сказки Г.В. Сапгир «Мой друг зонтик» 2. Совместная деятельность педагога-психолога: «Звездный сад» 3. Игровые упражнения с учителем-логопедом на материале сказки Г.В. Сапгир «Мой друг зонтик» 4. Настольный театр «Рукавичка» 5. Д/И «Разрезные картинки», «Что случилось бы, если…», «Зашифрованное слово» 6. П/И «Изобрази животное» – по героям сказок, «Сделай фигуру» 7. Беседы: «Забавные истории» – придумывание и рассказывание сказок о животных 8. Рассматривание уголка чтения «В гостях у сказки» 9. Д/З нарисовать рисунок на тему «Моя любимая сказка» | 3 неделя января |
2. | Русская народная сказка «Лиса и волк» | - развитие творческого воображения, памяти, наглядного мышления, внимания; - добиваться правильной интонационной выразительности речи; - совершенствовать артистические навыки; - знакомить с различными видами театров; - вызвать интерес к изобразительной деятельности; | 1. НОД: Пересказ русской народной сказки «Лиса и волк» 2. Совместная деятельность педагога-психолога: «Добрые дела деда Мазая» 3. Игровые упражнения с учителем-логопедом на материале сказки «Лиса и волк» 4. Имитационные этюды: «Танцы в лесу» – по героям сказок 5. П/И «Охотники и зайцы», «Волк и охота» 6. Д/И «Было – не было», «Я загадаю, ты отгадай» 7. Драматизация «Где обедал воробей» 8. Рассматривание иллюстраций к сказкам 9. Участие в подготовке выставки фоторабот «Вкусная сказка из теста» – совместная деятельность детей и родителей | 4 неделя января |
3. | Сказка С.Я. Маршака «О глупом мышонке» | - продолжать знакомить с многообразием сказок; - обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь; - учить детей имитировать характерные движения животных; - развитие творческого воображения, памяти, наглядного мышления, внимания | 1. НОД: Чтение сказки С.Я. Маршака «О глупом мышонке» с элементами драматизации 2. НОД по речевому развитию на материале сказки С.Я. Маршака «О глупом мышонке» 3. Совместная деятельность педагога-психолога: «Паутина счастья» 4. Рассматривание фотографий и создание коллажа «Вкусная сказка из теста» 5. Театр на фланелеграфе «Лисичка-сестричка и серый волк» 6. П/И «Два мороза» 7. Д/И «Шляпа фокусника» , пазлы, «Было – не было» 8. Беседа «Назови сказки о домашних животных» 9. Имитационные этюды «Угадай животное» 10. Семейное словотворчество «Сказки вместе сочиняем!» – совместная деятельность детей и родителей | 1 неделя февраля |
4. | Русская народная сказка «Зимовье зверей» | - развитие творческого воображения, памяти, наглядного мышления, внимания; - закрепление навыка счета; - поощрять импровизацию; - продолжать знакомить с различными видами театров; - формировать элементы художественно-образных выразительных средств мимики | 1. НОД по речевому развитию «Рассказывание сказки «Зимовье зверей» 2. Совместная деятельность воспитателя и детей: чтение сказки «Два мороза» 3. Совместная деятельность педагога-психолога: «Березкин дом» 4. Беседа «Интересное рядом с нами» 5. Настольный театр «Зимовье зверей» 5. Подготовка и обсуждение выставки «Сказки вместе сочиняем!» 6. П/И «Гуси-лебеди» 7. Д/И «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», лото, разрезные картинки 8. Мимические упражнения 9. Родительская мастерская – «Мастерим из носков куклу для театра!»: совместная деятельность детей и родителей | 2 неделя февраля |
5. | Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» | - способствовать раскрытию личностного потенциала; - продолжать знакомить с многообразием сказок; - обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь; - учить детей имитировать характерные движения животных; - развитие творческого воображения, памяти, наглядного мышления, внимания | 1. Игровые упражнения с учителем-логопедом на материале сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» 2. Совместная деятельность педагога-психолога: «Остров дружбы и добра» 3. Рассматривание кукол, сделанных вместе с родителями 4. Прослушивание аудиосказки «Яблоко» В.Г. Сутеева 5. Д/И «Шляпа фокусника», «Разрезные картинки», «Веселый счет» 6. П/И «Два мороза» 7. Имитационные этюды «Угадай животное» 8. Беседы «Опасности вокруг нас», «Театральный словарь» | 3 неделя февраля |
6. | Драматизация сказки В.Г. Сутеева «Яблоко» | - способствовать раскрытию личностного потенциала; - создать положительный настрой на дальнейшее знакомство со сказками; - прививать интерес к различным видам творческой деятельности; - совершенствовать артистические навыки детей; - развитие творческого воображения, памяти, наглядного мышления, внимания | 1. Драматизация сказки В.Г. Сутеева «Яблоко» 2. НОД по речевому развитию «Пересказ сказки В.Г. Сутеева «Яблоко» 3. Совместная деятельность педагога-психолога: «Много знаем и умеем» 4. П/И «Бармалей» 5. Д/И «Пальцы – дружная семья», «Угадай сказку», настольные кубики 6. Отчетное мероприятие – драматизация сказки В.Г. Сутеева «Яблоко» для детей младшего и среднего возраста 7. Фоторепортаж «В гостях у сказки»: рассматривание фотографий, обсуждение, подведение итогов | 4 неделя февраля |
9. Перспективный план работы с родителями
№ п/п | Формы работы | Тема | Сроки |
1. | Консультация – рекомендация на информационном стенде | «Роль сказки в жизни ребенка» | 3 неделя января |
2. | Участие в подготовке выставки фоторабот – совместная деятельность детей и родителей Выставка детских рисунков | «Вкусная сказка из теста» «Моя любимая сказка» | 4 неделя января |
3. | Выставка фоторабот Консультация – рекомендация на информационном стенде Семейное словотворчество – совместная деятельность детей и родителей | «Вкусная сказка из теста» «Пальцы помогают говорить» «Сказки вместе сочиняем!» | 1 неделя февраля |
4. | Выставка работ Родительская мастерская – совместная деятельность детей и родителей | «Сказки вместе сочиняем!» «Мастерим из носков куклу для театра!» | 2 неделя февраля |
5. | Папка-передвижка | «Прививаем любовь к книгам» | 3 неделя февраля |
6. | Фоторепортаж Консультация – рекомендация на информационном стенде | «Сказка в гости к нам пришла» «Ребенок и книга» | 4 неделя февраля |
10. Перспективный план работы с педагогами
№ п/п | Формы работы | Тема | Сроки |
1. | Оформление картотеки | «Подвижные и дидактические игры по мотивам русских народных сказок» | 2 неделя января |
2. | Мастер-класс (персонажи кукольного театра) | «Сказка из… носков!» | 4 неделя января |
Список литературы:
- Венгер Л.А. Как ускорить процесс понимания сказки / / Дошкольное воспитание. 1991. № 5. С. 45-49.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии». – СПб.: ООО Речь, 2000г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Основы сказкотерапии». – СПб.: ООО Речь, 2010г.
- «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-Синтез, 2011г.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998г.
- Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет». – М.: Мозайка-Синтез, 2007г.
- https://socionet.ru/d/spz:cyberleninka:7489:14798053/http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-posredstvom-skazkoterapii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
- http://www.metod-kopilka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"
Проект содержит актуальность, цель и задачи. В основу проекта легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.Проект включает план реализации и ожидаемый резул...
Презентация проекта на тему: «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
Данный материал содержит презентацию по теме «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования». В презентации раскрыты ключевые момент...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной техник рисования в рамках проекта «Рисуем и творим все»
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной технике рисования и ап...
Пояснительная записка к педагогическому проекту на тему "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"
В пояснительной записке раскрывается структура проекта....
Проект на тему: «Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через аппликацию и ручной труд»
Проект на тему: «Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через аппликацию и ручной труд»...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной техник рисования в рамках проекта «Рисуем и творим все»
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной технике рисования ...
Проект на тему «Развитие художественно-творческих способностей у детей с ЗПР посредством нетрадиционного рисования»
Данный материал предназначен для воспитателей коррекционных групп....