Практический семинар для педагогов «Агрессивное поведение у детей»
консультация по коррекционной педагогике

Михайлина Елена Александровна

Агрессивное поведение детей – вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.

Агрессия-это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленный и неодушевленный), приносящее физический и моральный ущерб или вызывающие у них психологический дискомфорт.

 

Факторы, влияющие на проявление агрессии:

  1. стиль воспитания ребенка (гипер- и гипоопека);
  2. демонстрация сцен насилия;
  3. нестабильная социально-экономическая обстановка;
  4. индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения т. д)

Агрессивность бывает:

  1. прямая (по отношению к тому лицу, который вызвал агрессию либо на предметы) 
  2. косвенная (на другого человека, обычно слабее агрессора)
  3. внутренняя (направленная на самого себя: щипает себя, кусает пальцы, дергает за волосы, бьет по лицу, приговаривая плохой мальчик (девочка)
  4. внешняя (рвет книги, тетради, ломает игрушки и т. д.)
  5. вербальная (оскорбление, дразнилки, нецензурные выражения)
  6. невербальная

 

1.В норме агрессия характерна для детей младенческого и раннего возраста ( у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных норм и правил.

2. Агрессивность играет еще и защитную функцию: функция самосохранения, как физического, так и эмоционального.

 

 

 

 

Игры: 

  1. «Снежный ком»
  2.  «Ладонь, камень»
  3.  «Обзывалки, оскорблялки, одобрялки» (овощи, фрукты, автомобили)
  4. Психогимнастика

 

Причины агрессивности детей и методы их коррекции

 

Причина 

Методы коррекции

1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки.

- подвижные игры

- спортивные эстафеты

- «минутки радости» радости между занятиями 

2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии.

- беседа с родителями

- направление к психологу

- наблюдение за поведением ребенка

- совместное включение в сюжетно-ролевые игры

- налаживание эмоционального контакта с ребенком

3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия)

-

4.Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье

 

- беседа с родителями

- направление к психологу

5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки) 

- препятствовать проявлению в группе таких игрушек или направлять агрессивное поведение в положительное русло

- проигрывать или оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок

- арттерапия (рисование)

- ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц

- давать способы и образцы миролюбивых способов общения

- обсуждать книги, предусмотренных программой

- перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ

6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков

- подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния

Психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое (всем телом) самовыражение

- обучение приемам саморасслабления

- разработка программ обучения коммуникативным навыкам

 

 

 Выход детской агрессии:

  1. подраться с подушкой
  2. использовать физические силовые упражнения
  3. рвать бумагу
  4. нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком
  5. использовать «мешочек для криков»
  6. поколотить стол надувным молотком и т. д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.

            Психодиагностическое исследование состояло из трех этапов:1. Сбор анамнестических и психодиагностических данных с использованием психодиагн...

Агрессивное поведение ребенка дошкольника. Коррекция агрессивного поведения у детей

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот...

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».

Агрессивные проявления в детской (особенно в подростковой, что еще и обусловлено возрастными особенностями) среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и ...

Практический семинар даля педагогов "Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения"

        Итак, что же такое агрессия? Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вр...

Семинар для педагогов "Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста"

Что же такое агрессия? Какое чувство лежит в основе агрессии? Что делать педагогу и как помочь ребенку, который проявляет агрессию?...

СЕМИНАР_ПРАКТИКУМ " Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"

Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возрастаВ дошкольном возрасте происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Дви...

Семинар-практикум для педагогов «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста»Нарушение поведения детей является одной из психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, п...