Семинар для педагогов "Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Что же такое агрессия? Какое чувство лежит в основе агрессии? Что делать педагогу и как помочь ребенку, который проявляет агрессию?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_agressiya.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста

Что же такое агрессия?

Агрессия это мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Эмоция , лежащая в основе агрессии - гнев


Гнев — это эмоция, зачастую имеющая агрессивный характер, направленная по отношению к чему-то или кому-то с целью уничтожения, подавления, подчинения (чаще неодушевленных предметов).

Гнев это инстинктивная форма поведения, присуща каждому человеку, цель которого является самозащита и выживание. Человек по мере взросления учится преобразовывать свои природные агрессивные инстинкты в социально-приемлемые способы реагирования, то есть  происходит социализация агрессии.

Приведем пример: Мы стоите в автобусе и Вам наступили на ногу.

Ваша реакция?

Какие мысли возникли?

Какие чувства у вас это вызвало и как Вы отреагировали ( что сделали в этот момент?)

Эмоция которая возникла у Вас это агрессия и Вам нужно как то отреагировать ( успокоится).

Вы могли поделиться с кем то и искать поддержки, могли выплеснуть свою эмоцию ( накричать на человека) , могли ходить долго без настроения, а могли выплеснуть негативные эмоции на родных и близких.

Все это наши реакции. Мы так злимся!

Так почему же мы не разрешаем злиться детям? Давайте попробуем ответить себе на этот вопрос. Как мы отреагирует если нам говорят “Что ты злишься, недовольная? Перестань!” Да, Мы еще больше разозлимся.

Так же и дети, если мы им не даем выплеснуть эти эмоции, то они закрываются, бояться и проявляют их вне видимости взрослых.
Предлагаю сделать еще одно задание:
Упражнение «Рассерженные шарики».

Я попрошу вас надуть воздушные шарики и завязать их.

Представьте, что надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нём воздух – чувства раздражения и гнева.
Может ли сейчас воздух выходить из него?

Что происходит, когда человека охватывает гнев и ярость?(ответы). Человек не выдержит и «взорвется», лопнет, как шарик (лопаем шарики). Что случилось с негативными эмоциями и чувствами? Они вырвались, выплеснулись на окружающих людей. Мы помним, что воздушный шар - это человек, то взорванный воздушный шар означает какое-то агрессивное поведение, например, драку.

Надуем еще один воздушный шарик, но узел связывать не будем. Крепко держите воздушный шар в руке и не позволяйте воздуху выходить наружу.

Хорошо, а сейчас выпустите из шара небольшое количество воздуха и снова крепко его зажмите.

Что произошло? Шар  уменьшился? (да)

Лопнул  ли шарик, когда вы выпустили из него воздух? (нет)

Шар остался целым? Напугал ли он кого-нибудь? (нет)

Значит мы контролируем свои эмоции и выбираем безопасный способ выражения агрессии.

Но дети сами не знают как справится с этими чувствами и наша задача им в этом помочь.

Наши эмоции отвечают за все наши действия, регулируют поведения. Дошкольники зависят от внешних эмоциональных впечатлений и возникающих чувств. Настроение у детей часто меняется, быстро вспыхивает и быстро исчезает. Для детей такого возраста очень важна любовь и одобрение, уверенность в себе и защищенность. Но сейчас, во многих семьях система воспитания не может обеспечить эмоциональное здоровье детей. Родители часто используют насилие в воспитательных целях, что ведет к физическому и психологическому насилию.

По статистике, за последние десятилетия возросло количество случаев жестокого обращения с детьми. Одной из форм плохого обращения родителей с детьми является эмоциональное отвержение ребенка.Они  не могут удовлетворить потребности своих детей в безопасности и доверии к миру. Отсутствие внимания к психологическому здоровью детей иногда сопровождается формальным контролем. Чаще эмоциональное отвержение не допускается до сознания взрослого, не желающего выглядеть в глазах окружающих «плохим» родителем. Дети воспитываются с множеством ограничений, запретов и наказаний. В результате у детей высокий уровень тревожности. Ошибки, недостатки, упущения в воспитательной работе и нарушение родительско-детских отношений могут привести к недостаточной эмоциональной реакции, неуверенности в себе и нестабильной самооценке. Отсутствие безопасности приводит к тому, что дети постоянно защищаются используя агрессивные реакции. Они не способны выражать своих чувств, не доверяют родным и близким.

Предлагаю разобраться с видами агрессии.
Виды агрессии:

-физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другой личности или объекта;

-вербальная агрессия – отреагирование отрицательных эмоций как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

 Аутоагрессия – эта агрессия направлена на себя.Осознанно или неосознанно причиняется себе психологическая или физическая боль (грызть ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы, волос и тд.)

Причины агрессивного поведения у ребенка:

  1. Атмосфера в семье
  2. Особенности воспитания
  3. Нарушение адаптации в детском саду
  4. Запрет на проявление чувств
  5. Фрустрация и эмоциональное истощение
  6. Тревожность
  7. Психические заболевания у родителей и у самих детей (депрессии, шизофрения, органические расстройства эмоций и поведения, умственная отсталость, детский аутизм.)
  8. Последствия раннего органического поражение головного мозга а перинатальном периоде и постнатальном периоде.

Задача, стоящая перед педагогами научить дошкольника проявлять свои чувства, их осознавать и уметь их безопасно отреагировать.

Коррекция агрессивного поведения

  1. Выявление агрессивного поведения у ребенка
  2. Выяснение причин
  3. Выявление эмоций и выражение напряжения на неживой объект
  4. Обучение релаксации и саморегуляции состояния
  5. Запрет на физическую агрессию.
    Пример: Я вижу как ты злишься, как тебе сейчас плохо. Но я не дам тебе ударить (кого-то).

 

Рекомендации педагогам:

  1. Информирование родителей о  поведенческих проблемах ребенка, предложить консультацию у психолога.
  2. Контролировать конфликтные ситуации среди сверстников
  3. Сохранять спокойствие и объяснить недопустимость такого поведения
  4. Показать, что Вы понимаете эмоции ребёнка: «Ты злишься, потому что…»
  5. Научить ребенка конструктивно разрешать конфликты, выражать свои чувства словами.
  6.  Поощрение за малейшие проявления позитивного общения.
  7. Работать с семьёй ребёнка – тактично подсказывая способы справиться с агрессией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».

Агрессивные проявления в детской (особенно в подростковой, что еще и обусловлено возрастными особенностями) среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»Вопросы на рассмотрении:1.1.Организация деятельности по воспит...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Инновационные технологии при формировании безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Семинар -практикум составлен на основе методических пособий К. Белая, Саулина, предназначен для педагогов дошкольного учреждения....

СЕМИНАР_ПРАКТИКУМ " Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"

Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возрастаВ дошкольном возрасте происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Дви...

Семинар - практикум «Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ»

Цель: содействие созданию в дошкольных учреждениях условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.Задачи:-повышение психолого-педагогической компетентности педагогов - психоло...