Мастер-класс «Динамические паузы как средство коррекционно – развивающей работы с дошкольниками»
консультация по коррекционной педагогике
Мастер-класс «Динамические паузы как средство коррекционно – развивающей работы с дошкольниками»
Цель: актуализация знаний педагогов о применении в практической профессиональной деятельности одной из малых форм активного отдыха (динамической паузы) в ходе осуществления преемственности и взаимосвязи в работе специалистов и воспитателя ДОУ.
Задачи:
- раскрыть значение динамических пауз как средства предупреждения
утомления в ходе образовательной деятельности;
- расширить представления об основных требованиях к проведению динамических пауз;
- развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в
коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_na_gmo_fizrukov_yudicheva_o.o.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Динамические паузы как средство коррекционно – развивающей работы с дошкольниками»
Цель: актуализация знаний педагогов о применении в практической профессиональной деятельности одной из малых форм активного отдыха (динамической паузы) в ходе осуществления преемственности и взаимосвязи в работе специалистов и воспитателя ДОУ.
Задачи:
- раскрыть значение динамических пауз как средства предупреждения
утомления в ходе образовательной деятельности;
- расширить представления об основных требованиях к проведению динамических пауз;
- развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в
коллективе.
Актуальность:
В настоящее время актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Каждому педагогу детского сада известно, что основной причиной ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.
Потребность в двигательной активности у дошкольников очень велика. Любая образовательная деятельность, не связанная с движениями - это нагрузка на детский организм. Дети быстро утомляются и теряют интерес к обучению, что отрицательно влияет на эффективность познавательных процессов. Поэтому большое внимание необходимо уделять значению движений в жизни ребенка, его целостному, гармоничному развитию.
Помимо НОД по физической культуре двигательную активность детей необходимо развивать за счет малых форм активного отдыха, которые могут применяться как специалистами, так и педагогами дошкольной организации.
Ход проведения мастер-класса:
1. Теоретическая часть
Ведущий: Уважаемые педагоги, давайте вспомним, что такое динамическая пауза?
Высказывания участников
Ведущий: Спасибо за ваши ответы.
Согласно словарю Безруких М.М. и Фабер Д.А.:
Динамическая пауза - пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности, для снятия эмоционального напряжения. Физиологическая сущность динамической паузы - переключение на новый вид деятельности, активный отдых.
Динамические паузы проводятся во время непосредственно образовательной деятельности и могут длиться до 10 минут, они, в отличие от физкультминуток представляют собой комплекс упражнений различной направленности.
Комплексы физкультурных упражнений с включением элементов танцев, прыжков, используемые в динамических паузах, развивают общую моторику, двигательные функции рук, глаз, зрительно-моторную координацию, направлены на коррекцию осанки, профилактику плоскостопия, укрепление мышц и развитие координации. Физические упражнения, дыхательные, пальчиковые, зрительные гимнастики могут проводиться одновременно с чтением стихов, веселой музыкой, счетом или частушками, следовательно, развивают внимание, речь, мышление и память. Динамические паузы способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения в детском коллективе.
Как Вы думаете, существуют ли требования к проведению динамических пауз?
Высказывания участников
Ведущий: Вы называли большинство требований, предлагаю обобщить сказанное. Итак, основные требования к проведению динамических пауз следующие:
Основные требования к проведению
- Организовывать паузы на начальном этапе утомления (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала. Признаки утомления появляются: у детей 3-4 лет - на 8-9 минуте занятия, у детей 5-6 лет – на 10-12 минуте, у детей 6-7 лет - на 14-15 минуте.
- Перед началом динамической паузы важно, чтобы дети расположились удобно, не мешали друг другу и приняли исходное положение.
- Подбирать хорошо знакомые детям простые, занимательные упражнения;
- Отдавать предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц. Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, рук детей во время занятий (упражнения с выпрямлением ног туловища, с наклонами и поворотами туловища, разведением плечей (рук) в стороны, подниманием головы;
- Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой. Их основная задача - позволить сменить ребенку позу, задействовать не включавшиеся в процесс деятельности мышцы, расслабить работавшие;
- Обязательно следует подбирать такие упражнения, как потягивание, выпрямление и выгибание позвоночника, на раскрытие грудной клетки, что выполняется с одновременными движениями рук вверх и в стороны - они способствуют выпрямлению позвоночника и повышают тонус мышц-разгибателей туловища;
- Комплексы подбирать в зависимости от вида образовательной деятельности и её содержания, от возраста и уровня развития детей.
- При определении содержания, последовательности и сочетаемости движений необходимо учитывать этапы двигательного развития ребенка в онтогенезе;
- Периодически необходимо использовать различный инвентарь, пособия, а также музыкальное сопровождение;
- Последнее упражнение должно быть направлено на снижение физиологической нагрузки (свободное поднимание рук вверх и опускание вниз в сочетании с глубоким вдохом и полным выдохом).
- Двигательный и игровой компонент динамических пауз должен способствовать не только повышению двигательной активности, но и физическому, психическому и речевому развитию в целом.
Динамические паузы в детском саду включают в себя различные элементы - это подвижные, хороводные игры, упражнения для осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук, пальцев, ритмические упражнения, психогимнастика, музыкальные паузы, релаксационные паузы, корригирующие и логоритмические упражнения, элементы аэробики спортивных танцев, игры с мелкими предметами, ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, и т.д.
2. Практическая часть
Предлагаю сейчас провести динамическую паузу, давайте вместе попробуем и отдохнем немного.
Начнем мы, например, с гимнастики для глаз:
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
Далее может быть подвижная игра, как правило, подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными и хорошо знакомыми детям правилами.
Например, игра «Найди пару»: участники с шапочками, изображающими геометрические фигуры, разбегаются под музыку, после, нужно найти свою пару.
Следующий компонент - дидактическая игра с движениями:
Предлагаю вам принять участие в математической игре со зрительными ориентирами.
(Текст произносится до начала выполнения упражнений. Изображение круга с точками.)
До пяти считаем, гири выжимаем, (И. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак, 4-5 раз.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки (Показ круга с точками, взрослый указывает на него, а дети считают, сколько раз надо поднять руки.)
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим (И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх, резкие наклоны вперед – вниз.)
Сколько елочек зеленых, (Показ ряда с елочками)
Столько выполним наклонов, (И. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе; наклоны в стороны.)
Приседаем столько раз,(Показ картинки с бабочками)
Сколько бабочек у нас (И. п. - стоя, ноги слегка расставить; приседания, руки вперед.)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты (Изображение 5 клеток, взрослый указывает на них, дети прыгают 5 раз.)
На носочки встанем,
Потолок достанем (И. п. - основная стойка, руки на поясе; поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться.)
А теперь проведем пальчиковую гимнастику:
«Букет»
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередно загибают пальчики на руке, начиная с большого)
Будем мы цветы собирать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Цветок ромашка, цветок василек
(поочередно загибают пальчики на руке)
Цветок анютины глазки, цветок одуванчик (начиная с большого пальца),
Все цветы мы соберем,
Маме букет отнесем.
Далее может быть любое двигательное действие или задание:
- отгадывание загадок не словами, а движениями;
- использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст, отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
- двигательное задание:
Игра «Прикосновение»:
Встаньте в общий круг. Посмотрите на себя. Кто может обнаружить у себя что-то такое, чего у него не было вчера.
А теперь покажите, до чего вы можете дотянуться со своего места. До потолка можете? (Тянутся.) Нет. Можете ли коснуться чего-то твердого? Коснитесь. (Пол.) А теперь потрогайте что-нибудь мягкое. (Ковер.) Потрогайте что-нибудь теплое. Что есть теплого в вас самих? (Тело – рука, нога, спина и т. д.) А теперь прикоснитесь к чему-нибудь на себе, что было бы влажным или мокрым. (Нос, губы и т. д.).
А теперь вы можете прикасаться к различным предметам, качества которых я буду называть. Прикоснитесь к гладкому, к шершавому, холодному… Потрогайте что-нибудь теплое. (Каждый раз можно менять задания).
Добавим танцевальные движения
Танцевальные движения под музыку создают хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.
А теперь кинезиологические упражнения:
Первое упражнение «Кольцо»: Мы поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
Второе упражнение «Ухо – нос»: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.
Завершает нашу динамическую паузу свободное поднимание рук вверх и опускание вниз в сочетании с глубоким вдохом и полным выдохом.
У Вас хорошо получается! Вы замечательно справились! Какие все молодцы!
Заключение
Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». К сожалению, нередко взрослые не выдерживают детской активности и раздражаются: «Сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай». А ведь мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребенок двигается. Движение - это жизнь, развитие. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы! И помните: забота о здоровье ребенка, это забота о здоровье нации. Она должна быть ежедневной, разнообразной, увлекательной.
Уважаемые коллеги, благодарю за внимание! Я надеюсь, вам пригодится информация, которую Вы сегодня получили, ее можно использовать при подготовке консультаций и практических занятий с педагогами и специалистами, надеюсь, вы будете применять на практике полученные знания и умения. Желаю успехов в профессиональной деятельности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект мастер-класса "Использование информационно - коммуникативных технологий в коррекционно - развивающей работе учителя-логопеда"
Представлен конспект мастер-класса для логопедов...
Мастер-класс для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе"
Мастер-класс...
Мастер - класс "Использование приемов критического мышления в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда Прием Кластер)"
Этот материал будет полезен тем, использует в своей работе приемы технологии критического мышления. В статье представлены некоторые приемы использования кластерных таблиц в работе с дошкольниками...
Мастер-класс по теме: «Дары Фребеля в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР....
Конспект мастер – класса «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе ...
Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения».
Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов....
Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»
Мастер - класс«Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»...