Практический семинар даля педагогов "Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения"
методическая разработка
Итак, что же такое агрессия? Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Как же выявить агрессивного ребенка?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-66, 7-59-65,
ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:
«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ В ПРЕОДОЛЕНИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ»
Педагог-психолог:
Ямщикова Алена Андреевна
г. Рубцовск
2020 год
Цель: систематизировать знания педагогов об особенностях агрессивных проявлений детей дошкольного возраста и о способах их профилактики в условиях ДОУ и семье.
Предварительная работа: «Анкета, разработанная для воспитателей для выявления агрессивности у ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), «Игры с агрессивным ребенком»; подготовка схемы «Способы преодоления агрессии».
План проведения:
1. Приветствие. «Баранья голова».
2. Сообщение педагога-психолога на тему: «Агрессивность дошкольников. Как помочь агрессивному ребенку?»
3. Практикум с педагогами.
3.1. Домашнее задание: «Игры с агрессивным ребенком».
3.2. Создание педагогами схемы «Способы преодоления агрессии».
4. Сообщение педагога-психолога на тему: «Роль воспитателя в преодолении агрессивного поведения детей».
5. Подведение итогов.
Ход семинара-практикума:
1. Приветствие. «Баранья голова».
Педагог-психолог: - Мы начинаем нашу встречу взаимными приветствиями. Сегодня мы с вами выберем себе игровые имена. Сначала представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Первый участник называет свое имя, второй — имя предыдущего и свое, следующий — имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если Вы, называя своих коллег, забыли чье-то имя, то произносите: «Баранья голова!» - что означает: требуется подсказка. Дополнительное условие — называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.
2. Сообщение педагога-психолога на тему: «Агрессивность дошкольников. Как помочь агрессивному ребенку?»
Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении ребенка носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризиса развития.
Итак, что же такое агрессия? Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Как же выявить агрессивного ребенка?
Агрессивные воспитанники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача воспитателей заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании своевременной и посильной помощи ребенку.
Агрессивный воспитанник часто:
- теряет контроль над собой;
- спорит, ругается с взрослыми;
- отказывается выполнять правила;
- сердится и отказывается сделать что-либо;
- специально раздражает людей;
- обвиняет других в своих ошибках;
- завистлив, мстителен, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
«Предположить, что он агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее полугода в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 7 перечисленных признаков.»
Воспитаннику, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
Кроме того, с целью выявления агрессивности в группе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) – см. приложение.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:
* Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.
* Воспитание в семье – социолог М. Мид доказала, что если ребенка резко отучают от груди и общение с матерью сводится к минимуму, у него формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, агрессивность, эгоизм;
* Неблагополучная семейная обстановка:
- ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
- отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
- нет единства требований к ребенку;
- асоциальное поведение родителей.
* Характер наказаний, применяемый родителями в ответ на проявление гнева у ребенка. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а взращивают его. Зло порождает зло, а агрессия – агрессию. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка.
* Трудности в обучении.
* Психологический климат в группе детского сада.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
- скандалы в семье;
- применение физической силы во время семейных ссор (драки);
- грубое, жестокое обращение с ребенком;
- привлечение его к посещению, просмотру жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т.д.;
- просмотр боевиков, сцен насилия, как в художественных фильмах, так и в мультипликационных;
- одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай» и т.п.
Направления коррекционной работы с агрессивными детьми:
- Консультационная работа с родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
- Обучение воспитанника конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.
- Обучение воспитанника техникам и способам управления собственным гневом.
- Снижение уровня личностной тревожности.
- Формирование осознавания собственных эмоций, чувств других людей. Развитие позитивной самооценки.
- Обучение воспитанника выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также реакции на негативные ситуации в целом.
3. Практикум с педагогами: «Игры с агрессивным ребенком».
Домашнее задание: Педагоги представляют игры и пособия, имеющиеся в «Психологическом уголке» группы, проводят одну из игр с взрослой аудиторией, как с детьми.
Создание педагогами схемы «Способы преодоления агрессии»: На мольберте лист с нарисованной радугой и написанными на ней буквами (К, О, Ж, З, Г, С, Ф), облака «Деструктивные», «Конструктивные». Педагогам даются цветные воздушные шары (по 2 шара каждого цвета), на которых в соответствии с первой буквой цвета необходимо написать конструктивные на одном шаре и деструктивные на другом шаре способы выражения агрессии (например, «красный» - кричать, кипятиться; на другом шаре - купаться, красить). Педагоги работают группами по 2-3 человека, затем прикрепляют шары к мольберту, комментируя свои надписи. В результате появляется радуга «Способы преодоления агрессии».
4. Сообщение педагога-психолога на тему: «Роль воспитателя в преодолении агрессивного поведения детей».
Итак, мы определили деструктивные и конструктивные способы выражения агрессии, их влияние на личность. С правой стороны радуги (где указаны конструктивные способы) восходит солнце (символизирует роль педагога в педагогическом процессе). Посмотрим лучи-направления, в которых должна проводиться работа педагога. (Солнце с лучами, на лучах надписи: «Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева», «Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева», «Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию»).
Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, наша «копилка», пополняясь, день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день может «лопнуть». Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств, от гнева необходимо освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми способами.
Многое зависит от того, в какой форме – вербальной или физической – выражает воспитанник свой гнев. Можно нарисовать обидчика, подписать так, как он хочет (один на один с ребенком, вне поля зрения соперника). Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию – поиграть с ними в игру «Обзывалки». Опыт показывает, что у воспитанников, получивших возможность выплеснуть, с разрешения воспитателя, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
Помочь доступным способом выразить гнев могут: «Мешочек (стаканчик) для криков», «Волшебная труба «Крик» и т.д.
Видя, что воспитанники «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать спортивные соревнования. Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада:
* легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень;
* мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может бить, колотить;
* резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и полу;
* газета, которую можно комкать и швырять, не боясь что-либо разрушить и разбить.
Все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим их пользоваться ими в экстремальных ситуациях.
Существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического напряжения ребенка: игры с песком, водой, глиной.
2. Обучение воспитанников навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
Далеко не всегда агрессивный воспитанник признается, что он агрессивен. Такие воспитанники не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Необходимо учить распознавать свое эмоциональное состояние при помощи игр, «Доска настроений». Еще один способ научить понимать свои эмоции – рисование на темы «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т. д. С этой целью разместите на мольберте нарисованные фигурки людей в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть воспитанник скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Мы можем научить точно оценивать эмоциональное состояние, и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело. Если воспитанник верно «расшифрует» послание своего тела, он сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». А если воспитанник знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт.
3. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.
Агрессивные воспитанники, как правило, имеют низкий уровень способности чувствовать состояние другого человека, вставать на его позицию. Поэтому так важна работа воспитателя по развитию у воспитанника сочувствия и доверия. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны.
Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив, в гости клоунов Оха и Аха, или других героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем попросят детей помирить их. Воспитанники предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на 2 группы, одна из которых говорит от имени Оха, другая – от имени Аха. (Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.)
Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: «Как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку»; «Что делать, если тебя дразнят»; «Как поступить, если толкнули, и ты упал», и др.
Кроме того, можно предложить организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: «Как клоун Ох поссорился с клоуном Ах». Прежде, чем показать какую-либо сценку, воспитанники должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом, поставить себя на место сказочных персонажей.
Взрослым, работающим с агрессивным воспитанником, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его. Гораздо полезнее сказать ему о своих чувствах, используя «я - сообщение». Например, вместо: «Ты почему не убрал на место книги?» можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда книги валяются на полу». Так вы ни в чем не обвиняете воспитанника, не угрожаете ему, даже не даете оценку его поведению. Вы говорите о себе, своих ощущениях.
«Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе?
Как предотвратить перерастание детской агрессивности в черту характера?»
Известный психиатр Р. Кэмпбелл выделяет 5 способов контроля поведения ребенка: 2 из них позитивные, 2 негативные и 1 нейтральный.
К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь его, взять за руку и отвести и т.д.)
Модификация поведения – нейтральный способ контроля – предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна применяться слишком часто, т. к. впоследствии он начинает делать только то, за что получает награду.
Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения воспитанника.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Вернемся к нашей схеме. Под лучами солнца, под теплым и заботливым взглядом воспитателя, благодаря его терпению, заботе, пониманию, любви и уважению личности ребенка распускается цветок-ребенок.
На мольберт прикрепляется цветок. Педагоги на каждом лепестке цветка пишут личностные качества воспитанника: например, уникальный, любимый, веселый, радостный, добрый.
Итак, процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения воспитанников дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный по времени характер. Основополагающая роль при этом отводится воспитателю, который, владея способами регуляции поведения, может корректно подойти к решению данной проблемы.
Приложение 1
Памятка
«Правила поведения, способствующие снижению детской агрессивности»
- Будьте внимательны к чувствам и желаниям воспитанника.
- Адекватно оценивайте возможности воспитанника. Предъявляя воспитаннику свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
- Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без лишних наставлений оказывать воспитаннику необходимую помощь. Включайте его в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
- Предоставляйте воспитаннику самостоятельность в делах, которые ему по силам. Собственным примером приучайте к самоконтролю.
- Умейте идти на компромисс.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих. На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для воспитанника своеобразным «развлечением».
- Научите воспитанника жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям. Никогда не заставляйте его забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь? Ведь ты хороший, добрый».
- Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае воспитанник быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
- В том случае, если у воспитанника имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре: подраться с подушкой, рвать бумагу, используя «Стаканчик для крика» высказать свои отрицательные эмоции, поколотить стул надувным молотком, громко спеть песню.
- Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы воспитанника непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окликните воспитанника.
- Учите воспитанника выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ему переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул…»), а затем научите воспитанника выражать свои чувства, переживания в словесной форме.
Приложение 2
Игры с агрессивным воспитанником.
«Воробьиные драки»
Цель: снять физическую агрессию.
Ход игры: Воспитанники выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из воспитанников упадет или уберет руки с коленей, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и «лапки» у доктора Айболита). Драки начинаются и заканчиваются по сигналу воспитателя.
«Минута шалости»
Цель: провести психологическую разгрузку.
Ход игры: Воспитатель по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает пошалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает и т. п. Повторный сигнал воспитателя через 1-3 мин. объявляет конец шалостям.
«Добрые – злые кошки»
Цель: снять общую агрессию.
Ход игры: Предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором совершаются превращения. Воспитанник заходит внутрь обруча и по сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, звук колокольчика) превращается в злую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из круга нельзя. Воспитанники, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за воспитателем: «Сильнее, сильнее…», - и ребенок, изображающий кошку, делает все более злые движения. По повторному сигналу ведущего превращения заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок, и игра повторяется.
«Каратист»
Цель: снять физическую агрессию.
Ход игры: Воспитанники образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг», в котором происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Остальные, стоящие вокруг обруча, вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее…», - помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.
«Боксер»
Цель: снять физическую агрессию.
Ход игры: Вариант игры «Каратист», проводится она аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.
«Упрямый (капризный) ребенок»
Цель: преодолеть упрямство, негативизм.
Ход игры: Воспитанники, входящие в круг, по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее…». Затем разбиваются на пары «взрослый - ребенок»: воспитанник капризничает, взрослый уговаривает его успокоиться. Каждый играющий должен побывать в роли капризного «ребенка» и уговаривающего взрослого.
«Упрямая подушка»
Цель: снять общую агрессию, негативизм, упрямство.
Ход игры: Воспитатель подготавливает «упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводит воспитанника в игру – сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка непростая, а волшебная. В ней живут детские «упрямки». Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним их». Воспитанник бьет кулаками в подушку изо всех сил, а воспитатель приговаривает: «Сильнее…» Когда движения слабеют, игра останавливается. Воспитатель предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли «упрямки» вылезли и что они делают?» Воспитанник прикладывает ухо к подушке и слушает: «Упрямки» испугались и молчат в подушке». Этот прием успокаивает воспитанника после возбуждения.
Приложение 3
Анкета, разработанная для воспитателей
для выявления агрессивности у ребенка
(Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).
Критерии агрессивности у ребенка.
1. Временами кажется, что в ребенка вселился злой дух.
Да Нет
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Да Нет
3. Переспорить его трудно.
Да Нет
4. Иногда он так настаивает на чем то, что окружающие теряют терпение.
Да Нет
5. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Да Нет
6. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
Да Нет
7. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
Да Нет
8. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
Да Не
9. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Да Нет
10. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то потрошит, разбивает.
Да Нет
11. Часто не по возрасту ворчит.
Да Нет
12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
Да Нет
13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Да Нет
14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
Да Нет
15. Легко ссорится, вступает в драку.
Да Нет
16. Он не прочь подразнить животных.
Да Нет
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
Да Нет
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Да Нет
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится с ними игрушками.
Да Нет
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Да Нет
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15-20 баллов;
средняя – 7-14;
низкая – 1-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Содержание 1. Пояснительная записка1.1 Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2 Понятие «агрессивного поведения»1.3 Специф...
Методическая разработка на тему : "Преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендации для воспитателей и родителей на преодоление агрессивности у дошкольников...
Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей
Цель: Систематизировать знания об особенностях агрессивных проявлений детей дошкольного возраста и о способах их профилактики в условиях ДОУ и семьи....
Консультация для педагогов и родителей на тему:«Роль воспитателя в преодолении агрессивного поведения у детей»
Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо пс...
Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей
Данный семинар-практикум будет интересен работникам дошкольного образования: педагогам-психологам, методистам, воспитателям, а также родителям детей дошкольного возраста. Семинар позволяет систематизи...
Семинар-практикум для педагогов на тему: "Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей"
Данный методический материал будет интересен и полезен не только педагогам ДОУ, но и родителям детей, имеющих данную проблему. Цель семинара-практикума: систематизировать знания педагогов о...
Методическая публикация для педагогов на тему: «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей»
особенно важным изучение агрессивности является в дошкольномвозрасте...