Пояснительная записка к педагогическому проекту на тему "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"
проект ( группа) на тему
В пояснительной записке раскрывается структура проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
batyaeva_poyasnitelnaya_zapiska_k_proektu.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к педагогическому проекту
« Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»
Актуальность опыта
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.
Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности.
Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально – личностном становлении ребенка – в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Этот вид деятельности
- Дает возможность для творчества.
- Формирует умение предвидеть будущий результат.
- Воспитывает самостоятельность.
- Развивает пространственно – образное мышление.
- Дает толчок обогащению речи.
- Улучшает координацию глаз – рука.
- Повышает уровень подготовки к школьному обучению.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Цель. Всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.
Цель проекта конкретизируется в задачах:
1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)
2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)
3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.
4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоционально отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.
5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.
6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в том, что если процесс работы по продуктивным видам деятельности осуществляется в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.
Методы исследования:
1.Изучение и анализ источников по проблеме исследования;
2.Наблюдение за детьми в ходе НОД и в свободной деятельности;
3.Количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика);
4.Анкетирование и беседы с родителями;
5.Репродуктивные:
- объяснительно – иллюстративный (разные средства сообщения детям готовой информации);
- репродуктивный (ребенок не только усваивает информацию, но и учится действовать по образцу);
6.Продуктивные:
- частично-поисковый (ребенок часть работы по добыче знаний берет на себя);
- исследовательский метод (путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск);
Объектом является: Процесс формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Предмет: Виды продуктивной деятельности.
Гипотеза: Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.
Новизна опыта. Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС. А продуктивная деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.
Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности, разработке и апробации программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности. _ Познавательная значимость состоит в том, что:
- в работе с детьми используются методы и приемы продуктивного характера (частично-поисковый, исследовательский);
- применяется личностно-ориентированный подход к построению образовательного процесса.
Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо создавать определенные условия:
- Прежде всего, связь обучения с жизнью ребенка.
- Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.
- Познание мира должно носить наглядный характер.
4. Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели, а этому его необходимо научить.
В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
- Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
- Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
- Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения6 познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
- Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
- Принцип дифференциации, учета индивидуальности
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
Развитие продуктивной деятельности имеет 2 линии:
- Движение к точности (копирование образца).
- Творческая разработка собственного замысла и его воплощение.
Предполагая ребенку создавать ту или иную вещь, т. е. намечая цель, я использую разные формы ее представленности ребенку:
1.Образец будущего продукта.
2. Частично заданные в самом материале элементы будущего продукта
3. Словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.
Результативность.
- создание системы занятий продуктивной деятельностью.
- развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.
- формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.
- активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.
- повышение уровня подготовки к школе.
Указанные критерии позволили охарактеризовать три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.
С целью определения уровня развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности мною было проведено наблюдение за детьми, длилось 2 недели. По подгруппам, поочередно дети были включены в разные виды продуктивной деятельности.
Результаты моей работы представлены в виде диаграмм, данные которых указывают на позитивную динамику по вышеперечисленным критериям работы. Показатели уровня сформированности художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по результатам наблюдения:
-Высокий уровень развития художественно-творческих способностей наблюдался у 13% - 3 ребенка
-Средний уровень развития художественно-творческих способностей наблюдался у 62%, что в абсолютном показателе составляет 15 детей;
-Низкий уровень развития художественно-творческих способностей наблюдался у 25%, что в абсолютном показателе составляет 6 детей
Ресурсы проекта:
Информационные:
- специальная литература;
- иллюстрированный материал;
- методическое и технологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.
Технические:
- техническое обеспечение;
- развивающая среда в группе.
Кадровые:
- педагоги группы, ориентированной на реализацию проектной деятельности.
Механизм реализации педагогического проекта.
Для реализации намеченной цели спланировала свою работу по следующим направлениям:
1. Работа с детьми. Она включает в себя использование методов и
приёмов развития художественно-творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности.
2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.
3. Работа с педагогами – обобщение опыта.
Этапы и сроки реализации проекта.
Проект долгосрочный, длительность работы над опытом – 3 года, реализуется по следующим этапам:
1 этап –аналитико- прогнозтический (подготовительный)
-Изучение теоритической части развития вопроса
- Выявление уровня развития творческих способностей детей 3-7 лет
- Разработка перспективного плана
- Проведение диагностики творческих способностей детей
- Создание соответствующей предметно-развивающей среды
Сроки: сентябрь 2013 года – декабрь 2013 года
2 этап –рабочий (внедренческий)
1 блок включает работу с детьми
Внедрение форм и методов развития художественно-творческих способностей в образовательный процесс:
- проведение НОД
- обогащение среды, развивающие центры для самостоятельной деятельности;
2 блок включает работу с педагогами
- Выступления на педагогическом совете
- Выступления на районных методических объединениях, на конференции в МРИО, публикации.
Сроки: январь 2014 года – декабрь 2015 года
3 этап – Коррекционный
- Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми.
Сроки: январь 2016года – май 2016 года
4 этап – Обобщающий
- Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп
- Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.
- Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материала к печати.
Результаты промежуточного мониторинга развития художественно-творческих способностей дошкольников через продуктивную деятельность
В январе 2016 года мною была проведена промежуточная диагностика уровня сформированности художественно-творческих способностей детей
Выводы: Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.
Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.
1.Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
2.Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.
3.В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.
4.На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.
5. Воспитанники являются участниками и призерами всероссийских конкурсов и фестивалей: творческие конкурсы «Уши, ноги и хвосты», «Ангел вдохновения»; «Эрудит».
Исходя из внедрения данного педагогического проекта в учебно-воспитательный процесс, можно с уверенностью сказать о том, что этот процесс служит повышению профессиональной компетенции и мастерства самого педагога. Опыт работы по проекту опубликован на сайте педагога в Социальной сети работников образования «Наша сеть»
Список литературы:
1.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Авторы: Р.Г, Т.И. Сайганова, Е. М. Седова.
2.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.
3.Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.
4.Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.
5.Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.
6.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.
7.Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г
8.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.
9.Тюфанова И. В. Мастерская юных художников, 2002 г
10. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"
Проект содержит актуальность, цель и задачи. В основу проекта легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.Проект включает план реализации и ожидаемый резул...
Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»
Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»...
Представление педагогического опыта на тему "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"
Данный материал отражает систему работы по данной методической проблеме...
"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"
laquo;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...
Представление педагогического опыта на тему: «Развитие художественно - творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»
На современном этапе дошкольного образования изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей. Социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на воспитание тв...
«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразо...
Педагогический проект «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»
Актуальность.Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого ...