Индивидуальный образовательный маршрут
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Теремок»
Согласовано: Утверждено:
Родитель ___________ /___________ Заведующий МБДОУ д/с №47
Дата _________г ____________ Уралкина Н.В.
Принято: Приказ от № _____
на заседании ПМПк
Протокол № от
Председатель ПМПк _____________/ ________
Дата _______
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ребенка с ОВЗ
Б. Руслан Александрович
06.09.2014г.
Разработан: Захарова Г.В. учитель-логопед
Протопопова Е.В. педагог-психолог
Суханова Т.В. воспитатель
Сердюкова Л.Д. воспитатель
Ведущий специалист: Захарова Г.В. учитель-логопед
г. Канск
2019 г.
I. Общие сведения о ребенке ОВЗ
Общие сведения о ребенке:
По результатам психолого-медико-педагогического обследования Руслан имеет особенности в физическом и психическом развитии, протокол обследования ребенка от 17.10.2018 г., № 10. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелым нарушением речи.
Руслан посещает детский сад с октября 2016 года. По заключению врача физическое развитие соответствует возрасту. Группа здоровья II.
Руслан воспитывается в полной семье. Родители создают условия для развития ребенка. Любит участвовать в подвижных играх, правила игры соблюдает. С удовольствием играет с машинками и в сюжетно – ролевые игры.
В контакт с незнакомыми людьми вступает избирательно. Отношения с детьми в группе ровные, доброжелательные. У ребенка навыки общественного поведения сформированы соответственно возрасту. Скромный и доброжелательный к окружающим, указания и просьбы выполняет с желанием.
В данный период обучения Руслан с программным материалом не справляется, не успевает за общим темпом работы, постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.
Речь смазанная, нечеткая, язык малоподвижный, гиперсалевация, ритм дыхания нарушен, темп речи- ускоренный.
С Русланом регулярно в индивидуальной форме занимаются специалисты детского сада: педагог-психолог, учитель – логопед.
Цель:
создание условий для развития ребенка с ОВЗ для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
*усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;
*развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
*становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
*развитие эмоциональной отзывчивости;
*формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
*формирование предметно-практических действий;
*формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие:
*формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
*развитие познавательно – исследовательского интереса посредством занимательных опытов, фокусов;
* побуждение к сравнению предметов (по назначению, цвету, форме и др.).
Речевое развитие:
*овладение речью как средством общения и культуры;
*обогащение активного словаря;
*развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
*развитие речевого творчества;
*развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Художественно-эстетическое развитие:
*формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами;
*становление эстетического отношения к окружающему миру;
*формирование элементарных представлений о видах искусства;
*восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
*реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
*приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
*формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
*формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании,
*овладение подвижными играми с правилами;
*становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
*становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.
Принципы:
- Принцип систематичности;
- Принцип активности и самостоятельности;
- Принцип непрерывности, последовательности,
- постепенности и доступности;
- Принцип опоры на обучаемость ребёнка;
- Принцип соблюдения интересов ребёнка;
- Принцип тесного взаимодействия и согласованности
работы «команды» специалистов в ходе изучения и коррекции выявленных нарушений у ребёнка;
Методы:
- Словесный
- Практический
- Игровой
- Наглядный
Формы работы:
- НОД;
- Утренняя гимнастика;
- Индивидуальная и подгрупповая работа;
- Праздники, развлечения.
- Самостоятельная деятельность ребенка.
Особенности развития
Руслан не активен на занятиях, не уверен в выполнении дозированных движений, наблюдается сниженная скорость и ловкость выполнения заданий, а так же испытывает трудности при ориентировке в пространстве, дифференциации понятий «право», «лево», сложности при ориентировке в собственном теле.
Низкая речевая активность проявляется в недостаточной сформированности фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова, грамматического строя, ограниченности пассивного и активного словаря.
Руслан имеет особенности развития психических процессов: неустойчивость внимания, нарушения восприятия, отставание в развитии словесно-логического мышления, недостаточная сформированность зрительно – двигательной координации.
Этапы | Деятельность специалистов | Деят-ть ребенка | Деят-ть родителей | Сроки |
1.Организа- ционный | -Изучение и анализ мед.карты ребенка; -Анализ рекомендаций специалистов и педагогов; -Проведение мониторинга; - Разработка ИОМ; -Консультации для родителей. | Участие в мониторинге | Определение приоритетов родителей по оздоровлению ребенка (беседы, анкетирование) Консультации | Сентябрь |
2.Практический | ОД; (Вкл. в ОДкоррегирующих упражнений.) Инд. и подгрупповая работа пообучению рассказыванию. Использование пальчиковых игр, дыхательных упр., игр и на разв. фонем-го слуха Предложить комплекс заданий для закрепления лексических тем дома. Мастер класс для родителей по выполнению различных корригирующих упражнений по устранению нарушений звукопроизношения. Праздники и развлечения совместно с родителями Систематическое использование упр. на развитие речевого дыхания и развитие мелкой моторики. | Совместная деятельность с детьми группы во время ОД и занятиях с учителем-логопедом; педагогом – психологом. Совместная деят-ть по инд.и подгрупповой работе; Разучивание потешек и чистоговорок, коротких стишков, песен и т.д. Пересказ рассказов, сказок | Участие в инд.беседах по вопросам коррекционной работы дома Выполнение рекомендаций учителя-логопеда. Участие в досугах и спортивных мероприятиях совместно с ребенком. | Октябрь - апрель |
3.Заключительный | Проведение мониторинга; Анализ речевого развития ребёнка, коммуникативных качеств на конец учебного года; Обобщение опыта работы по составлению и организации ИОМ | Участие ребенка в мониторинге | Ознакомление с результатами мониторинга | Май |
Создание развивающей среды.
Построение комфортной среды | Ресурсы для решения | |||
Социально-бытовые условия | Социально- бытовые условия с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие оборудованного пространства дошкольного учреждения, рабочего места ребенка и т. д.) комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром; кабинет учителя – педагога - психолога | |||
Освещенность | - Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света). - не допускается на окнах использование темных штор | |||
Создание сенсорно-обогащенной среды. Сигнальные опоры | Зрительные | Звуковые | Обонятельные | Тактильные |
Натуральные предметы, игрушки-модели для формирования представлений об окружающем мире -Контурные и силуэтные изображения для развития зрительного восприятия зрительные ориентиры на спорт.оборудовании | -Звуковые игрушки, сигналы для развития слухового восприятия, зрительно-слуховой памяти. -Аудиозаписи со звуками окр. мира для расширения и обогащения запаса знаний об окр. мире. | - Бытовые запахи, запахи улицы для развития обоняния и обогащение чувственного опыта. | - Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал для развития осязательного восприятия, обогащения чувственного опыта. | |
Специально структурированная информация | - Планы, схемы для составления рассказов - Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию - Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра. - Таблицы по лексическим темам - Детская художественная литература | |||
Игровые пособия по развитию зрительно-моторной координации Учебно-дидактическое обеспечение | - Натуральные объекты, игрушки. Набор геометрических фигур и тел. Мелкие предметы (пирамидки, матрёшки). Мозаика. Конструктор «Лего» с крупными деталями. Конструктор металлический. Кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры - Трафареты (тематические, геометрические, линейные); - Раскраски по лексическим темам; -Материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки) - Предметы для массажа мелкой мускулатуры (Например:Су-джок) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....