Перспективное тематическое планирование коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа)
Перспективный план составлен на учебный год по лексическим темам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное тематическое планирование коррекционных занятий с детьми с ЗПР
4-5 лет
Неделя | ОЗОМ и развитие речи | R ВПФ | ФЭМП | Обучение грамоте |
Сентябрь | ||||
1-3 неделя | ДИАГНОСТИКА | |||
4-я неделя | «Осень. Признаки осени. Осенние месяцы» Дать детям представления об осени. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Обогащать и уточнять словарь по теме; Занятие 1 | Развитие словесно-логического мышления, внимание | Знакомство с тетрадью в клетку Учить детей ориентироваться на странице тетради (верх, низ, слева, справа, середина), обводить заданное количество клеток. | Формирование внимания к неречевым звукам. Выработка правильной артикуляции звуков А, У |
Октябрь | ||||
1-я неделя | «Деревья осенью» Дать детям представление о растениях ближайшего окружения с помощью предметных картинок с изображением деревьев (рябина, клен, ель); схема строения дерева; части дерева (корень, ствол, ветки, листья). Обогащать и уточнять словарь по теме; 2 | Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания, развитие воображения | Цвет предметов: желтый, красный Знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета. Учить находить и называть желтый и красный цвета; сравнивать предметы по цвету, находить желтые и красные предметы на основе практических действий | 1.Формирование внимания к неречевым звукам (звучащие игрушки). Уточнение артикуляции звуков А, У, О, И |
2-я неделя | «Огород. Овощи» Дать детям представление об овощах, рассмотреть внешний вид (цвет, форма, величина) овощей с помощью предметных картинок с овощами (помидор, лук, морковь, огурец, картошка); обогащать и уточнять словарь по теме; 3 | Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания, развитие воображения | Форма предметов. Круг Дать представление о круге, показать, что круги могут быть разных цветов и размеров. Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцев и «пробующих» действий. | Формирование внимания к неречевым звукам (звучащие игрушки). Развитие слухового восприятия речевого внимания. |
3-я неделя | «Сад. Фрукты» Дать детям представления о фруктах, рассмотреть внешний вид (цвет, форма, величина) фруктов с помощью предметных картинок с фруктами (яблоко, лимон, апельсин, груша); обогащать и уточнять словарь по теме 5 | Развивать мышление, зрительное и слуховое внимание (устойчивость, концентрация, объём); | Один — много Уточнять и закреплять понятия один — много. | Звук А. Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука. Развитие слухового восприятия и чувства ритма. Развивать интонационную выразительность речи |
4-я неделя | «Лес. Грибы и лесные ягоды» Формировать представления о грибах, знакомить с особенностями внешнего вида, месте их произрастания и строении; рассматривание картинок (съедобные, не съедобные, белый гриб, мухомор, опята, поганка) Обогащение и активизация словаря по теме | Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания | Цвет предметов: красный, зеленый Продолжать знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета. Учить находить и называть зеленый и красный цвета; сравнивать предметы по цвету, находить зеленые и красные предметы на основе практических действий | Уточнение произношения звука А в словах и фразовой речи. Развитие слухового восприятия и речевого дыхания |
5-я неделя | «Перелетные птицы, водоплавающие птицы» Расширять и уточнение представлений о перелетных птицах их внешнем виде, рассматривание картинок (аист, ласточка, скворец, кукушка) и гнезд этих птиц; обогащение и активизация словаря по теме. 27 | Развивать мышление, зрительное и слуховое внимание (устойчивость, концентрация, объём); | Цифра и число 1 Знакомить детей с числом и цифрой 1 с помощью различных анализаторов. Учить обводить цифру 1 по контуру. | Закрепление произношения звука А. Развитие слухового восприятия, речевого дыхания, просодической стороны речи. |
Ноябрь | ||||
1-я неделя | «Одежда. Головные уборы» Расширение и уточнение знаний об одежде, рассмотрение предметных картинок (пальто, шуба, куртка, брюки, платье, рубашка, кофта, носки); Активизировать словарный запас 19 | Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания | Лево — право Познакомить с понятием право, лево в окружающем пространстве. | Звук У. Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука. Развитие силы голоса и просодической стороны речи. |
2-я неделя | «Обувь» Расширение и уточнение знаний детей об обуви, рассмотрение предметных картинок (тапочки, ботинки, туфли, сапоги), о назначении, деталях. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Обувь» | Развитие внимания, памяти, мышления Развивать общую моторику, координацию речи с движением | Одинаковые по размеру, разные Закреплять представления детей о свойствах предметов: цвете (красный, желтый, зеленый), форме (круг), размере (одинаковые по размеру — разные). | Уточнение произношения звука У в словах и фразовой речи. Развитие слухового восприятия, речевого дыхания. |
3-я неделя | «Посуда» Дать представления детям о посуде. Формировать представления о предметах посуды (форма, величина, назначение) с помощью предметных картинок (чашка, тарелка, ложка) Активизировать предметный словарь 9 | Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания | Число и цифра 1 Закреплять восприятие числа 1 с помощью различных анализаторов. Учить обводить цифру 1 по контуру. | Уточнение произношения звука У в словах и фразовой речи. Развитие слухового восприятия, речевого дыхания. |
4-я неделя | «Мебель» Дать детям представление о мебели, ее назначении, деталях и частях; рассматривание предметных картинок (стол, стул, шкаф); обогащать словарь по теме. 10 | Развитие внимания, памяти, мышления Развивать общую моторику, координацию речи с движением | Цвет предметов Продолжать изучение цвета как одного из свойств предмета. Учить детей различать, называть основные цвета (красный, желтый, зеленый); сравнивать предметы по цвету, находить одинаковые по цвету предметы на основе практических действий | Закрепление произношения звука У. Развитие силы голоса и просодической стороны речи. |
Декабрь | ||||
1-я неделя | «Зима. Зимующие птицы. Зимние месяцы». Формировать представления о зимующих птицах (сорока воробей, снегирь) их строении, повадках. Активизировать речевой словарь. Воспитывать бережное отношение к природе. 20 | Развитие зрительной памяти; словесно-логического мышления; внимания; развитие мелкой моторики. | Число и цифра 2 Знакомить детей с образованием числа два; учить называть, обозначать цифрой, соотносить число два с количеством и цифрой. | Звук И. Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука. Развитие силы голоса и интонационной стороны речи. |
2-я неделя | «Домашние животные и их детеныши зимой» Обобщать знания детей о домашних животных их внешнем виде с помощью предметных картинок (корова, кошка, собака, лошадь) их детенышах; обогащать словарь по теме 12 | Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания | Большой — маленький, одинаковые по размеру Учить сравнивать предметы по размеру (большой — маленький, одинаковые по размеру) | Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания |
3-я неделя | «Дикие животные и их детеныши зимой» Обобщать знания детей о диких животных их внешнем виде с помощью предметных картинок (медведь, лиса, волк, заяц, белка) их жилищами (нора, логово, берлога, дупло, куст); обогащать словарь по теме 13 | Развивать мышление, внимание, памяти, зрительного восприятия; развитие мелкой моторики, координации речи с движением | Число и цифра 2 Закреплять знания детей о числе и цифре 2; учить называть, обозначать цифрой, соотносить число два с количеством и цифрой. | Звук Э Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука. |
4-я неделя | «Новый год» Уточнить названия зимних месяцев; познакомить с праздником "Новый год" и его традициями; повторить названия времен года; активизация и расширение словаря. 15 | Развитие словесно-логического мышления, внимание | Сравнение количества, размера предметов Учить детей сравнивать количество (одинаковое) и размер предметов путем наложения. | Звук О Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука. Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание. |
Январь | ||||
1-я неделя | Зимние каникулы | |||
2-я неделя | «Комнатные растения» Формировать представления о комнатных растениях с их названиями и уходе за ними. Рассматривание картинок (алоэ, фикус, крапивка (колеус), папоротник). Активизация словаря по теме «Комнатные растения» 35 | Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания | Форма предметов. Квадрат Дать представление о квадрате; показать, что квадраты могут быть разных цветов и размеров; учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем и «пробующих» действий | Закрепление произношения звука О в слогах, словах, фразах. Развитие силы голоса и просодической стороны речи. Воспитание общих речевых навыков, развитие силы голоса |
3-я неделя | «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы» формирование представлений об пресноводных и аквариумных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Обогащать и активизировать словарь по теме 34 | Развивать мышление, зрительное и слуховое внимание (устойчивость, концентрация, объём); | Выше, ниже, высокий, низкий Учить детей сравнивать два предмета, контрастных по высоте, пользуясь приемом приложения; обозначать результаты сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий. | Уточнение произношения звука Э в слогах, словах. Развитие слухового восприятия, интонационной стороны речи. Формирование умения различать высокие и низкие звуки упражнение |
4-я неделя | «Орудия труда. Инструменты» Расширение и закрепление представлений о разных видах инструментов (молоток, лопата, топор, пила, грабли), о применении их в работе людьми разных профессий; Уточнение, расширение и активизации словаря по теме | Развитие словесно-логического мышления, внимание | Число и цифра 3 Учить считать до трех, называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами, указывая на предметы по порядку, соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой | Закрепление произношения звука Э в звукоподражаниях и в слове ЭТО. Развитие силы голоса и просодической стороны речи. |
Февраль | ||||
1-я неделя | «Грузовой и пассажирский транспорт» Расширение и закрепление представлений о транспорте (легковая машина, грузовик, автобус, поезда (пассажирский и грузовой), самолет, корабль) его назначение; активизация словаря по теме «Транспорт» 22 | Развивать мышление, внимание, памяти, зрительного восприятия; развитие мелкой моторики, координации речи с движением | Сравнение количеств: способ приложения Закреплять умение сравнивать количество предметов путем приложения. | Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука. Развитие слухового внимания, артикуляторной, мелкой и общей моторики. |
2-я неделя | «Профессии на транспорте» Расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Профессии на транспорте» | Развитие зрительной памяти; развитие словесно-логического мышления; внимания. Развитие мелкой моторики. | Число и цифра 3 Закреплять знания детей о числе и цифре 3; учить называть, обозначать цифрой, соотносить число 3 с количеством и цифрой. | Развитие силы голоса и просодической стороны речи. |
3-я неделя | «Наша армия» Расширение и закрепление представлений о армии с помощью предметных картинок (самолет, танк, корабль; летчик, моряк, танкист. Обогащение и уточнение словаря по теме «Армия» 23 | Развивать мышление, внимание, памяти, зрительного восприятия; развитие мелкой моторики, координации речи с движением | Широкий — узкий Упражнять в сравнении двух предметов по ширине способом наложения; определении указанных признаков предметов словами: широкий — узкий, шире — уже. | Звук П. Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука. Развитие ротового выдоха, слухового внимания, артикуляторной, мелкой и общей моторики. |
«Стройка. Профессии на стройке» Расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на стройке. Расширение и активизация словаря по теме «Стройка. Профессии на стройке» | Развитие внимания, памяти, мышления; развитие общей моторики, координации речи с движением | Форма предметов. Треугольник Учить различать и правильно называть квадрат и треугольник, называть фигуры (треугольник, квадрат). | 1. Закрепление произношения звука П в словах и фразовой речи. Формирование умения на одном выдохе проговаривать 3-4 слога, уточнение произношения звуков | |
Март | ||||
1-я неделя | «Весна. Весенние месяцы. Мамин праздник. Профессии мам». Расширение и уточнение представлений о весенних месяцах их признаках, о празднике – 8 марта; рассматривание предметных картинок («Весны», подснежника, улыбающейся женщины) Обогащать и уточнять словарь по теме 25 | Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания | Число и цифра 4 Учить считать до 4, называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами, указывая на предметы по порядку, соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе | Звук Б. Воспитание четкой и правильной артикуляции звука. Развитие слухового внимания, артикуляторной, мелкой и общей моторики. |
2-я неделя | «Приметы весны. Первые весенние цветы». Расширять представления о приметах весны и первых весенних цветах. Рассматривание картинок (солнце, лужа, река, ручей; цветы: тюльпан, нарцисс, подснежник; скворечники птицам). Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Приметы весны» 26 | Развивать мышление, зрительное и слуховое внимание (устойчивость, концентрация, объём); | Сравнение количеств: способ приложения Закреплять умение сравнивать количество предметов путем приложения. | Закрепление произношения звука Б в словах и фразовой речи. Развитие речевого слуха, умения различать высоту голоса. Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания, уточнение произношение звуков |
3-я неделя | «Космос» Формировать представление о космосе, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Обогащение и активизация словаря по теме «Космос» | Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания | Сколько, столько же, равно Учить детей устанавливать наличие и отсутствие предметов; равенство и неравенство количества предметов. | Звук Ф. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука. Развитие фонематического слуха |
4-я неделя | «Почта» Знакомство с профессией почтальона; расширять представления о необходимости и пользе его труда; знакомить с людьми, работающими на почте Обогащение и уточнение словаря по теме | Развивать мышление, внимание, памяти, зрительного восприятия; развитие мелкой моторики, координации речи с движением | Лево — право Закреплять понятие право, лево в окружающем пространстве. | Закрепление произношения звука Ф в словах. Развитие фонематического слуха, умения пользоваться тихим и громким голосом. |
Апрель | ||||
1-я неделя | «Наша Родина-Россия» Формировать представление о России, дать понятия о гербе, флаге, гимне России, о России – как о стране, о столице России - Москве, о достопримечательностях нашей столицы; Обогащать словарь по теме | Развитие словесно-логического мышления, внимание, памяти | Спереди, сзади Закреплять понятия спереди, сзади (перед, за) в практической деятельности; повторить понятия слева, справа. | Звук В. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
2-я неделя | «Наш родной город» Формирование представлений о родном городе; рассмотрение картинок (дом, улица, площадь); Расширение и активизация словаря по теме «Наш родной город» 31 | Развитие мышления, зрительной памяти, концентрации внимания | Длинный — короткий, длиннее — короче Знакомить и закреплять понятия длинный — короткий, длиннее — короче. | Звук К. Воспитание четкой и правильной артикуляции звука. Развитие силы голоса, фонематического слуха. |
3-я неделя | «Весенние работы на селе» Расширение представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представлений о труде людей весной на селе. Расширение и активизация словаря по теме «Весенние работы на селе» | Развитие словесно-логического мышления, внимание, воображения | Число и цифра 4 Закреплять знания детей о числе и цифре 4; учить называть, обозначать цифрой, соотносить число 4 с количеством и цифрой. | Закрепление произношения звука К в словах и фразовой речи. Развитие фонематического слуха. |
4-я неделя | «Откуда хлеб пришел?» Формировать представления детей о том, кто и как выращивает хлеб; Расширять представления о многообразии хлебных продуктов. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Откуда хлеб пришел?» | Развивать мышление, зрительное и слуховое внимание (устойчивость, концентрация, объём); | Сколько, столько же, равно Учить детей устанавливать наличие и отсутствие предметов; равенство и неравенство количества предметов. | Воспитание четкой и правильной артикуляции звука. Закрепление произношения звука Г изолированно, в слогах и в словах. |
5-я неделя | Повторение пройденных тем | |||
Май | ||||
1-я неделя | «Правила дорожного движения» Расширение представлений о правилах дорожного движения. Рассматривание картинок (светофор, дорога, пешеходный переход, дорожные знаки, машины); Уточнение, расширение и активизация словаря по теме 32 | Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику | Число и цифра 5 Закреплять навыки пересчета предметов. Учить считать до 5; называть числительные по порядку; правильно соотносить числительные с предметами, указывая на предметы по порядку | Повторение понятия о звуках, о гласных. Звук А, У Ввести понятие буква, отличие буквы от звука |
2-я неделя | «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы» Уточнить и расширить представления о времени года весна, учить узнавать и называть признаки весны, описывать их. Закрепить названия весенних месяцев. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме | Развивать мышление, внимание, память, общую и мелкую моторику | Число и цифра 5 Закреплять знания детей о числе и цифре 5; учить называть, обозначать цифрой, соотносить число пять с количеством и цифрой; закреплять произнесение слова «пешеход» (слово сложной слоговой структуры). | Понятие о звуках, о гласных звуках. Звук У, А. Ввести понятие буква, отличие буквы от звука. |
3-я неделя | «Лето. Насекомые» Формирование представлений о лете, насекомых; рассмотрение картинок (жук, бабочка, пчела, муравей); уточнять количество лапок, части тела (туловище, голова, глаза, усы, лапки, крылья Обогащать и уточнять словарь по теме 30 | Развивать мышление, зрительное и слуховое внимание (устойчивость, концентрация, объём); | Повторение пройденного материала | Повторение пройденного материала |
4-я неделя | «Лето. Цветы на лугу» Расширение представлений о разнообразии мира растений луга; знакомить с названиями цветов, их строением и об охране природы. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лето. Цветы на лугу» | Развивать мышление, внимание, памяти, зрительного восприятия; развитие мелкой моторики, координации речи с движением | Повторение пройденного материала | Повторение пройденного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование коррекционно-развивающей программы "Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми" (И.В.Ганичевой)
Адаптированная программа "Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми"...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Планирование работы на год по программе Н.В. Нищевой...
Примерное комплексно – тематическое планирование коррекционно – развивающей работы с детьми подготовительной группы.
Подготовительная группа....
Календарно – тематическое планирование коррекционно – развивающей работы с детьми.
Тематическое планирование работы педагогов...
Перспективно – тематическое планирование коррекционно – развивающей деятельности с ребенком с ОНР 3 уровня (2 год обучения)
онр 3 уровень (2 год обучения)...
Комплексно – тематическое планирование коррекционно – развивающей работы учителя – логопеда в старших комбинированных группах для детей 5-6 лет
Комплексно – тематическое планирование коррекционно – развивающей работы учителя – логопеда в старших комбинированных группах для детей 5-6 лет «Мальвина», «Д...
Перспективно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога
темы коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога по преодолению тревожности и страхов у детей старшего дошкольнго возраста с использованием элементов арт-терапевтического метода...