«Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов ДОУ по реализации профилактики дислексии и дисграфии у детей старшего возраста»
консультация по коррекционной педагогике

Степынина Наталья Сергеевна

Консультация:

«Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов ДОУ по реализации профилактики дислексии и дисграфии у детей старшего возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

Учитель-логопед

Н.С. Степынина

 

 

 

П. Покровский городок

2019 г.

 

В настоящее время актуальной задачей и насущной потребностью дошкольного образования является тщательная и всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям с нарушениями речи. Основная задача – создание и апробация модели взаимодействия разных специалистов ДОУ в процессе коррекционной работы с ребенком. Вокруг ребенка с нарушениями речи должно образоваться единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь логопеда и других педагогов ДОУ возможна только при условии четкого и правильного распределении задач каждого участника, при условии совместного планировании работы.

Учитель – логопед:

- максимальная коррекция речевых отклонений;

- определение структуры и степени выраженности дефекта;

- постановка и автоматизация звуков;

- профилактика нарушений дислексии, дисграфии;

- оказание консультативной помощи родителям;

- методическая помощь работникам ДОУ.

Воспитатель:

- контроль за речью детей;

- развитие мелкой моторики;

- индивидуальные занятия по профилактике дислексии и дисграфии.

Музыкальный руководитель:

- работа над темпоритмической стороной речи;

- автоматизация и дифференциация звуков в распевках.

Инструктор по физкультуре:

- развитие общей моторики координации движений;

- упражнения на мышечную релаксацию;

- ориентировка в пространстве и на собственном теле;

- развитие зрительного восприятия.

Психолог:

- развитие зрительного гнозиса (моторных зрительных функций, зрительного анализа, синтеза);

- развитие произвольного внимания;

- развитие памяти.

С целью раннего выявления предрасположенности к дислексии проводится профилактический осмотр детей старшей и подготовительной группы с использованием методики раннего выявления дислексии, разработанной А.Н. Корневым. Данная методика помогает выявить задержку формирования многих функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексии и дисграфии.

Приоритетным в работе являются игровые методы и приёмы по профилактике дислексии и дисграфии.

В частности, при изучении букв на занятиях можно использовать следующие игры и задания:

1. «Найди букву». Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и т.д.

2. «На что похожа буква?»

3. Определение правильно и неправильно написанных букв.

4. Называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями.

5. Называние букв, наложенных друг на друга.

6. Дописывание букв.

7. Обведение контура букв, выполненного пунктиром.

8. Реконструирование букв: добавлением элементов, убавлением, изменение пространственного расположения элементов (например: из буквы т получить букву г);

9. Нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки).

10. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек.

11. Изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки и т.д.

12. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене.

13. Письмо буквы на запотевшем стекле, на песке…

14. Ниткография. Изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели.

На занятиях важно заучивать стихотворения о буквах (С. Маршака, С. Михалкова, А. Потаповой)

Для закрепления зрительных образов букв буквы можно соотносить с каким-либо сходным по форме предметом: «о» - с обручем, «з» - со змеей и т.д.

С целью развития памяти психолог может проводить следующие игры и задания:

1. «Запомни, назови». Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова.

2. «Найди картинки». В ряду картинок ребенок находил те, которые называл психолог.

3. Запоминание 3-5 фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других (7-10).

4. Раскладывание 3-4-х картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

5. Раскладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной последовательности.

6. «Чего не стало?». На столе раскладывались 5-6 игрушек, затем одна убиралась, дети отгадывали, какая игрушка исчезла.

7. «Что изменилось?». Раскладывался ряд картинок, некоторые из них незаметно менялись местами, дети определяли, что изменилось.

С целью развития зрительного восприятия:

1. Называние контурных изображений предметов.

2. Игра «Чей силуэт?». Называние недорисованных контурных изображений предметов.

3. «Найди ошибки художника».

4. Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.

5. Распределение изображенных предметов по величине.

6. «Лужайки». Детям предлагают «лужайки» разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета. Дать задание положить картинки на свои «лужайки».

7. «Геометрическое лото». Детям предложить разложить на большой карте, в центре которой нарисована геометрическая фигура, картинка с изображением различных предметов.

8. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

9. Составление разрезанных на части картинок.

10. Нахождение различий в двух картинках.

11. Дорисовывание симметричных изображений.

Виды игр и заданий по закреплению функции фонематического анализа:

1. «Угадай, какой звук потерялся?» (по картинкам).

2. Узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквам ..ОТ, ..ОЗА, ..ЫК, ..ОРОВА (вставить пропущенные буквы в данном слове).

3. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол), картина (тина, кит, танк и т. д.).4. «Цепочка слов». От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом - мак - кот - топор - рот - тарелка и т.п.).

5. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача - придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.

6. Ребусы. Убирая или прибавляя буквы, ребенок из одного слова делает другое (кит - кот, лампа - лапа, стол - ствол).

7. «Угадай имя». Из названий картинок выделить первый звук, назвать полученное слово (например: ива, рот, аист - Ира).

8. Придумать слово к графическим схемам.

9. Разложить картинки под графическими схемами.

Закрепление операций слогового анализа и синтеза проводить с использованием следующих заданий и игр:

1. Определить количество слогов в названных словах - поднять соответствующую цифру.

2. Игра «Домики». Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.

3. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех.

4. Игра «Зашифрованное слово». Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово (например: мама, шина, Надя - машина).

5. Определить пропущенный слог в названии картинок.

6. «Угадай, кто к нам пришел?». Заранее готовятся игрушки, дети - угадывают их по слогам, данным в беспорядке (например: ка - миш, ка - зай).

7. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.

8. Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов.

9. «Телеграф». Ребенок или педагог отстукивают слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово (по картинкам).

Большое внимание необходимо уделить работе над предложением. Можно использовались следующие задания:

1. Составить графическую схему предложения.

2. Придумать по графической схеме предложение.

3. Определить место слова в предложении (какое по счету).

4. Поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов.

5. Составить из двух предложений одно.

С целью формирования осмысленного чтения на занятиях по обучению грамоте можно использовать следующие игры и задания:

1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку.

2. Прочитать слово и ответить на вопрос.

3. Объяснить значение прочитанного слова.

4. Подобрать родственные слова к прочитанному слову.

5. Прочитать название животного, подобрать названия его детенышей.

6. «Фанты». После чтения ребенок выполняет задание, которое указано в фанте.

7. «Письма». Прочитав свое письмо, ребенок отвечает на вопросы или рассказывает содержание письма.

8. «Словесное лото». Ребенок читает слово и закрывает им картинку на большом листе с изображениями предметов.

9. «Магазин». Ребенок читает название товаров и развешивает их под соответствующими предметами или картинками.

10. «Собери в дорогу друга». Дети читают слова в записке и собирают предметы, необходимые другу, зайчику и т.д.

11. Прочитать предложение, текст и показать соответствующую картинку.

12. «Придумай начало сказки», «Придумай конец сказки».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disleksiya_i_disgrafiya.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №43

Консультация:

«Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов ДОУ по реализации профилактики дислексии и дисграфии у детей старшего возраста»

Подготовила и провела:

Учитель-логопед

Н.С. Степынина

П. Покровский городок

2017 г.

В настоящее время актуальной задачей и насущной потребностью дошкольного образования является тщательная и всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям с нарушениями речи. Основная задача – создание и апробация модели взаимодействия разных специалистов ДОУ в процессе коррекционной работы с ребенком. Вокруг ребенка с нарушениями речи должно образоваться единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь логопеда и других педагогов ДОУ возможна только при условии четкого и правильного распределении задач каждого участника, при условии совместного планировании работы.

Учитель – логопед:

- максимальная коррекция речевых отклонений;

- определение структуры и степени выраженности дефекта;

- постановка и автоматизация звуков;

- профилактика нарушений дислексии, дисграфии;

- оказание консультативной помощи родителям;

- методическая помощь работникам ДОУ.

Воспитатель:

- контроль за речью детей;

- развитие мелкой моторики;

- индивидуальные занятия по профилактике дислексии и дисграфии.

Музыкальный руководитель:

- работа над темпоритмической стороной речи;

- автоматизация и дифференциация звуков в распевках.

Инструктор по физкультуре:

- развитие общей моторики координации движений;

- упражнения на мышечную релаксацию;

- ориентировка в пространстве и на собственном теле;

- развитие зрительного восприятия.

Психолог:

- развитие зрительного гнозиса (моторных зрительных функций, зрительного анализа, синтеза);

- развитие произвольного внимания;

- развитие памяти.

С целью раннего выявления предрасположенности к дислексии проводится профилактический осмотр детей старшей и подготовительной группы с использованием методики раннего выявления дислексии, разработанной А.Н. Корневым. Данная методика помогает выявить задержку формирования многих функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексии и дисграфии.

Приоритетным в работе являются игровые методы и приёмы по профилактике дислексии и дисграфии.

В частности, при изучении букв на занятиях можно использовать следующие игры и задания:

1. «Найди букву». Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и т.д.

2. «На что похожа буква?»

3. Определение правильно и неправильно написанных букв.

4. Называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями.

5. Называние букв, наложенных друг на друга.

6. Дописывание букв.

7. Обведение контура букв, выполненного пунктиром.

8. Реконструирование букв: добавлением элементов, убавлением, изменение пространственного расположения элементов (например: из буквы т получить букву г);

9. Нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки).

10. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек.

11. Изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки и т.д.

12. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене.

13. Письмо буквы на запотевшем стекле, на песке…

14. Ниткография. Изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели.

На занятиях важно заучивать стихотворения о буквах (С. Маршака, С. Михалкова, А. Потаповой)

Для закрепления зрительных образов букв буквы можно соотносить с каким-либо сходным по форме предметом: «о» - с обручем, «з» - со змеей и т.д.

С целью развития памяти психолог может проводить следующие игры и задания:

1. «Запомни, назови». Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова.

2. «Найди картинки». В ряду картинок ребенок находил те, которые называл психолог.

3. Запоминание 3-5 фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других (7-10).

4. Раскладывание 3-4-х картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

5. Раскладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной последовательности.

6. «Чего не стало?». На столе раскладывались 5-6 игрушек, затем одна убиралась, дети отгадывали, какая игрушка исчезла.

7. «Что изменилось?». Раскладывался ряд картинок, некоторые из них незаметно менялись местами, дети определяли, что изменилось.

С целью развития зрительного восприятия:

1. Называние контурных изображений предметов.

2. Игра «Чей силуэт?». Называние недорисованных контурных изображений предметов.

3. «Найди ошибки художника».

4. Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.

5. Распределение изображенных предметов по величине.

6. «Лужайки». Детям предлагают «лужайки» разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета. Дать задание положить картинки на свои «лужайки».

7. «Геометрическое лото». Детям предложить разложить на большой карте, в центре которой нарисована геометрическая фигура, картинка с изображением различных предметов.

8. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

9. Составление разрезанных на части картинок.

10. Нахождение различий в двух картинках.

11. Дорисовывание симметричных изображений.

Виды игр и заданий по закреплению функции фонематического анализа:

1. «Угадай, какой звук потерялся?» (по картинкам).

2. Узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквам ..ОТ, ..ОЗА, ..ЫК, ..ОРОВА (вставить пропущенные буквы в данном слове).

3. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол), картина (тина, кит, танк и т. д.).4. «Цепочка слов». От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом - мак - кот - топор - рот - тарелка и т.п.).

5. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача - придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.

6. Ребусы. Убирая или прибавляя буквы, ребенок из одного слова делает другое (кит - кот, лампа - лапа, стол - ствол).

7. «Угадай имя». Из названий картинок выделить первый звук, назвать полученное слово (например: ива, рот, аист - Ира).

8. Придумать слово к графическим схемам.

9. Разложить картинки под графическими схемами.

Закрепление операций слогового анализа и синтеза проводить с использованием следующих заданий и игр:

1. Определить количество слогов в названных словах - поднять соответствующую цифру.

2. Игра «Домики». Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.

3. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех.

4. Игра «Зашифрованное слово». Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово (например: мама, шина, Надя - машина).

5. Определить пропущенный слог в названии картинок.

6. «Угадай, кто к нам пришел?». Заранее готовятся игрушки, дети - угадывают их по слогам, данным в беспорядке (например: ка - миш, ка - зай).

7. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.

8. Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов.

9. «Телеграф». Ребенок или педагог отстукивают слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово (по картинкам).

Большое внимание необходимо уделить работе над предложением. Можно использовались следующие задания:

1. Составить графическую схему предложения.

2. Придумать по графической схеме предложение.

3. Определить место слова в предложении (какое по счету).

4. Поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов.

5. Составить из двух предложений одно.

С целью формирования осмысленного чтения на занятиях по обучению грамоте можно использовать следующие игры и задания:

1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку.

2. Прочитать слово и ответить на вопрос.

3. Объяснить значение прочитанного слова.

4. Подобрать родственные слова к прочитанному слову.

5. Прочитать название животного, подобрать названия его детенышей.

6. «Фанты». После чтения ребенок выполняет задание, которое указано в фанте.

7. «Письма». Прочитав свое письмо, ребенок отвечает на вопросы или рассказывает содержание письма.

8. «Словесное лото». Ребенок читает слово и закрывает им картинку на большом листе с изображениями предметов.

9. «Магазин». Ребенок читает название товаров и развешивает их под соответствующими предметами или картинками.

10. «Собери в дорогу друга». Дети читают слова в записке и собирают предметы, необходимые другу, зайчику и т.д.

11. Прочитать предложение, текст и показать соответствующую картинку.

12. «Придумай начало сказки», «Придумай конец сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.

Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный  слух.- Совершенствовать умение сост...

Конспект подгруппового занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи

Конспект подгруппового занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключениемобщее недоразвитие речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением...

Профилактика дислексии и дисграфии для детей с ОНР

По разным данным несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервно-психического здоровья. При этом у 2-10% учеников общеобразовательной школы препятств...

Профилактика дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи.

Конспект рекомендуется для работы учителям-логопедам. Может использоваться и воспитателями массовых групп, с целью  дифференциации свистящих звуков "С","З". В конспекте предла...

Профилактика дислексий и дисграфий у детей дошкольного возраста

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Сред...