Статья "Особенности формирования связной речи у детей с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике

Ирина Александровна Чистякова

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития связной речи у детей с ОВЗ, которые необходимо учитывать педагогам, работающим в коррекционных учреждениях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Особенности формирования связной речи у детей с ОВЗ.

       Овладение речью представляет собой сложный процесс, зависящий от многих факторов. Формирование речевой деятельности возможно при определенном уровне развития головного мозга, слуховой функции, артикуляционного аппарата ребенка, и как известно, включает три компонента: звуковую сторону, словарь, грамматический строй.

       Звуковую сторону речи составляют: система фонем данного языка, голос, темп речи, пауза, интонация. Словарь – достаточный объем слов, накопленный речевой практикой. Грамматический строй – оформление слов в предложения по законам данного языка.

      Все три компонента находятся в тесном единстве. Нарушение звукопроизношения тормозит формирование словаря и грамматического строя речи. Недостаточно сформированный, «бедный», словарь ограничивает возможности логопатов в усвоении грамматических норм языка. Логопедам приходится исправлять нарушения в любом звене речевого развития.                                                                                                                          

Вопрос формирования связной речи у детей с ОВЗ (нарушениями речевого развития, ЗПР, снижением интеллекта) вызывает немало затруднений.    

Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности.  Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно.

Л.Н. Ефименкова подчеркивает: «Поскольку речевое развитие связано неразрывно с развитием мышления, то при различных формах недоразвития речи мы имеем дело с недоразвитием мышления первичного или вторичного характера».

     В работах многих авторов отмечается, что становление связной речи у детей с интеллектуальным недоразвитием осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями (М.Ф. Гнездилов, Л.Н. Ефименкова, В.Г. Петрова и др.). Такие дети довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи, на этапе ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию, даже при условии логопедической помощи, протекает у этих детей очень трудно и во многих случаях затягивается вплоть до обучения в школе. В процессе связной речи такие дети нуждаются в постоянной стимуляции со стороны педагога, в систематической помощи, которая проявляется либо в форме вопросов, либо в подсказке.

     Наряду с нарушениями познавательной деятельности, немаловажную роль, в недоразвитии связной речи играет недостаточная сформированность диалога. Диалогическая речь, как известно, предшествует монологической и подготавливает ее развитие.                                                                                                                                                    

Дети с интеллектуальным недоразвитием часто не осознают необходимости ясно и четко передавать содержание события так, чтобы оно было понятно собеседнику. Другая причина заключается в том, что речевая активность данной категории детей быстро истощается. Недостаточность волевой сферы этих детей играет определенную роль в нарушении протекания речевых высказываний. Если у них пробуждается интерес к теме высказывания, то заметно улучшается оформление самого высказывания.

     Работая над развитием связной речи, мы решаем задачу коррекции мышления. По мнению Л.Н. Ефименковой: «… устанавливая причинно-следственные связи между предметами и явлениями, отраженными во фразе или рассказе, мы развиваем логическое мышление.   Подвергая сравнительному анализу предметы и явления, воспитываем аналитическое мышление.  Побуждая детей наблюдать и обобщать отдельные языковые явления, формируем синтетический способ мышления».

     Главная функция речи – коммуникативная (функция общения между людьми). В зависимости от изменения форм этого общения изменяются и формы речи. Сначала ребенок общается лишь с близким окружением. Смысловое содержание его речи становится понятным, если учитывать конкретную ситуацию.  Это ситуативная речь. Затем появляется потребность передать более обширное смысловое целое (объяснение, описание, рассказ), предназначенное для постороннего слушателя. Это и есть момент появления связной речи. Ситуативную и связную речь нельзя противопоставлять. Они сосуществуют, но употребляются каждая в зависимости от цели сообщения. Основной речевой единицей ситуативной речи является фраза, часто неполная, с включением указательных слов (здесь, там, этот, тот, такой и т.д.) или личных местоимений (он, она, они). Вынесенные за пределы ситуации, данные слова требуют уточнения.

     Формирование связной речи - сложный и многоэтапный процесс. И начинается он с работы над фразой. Важно научить ребенка пользоваться полной, законченной фразой, кратко и точно формулирующей мысль.                                                                                    

Отправной точкой в этой работе будет простая двусоставная фраза (предмет – действие). Большинство детей, с ОВЗ владеют простой фразой. Опираясь на «сохранное звено», мы можем двигаться вперед, постепенно распространяя предложение, увеличивая количество слов в нем, отрабатывая основные грамматические категории и виды связи. Овладев конструкциями простого, распространенного предложения, ребенок способен усвоить конструкции сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. После этого синтаксические единицы закрепляются в диалогической речи. Диалог, как основная форма ситуативной речи, является подготовкой к речи связной.  

     Связная речь(монологическая) имеет много форм: рассказы об увиденном и пережитом, описание предметов и явлений, пересказы прочитанного, рассказы по картинкам, устные сочинения.

     Приступая к работе над формированием связной речи, логопед (педагог) должен четко представлять трудности, характерные для детей с нарушением речевого развития. Появившаяся у таких детей фраза отличается малой распространенностью, стереотипностью конструкций, аграмматичностью. У детей с ТНР отсутствует умение вести диалог. Возможными причинами этого является инертность нервных процессов, снижение коммуникативных потребностей, либо осознание своего дефекта.

     Связная речь не может быть воспитана сама по себе, без систематических и целенаправленных занятий. При планировании занятий педагог должен учитывать речевое и общее развитие ребенка, его возраст, интересы, школьный опыт, условия жизни.

     В результате правильно организованной работы специалист, работающий с ребенком, добьется не только коррекции мышления и речи, но и коррекции личности в целом.  

Литература:

1.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».        

   М., Владос,2006.                                                                                              

2. Гаврилушкина О.П. «Диалогическое взаимодействие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».

   Логопедия ХХI века материалы симпозиума.  РГПУ им. Герцена 2006

3. Соловьева Л.Г. «Возрастная динамика диалогического взаимодействия дошкольников с ОНР».    

    Логопедия ХХI века   материалы симпозиума.  РГПУ им. Герцена 2006          

4. Ковшиков В.А. «Сравнительная характеристика речевых нарушений у детей с ЗПР и астенической формой олигофрении».  

Дефектология. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Л., 1970              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт исппользования настольного театра в качестве вспомогающего звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт использования настольного театра как вспомогательного звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Мнемотехника, как один из современных и эффективных методов, обеспечивающих успешное освоение детьми  знаний об окружающем мире и развитие связной речи....