Психолого - педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Основным методом сопровождения мы считаем взаимную связь между участниками сопровождения, способ практического сопровождения по направлениям сопровождения (индивидуального и системного).
Необходимым условием эффективности сопровождения является активное участие в ней всех участников образовательного процесса. В соответствие с этим работа реализуется в следующих направлениях:
- Профильные специалисты – педагоги.
- Профильные специалисты – обучающиеся.
- Профильные специалисты – родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Применительно к системе образовательной работы МАДОУ ДС №4 «Сказка» система психолого-педагогического сопровождения – это процесс создания условий для оптимального раскрытия потенциальных возможностей каждого обучающегося и коррекция имеющихся нарушений познавательной и эмоционально – волевой сферы.
Основным методом сопровождения мы считаем взаимную связь между участниками сопровождения, способ практического сопровождения по направлениям сопровождения (индивидуального и системного).
Необходимым условием эффективности сопровождения является активное участие в ней всех участников образовательного процесса. В соответствие с этим работа реализуется в следующих направлениях:
- Профильные специалисты – педагоги.
- Профильные специалисты – обучающиеся.
- Профильные специалисты – родители.
1. Реализация системы психолого-педагогического сопровождения с педагогами.
Цель взаимодействия: разработать систему мероприятий по коррекции познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы.
Задачи взаимодействия:
- Взаимодействовать в рамках ПМПк и ТПМПК.
- Оценить уровень эмоционального благополучия ребенка в группе.
- Получить информацию об индивидуально – типологических особенностях ребенка с ОВЗ.
- Обучить педагогов адекватным способам взаимодействия с детьми с ОВЗ и родителями (законными представителями) обучающихся.
- Помочь в создании условий, способствующих развитию познавательных психических процессов и эмоционально – волевой сферы.
- Обучать способам бесконфликтного общения с родителями, коллегами, администрацией.
Реализация основных этапов системного сопровождения.
1 этап - диагностический
Цель: выявление проблем и специфики работы с детьми, имеющими ОВЗ.
Задачи:
- изучить особенности детей с ОВЗ.
- выявить специфику образовательной работы с ОВЗ, отношение педагогов к данной проблеме.
Поставленные задачи решаются методом анализа данных, полученных в ходе анкетирования, наблюдения за педагогической деятельностью педагогов, через анализ документации.
Данная работа дает возможность составить рекомендации для каждой возрастной группы и определить зону взаимодействия.
2. Поисковый этап.
Цель – сбор информации о путях и способах сопровождения ребенка с ОВЗ, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации.
На данном этапе происходит знакомство педагогов с результатами обследования познавательной сферы, взаимодействием детей в группе. Эта работа позволяет составить портрет ребенка с ОВЗ, рассмотреть основные формы и методы работы с ребенком. Поисковый этап длится 1 – 2 недели и заканчивается проведением ПМПК.
3. Консультативно-проективный этап.
Цель – выбор методов сопровождения, прогнозирование эффективности работы, планирование работы, отработка схемы взаимодействия.
Совместно с педагогами, специалисты сопровождения определяют основные методы и формы сопровождения ребенка с ОВЗ, направления работы с детьми с ОВЗ.
На данном этапе проводится наблюдения за общением педагога с детьми, применением различных методов, которые бы стимулировали познавательную активность детей и развивали эмоционально – волевую сферу.
4. Деятельностный этап.
Цель – обеспечение достижения желаемого результата. Координация деятельности все участников сопровождения.
Всеми участниками образовательного процесса реализовывался комплекс психолого-педагогических условий по развития детей с ОВЗ и план взаимодействия профильных специалистов.
5. Рефлексивный этап.
Цель – анализ результатов деятельности.
На данном этапе анализируются основные изменения, которые были выявлены в процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой деятельности. Данные изменения могут быть получены, благодаря:
1.Учету индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.
2.Грамотно разработанных маршрутов индивидуального сопровождения.
2. Реализация системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Основная цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся – развитие у детей дошкольного возраста как определенных личностных качеств (нравственно – волевых, коммуникативных, эмоциональных), так и психических функций, создающих основу для успешного обучения в школе.
Задачи:
1.Развитие познавательных и психических процессов (восприятие, память, внимание, воображение, речи, мышления).
2.Развитие интеллектуальной сферы (мыслительные умения, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление, творческого и аналитического мышления).
3.Развитие эмоциональной сферы. Введение в мир человеческих эмоций.
4.Совершенствование коммуникативных умений.
5.Развитие личностной сферы (самооценка, уверенность в себе).
6.Развитие волевой сферы (произвольность, саморегуляция).
7.Формирование позитивной школьной мотивации.
Первый этап – диагностический.
Цель - выявление индивидуальных психолого - педагогических особенностей детей. Этот этап реализуется в первые две неделе сентября. В процессе педагогической диагностики определяется зона актуального и ближайшего развития ребенка и заполняются карты интеллектуального развития на каждого обучающегося.
Второй этап - анализ полученной информации, проектирование системы работы.
Для работы по сопровождению детей разных возрастных групп разрабатываются планы с конкретизацией задач для каждой группы, индивидуальные маршруты сопровождения.
Третий этап – деятельностный этап.
Формы работы с детьми:
- Коррекционные подгрупповые занятия согласно учебного графика и сетке занятий. Построение плана для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитие ведущего психического процесса.
- Индивидуальная коррекционная работа. Индивидуальное сопровождение развития ребенка направлено на коррекцию имеющихся показателей по результатам диагностики.
Система сопровождения реализуется через игровые занятия, которые имеют свою специфику в задачах и форме проведения в зависимости от возраста детей.
Система сопровождения позволяет строить работу вариативно, учитывая возможности и потребности детской группы и детского сада. Занятия так же проводятся в системе.
Последовательность этапов работы:
- Объединение, эмоциональное сближение детей.
- Развитие системы восприятия.
- Развитие социальных способностей.
- Развитие социальных навыков.
Параллельно с эмоционально – волевой сферой проводится работа с познавательными психическими процессами.
Общая структура системы сопровождения включает 4 основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам, тактике поведения психолога:
1 этап – ориентировочный (установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком). На этом этапе ребенку предоставляется самостоятельность. Средства и методы работы: коммуникация принятия, игры-знакомства.
2 этап – объективирование типичных трудностей развития ребенка.
3 этап – конструктивно – формирующий.
4 этап – закрепляющий.
Одно из условий эффективности работы – интенсивность занятий. Занятия проводятся один раз в неделю с подгруппой до 10 человек. Продолжительность занятий – от 15 до 30 минут.
Для реализации поставленных задач применяются следующие методы:
- Этюды.
- Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
- Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные.
- Творческие игры.
- Дидактические, развивающие игры.
- Чтение художественных произведений.
- Беседы.
- Мини-конкурсы.
- Моделирование и анализ заданных ситуаций.
- Импровизации.
- Рассказ взрослого и рассказы детей.
- Сочинение историй.
- Свободное и тематическое рисование (самовыражение в рисунках).
- Релаксация.
- Наглядные методы.
- Элементы анималотерапии, цветотерапии.
Принципы проведения занятий:
- Занятия проводится в доброжелательной, непринужденной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность.
- На каждом занятии присутствует наглядность (игрушки, пособия, картинки, раздаточный и демонстрационный материал).
- Подаваемый материал носит развивающий и воспитательный характер.
- Материал подается в доступной форме.
- Главное условие эффективности занятий – добровольное участие и положительный эмоциональный настрой.
- Активность каждого ребенка обеспечивается возможностью каждого высказаться. Принимается и обсуждается любой ответ ребенка.
Реализация данной системы психолого-педагогического сопровождения в нашем МДОУ позволяет:
- Осуществить помощь на различных этапах реализации программы;
- Обеспечить взаимоинформированность о возможной проблеме между участниками сопровождения;
- Выработать совместные решения существующей проблемы.
Не всегда удается:
- Вовремя рассмотреть проблему;
- Уделить достаточного внимания детям, составляющим группу детей «норма» (так называемый – средний уровень).
- Своевременно привлечь к решению проблемы родителей.
Четвертый этап – рефлексивный.
На данном этапе проводится подведение итогов работы, анализ работы консилиума, определяются наиболее эффективные методы работы с детьми с ТНР.
3. Реализация системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ - работа с родителями.
Цель взаимодействия: разработать систему сопровождения детей с ОВЗ в семье.
Задачи взаимодействия:
1.Пропаганда знаний об особенностях взаимодействия с ребенком с ОВЗ, воспитания его в семье.
2.Выработка единых подходов к воспитанию детей.
3.Привлечение родителей к определению особенностей детей с ОВЗ.
На всех этапах учитывался уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.
1. Диагностический этап
С целью определения индивидуально – типологических особенностей дошкольника, выявления уровня информированности родителей проводится анкетирование родителей.
2. Поисковый этап
На данном этапе проводился анализ полученных данных, и планирование форм работы с родителями, которые будут наиболее эффективными.
3. Консультативный этап
На данном этапе проведены индивидуальные консультации с родителями. Даны конкретные рекомендации по сопровождению детей, имеющих проблемы в развитии.
4.Деятельностный этап
Были использованы различные методы взаимодействия с родителями. Анализ применяемых форм работы с родителями показал, что наиболее эффективными формами являются: индивидуальные консультации, в процессе которых решается реальные проблемы реального ребенка; открытые занятия.
Эффективной формой работы с родителями считаем проведение родительского собрания в форме игрового или проблемного тренинга. В процессе совместного обсуждения и решения проблемных задач родители совместно с педагогами находят общие способы воздействия на детей, вырабатывают единую линию сопровождения детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта психолого-педагогического сопровождения дошкольника и его семьи
Компоненты комплексного обследования. Составление программы индивидуальной работы с ребёнком и родителями. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи....
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.
Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования....
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников
Презентация для выступления по теме: "Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"....
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольного образования
В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольног...
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с нарушениями речи.
Сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении....
Программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников
Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться в социуме, создает безопасное пространство для общения, способствует повышению уверенности в своих силах. Создаваемая на занятиях ситуация...
Психолого – педагогическое сопровождение дошкольников со статусом «ребенок – инвалид» (из опыта работы МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»)
В России сложилась специфическая ситуация, характеризующаяся увеличением рождаемости детей, имеющих отклонение в психофизическом развитии. Помимо количественного увеличения нарушений в развитии детей,...