Рабочая программа "В школу с радостью"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Путро Светлана Владимировна
Формирование готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podgotovki_detey_k_obucheniyu_v_shkole_2.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №12»

Рабочая программа

подготовки детей к обучению в школе "В школу с радостью"

Педагога – психолога: Путро Светланы Владимировны

1. Пояснительная записка

Актуальность разработки и реализации данной рабочей программы в  ДОУ была обусловлена наличием  подготовительной к школе группы воспитанников.  Которые в будущем учебном году должны начать обучение в школе. Современная школа предъявляет некоторые требования к уровню знаний и умений воспитанников, что необходимо учитывать, переводя ребенка из детского сада на следующую ступень образования. Кроме того, родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. А если ребенок, имеющий недостаточный уровень готовности к школе, станет первоклассником, велика вероятность сложной адаптации к условиям школьного обучения, трудности при вхождении в режим школьной жизни, а так же других сопутствующих проблем (повышение уровня тревожности, постоянный стресс из-за психологического дискомфорта и др.). Такая ситуация, в свою очередь, может оказать не только негативное влияние на школьные успехи, но и привести к невротизации ребенка, ухудшению его здоровья и психологического самочувствия.

Кроме того, по результатам уже проведенного диагностического исследования с использованием программы, было выявлено, несколько детей показывают достаточно низкие результаты в рамках личностно-мотивационного компонента готовности к школьному обучению.

Программа составлена с использованием материалов

  • практического руководства Н.Л. Кряжевой «Готов ли ребенок к школе?»,
  • методики формирования «школьной зрелости» дошкольника М.Ю. Стожаровой,
  • программы Л.А. Пеньковой, Т.И. Самофаловой и Г. М. Картаевой «Изучаю себя, изучаю других»,
  • сборника психологических занятий с детьми 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» Н.Ю. Куражевой и И.А. Козловой,
  • пособия В.Я. Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»,
  • а так же пособия Б.С. Волкова «Подготовка ребенка к школе».

Предусмотрено 14 занятий – по 1 занятию в неделю. Продолжительность занятия – 25-30 минут.

Цель программы: формирование готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.

Задачи: формирование у воспитанников подготовительной группы положительного отношения к обучению в школе и желания учиться (личностно-мотивационный компонент готовности к обучению в школе);

  • развитие учебной мотивации дошкольника (формирование внутреннего мотива к обучению, не зависящего от учебной атрибутики);
  • формирование готовности ребенка к принятию новой социальной позиции (положение школьника), «школьной зрелости» дошкольника и готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности;
  • развитие эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции;
  • формирование у детей социально-психологической готовности к ситуации школьного обучения – развитие у детей потребности в общении с другими, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения;
  • развитие мелкой моторики.

В качестве основных методов и приемов на занятиях используются: моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, психогимнастические упражнения, беседы на различные темы, коммуникативные игры, психологические этюды, чтение и обсуждение сказок.

В качестве методики оценки результата предполагается использование диагностической программы  Ю.А. Афонькиной.

 

                                                                                                   

 

Занятие 1.

Что такое школа?

  1. Приветствие «Передай улыбку»

Цель: создает положительный эмоциональный настрой, подготавливает к занятию.

«Давайте мы с вами поздороваемся. А здороваться будем не совсем обычно, улыбкой. Пусть каждый по очереди передаст своему соседу слева улыбку. Начнет…»

  1. Беседа «Что такое школа?», «В чем её отличие от детского сада?», «Зачем она нужна?»

Цель: выявление представлений детей о школе.

  1. Игра «Имена»

Цель: формирование произвольного поведения.

Задачи: развитие внимания, воли и чувства ритма.

Дети сидят или стоят в кругу. Взрослый хлопками задает небыстрый темп, отсчитывая «Раз, два, три, четыре». Дети под непрекращающиеся хлопки по очереди называют свои имена. Игра удается, когда никто не пропустил хлопок, не отстал от него, не опередил его. Если всё хорошо получается, можно ускорить темп. Конец игры – когда завершился круг. Имена можно заменить названиями цветов или животных.

  1. Рисунок «Школа»

«А теперь давайте нарисуем школу»

Занятие 2.

Что в школе хорошего?

  1. Приветствие «Как первоклассник».

Давайте поздороваемся сегодня как первоклассники. Каждый скажет своему соседу справа «Здравствуй, будущий первоклассник … Я рад тебя видеть!»

  1. Беседа «Что вам в школе нравится, а что нет?»

В процессе беседы определяются плюсы и минусы, которые видят дети в школе – фиксируются на бумаге и обсуждаются, а затем подсчитывается их количество (цель – количество плюсов должно перевесить количество минусов).

  1. Упражнение «Школьные предметы»

Детям нужно обвести предметы, которые, по их мнению, могут понадобиться им в школе.

  1. Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.

  1. Пальчиковая игра «Кошка»

У кошки ушки на макушке,

Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Занятие 3.

Что в школе хорошего?

  1. Приветствие «Как школьник, выучивший урок на «отлично» заходит в класс»

«Давайте сегодня поздороваемся так. Каждый представит себе, что он школьник (первоклассник), который выучил урок на «отлично». Представили? А теперь покажите, как вы поздороваетесь, войдя утром в класс? А теперь давайте все вместе…»

  1. Беседа «Почему в школе учиться интереснее, чем дома или в саду?»

Цель: сформировать мотив учиться в школе.

  1. Упражнение «Лабиринт»

Дети помогают мальчику найти дорогу в школу.

  1. Игра «Строим цифры»

Цель: формирование произвольного поведения, коммуникативных навыков.

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы в это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 4 и т.д.), - дети выполняют задание. Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, т.е. сократить время построения.

  1. Игра «Иголка и нитка»

Цель: формирование сплоченности группы; принятие правил другого человека.

Дети становятся друг за другом. Первый – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

  1. Пальчиковая игра «Шарик».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Занятие 4.

Я буду первоклассником!

1. Приветствие «Передай прикосновение»

Цель: создает положительный эмоциональный настрой, подготавливает к занятию.

Дети сидят в кругу. Давайте сейчас каждый передаст своему соседу слева прикосновение.

2. Беседа «Чем ты будешь заниматься, когда будешь первоклассником?»

Цель: позволить ребенку эмоционально вжиться, «примерить» роль первоклассника, почувствовать себя первоклассником, настроить его на эту роль.

3. Продолжение беседы «Какими качествами должен обладать мальчик или девочка, чтобы быть хорошим школьником или школьницей?»

Цель: выявление представлений детей о том, каким должен быть школьник.

4. Игра «Ты мне нравишься»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Дети садятся в общий круг. «Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем её плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена! Ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)».

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его следующему, она также произносит добрые слова: Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». Игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Обсуждение:

- легко ли говорить приятные вещи другим детям?

- кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

- дружные ли дети в группе?

- почему каждый ребенок достоин любви?

- что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Занятие 5.

Я буду первоклассником!

  1. Приветствие «Передай прикосновение»

Цель: создает положительный эмоциональный настрой, подготавливает к занятию.

Дети сидят в кругу. Давайте сейчас каждый передаст своему соседу слева прикосновение и улыбнется.

  1. Беседа «Почему хорошо быть первоклассником?».

Цель: сформировать положительное отношение детей к роли первоклассника.

  1. Этюд «Первый день в школе».

Цель: формирование позитивного отношения к поступлению в школу.

А теперь давайте представим, что сегодня первое сентября. А вы все – самые замечательные и счастливые первоклассники и первоклассницы – красивые, ухоженные с настоящими портфелями и замечательными букетами цветов – пришли в школу первый раз. Покажите мне, как вы войдете в класс, сядете за парты. Покажите мне, как себя ведут первоклассники в первый день в школе…. Нравится вам быть первоклассником и чувствовать праздничное настроение? Запомните это ощущение, сейчас мы с вами будем рисовать.

  1. Рисунок «Я в первом классе»

Занятие 6.

Как себя вести в школе?

  1. Приветствие «Передай хорошее настроение»

Цель: создает положительный эмоциональный настрой, подготавливает к занятию.

Давайте поздороваемся друг с другом. Пусть каждый, здороваясь со своим соседом справа, передаст ему кусочек хорошего настроения.

  1. Беседа «Кто знает правила поведения в школе? Почему нужно вести себя именно так?»

Цель: выявление знаний и представлений детей о школьных правилах.

  1. Сказка «Игры в школе»

Цель: знакомство с некоторыми правилами поведения, обсуждение их, принятие правил детьми.

Ребята, сейчас я прочитаю вам небольшую сказку. Она о зверятах, которые ходят в Лесную школу. Эту школу создал Учитель-Еж, а Сорока там ему помогала. Школа всем понравилась. Зверята только-только начали учиться, и у них было первое занятие-знакомство с учителем-Ежом. А сейчас у них первая перемена.

На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями.

- Да, попрыгать-то здесь особенно негде! - произнесла Белочка.

- Почему? - возразил Волчонок. - А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся.

Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре. Возбужденный и всклокоченный Волчонок не сразу заметил учителя. А когда остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чем дело. Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе.

- Да, повеселились... - спокойно произнес Еж. - А звонок на урок уже прозвенел!

- Яне слышал! - сказал запыхавшийся Волчонок.

- И я не слышала... - прошептала Белочка.

- Белочка и Волчонок, поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно, - попросил учитель.

Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики.

Еж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клетку. В тетради надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание.

А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки и принялась их рассматривать, играть.

- Как у тебя получилось, Белочка? - обратился к ученице Еж.

- А я ничего не смогла сделать, - произнесла Белочка, спрятав орешки в парту.

- Но ведь сейчас Заяц еще раз подробно объяснял задание! Ты не слышала?

- Нет! - призналась Белочка. - Не слышала...

- А что же ты делала? - поинтересовался Еж.

- Я играла с орешками, - честно призналась Белочка.

- Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, - обратился Еж ко всему классу. - Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем, когда играть, где, как и в какие игры.

- Можно прыгать и бегать! - радостно предложил Волчонок, который еще находился под приятным впечатлением от игры с Белочкой.

- Можно, - согласился Еж. - Но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята?

- Испачкаются, сломаются столы или стульчики! - ответил Лисенок, лапкой нежно поглаживая свою парту.

- Больно ушибутся сами ученики или ударят кого-то нечаянно! - забеспокоился Зайчонок.

- Да, это верно! А еще? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать! - подсказал ребятам Еж.

- Это точно, - согласились Волчонок и Белочка, но вместе добавили: - Но во что же нам играть во время отдыха на перемене?

Все задумались. И Еж думал вместе с ребятами.

- Можно играть в настольные игры, в шашки, в шахматы? - спросил Медвежонок.

- Конечно можно! Но если долго сидишь на уроке, а потом сидишь еще и на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, - объяснял учитель.

- А может быть, нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать соревнования? - предложил Заяц.

- И еще, повесим на стенку цветной круг и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! - размечтался Лисенок.

- Молодцы, ребята! Здорово придумали! - похвалил учитель. - Так мы и сделаем. А есть и другие интересные и нешумные игры: «Ручеек», «Тише едешь - дальше будешь», «Путанка» и другие. Я обязательно вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке?

- На уроке не играют, а учатся! - важно произнес Медвежонок. - А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое?

- Правильно, Медвежонок! - согласился Еж. - Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, закрепить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить. А игрушки на уроке сильно отвлекают самого ученика и его товарищей. Поняла, Белочка?

- Да, - тихо произнесла она. - Я больше не буду, извините меня, пожалуйста.

- Конечно, мы тебя извиняем, а на ваших ошибках сегодня все научились правильно играть и отдыхать в школе.

Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали устанавливать теннисный стол в коридоре. А Еж научил всех новым играм.

Так весело и интересно прошел первый день в Лесной школе.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

  1. Этюд «Умные ученики»

А теперь давайте представим себе, что мы в школе. Я учительница, а вы мои ученики. Все такие умненькие, хорошие и замечательные. Покажите, как это будет выглядеть? Молодцы. Вот какие умные ученики!

  1. Игра «Зернышки»

Цель: формирование произвольного (волевого) поведения.

В кругу. После слов ведущего все становятся зёрнышками. Сесть на пол и сгруппироваться, поджать под себя ноги и прижать голову к коленям. Кто-то из детей идет по кругу и «поливает» зернышки из лейки. Политые зернышки начинают постепенно прорастать, тянутся вверх к солнышку. Дети сами решают, кем они станут: деревом, колоском или цветком. Подниматься нужно не спеша, красиво, вставая с колен.

  1. Тренируем эмоции (ролевая гимнастика)

Цель: развитие правильного понимания и использования мимики и жестов.

С помощью жестов и мимики дети изображают то, о чем их просит воспитатель.

- нахмурьтесь, как осенняя тучка, как рассерженный человек, как злая волшебница;

- испугайтесь, как ребенок, потерявшийся в лесу; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собаки;

- Улыбнитесь, как кот, лежащий на солнышке, как хитрая лиса; как человек, встретивший друга; как школьник, получивший пятерку, за отличный ответ.

Молодцы!

Занятие 7.

Как вести себя в школе?

  1. Приветствие «Пожелание»

Цель: создает положительный эмоциональный настрой, подготавливает к занятию.

Давайте поздороваемся друг с дружкой так: каждый сейчас по очереди пожелает своему соседу или соседке что-нибудь очень хорошее (может быть событие или еще что-то).

  1. Беседа «Какие правила поведения в школе вы запомнили?»

Цель: выявить запомнившиеся правила, напомнить правила, формирование четкого «свода школьных правил».

  1. Игровая проблемно-практическая ситуация «Где кабинет?»

Цель: репетиция ситуации, которая может вызвать нервное напряжение, выработка способов поведения в этой ситуации.

Представьте себе, что вы направляетесь в свой класс и вдруг понимаете, что не можете вспомнить, как до него дойти (вы ведь только пришли и еще плохо ориентируетесь). Как по вашему, как нужно поступить? Кто хочет попробовать?

  1. Сказка «Школьные правила»

Сейчас я расскажу вам продолжение нашей сказки...

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.

- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! - сказал Еж. - Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

- Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

- А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, - что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

- «Правило» - значит делать правильно! - подвел итог Медвежонок.

- Молодцы! - похвалил всех учитель. - А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

- Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, -улыбаясь, произнес Волчонок. - Как мы вчера с Белочкой.

- Да, и неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. - А я не люблю неприятности.

- Неприятности никто не любит, - подтвердил учитель. - Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

- Как у вас так интересно стихи получаются? - удивился Зайчонок.

- А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

- Конечно согласны! - хором ответили ученики.

- Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать. Правило первое: в школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

- Готово! - обрадовался Лисенок. –

В школе «Здравствуй» говорят.

И с улыбкой дарят взгляд!

- Отлично, Лисенок! Второе правило потруднее: до звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

- Можно я попробую? - предложил Зайчонок. –

До звонка ты приходи

И порядок наводи!

По звонку все дружно в ряд

Ждут учителя, стоят!

- Молодец, Зайчонок! Третье правило: чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

- Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок. -

Друга зря не беспокой.

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

Если хочешь отвечать или важное сказать.

- Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвертое: когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

- Это легко! - воскликнул Волчонок. –

На уроке ждут ответ.

Кто-то, знает, кто-то нет.

Отвечает только тот,

Кого учитель назовет.

- Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем?

Правило пятое, оно уже вам знакомо: играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

- Сейчас моя очередь! - произнесла Белочка. –

Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать:

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть,

Подготовь к уроку все,

Чтоб училось нам легко!

- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников Еж. - Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

  1. Игра «Возьми себя в руки»

Цель: формирование навыка саморегуляции, научить успокаиваться.

«Как только ты почувствуешь, что устал, забеспокоился, понял, что хочется кого-то стукнуть, что-то разломать, сразу вспомни, что есть волшебный способ: «Возьми себя в руки, стань сильным человеком». Обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди. Постой в такой позе с закрытыми глазами, и ты увидишь, что вся злость ушла.

  1. Игра «Рыбки»

Цель: развитие мелкой моторики, способности концентрировать внимание, различать понятия «внутри» и «снаружи».

«Посмотрите, какая стайка рыбок! Давайте закинем сеть и поймаем всех золотых рыбок. А синие рыбки пусть остаются снаружи и плавают дальше. А теперь возьмите маленькие ножницы и вырежьте сеть. Загадайте желание – и золотые рыбки его исполнят.

Занятие 8.

Как себя вести в школе.

  1. Игра-приветствие «Друг к другу»

Цель: создает положительный эмоциональный настрой, подготавливает к занятию, формирует коммуникативные навыки.

Сейчас погуляйте по залу. Когда я скажу: «друг к другу», найдите себе пару по желанию (дети образуют пары). Представьте, что вы давно не виделись. Поприветствуйте друг друга, но слов не произносите (Дети жестами, мимикой изображают встречу.) Как можно поприветствовать друг друга при встрече? (Обняться, положить руку на плечо…)

В волшебной стране Тили-мили-трям приветствуют друг друга по-другому. Как? (Перечисляются «способы» приветствия, дети выполняют действия.) Нос к носу, затылок к затылку, спина к спине, нога к ноге, ухо к уху. Вам понравилась игра?

  1. Какие правила поведения в школе вам не нравятся? Зачем они нужны?
  2. Этюд с содержанием проблемной ситуации «Школа без правил»

Цель: показать детям значение и необходимость правил, сформировать привычку следовать школьным правилам.

Давай те представим себе, что мы попали в необычную школу. В этой школе нет правил. Как вы можете её показать? Так, а теперь давайте подумаем, чему в этой школе можно научиться?

  1. Игра «Воздушный шарик»

Цель: обучение навыкам саморегуляции.

Ты – воздушный шарик. Сейчас ты будешь надуваться. Набери побольше воздуха открытым ртом, а теперь закрой рот и надувай живот, больше, больше. Молодец! А теперь сдувайся! Приоткрой рот и медленно выпускай воздух со звуком «п-ш-ш». Здорово!

Упражнение повторить 3-5 раз.

  1. Пальчиковая игра «Мышка»

Цель: развитие мелкой моторики.

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

  1. Игра «Кричалки – шепталки – молчалки»

Цель: формирование произвольного поведения.

Из разноцветного картона делают 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь - «шепталку» - можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ладонь - «молчалку» - нужно замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Занятие 9.

Школьные страхи.

  1. Приветствие «Передай хорошее настроение»

Цель: создает положительный эмоциональный настрой, подготавливает к занятию.

Давайте поздороваемся друг с другом. Пусть каждый, здороваясь со своим соседом слева, передаст ему «кусочек» хорошего настроения.

  1. Беседа «Что в школе страшного?»

Цель: выявить страхи детей, связанные со школой.

  1. Сказка «Смешные страхи».

Давайте я снова расскажу вам про зверят-первоклассников. Сегодня мы вернемся чуть-чуть в прошлое и узнаем, как прошел их первый день в школе, их первое занятие.

Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно - в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников - это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.

Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.

Около школы учеников встречал учитель Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. «Спасибо!» - произнес учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.

Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.

- Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! - торжественно произнес Еж.

Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место.

- На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, - спокойно произнес Еж. - Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.

Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.

- А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? - прозвучало над заячьим ушком.

- Я? Не-не-не знаю! - дрожащим голосом прошептал Зайчонок.

- Кто тебя так напугал? - забеспокоился Учитель.

- Бра-братишка... - ответил Зайчонок, -он сказал, что в школе меня проучат как следует да еще будут наказывать хворостинками.

Все первоклассники рассмеялись.

- А что еще рассказывал твой братишка про школу? - продолжал спрашивать Еж.

- Он говорил... -уже смелее произнес Зайчик, -что у вас очень острые иголки и что непослушных учеников вы больно ими колете.

Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.

- Да, твой братишка - фантазер! - с улыбкой сказал учитель Еж. - Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

- Наверное... - уже спокойно отвечал Зайчонок, - еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.

- А ты любишь бегать и прыгать? - уточнил учитель.

- Очень! - радостно ответил Зайчонок.

- Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене будешь помогать организовывать подвижные игры для отдыха.

После этих слов прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть.

Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.

  1. Игровая проблемно-практическая ситуация «Ответ у доски»

Цель: профилактика страха отвечать у доски; репетиция ситуации, которая может вызвать напряжение; поиск способов поведения в этой ситуации.

А теперь давайте представим, что мы все в классе на уроке. И кого-то вызывают к доске отвечать…

  1. Игра «Ива на ветру»

Цель: создание атмосферы доверия, развитие уверенности в поддержке сверстников.

Дети становятся в круг, Ива – в центре, ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Тело прямое, расслабленное.

Ива качается на ветру, дети поддерживают её мягкими толчками ладоней (руки полусогнуты на уровне груди).

В роли Ивы должны побывать все дети.

Занятие 10.

Школьные страхи.

  1. Приветствие «Батарейка»

Цель: создает положительный эмоциональный настрой, подготавливает к занятию.

Ребята, давайте сегодня необычно поздороваемся. Все встанем в круг и возьмемся за руки. Дружно скажем «Здравствуйте!» и попробуем почувствовать, как по нашим рукам, через весь круг проходит энергия, как будто мы все – одна большая батарейка. Давайте зарядимся энергией, чтобы хватило на все занятие.

  1. Этюд «Двойка», этюд «Пятерка»

Цель: проиграть ситуации, эмоционально принять роль школьника, сформировать желание хорошо учиться.

Итак, сейчас покажите мне, как выглядит ребенок, который получил двойку (потому что совсем не занимался)? А как выглядит школьник, который получил «пятерку» за отличный ответ, который он старательно подготовил?

  1. Сказка «Школьные оценки»

Учитель на перемене раздал ученикам дневники. У Медвежонка в дневнике красовалась пятерка по математике. Все ученики с удивлением ее рассматривали.

- Цифра как цифра, что в ней такого? - не понимал Лисенок.

- Есть в ней какая-то притягательная сила. Смотрю и восхищаюсь! - любовался Медвежонок.

- Это потому, что тебе эту оценку за хороший ответ поставили, поэтому ты и радуешься! - рассуждал Зайчонок.

А Белочка добавила:

- Теперь все будут знать, какой ты у нас умный. Вот твоя мама обрадуется! Я бы тоже хотела получить пятерку.

- Обязательно получишь! - с уверенностью произнес учитель Еж. - А сейчас поиграем в игру «Хорошо и плохо».

- Это опять о поведении, что ли, говорить будем? - поинтересовался Волчонок.

- Нет, не о поведении, вернее, не только о поведении, - продолжал учитель. - В игре каждый из вас покажет свое отношение к тому, что я скажу. Показывать будем мимикой, то есть выражением своего лица. Если вы хорошо к этому относитесь, то и на лице у вас будет радостная улыбка. А если плохо, тогда хмуро сдвинуты брови.

- А если мне все равно и я никак не отношусь? - спросил Лисенок.

- Тогда твое лицо будет без выражения, равнодушное, - пояснил учитель. - Приготовились?

Еж по очереди называл занятия, пищу, увлечения, игрушки, а ученики мимикой выражали свое отношение.

- Ребята, вы заметили, какие мы все разные и у нас бывают разные оценки одного и того же предмета, но бывают и одинаковые. То, что вы делали сейчас в игре, можно назвать оценкой. Ведь каждый из вас думал и анализировал. Вы оценивали все, что я называл, используя свой личный опыт.

- Да, я очень люблю есть морковку и яблочки, поэтому я мимикой показал свое положительное отношение к этому, - улыбаясь, вспоминал Зайчонок.

- А я хотел сначала показать свое хорошее отношение к такому занятию, как кричать, но потом вспомнил, что меня за это мама поругала, и передумал, - поделился своими мыслями Волчонок.

- А я думаю, что наши родители с помощью своих оценок помогают нам понять, что хорошо и что плохо, - сделал вывод Зайчонок.

- Да, я как посмотрю на маму, так сразу понимаю по ее лицу, правильно я делаю или нет, - сказал Медвежонок.

- А я, когда был маленький, - вспомнил Лисенок, - иногда баловался, и папа мне жестами показывал, чтобы я перестал. Значит, оценивать можно и жестами.

- Ой, а моя мама, - продолжила разговор Белочка, - свое отношение к моим поступкам выражает голосом, то есть интонацией. Она позовет меня по имени, и я сразу понимаю, сердится моя мама или радуется.

- Это действительно так. Вы сами, ваши родители показывают свое отношение мимикой, жестами, интонацией и словами, - подтвердил учитель. - Так мы понимаем друг друга. И когда учатся чему-то новому, чтобы идти правильным путем, наблюдают за оценками окружающих. А как же в школе? Какие в школе оценки?

- Когда я отвечаю, то смотрю на учителя и... на своего соседа, Волчонка, - призналась Белочка. - Если все правильно, то они утвердительно качают головой.

- Но Волчонок иногда ошибается, ведь он тоже учится, поэтому смотри лучше на учителя, - посоветовал Медвежонок.

- А я как услышу такие слова, как «хорошо», «молодец», от учителя, так понимаю, что хорошо справился с заданием, - рассказал о себе Волчонок.

- За весь урок учителю необходимо показать свое отношение к успехам и неудачам каждого ученика. Отметка подтверждает данное отношение, как результат усвоенных знаний и умений, - объяснял Еж. - Отметку часто называют оценкой успеваемости, потому что она помогает ученику, учителю и родителям оценить школьную успеваемость. Это как специальные школьные сигналы.

- Как у моряков или военных? - заинтересовался Зайчонок.

- Наверное, что-то общее есть, - согласился учитель. - Если пятерка - все прекрасно, так держать. Если четверка -хорошо, но можешь еще лучше. Тройка -пора срочно браться за дело, изучать, стараться понять. А двойка - это сигнал бедствия, трудись сам и обращайся за помощью.

- А единица? - поинтересовалась Белочка.

- Сидим на мели, кораблю нужен буксир!!! - пошутил Лисенок.

Ученики дружно рассмеялись. А учитель, улыбаясь, продолжал:

- Вы прекрасно поняли, что такое отметка! Я надеюсь, каждый из вас будет стремиться получать четверки и пятерки!

- А при неудачах обращаться за помощью к учителю и к товарищам? - спросил Зайчонок.

- Конечно, и еще при неудачах помнить о том, что мы учимся, что главное - старание, и все обязательно получится.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

  1. Игра «Воздушный шарик»

Цель: обучение навыкам саморегуляции.

Ты – воздушный шарик. Сейчас ты будешь надуваться. Набери  побольше воздуха открытым ртом, а теперь закрой рот и надувай живот, больше, больше. Молодец! А теперь сдувайся! Приоткрой рот и медленно выпускай воздух со звуком «п-ш-ш». Здорово!

Упражнение повторить 3-5 раз.

  1. Рисунок «Я правильно ответил»

Цель: закрепить положительное отношение к обучению и желание отвечать правильно и учиться хорошо.

Занятие 11.

Трудности нам нипочем.

  1. Приветствие «Батарейка»

Цель: создает положительный эмоциональный настрой, подготавливает к занятию.

Ребята, давайте сегодня поздороваемся, как будто мы большая батарейка. Все встанем в круг и возьмемся за руки. Дружно скажем «Здравствуйте!» и попробуем почувствовать, как по нашим рукам, через весь круг проходит энергия, как будто мы все – одна большая батарейка. Давайте зарядимся энергией, чтобы хватило на все занятие.

  1. Беседа «Трудности – это интересно»

Цель: определить отношение детей к трудностям, сформировать понимание необходимости их решения, профилактика боязни трудностей.

Давайте поговорим о трудностях. Зачем они нужны? Чем они могут помочь? Как с ними быть?

  1. Этюд «Трудное задание»

Цель: формирование уверенного поведения в трудных ситуациях, мотива стремления к успеху, закрепление адекватного отношения детей к трудностям обучения.

  1. Игра «Солнышко».

Цель: развитие способности различать формы, умения добиваться поставленной цели, концентрировать внимание, выполнять графические упражнения.

Видите, сколько здесь разных элементов? Соедините одинаковые элементы плавными и четкими линиями и увидите, кто хочет с вами подружиться.

Занятие 12.

Трудности нам нипочем.

  1. Приветствие «Подари улыбку»

Цель: создает положительный эмоциональный настрой, подготавливает к занятию.

Улыбка - это символ человечности, тепла и согласия. Здороваясь, подарите друг другу улыбку и комплимент.

  1. Беседа «Кто что умеет?»

Цель: выявить ресурсы, которые можно использовать для преодоления трудностей; обратить внимание детей, на то, чем они могут пользоваться; поднятие самооценки, сформировать уверенное поведение в трудных ситуациях.

  1. Игра «Поменяемся местами»

Цель: помочь осознать наличие общих черт с другими людьми.

Все сидят в кругу. Я называю какой-либо признак (цвет глаз, волос, пол и др.). Обладатели названного признака меняются местами.

  1. Игра «Я могу…», «Я делаю лучше всего…»

Цель: сформировать уверенность в своих силах, в возможности справиться с трудностями.

Теперь давайте каждый по очереди закончит фразу, которую я сейчас начну…

  1. Сказка «Шапка-невидимка»

В «Лесной школе» появился еще один новый ученик. Это Мышонок.

Мышонок был очень способным ребенком. Об этом ему постоянно говорили мама с папой, а дедушка с бабушкой всегда восхищались им. «Самый умный, самый находчивый, самый веселый...» - твердили они ему. Пропищит Мышонок пронзительно, а дедушка ликует: « Ты просто соловей у нас!»

Перекувырнется Мышонок через хвостик, а бабушка радуется: «Ой, акробат!» Да и родители говорили, что он точно будет отличником, ведь учится почти с пеленок и все уже знает. И Мышонку на самом деле стало казаться, что он исключительный. Осталось только дождаться того дня, когда будет возможность доказать это всем жителям леса.

В «Лесной школе» его почему-то приняли без восторгов и восхищения. Учитель Еж спрашивал всех учеников. Если Мышонок выкрикивал ответ, перебивая школьников, учитель расстраивался и все равно дожидался ответа других учеников. Мышонок, конечно, тоже отвечал, но ему казалось, что недостаточно часто. И если ответ был верный, то Мышонок гордо вертелся во все стороны, чтобы насладиться вниманием одноклассников. Но ожидания не оправдывались: ни ученики, ни учитель не замечали «гениальности» Мышонка.

Тогда Мышонок решил удивить всех своим «соловьиным» писком. И это ему удалось! Учитель внимательно и строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко рассмеялись. «Вот, наконец-то, - думал Мышонок, - все заметили меня!» Он, забыв об уроке, начал мучительно думать, чем еще поразить окружающих. Особенно Мышонку понравилось, когда Белочка рассмеялась над его прыжком через хвостик во время урока. Только учитель не улыбался, он подошел и тихо спросил проказника:

- Почему ты нам мешаешь?

Но вместо ответа все услышали пронзительный писк Мышонка. Ребята-зверята смеялись, и Мышонок был счастлив. Когда за первоклассниками пришли родители, новый ученик чувствовал себя героем. Учитель Еж спросил у мамы и папы Мышонка, что могут означать его действия. Но увидев восхищение своим сыном в глазах у родителей, он призадумался: «Что же делать? Как помочь Мышонку стать настоящим учеником «Лесной школы»? Ведь пока он поступает, как маленький ребенок, а не как ученик! Как научить его быть терпеливым и выполнять школьные правила? Как научить Мышонка веселить всех на перемене, а не на уроке? Как научить его помогать, а не мешать своим товарищам? Как научить его радоваться успехам своих новых друзей?»

На следующий день учитель Еж начал урок с истории о «шапке-невидимке», которая хранилась в самом секретном месте кабинета директора школы. Эта шапка - невидимая, и она делает невидимыми тех, кто ее надевает. Еж «держал» ее в своих руках и готовился надеть на голову ученику, который всем мешает учиться. Мышонок захотел, чтобы надели ему, в ней он еще больше поразит окружающих. Еж с грустью подошел к парте Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, что ничего особенного не произошло, только ребята-зверята перестали обращать внимание на кривляния Мышонка, да и на звуки тоже. Мышонок старался проказничать изо всех сил, но потом ему это надоело (ведь никто уже не смеялся, не обращал на него внимания). Через некоторое время он стал прислушиваться к заданиям учителя. Пытался их выполнить правильно и захотел выйти с ответом к доске. Но его желания никто не заметил. Мышонок обиделся и надул щеки: «Ну и пусть, они еще пожалеют!» Наконец прозвенел звонок, началась перемена. Когда ученики ушли играть в коридор, учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и «снял» шапку.

- Правда, грустно чувствовать себя в одиночестве, - тихо сказал Еж и добавил: - Порадуй ребят на перемене, поиграй, отдохни вместе с ними, а когда прозвенит звонок на урок, «шапка-невидимка» вновь вернется к тебе, пока ты не научишься помогать друзьям в учебе, а не мешать им.

Мышонок сидел молча и к ребятам играть не пошел. Он думал...

Так прошла перемена, потом прошел урок, на котором всем было интересно. Перед уроком математики Мышонок вновь остался в классе, не играл с ребятами и чувствовал себя самым несчастным. Но вдруг он заметил Белочку, которая никак не могла решить домашнюю задачку.

- Что, пропрыгала дома, а теперь пытаешься задачку решить? - ехидно спросил Мышонок.

- Нет, я вчера весь вечер решала, но ничего не получается! - обиженно ответила Белочка.

Мышонок подошел к Белочке и посмотрел ее решение:

- Хочешь, я помогу тебе?

Белочка молча кивнула. Они вместе справились с задачкой, и Мышонок вновь услышал звонкий, радостный смех Белочки и увидел благодарность в ее глазах! Никогда Мышонок не чувствовал себя таким нужным и взрослым! Ему было очень приятно!

На уроке математики Зайчонок отвечал у доски, а помогать ему учитель Еж пригласил Мышонка. И вновь Мышонок почувствовал себя нужным и увидел благодарность в глазах Зайчонка! Ведь он не отвечал за товарища, не перебивал его, а добавлял и вопросами помогал быстрее вспомнить необходимое. После того как учитель поблагодарил Зайчонка и Мышонка за хорошую работу и пригласил их сесть нам ест а. Мышонок вдруг вспомнил про «шапку-невидимку».

- Что же с ней случилось, почему и куда она исчезла? - удивлялся Мышонок.

А учитель Еж и ребята-зверята дружелюбно улыбались.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Занятие 14.

Учитель – наш друг.

  1. Приветствие «Я рад вас видеть!»

Цель: создает положительный эмоциональный настрой, подготавливает к занятию.

Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

  1. Беседа «Кто такой учитель?»

Цель: выявить представления детей об учителе; сформировать положительное отношение к учителям.

  1. Рисунок «Учитель – мой друг»

Цель: закрепление положительного отношения к учителю.

  1. Этюд «Как задать вопрос учителю?»

Цель: сформировать один из необходимых навыков, показать правила общения с учителем.

  1. Игра «Ладошки»

Цель: развитие мелкой моторики и произвольного внимания; создает веселую, непринужденную атмосферу.

Принцип игры как в «испорченном телефоне», только нужно не шептать какое-то слово на ухо партнеру, а рисовать на его ладошке знак или букву. Он догадывается, что это такое, и передает рисунок дальше. Подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочка и т. п. Получив сообщение-рисунок, последний в цепочке называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют, в каком звене цепи произошло искажение. Задача взрослого - создать веселую, непринужденную атмосферу.

Занятие 15.

Дружный класс.

  1. Приветствие «Друзья»

Цель: создает положительный эмоциональный настрой, подготавливает к занятию.

Ребята, давайте мы сегодня поздороваемся с вами так, как здороваются хорошие друзья, как будто они долго-долго друг дружку не видели и очень соскучились.

  1. Игра «Хороший друг»

Цель: развивать навык налаживать дружеские отношения.

Подумайте о своем хорошем друге, это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. А теперь ответьте:

Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите делать вместе? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?

А теперь ответы на эти вопросы нарисуйте на бумаге.

  1. Игра «Парашют» или игра «Черепаха»

Парашют.

Цель: осознание детьми себя как члена группы.

Дети берутся за края покрывала, в центре которого помещается мяч. Совместными усилиями дети стараются заставить его подпрыгнуть и прокатиться по краям «парашюта» так, чтобы он не упал.

Рефлексия: как надо действовать, чтобы мяч не упал?

Черепаха.

Цель: формирование групповой сплоченности.

Дети встают на четвереньки под большим «черепаховым панцирем» (покрывалом) и пытаются заставить «черепаху» двигаться в определенном направлении (если дети тянут покрывало в разные стороны или двигаются в разном темпе, «черепаха» разваливается).

Рефлексия: почему упал панцирь? Как нужно было действовать?

  1. Упражнение «Чудесные картинки»

Цель: дать возможность увидеть вклад каждого в создании общего; сплочение группы детей.

Дети садятся за стол и начинают рисовать какую-нибудь картину (1 минута). По сигналу каждый ребенок передает свой рисунок соседу справа. Полученный от соседа слева рисунок необходимо дорисовать. Обмениваться рисунками нужно до тех пор, пока они не сделают полный круг.

Обсуждение: понравились ли вам рисунки? Отличаются ли они от тех, которые вы рисуете сами? Чем?

  1. «Ты мне нравишься»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Дети садятся в общий круг. «Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем её плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена! Ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)».

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его следующему, она также произносит добрые слова: Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». Игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Обсуждение:

- легко ли говорить приятные вещи другим детям?

- кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

- дружные ли дети в группе?

- почему каждый ребенок достоин любви?

- что-нибудь удивило тебя в этой игре?

  1. «Мостик дружбы»

Цель: сплочение группы детей, формирование коммуникативных навыков.

Вам нужно по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих нет, ведущий может сам встать в пару с кем-нибудь из детей и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами или ладошками).

Затем психолог спрашивает, кто из детей хотел бы «построить» мостик втроем, вчетвером и т. д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».

Ребята, на этом наши с вами занятия заканчиваются. Я надеюсь, вам понравилось, и вы узнали что-то новое.

Какие у вас остались впечатления?

Использованная литература:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовка ребенка к школе: Задачи, упражнения, диагностика. – М.: А.П.О., 1994. – 64 с.
  2. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  3. Кряжева Н.Л. Готов ли ребенок к школе? – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 192 с.
  4. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников
  5. Пенькова Л.А., Самофалова Т.И., Каратаева Г.М. Изучаю себя, изучаю других// Ребенок в детском саду. – 2004. - №4, с. 75-79.
  6. Стожарова М.Ю. Проблемы формирования «школьной зрелости» дошкольника// Ребенок в детском саду. – 2003. - №6, с. 33-38.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа безопасности" для подготовительной группы

Программа занятий по основам безопасности жизнедеятельности...

Рабочая программа "Школа безопасности" для подготовительной группы

Программа занятий по основам безопасности жизнедеятельности...

Рабочая программа "Школа мяча"

Программа доп. образования в ДОУ...

Рабочие программы "Школа Спорта"

Рабочие программы для развития физических икачеств и укрепления здоровья дошкольника...

Рабочая программа Школа мяча "Мой веселый, звонкий мяч"

Примерная рабочая программа Школа мяча "Мой веселый, звонкий мяч", старший дошкольный возраст....

Рабочая программа школы раннего развития «Уроки в школе радости»

Рабочая программа  школы раннего развития «Уроки в школе радости»...