Программа по психологической подготовке детей к школе «Будущий первоклассник»
рабочая программа по коррекционной педагогике
Актуальность программы заключается в том, что психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Задачи:
-Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
- Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №73 «Малыш»»
ПРОГРАММА
по психологической подготовке детей к школе
«Будущий первоклассник»
Подготовила:
педагог-психолог
Морозова Е.А.
Смоленск
Пояснительная записка
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.
Особое место в процессе формирования социальной компетентности подрастающего поколения занимает игровая деятельность.
Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.
Для того, чтобы прогнозировать успешность обучения ребенка в школе, необходимо учитывать способность к анализу и синтезу материалов. Представленных в виде рисунков, графиков, таблиц и схем. Важны также: умение проводить аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность ребенка. Следует учитывать уровень развития внимания. Зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации), мелкой моторики руки.
Актуальность программы заключается в том, что психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Задачи:
-Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
- Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка..
Возрастная категория участников программы: 6-7 лет.
Срок реализации программы 1 год
Образовательные возможности программы
Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности: тонкой моторики рук, внимания, памяти, мышления, речи.
Построена программа в форме развивающих занятий с учетом:
- возрастных и личностных особенностей детей;
-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ.
Занятия построены в форме тренингов, что вызывает у детей интерес, т.к. этонезнакомая для них форма работы.Для снижения утомляемости проводятся пальчиковые, дыхательные гимнастики, физкультминутки.На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения
Программа состоит из следующих этапов работы:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
(сентябрь)
РАЗВИВАЮЩИЙ (коррекционно – развивающие занятия)
(октябрь-апрель)
В неделю 1 занятие – 30-35 минут.
За счет того, что деятельность постоянно меняется, дети данной возрастной группы легко проводят данное время и не устают.
Программа рассчитана с учетом возрастных особенностей. Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает следующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание», «Память», «Мышление», «Речь». На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Данную программу ведет педагог-психолог.
При составлении программы «Скоро в школу» учитывается принцип комплектности методов психологического воздействия, который утверждает не только необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии, но и активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в данной программе. Ведь окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы
К концу обучения по данной рабочей программе предполагается сформированность интеллектуальной активности, а также наличие у воспитанников следующих качеств:
- организованность, аккуратность;
- внимание, способность к длительному сосредоточению (15-20 мин.);
- сообразительность, любознательность;
- развитая речь и хорошее воображение;
- хорошая память;
- моторная ловкость;
- дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми;
- начальные навыки счета и чтения;
- умение сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу;
- эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции ребенка.
Критерии оценки:
В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны психики ребенка, закладывается фундамент для его дальнейшего роста. Можно назвать три основных направления психического развития дошкольника: личность, деятельность и общение.
Методики, применяемые для изучения особенностей психического развития дошкольников, направлены:
1) На изучение познавательных процессов: внимание, память, мышление;
2) На изучение важнейших сфер личности ребенка: самооценка ребенка, уровень тревожности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Цели | Содержание |
1 | Занятие 1 | развитие мышления, произвольности познавательных психических процессов (внимания, памяти), развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции.
| 1. Игра «Именной круг» 2.Игра «Пчелы» 3.Упражнение «Загадки» 4.Игра«Воздух – земля –огонь – вода»» 5.Упражнение «Задачи - шутки» 6.Упражнение «Помоги судье» 7.Упражнение «Школа животных» 8.Упражнение «Разноцветный лист» 9.Рефлексия |
2 | Занятие 2 | развитие логического мышления, памяти, внимания, речи, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию, релаксация и развитие воображения. | 1. Игра «Подбери парные картинки» 2.Игра «Овощи» 3.Игра «Запомни картинки» 4.Упражнение «Порхание бабочки» 5. Рефлексия |
3 | Занятие 3 | развитие внимания, развитие зрительной памяти, логического мышления и речи, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию, релаксация и развитие воображения | 1. Игра «Поставь пальчик» 2.Игра «Фрукты» 3.Упражнение «Выложи картинки по порядку, найди лишнюю картинку» 4.Упражнение «Тихое озеро» 5.Рефлексия |
4 | Занятие 4 | развитие смысловой и слуховой памяти, развитие словесно - логического мышления, произвольности внимания, развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, поднятие самооценки. | 1.Упражнение «Кто что вспомнит?» 3.Упражнение «Части суток» 4.Методика «10 слов» 5.Методика «Пары слов» 6.Упражнение «Что раньше, что позже?» 7.Упражнение «Нарисуй недостающую фигуру» 8.Упражнение «Загадки» 9. Игра «Пчелы» 10.Упражнение «Задачи – шутки» 11.Упражнение «Что получится?» 12.Рефлексия |
5 | Занятие 5 | развитие слухового внимания, памяти, мышления и речи, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию, релаксация и развитие воображения. | 1. Игра «Что это» 2.Упражнение «Посуда» 3.Упражнение «Нарисуй и зачеркни» 4.Упражнение «Необычная радуга» 5.Рефлексия |
6 | Занятие 6 | развитие смысловой памяти,развитие мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков, развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции. | 1. Игра «Зеркало» 2.Игра «Будь внимательным» 3.Упражнение «Обобщающие слова» 4.Игра «Большой – маленький» 5.Упражнение «Рассказываем сказку» 6.Упражнение «Занимательные задания» 7.Игра «Изобрази животных» 8.Игра «Мгновенное построение» 9.Рефлексия |
7 | Занятие 7 | развитие памяти, развитие мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков, развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, поднятие самооценки | 1. Разминка 2.Упражнение «Дорисуй нужную фигуру» 3.Упражнение «Выкладываем из счетных палочек» 4.Упражнение «Пропущенные цифры» 5.Упражнение «Третий лишний» 6.Упражнение «Зашифрованные слова» 7.Игра «Вратари» 8.Игра «Ищем нелепости» 9.Рефлексия |
8 | Задание 8 | развитие памяти, развитие мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков, развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, поднятие самооценки | 1. Разминка 2.Упражнение «Что нужно осенью?» 3.Упражнение «Разложи предметы» 4.Упражнение «Аквариум» 5.Упражнение «Выкладываем из счетных палочек» 6.Игра «Ах, какой я молодец!» 7.Упражнение «Дорисуй до предмета-1» 8.Рефлексия |
9 | Занятие 9 | развитие мышления, памяти, внимания и речи, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию; релаксация, развитие воображения | 1. Игра «Что это» 2.Игра «Транспорт» 3.Упражнение «Нарисуй и зачеркни» 4.Упражнение «Что мы представляем, когда слушаем музыку» 5.Рефлексия |
10 | Занятие 10 | изучение мотивационной готовности к школе, развитие мышления, произвольности внимания и памяти, развитие математических навыков, развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, поднятие самооценки | 1.Упражнение «Я хожу в школу, потому что» 3.Упражнение «Найди 5 отличий» 4.Упражнение «Запомни за 20 секунд» 5.Упражнение «Запомни стихотворение» 6.Упражнение «Дай ответ на вопрос» 7.Упражнение «Раскрась правильно» 8.Упражнение «Продолжи ряд – 1» 9.Упражнение «Обобщающие слова» 7.Рефлексия |
11 | Занятие11 | развитие зрительной памяти,развитие мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков, развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, поднятие самооценки | 1.Упражнение «Перепутанные линии» 2.Упражнение «Запомни за 10 секунд» 3.Упражнение «Найди лишнюю картинку» 4.Игра «Потолок, пол, нос» 5.Упражнение «Называйте подходящие слова» 6.Упражнение «Треугольники» 7.Рефлексия |
12 | Занятие 12 | развитие зрительной памяти,развитие мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков, развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, формирование адекватной оценочной деятельности. | 1.Разминка 2.Упражнение «Найди 7 отличий» 3.Методика «10 слов» 4.Игра «Птичка» 5.Упражнение «Продолжи ряд -2» 6.Упражнение «Выбери нужного человечка» 7.Упражнение «Зашифрованные слова» 8.Игра «Мгновенное построение» 9.Упражнение «Оценка» 10.Рефлексия |
13 | Занятие 13 | развитие зрительной памяти,развитие словесно - логического мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков, развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, формирование адекватной оценочной деятельности | 1.Разминка 2.Упражнение «Найди двух одинаковых котов» 3.Упражнение «Добавляйте пропущенные слова» 4.Упражнение «Загадки» 5.Игра «Летал – не летал» 6.Упражнение «Составь пары» 7.Упражнение «Дорисуй до предмета -2» 8.Упражнение «Кто где живет» 9.Упражнение «Оценка» 10.Рефлексия |
14 | Занятие 14 | развитие опосредованного запоминания, развитие словесно - логического мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков, развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, формирование адекватной оценочной деятельности | 1.Разминка 2.Упражнение «Найди 10 отличий» 3.Упражнение «Помоги художнику» 4.Методика «Опосредованное запоминание» 5.Упражнение «Выкладываем из счетных палочек» 6.Упражнение «Дорисуй узоры» 7.Упражнение «Пропущенные цифры-2» 8.Игра «Ах, какой я молодец!» 9.Упражнение «Оценка» 10.Рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/15/picture-647577-1592197230.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологической подготовке детей к школе « Психологическая азбука»
Рабочая программа, учебно-тематическое планирование на год. Примерный конспект занятия....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/14/picture-751879-1578994694.jpg)
«Психологическая подготовка детей к школе. Я — первоклассник»
План-конспекторганизации совместной непосредственной образовательной деятельности по подготовке детей к школе в рамках реализации ФГОС ДОО. Тема: «Психологическая подготовка детей к школе. Я...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/27/picture-920661-1735286122.jpg)
Авторская рабочая программа по развитию психологической готовности детей к школе «Будущий первоклассник…»
Задачи программы:1. Развитие психологической и ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-230225-1364403981.jpg)
Памятка для родителей: "Психологическая подготовка детей к школе. Игры для будущих первоклассников."
Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/29/picture-1155935-1619707047.jpg)
Развивающая программа детско-родительского клуба с детьми и родителями подготовительных групп «Психологическая подготовка детей к школе. Я – будущий первоклассник»
В данной программе представлены занятия-встречи с детьми подготовительных групп и их родителями. В ходе таких занятий дети получачают возможность привыкнуть к роли ученик, а родители - наблюдать за св...
Психологическая подготовка детей к школе. Игры для будущих первоклассников
Памятка для родителей Психологическая подготовка детей к школе Игры для будущих первоклассников...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1309009-1638086230.jpg)
Психологическая подготовка детей к школе Игры для будущих первоклассников
Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья...