КОНСПЕКТ "Формирование предложно-падежных конструкций" (интегрированное)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тополевская Светлана Петровна

подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР, ознакомление детей с предлогами (маленькими словами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_integrirovannoe_1555555.docx108.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей».

Интегрированного занятия по формированию предложно-падежных конструкций.

 (подгрупповое занятие в подготовительной  группе для детей с ОНР).

Тема: Предлоги В, ПОД, НА, ЗА, НАД.

Цель: ознакомление детей с предлогами (маленькими словами).

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Корректировать и развивать мелкую моторику;

Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;

Развивать внимание, память, мышление;

Корректировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

Образовательные:

 Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА, НАД;

 Учить детей выделять предлоги в предложении;

Закреплять умение детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам;

Закреплять умение детей составлять схемы предложений.

Воспитательные:

Обеспечить понимание значимости занятий, повысить интерес к ним.

 Обеспечить формирование произвольной саморегуляции.

Здоровьесберегающие:

Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

Соблюдать правильную посадку ребенка;

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

  Колокольчик.

Набор резиновых игрушек

Схемы предлогов

∙  Сюжетные и предметные картинки

∙  Схемы слов.

Медали со схемами предлогов.

Музыка для релаксации.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Этапы занятия

Виды работы

на занятии

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Ритуал приветствия

Приветствие «Милый друг»

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Педагог-психолог:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Здравствуй друг;

Здравствуй друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Педагог-психолог:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(Т. Сикачёва)

Дети выполняют движения

вместе с педагогом-психологом:

- дети встали в круг;

- отводят правую руку в сторону;

- отводят левую руку в сторону;

- берутся за руки;

- улыбаются друг другу.

Дети выполняют движения

вместе с педагогом-психологом:

пальцами правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

C:\Users\Коипьютер Сани и Ани\Desktop\руки.jpg

Создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.

Развивать мелкую моторику,

умение согласовывать речь

с движением.

Развивать внимание, память.

Организационный момент

Игра «Прятки»

Воспитатель заранее прячет игрушки в разных уголках комнаты.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. К нам сегодня пришли непрошеные гости, но они все спрятались. Давайте, мы с вами их найдем. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то

спрятался В верхнем ящике комода?

(имя ребенка)

- А кто спрятался ПОД кроватью? (имя ребенка)

- А кто спрятался НА кукольном столе? (имя ребенка)

- А кто спрятался ЗА цветком?   (имя ребенка)

- А кто спрятался НАД зеркалом? (имя ребенка)

Вот они - непрошеные гости. Мы всех их отыскали.

Ребята, какие маленькие слова помогли нам их найти?

А если бы в моих предложениях не было маленьких слов, нашли бы вы гостей?

Легко ли вам было бы их искать?

Вот, ребята, какие это важные слова!

Дети находят спрятавшихся гостей с помощью подсказок воспитателя:

- В верхнем ящике комода спрятался...

- ПОД кроватью спрятался...

- НА кукольном столе спрятался...

- ЗА цветком спрятался...

- НАД зеркалом спрятался...

Дети отвечают на вопросы воспитателя:

  - называют предлоги: В, ПОД, НА, ЗА, НАД.

- Нет.

- Трудно.

Организовать детей.

Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

Формировать навык ответа

на вопрос полным

предложением.

Основная часть

Упражнение «Повесь картинку»

Игра

«Дополни рассказ»

Физминутка. «Слушай, повторяй, делай»

 

Упражнение

«Составь предложение»

Воспитатель выставляет на доску карточки со схемами предлогов.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие маленькие слова помогли нам отыскать наших непрошеных гостей! Посмотрите на доску (на доске схемы предлогов).

А теперь давайте скажем, что обозначает каждое маленькое слово.

Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово ...?C:\Users\Коипьютер Сани и Ани\Desktop\на.jpg

Когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово ...? C:\Users\Коипьютер Сани и Ани\Desktop\под.jpg

Когда предмет находится внутри чего – то, мы говорим маленькое слово ...?C:\Users\Коипьютер Сани и Ани\Desktop\в.jpg

C:\Users\Коипьютер Сани и Ани\Desktop\над.jpg

Если предмет находится позади другого предмета, мы говорим маленькое слово ...?

Когда предмет находится сверху другого предмета, мы используем маленькое слово ...?C:\Users\Коипьютер Сани и Ани\Desktop\за.jpg

Молодцы!

Воспитатель: Ребята, перед вами, на доске, схемки наших маленьких слов. Сейчас я каждому из вас дам по картинке. Давайте составим предложение по каждой картинке и поместим ее под нужную схему.

Сначала воспитатель предлагает детям назвать предметы, находящиеся на столе, а потом рассказывает историю с одновременной демонстрацией действий.  

***

Дедушка вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку, (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка и звонко пела. Услышала ее кошка, которая сидела (где?) за скамейкой. Она подкралась к дереву и прыгнула (за кем?) за птичкой. Но птичка улетела с дерева и села (куда?) на скамейку около дедушки. А кошка не унимается, как прыгнет, но опять мимо. Птичка вспорхнула, пролетела (над кем?) над дедушкой, (над чем?) над забором и скрылась из виду.

Воспитатель: 

На горе растут дубы,

Под горой растут грибы,

Мы в корзинки их собрали,

Быстро к дому подбежали.

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, как вы научились правильно говорить маленькие слова. Перед вами картинки и схемы слов.

Вам нужно по своей картинке составьте предложение и его схему.

Дети называют предлоги:

- В, ПОД, НА, ЗА, НАД.

Ответы детей:

- НА.

- ПОД.

- В.

- ЗА.

- НАД.

Каждый ребенок берет свою картинку, составляет предложение, выделяет предлог и прикрепляет картинку к доске.

Дети дополняют рассказ воспитателя маленькими словами.

Дети выполняют движения

вместе с воспитателем:

- подняли руки вверх;

- присели;

- движения рук, имитирующие складывание грибов;

- бегают на месте.

Дети самостоятельно составляют предложение и его схему.

Формировать навык ответа

на вопрос полным

предложением.

Развивать общую моторику,

умение согласовывать речь

с движением.

Развивать внимание, память.

Закреплять умение детей составлять предложения  с заданными предлогами по картинкам.

Закреплять умение детей составлять схемы предложений.

Итог занятия:

Упражнение

«Волшебное превращение»

Психогимнастика

«Лучик солнца»

Воспитатель:

Ребята, с чем мы сегодня познакомились?

А теперь давайте с вами превратимся в маленькие слова – помощники!  Сейчас, я на несколько минут стану волшебницей! Каждый из вас закроет глаза, а я произнесу заклинание. И когда вы откроете глаза, то уже будете  превращены!

Закрываем глазки:

Крибли, крабли.

Крибли, крабли. Бум!!!

Воспитатель вешает на шеи детям медали со схемами маленьких слов.

Воспитатель: Теперь каждый из вас должен узнать, каким словом – помощником он стал, объяснить, что это слово обозначает.

Психолог:

Маленький кусочек солнца

Заглянул в наше оконце.

Луч в ладошку мы возьмем

И к своей груди прижмем.

Ребята, маленький лучик солнце сел ко мне на ладошку.

Побежал по телу.

Запутался в волосах.

Я хочу согреть его

И уложить спать.

Дети закрывают глаза.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют движения

вместе с педагогом-психологом:

- протягивают ладошку, сжимают в кулачок

- прижали кулачек к груди.

- Дети протягивают ладошку;

- дети гладят себя;

- дети гладят волосы;

- дети складывают ладошки;

- садятся, ладошки подкладывают под щеку, «засыпают».

Обобщение знаний, полученных на занятии.

Способствовать формированию нравственных позиций, позитивного отношения к окружающему миру и людям.

Ритуал окончания занятия.

А теперь все встанем в круг.

Руку даст другу друг.

Будем рядом стоять.

Друга за руки держать.

Целый час мы занимались

И немножко баловались.

А теперь детвора – отдыхать пора.

Нам осталось на прощанье

Сказать всем хором: «До свидания!».

Дети выполняют движения

вместе с педагогом-психологом.

Способствовать закреплению эмоционального состояния, положительному выходу из занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование  предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...

Работа над предложно-падежными конструкциями в процессе развития речевого творчества детей

Данная работа освещает проблемы нарушения фонетического и фонемотического восприятия, а также формирования лексико-грамматического строя речи и, как следствие, связной речи. Особенные затруднения вызы...

Игры на развитие предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР

В презентации представлен краткий обзор игр (без описания) по теме "Развитие предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР"....

Формирование предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи

Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи ....

Методические рекомендации по использованию графических символов при обучении детей употреблению предложно-падежных конструкций

   В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы формирования грамматической составляющей речевой системы, в частности, построение детьми предложно-падежных ...

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего возраста с нарушениями речи

Занятие является закрепляющим и систематизирующим по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР-3.ие...