КОНСПЕКТ "Формирование фонематического восприятия" (интегрированное)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Подгрупповое занятие в подготовительной к школе комбинированной группе для детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_1.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей».
Конспект интегрированного занятия по формированию фонематического восприятия.
(подгрупповое занятие в подготовительной к школе комбинированной группе для детей с ОНР).
Составили: педагог-психолог Поплёскина Анна Александровна;
учитель-логопед Тополевская Светлана Петровна;
г. Ачинск
2020
Тема: «Путешествие в волшебный Город Звуков».
Цель: формирование фонематического восприятия.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
∙ Корректировать и развивать мелкую моторику;
∙ Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
∙ Развивать внимание, память, мышление;
∙ Корректировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Образовательные:
∙ Закрепить понятия «звук», «гласный», «согласный», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;
∙ развивать умение опознавать и различать фонемы по твердости – мягкости, по звонкости – глухости;
∙ развивать артикуляторные умения и навыки;
Воспитательные:
∙ Обеспечить понимание значимости занятий, повысить интерес к ним.
∙ Обеспечить формирование произвольной саморегуляции.
Здоровьесберегающие:
∙ Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
∙ Соблюдать правильную посадку ребенка;
∙ Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
∙ Колокольчики по количеству детей.
∙ Клубок.
∙ Плакат звуковой полянки.
∙ Корзинка.
∙ Плакат города звуков.
∙ Плакаты гномов в зеленой, синей и красной шапочках.
∙ Фонарики синего, зеленого и красного цветов.
∙ Музыка для релаксации.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Этапы занятия | Виды работы на занятии | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
Ритуал приветствия | Приветствие «Клубок». | Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Рада вас видеть! Сегодня вас ждет волшебное путешествие и много увлекательных игр! Я хочу, чтобы у вас все получилось! И предлагаю начать нашу встречу с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок». Отлично! Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте покажем нашим гостям, какие мы дружные? Давайте вместе поднимем руки вверх, а теперь опустим вниз и хором скажем: «Здравствуйте!». | Дети заходят и встают в круг. Дети выполняют движения вместе с педагогом-психологом: | Создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе. Развитие мелкой моторики. |
Релаксация. | Ритуал вхождения в волшебный город звуков. | Педагог-психолог: - А вы не испугаетесь отправиться в это путешествие? -Ну, тогда вперед. Закройте глаза… Педагог-психолог включает музыку-звучит АУДИОЗАПИСЬ «Волшебная страна». В это время педагоги расставляют картинки волшебного города звуков и звуковую полянку с Гномиками-Звуковичками. Педагог-психолог: Вдох…выдох.., вдох…выдох.., вдох…выдох… Расслабьтесь и медленно представьте себе, что где-то далеко-далеко за высокими горами и непроходимыми лесами находится город, о существовании которого никто не знает. Он кажется приветливым и гостеприимным. В этом городе очень красиво, всё так воздушно и наполнено светом. А воздух пропитан запахом свежести. Город разделён на два района: гласных и согласных звуков. Район согласных звуков разделён на переулок звонких и глухих. А ещё есть улица самых звучных звуков. Домики согласных звуков имеют сине-зелёные крыши. А домики гласных – с красными крышами. В этом городе живут необыкновенные человечки. Они небольшого роста, добрые и отзывчивые. Это Гномики-звуковички. Они встречают нас и приглашают к себе в гости – Волшебный город звуков!!! Вот мы и оказались в волшебном городе звуков! | Дети: - Нет! Дети в свободной позе сидят на стульчиках. Дети открывают глаза. | Организовать детей. Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию. |
Основная часть | Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок» Игра «Ушки на макушке» Игра с колокольчиком «Звонкий – глухой». Ритмическое упражнение «Солнышко».
Игра «Чья песенка в слове звучит» Игра «Клумба» Пальчиковая гимнастика «Гномики» Игра «Звуковая мозаика» | Воспитатель: - Ребята, как тут красиво, это же волшебный Город Звуков!!! А живут в нем Гномы-Звуковички. Они любят петь разные звуковые песенки – гласные и согласные, мягкие и твёрдые, звонкие и глухие. В этом городе учатся правильно и красиво произносить все звуки. А для этого нужно тренировать язычок. Давайте выполним гимнастику «Весёлый язычок». Это язычок пришёл (высунуть язык). Вправо он сейчас пошёл (тянется вправо). Всё, что нужно увидал, И налево зашагал (тянется влево). Он окно не закрывает, Язычок вверх поднимает (тянется к носу). Он окно не закрывает, Язычок вниз опускает (тянется к подбородку). Поиграл он с вами в прятки И помчался на лошадке (щелкать кончиком языка). Раздаётся звон колокольчика. Воспитатель: - Ребята, послушайте, кажется, какие-то звуки? Да это же жители волшебного Города Звуков – Гномы-Звуковички на поляне играют. А гномы то не простые!!! Давайте посмотрим внимательно, чем они различаются? Какие звуки произносят? Воспитатель: - Посмотрите, что они нам принесли! Это корзинка! А что же в ней? - Ребята, мне кажется, что в корзинке самые любимые игры Звуковичков. Воспитатель достаёт из корзинки фонарики (зеленого, синего и красного цвета) и раздаёт их детям (по 2 фонарика). Воспитатель: - Чтобы в сказочной стране звуков не заблудиться, нужно уметь очень внимательно слушать! Давайте потренируем свои ушки! (Воспитатель называет звуки гласные, согласные твердые и мягкие). Воспитатель: - В сундучке, ребята, есть еще одна игра… Воспитатель: - Давайте покажем нашим гостям, какие мы дружные, добрые, как нам хорошо под лучами нашего веселого солнышка: Учитель-логопед: - Ребята, а корзинка то у нас ещё не пуста! Что же это за игра? Батюшки, да у нас в корзинке живые зверята сидят. Кто ж это? Их Гномики к вам неслучайно отправили в гости! Потому что знают Гномики – Звуковички, что дети вашей группы часто путают эти звуки, а некоторые только учатся их произносить! Сейчас я буду говорить вам слова, в которых будут эти звуки. Давайте договоримся, если в слове звук [С], то хлопаем в ладоши, если звук [Ш], то хлопаем по коленкам. Воспитатель: - Ребята, посмотрите, мы оказались с вами на звуковой полянке! Давайте поиграем в игру «Клумба». Я буду показывать предметную картинку, и просить вас определяя положение звуков [C] и [Ш] «посадить» цветочек на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав тем самым место заданного звука в слове. - Спасибо большое Гномикам- Звуковичкам за интересные игры! А мы с вами ребята знаем пальчиковую гимнастику про гномиков, давайте расскажем и покажем её нашим друзьям Звуковичкам. Папа-гном дрова рубил, (ребром кисти ударяем о ладонь). Гном-сынок их в дом носил, (Хватательные движения руками). Мама-гномик суп варила, (кисти округлены, шарообразные движения). Дочка-гном его солила, (пальцы сложены в «щепотку»). Гномик-бабушка вязала, (имитируем вязание на спицах). Гномик-тетушка стирала, (потираем ладошки друг о друга). Дед – окошко открывал, всех знакомых в гости звал! (обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе). | Дети выполняют артикуляционную гимнастику. Ответы детей: -Различаются шапочками. У одного шапочка зелёного цвета, у другого – синего цвета, а у третьего – красного. Гномик в зелёном колпачке произносит мягкие согласные звуки. Гномик в синем колпачке – твёрдые согласные. Гном в красном – гласные звуки. Дети поднимают фонарик нужного цвета. Ответы детей: - Надо положить ладошку на горлышко. Если звук глухой, то горлышко молчит, а если звук звонкий, то горлышко поет. Дети изображают лучи солнца - поднимают руки вверх, соединяют ладони, и ходят по кругу, кружатся. Дети отвечают: Суслик и змейка. Дети слушают слова и выполняют нужные действия. Дети смотрят на картинку и определяют, на какую клумбу необходимо положить цветочек. Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Гномики»). | Развивать артикуляторные умения и навыки. Закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук». Закрепить понятия «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук». Развивать умение согласовывать речь с движением. Дифференциация звуков. Развивать умение определять положение заданного звука в слове . Развивать мелкую моторику, умение согласовывать речь с движением. |
Итог занятия: | Упражнение «Гномы - великаны» | Педагог-психолог: - Ребята, целый день мы путешествовали по волшебному городу звуков! Пора возвращаться назад! И на прощание Гномики-звуковички хотят с вами поиграть! Мы оказались с вами в волшебном городе, жители которого умеют превращаться из гномов в великанов и наоборот. Сейчас я буду говорить вам, в кого нужно превратиться. Если я скажу «гном»- сядьте на корточки и коснитесь руками пола, если скажу «великан» - поднимитесь на носочки и вытяните руки вверх как можно выше. Превращаться нужно быстро, но главное не перепутать в кого, иначе можно потерять волшебные способности. Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше путешествие! Ребята, вам понравилось? Что запомнилось больше всего? Звуковичкам понравилось как вы играли в звуковые игры и они будут ещё вас ждать к себе в гости!!! | Дети слушают команды взрослого и превращаются в необходимого героя. Ответы детей. | Развивать слуховое внимание. Способствовать формированию нравственных позиций, позитивного отношения к окружающему миру и людям. |
Ритуал окончания занятия. | «Башенка». | Педагог-психолог: - А сейчас, в завершении нашего занятия, мы построим башенку. Дети становятся в круг и строят «башню» из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Пети в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника. После слов: «Всем, всем — до свидания!» — башня рушится. | Дети выполняют движения вместе с педагогом-психологом. | Способствовать закреплению эмоционального состояния, положительному выходу из занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения различать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...
Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем....
Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.
В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....
Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.
Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...
Занятие по совершенствованию фонематической системы языка, главная цель которого - развитие функций фонематического анализа и синтеза. Совершенствование фонематических процессов.
Структура логопедического занятия выстроена в едином игровом сюжете. Само занятие разделено на отдельные блоки, отражающие основную задачу проведения игрового упражнения или дидактической игры.1. Орга...