РП Творческая мастерская
рабочая программа по коррекционной педагогике

Ксения Сергеевна Ковальчук

Коррекционно-развивающая программа по творческому развитию для детей с УО "Творчкская мастерская"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт- Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания

«Дом - интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №2»

Принята 

на заседании  Педагогического cовета  № ________ от «____» ______________ 2019г.

Утверждаю

Директор СПб ГБСУ СО

«Детский Дом- интернат №2»

  ___________ И.В. Дерябина

Приказ № ___________        

от «____» ___________2019 г.

Рабочая

коррекционно-развивающая

программа

«Творческая мастерская»

на 2020 год

 

Группа №4

                                                                                                                                                   

                                                                           

      Составитель:   Ковальчук К.С.

                                                                                                                                                                                                             

                                            Должность:  воспитатель            

                                                                                                                                                                   

Петергоф

2019

Пояснительная записка

Рабочая коррекционная  развивающая  программа «Творческая мастерская» разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019);
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (ред. от 01.05.2019)
  • СанПин 2.1.2.3358-16 "Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания" (с изменениями на 2 мая 2017 года)

Программа  «Творческая мастерская» носит социально – педагогическую  направленность  

Актуальность.

В последние годы в специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно растёт интерес к изучению социально-эмоционального развития и внутреннего мира ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Актуальность данной программы состоит в том, что возможности рисования и декоративной работы с детьми с ОВЗ являются эффективной формой реабилитации ребенка-инвалида, способствуют улучшению морально-психологического состояния, расширению положительной эмоциональной сферы ребенка, развитию мышечного тонуса и координации движений, повышению уровня умственного развития. Занятия проходят в игровой познавательной форме. Согласно данной программе, используются различные нетрадиционные материалы, такие как, ткань, печатные издания, природные материалы, вата, соль и т.д. 

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при реализации становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию художественного сознания, способствует навыкам письма и художественной деятельности. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия с детьми с ОВЗ соответствуют цели художественного образования: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Адресат программы: программа рассчитана на  получателей  социальных услуг в возрасте от 8 до 17 лет, имеющих разные знания и умения не только в силу возраста, но и в силу  индивидуальных психофизических особенностей.

Цель обучения:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация);
  • развитие эмоционального отклика на продукты детского творчества   

Задачи:

Рисование. Формировать интерес к рисованию. Учить фиксировать взгляд на полученном изображении, учить узнавать знакомые предметы в изображении. Учить следить за процессом рисования воспитателем. Продолжать формировать навыки самостоятельного рисования: мазки, штрихи, черкание. Продолжать учить детей правильно держать карандаш. Учить выполнять манипуляции по словесной инструкции: «Возьми карандаш», «Нарисуй травку». Упражнять детей в проведении прямых  линий. Учить пользоваться всем пространством листа бумаги. Учить оказывать посильную помощь в уборке после занятия (собрать карандаши в стаканчик, собрать рисунки и отдать воспитателю). Знакомить детей с нетрадиционными формами рисования: рисование на крупе, рисование пальчиками. Развивать мелкую моторику рук.

Лепка. Знакомить детей со свойствами пластилина. Учить раскатывать между ладонями (колбаска). Вызывать у ребенка стойкий интерес к лепке воспитателей готового образца (обыгрывание педагогом образца). Продолжать знакомить детей е другими материалами лепки: тестом, глиной. Развивать мелкую моторику рук используя сухой бассейн, бумагу.

Аппликация. Воспитывать интерес к аппликации. Познакомить детей с клеем, кистью. Учить выполнять аппликацию совместно со взрослым «рука в руке». Учить прослеживать взглядом за действиями воспитателя: набираем клей, приклеиваем, наносим клей на поверхность детали. Учить детей пользоваться салфеткой. Учить располагать готовые формы в центре листа.

Организационная структура: программа рассчитана на 99 часов

Занятия проводятся  два раза в неделю по вторникам и пятницам. Продолжительность занятия  35 минут. Занятия проводятся в форме индивидуальных и  групповых занятий. При организации коррекционных занятий предполагается исходить из психического и эмоционального статуса получателя социальных услуг, на который могут влиять время года, климатические условия региона. Задания подбираются с учетом  индивидуальных возможностей каждого получателя социальных услуг по принципу от простого  к сложному.

Учебно–тематический план

Рисование

Тема

Кол-во часов

1.

Введение. Что такое нетрадиционные техники рисования.

1

2.

Пальчиковая живопись.

5

3.

Рисование пшеном, рисом и т.д.

4

4.

Граттаж черно-белый.

3

5.

Печать-клише.

3

6.

Рисование по сырому. Рисование по мятому листу.

5

7.

Рисование мыльной пеной, пузырями.

3

8.

Кляксография.

3

9.

Разработка и освоение новой техники рисования (кляксографияиграттаж).

4

10.

Ниткография.

3

11.

Рисование способом  «Тычка».

4

12.

Отпечатывание листьев. Смешивание красок.

4

13.

Рисование клеем.

3

14.

Искусство набрызга.

4

15.

Оформление и выставка творческих работ.

1

Итого:

50

Аппликация. Лепка.

Тема

Кол-во часов

1.

Аппликация из ваты и ватных дисков.

5

2.

Аппликация из геометрических фигур.

7

3.

Рисование пластилином.

4

4.

Работа с ножницами.

5

5.

Лепка из пластилина.

7

6.

Лепка из соленого теста.

6

7.

Аппликация из природных материалов на картоне.

7

8.

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

7

9.

Оформление и выставка творческих работ.

1

Итого:

49

Используемые техники рисования

Техника

Описание

Образец

Монотипия.

Слово «монотипия» состоит из двух греческих. «Monos» — один, «typos» — отпечаток.Мы пытаемся найти образ вслучайном отпечатке. Так же техника используется для зеркального отражения объектов. С ее помощью можно нарисовать симметричные предметы или отражение на водной глади.

izob

Рисование мыльной пеной.

Краска смешивается с жидким мылом и выдувается при помощи трубочки для коктейля на лист.

C:\Users\Елена\Pictures\595925_original.jpg

Рисование мыльными пузырями.

Для этого в растворы мыльной воды добавляются краски или пищевой краситель. Берем соломинку для коктейлей и начинаем пенить раствор, чтобы пузыри поднялись в стаканчике. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене. Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам. Для творчества лучше брать плотную бумагу, а еще лучше бумагу для акварели.

C:\Users\Елена\Pictures\mylnie_pusyri_3.jpg

Отпечатывание листьев, и др.

Покрываем лист дерева красками одного цвета или разными цветами со стороны выпуклых прожилок, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Затем лист дерева прикладываем окрашенной стороной к бумаге, стараясь не сдвигать его с места, иначе отпечаток будет нечётким, смазанным. Для получения отпечатка плотно прижимаем лист к бумаге. Затем берём листочек за черенок и осторожно снимаем его с поверхности бумажного листа.

C:\Users\Елена\Pictures\45d945d88ebb.jpg

Печать-клише.

Для ее исполнения, кроме красок, понадобится заранее подготовленный деревянный брусок, который удобно будет держать в руке. На гладкий конец бруска наклеивается картон, а уже на него мастерятся и прикрепляются узоры. Материалом для их изготовления может послужить веревка или же бумага. Кроме того, можно превратить в печати различные подручные средства, например, баночки из-под маминого крема с рельефным узором на крышке, старые чайные ложечки с рельефным узором, плоские ракушки и многое другое.

C:\Users\Елена\Pictures\411.jpg

Рисование по сырому.

Техника, где краска наносится на увлажнённую поверхность. В основном применяется для создания эффекта мягкого размытого фона на картинке.

C:\Users\Елена\Pictures\6асм.jpg

Рисование по мятому листу.

Дети сами аккуратно сминаютлист бумаги, расправляют и рисуют на нем.

C:\Users\Елена\Pictures\i4KKHM3G8.jpg

Рисование по воску.

Для рисования по воску потребуется акварель и воск (восковые карандаши или обыкновенные свечи). Изображается какой-нибудь несложный узор на листке бумаги, а затем закрашивается акварелью. Там, где был нанесен воск, краска не ляжет - и на цветном фоне останется прозрачный рисунок.

C:\Users\Елена\Pictures\ee44551c47b7a6ce0b19b96be96284b9.jpg

Рисование набрызгом.

Рисунок в этой технике выполняется жесткой кистью или зубной щеткой. Обмакиваем кисть в гуашь и разбрызгиваем по листу.

C:\Users\Елена\Pictures\набрызг.jpg

Искусство граттажа.

Граттаж – в переводе с французского (скрести, царапать), техника процарапывания рисунка по навощенной бумаге. Лист грунтуется воском, затем мелом (чтобы обезжирить лист). Грунтовка гуашью. Работа по этой основе будет проводиться палочкой, ручкой, зубочисткой.

C:\Users\Елена\Pictures\2457842-91c0ea16557a4705.jpg

Пальчиковая живопись.

Делая отпечатки пальцев, ладоней на бумаге, можно создавать яркие образы животных, сказочных птиц, цветов и т.д.

C:\Users\Елена\Pictures\аро.jpg

Кляксография.

Лист смачивается водой. Дозируем количество клякс. Их должно быть меньше, иначе они сольются в одну большущую кляксу. Форму кляксы можно доработать, добавив деталей: точки, линии, кружки.

C:\Users\Елена\Pictures\klyaksa.jpg

Рисование клеем и акварелью.

Клеем ПВА (носиком тюбика) или белым акрилом (кистью) на листе бумаги рисуется любое понравившееся изображение. После высыхания клея всю поверхность картины покрывают акварельными красками, хорошо разведенными водой. Акварель будет обтекать клеевой контур, и рисунок начнет проявляться.

C:\Users\Елена\Pictures\32-1.jpg

Рисование макаронами, пшеном и т.д.

Приклеивая макароны, различные крупы на картон, получаются оригинальные и очень интересные работы. Кроме того, все это можно окрасить в подходящий для вашей композиции цвет.

C:\Users\Елена\Pictures\89376176_4979214_chicken.jpg

Граттаж + кляксография

Картон или плотный лист бумаги грунтуется воском, затем мелом (чтобы обезжирить лист), и не грунтуется гуашью, а используется техника кляксографии, где берутся различные цвета и накапываются кляксы нужного размера, подправляются в нужные формы. После высыхания работа проводиться палочкой, ручкой, зубочисткой. Выцарапывается нужная картинка.

C:\Users\Елена\Pictures\982c2c4f3e4df35ace264a164b62ffc9.jpg

Календарно тематическое планирование по коррекционной развивающей программе «Творческая мастерская»

Рисование

Дата

Тема занятия

Количество часов

1

14.01

Введение. Что такое нетрадиционные техники рисования.

1

2

21.01

Пальчиковая живопись «Маки»

1

3

28.01

Пальчиковая живопись «Солнце»

1

4

4.02

Пальчиковая живопись «Снежинки»

1

5

11.02

Пальчиковая живопись «Зима»

1

6

18.02

Пальчиковая живопись «Морозные узоры»

1

7

25.02

Рисование пшеном «Цыпленок Цыпа»

1

8

3.03

Рисование гречкой «Медвежонок Миша»

1

9

10.03

Рисование рисом «Белые медведи»

1

10

17.03

Рисование рисом «Первые цветы»

1

11

24.03

Что такое граттаж  Техника черно-белого граттажа.

1

12

31.03

Граттаж  «Любимое животное»

1

13

7.04

Граттаж  «Любимое животное»

1

14

14.04

Что такое печать-клише. Изготовим свою печать.

1

15

21.04

Печать-клише. Работаем печатью. Украшение сказочного наряда.

1

16

28.04

Печать-клише. Работаем печатью. Украшение сказочного наряда.

1

17

12.05

Технология рисования по сырому «Красота природы»

1

18

19.05

Технология рисование по мятому листу «Закат»

1

19

26.05

Рисование по мятому листу «В деревне»

1

20

2.06

Рисование по мятому листу «Лето»

1

21

9.06

Рисование по мятому листу «На озере»

1

22

16.06

Рисование мыльной пеной. Рисуем облака.

1

23

23.06

Рисование пузырями  «Волшебный цветок»

1

24

30.06

Рисование пузырями  «Воздушные шары»

1

25

7.07

Как рисовать кляксами. Этапы выполнения кляксографии.

1

26

14.07

Этапы выполнения кляксографии.

1

27

21.07

Кляксография. «Летнее  дерево»

1

28

28.07

Освоение новой техники рисования (кляксография и граттаж).

1

29

4.08

Освоение новой техники рисования (кляксография и граттаж).

1

30

11.08

Кляксография и граттаж. «Замок принцессы»

1

31

18.08

Кляксография и граттаж. «Замок принцессы»

1

32

25.08

Что такое ниткография. Освоение новой техники

1

33

1.09

Ниткография  «Цветы»

1

34

8.09

Ниткография «Домашнее животное»

1

35

15.09

Как рисовать способом – «Тычка»

1

36

22.09

Способ тычка «Цыпленок»

1

37

29.09

Способ тычка  «Русская народная игрушка- матрёшка»

1

38

6.10

Способ тычка  «Русская народная игрушка- матрёшка»

1

39

13.10

Отпечатывание листьев  «Осенний букет»

1

40

20.10

Как смешивать краски в технике «отпечатывание листьев». «В мире животных»

1

41

27.10

Как смешивать краски в технике «отпечатывание листьев». «В мире животных»

1

42

3.11

Отпечатывание листьев «Рисуем осень»

1

43

10.11

Как рисовать клеем.

1

44

17.11

Как рисовать клеем. «Мой дом»

1

45

24.11

Как рисовать клеем. «Мой дом»

1

46

1.12

Искусство набрызга «Снег, снег кружится, белая вся улица»

1

47

8.12

Искусство набрызга «Снег, снег кружится, белая вся улица»

1

48

15.12

Искусство набрызга «Зимний лес»

1

49

22.12

Искусство набрызга «Зимний лес»

1

50

29.12

Оформление и выставка творческих работ.

1

ИТОГО

50 ч.

Аппликация. Лепка.

Дата

Тема занятия

Количество часов

1

10.01

Введение. Что такое аппликация.

1

2

17.01

Аппликация из ваты «Зима»

1

3

24.01

Аппликация из ваты «Овечки»

1

4

31.01

Картон и ватные диски «Город»

1

5

7.02

Аппликация из ваты и втулок «Снеговик»

1

6

14.02

Геометрические фигуры «Веселая гусеница»

1

7

21.02

«Кошки-мышки»

1

8

28.02

«Кошки-мышки»

1

9

6.03

«Букет в вазе»

1

10

13.03

Объемная аппликация «Божьи коровки»

1

11

20.03

Объемная аппликация «Лягушка»

1

12

27.03

«Домик в деревне»

1

13

3.04

Пластилиновые заплатки

1

14

10.04

Пластилиновые заплатки

1

15

17.04

Раскрась пластилином

1

16

24.04

Раскрась пластилином

1

17

8.05

Работа с ножницами «Вырезание по шаблону»

1

18

15.05

Работа с ножницами «Вырезание по шаблону»

1

19

22.05

Работа с ножницами «Симметричное вырезание»

1

20

29.05

Работа с ножницами «Симметричное вырезание»

1

21

5.06

Работа с ножницами «Вырезание картинок»

1

22

19.06

Лепка из пластилина «Морковка»

1

23

26.06

«Ежик»

1

24

3.07

«Гусеница»

1

25

10.07

«Улитка»

1

26

17.07

«Кукольная посуда»

1

27

24.07

«Смешарики»

1

28

31.07

«Смешарики»

1

29

7.08

Лепка из соленого теста «Имбирное печенье»

1

30

14.08

«Гусеница»

1

31

21.08

«Вишенки»

1

32

28.08

«Гномик»

1

33

4.09

Покраска готовых изделий

1

34

11.09

Покраска готовых изделий

1

35

18.09

Аппликация из листьев «Лес»

1

36

25.09

Аппликация из листьев и ягод «Цветы»

1

37

2.10

Поделки из желудей и пластилина

1

38

9.10

Поделки из желудей и пластилина

1

39

16.10

Аппликация «Бабочка»

1

40

23.10

Аппликация «Павлин»

1

41

30.10

Поделки из шишек и пластилина

1

42

6.11

Мозаика «Осенние листья»

1

43

13.11

Обрывная аппликация «Фрукты»

1

44

20.11

Обрывная аппликация «Овощи»

1

45

27.11

Обрывная аппликация «Грибочки»

1

46

4.12

Обрывная аппликация «Елка»

1

47

11.12

Мозаика «Снеговик»

1

48

18.12

Мозаика «Новогодние игрушки игрушки»

1

49

25.12

Оформление и выставка творческих работ

1

Итого

49 ч.

Предполагаемые результаты

  • повышение уровня способности к изобразительной деятельности, посредством изучения цвета, формы и композиции;
  • сформированность  художественного восприятия, образного мышления, навыков работы с разными видами рисования;
  • повышение интереса к изобразительной деятельности;
  • расширение и обогащение художественного опыта, развитие культуры деятельности, формирование навыков сотрудничества, развитие самооценки;
  • эмоциональная стабильность;
  • работать с опорой на образец изделия, показ воспитателем приёмов работы и его устную инструкцию;
  • сопоставлять свою поделку с образцом;
  • использовать пространственные характеристики при работе с листом бумаги: вверху, внизу, слева, справа, в центре, в углу;
  •  анализировать образец с подсчетом его деталей и определением их формы;
  • определять места приклеивания аппликации, присоединения дополнительных деталей с опорой на образец;
  • владеть навыками наклеивания;
  • работать с ножницами;
  • работать с кистью и тампоном при нанесении клея;
  • работать как самостоятельно, так и в коллективе;
  • совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.

Материально- техническое обеспечение

  • альбом для рисования или плотные листы бумаги;
  • краски: гуашь, акварель;
  • различные виды цветной бумаги, картон;
  • ватные диски, вата;
  • ножницы;
  • клей ПВА, кисти, карандаши;
  • трёхслойные салфетки;
  • природный материал.

Список литературы

  1. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев,  Тамбов, 2004
  2. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
  3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
  4. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
  5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,  Воронеж: НПО «Модек», 1997.
  6. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
  7. Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

Творческая презентация «Формирование социальных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности в творческой «мастерской»

Материал о формировании социальных качеств у дошкольников в процессе совместной творческой деятельности в "мастерсткой"...

Рабочая программа по курсу Развитие познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская"

  Предлагаю рабочую программу по развитию познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская".  Работа кружка "Творческая мастерская" нацелена на общее развитие ребе...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Творческая мастерская "родители и дети". План мастерской "Мои фантазии"

Творческая мастерская проводится при участии родителей. Художественное творчество....