Что такое инклюзивное образование.
статья по коррекционной педагогике

1)Принципы инклюзивного образования.

2)Важные составляющие инклюзии.

3)Законодательные ресурсы инклюзивного образования.

4)Результаты инклюзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuzivnoe_obrazovanie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое инклюзивное образование?

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан. 1998

Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.

Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями

«Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба»

Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

Дэвид Бланкет

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах: 

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  • Каждый человек способен чувствовать и думать
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Включение – это не интеграция: 

  • Включение – это больше, чем интеграция
  • Молодые люди учатся вместе в обычной школе
  • Специалисты приходят помогать детям
  • Обычные школы изменяются
  • Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
  • Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
  • Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
  • Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
  • Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих

Включение – это: 

  • НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
  • НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
  • НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
  • НЕТ закрытых учреждений интернатного типа

Основные принципы инклюзии

Инклюзивные сообщества:

  • Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
  • Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

  • В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
  • Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Важные составляющие инклюзии:

  • Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
  • Всесторонне планируйте инклюзию
  • В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
  • Включайте родителей
  • Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
  • Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)

Неверные представления об инклюзии:

  • Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
  • Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
  • Фокусирование не на целях, а на действиях
  • Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
  • Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

Существующие барьеры:

  • Архитектурная недоступность школ
  • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
  • Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
  • Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

Законодательные ресурсы:

  • Конституция Российской Федерации
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
  • Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • Конвенция ООН о правах ребенка

Правила инклюзивной школы:

  • Все ученики равны в школьном сообществе
  • Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
  • У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
  • Планируется и проводится эффективное обучение
  • Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
  • Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
  • Семьи активно участвуют в жизни школы
  • Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

  • Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
  • Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
  • Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
  • Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
  • Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
  • Составлена с целью повышения успешности ученика

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

  • он достаточно гибок,
  • ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
  • он уважает индивидуальные различия
  • он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
  • он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
  • он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде

Результаты инклюзии:

  • У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
  • Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
  • Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
  • Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
  • Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
  • Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
  • Существуют процедуры оценки эффективности

В заключение:

  • Инклюзивные сообщества включают:
  1. Изменение взглядов в целом: "Разнообразие включает каждого"
  2. Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения - чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается
  3. Возможность для каждого быть успешным
  • Социальные изменения:
  1. Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным
  2. Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе
  3. Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта
  4. Действие отличается от убеждений и теории!

По материалам международной конференции
«Развитие инклюзивных школ в России»,
Москва, 19-20 ноября 2005:
Д-р Джеймс Леско, ведущий специалист службы раннего образования для детей с особыми потребностями и без них (Делавэр, США), из доклада «Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «Мы такие разные, но мы вместе»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ«Мы такие разные, но мы вместе»  БуклетСеминар-практикум «Создание условий для успешности ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве&ra...

Что такое инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС?

Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, принятой Правительством РФ в 2011 год. Ряд мероприятий, предусмотренных...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?«Для того, чтобы было легко житьс каждым человеком, думай о том,что тебя соединяет, а не о том, чтотебя разъединяет с ним»Л.Н.Толстой. «Мы...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.

В статье говориться  о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....