Что такое инклюзивное образование.
статья по коррекционной педагогике
1)Принципы инклюзивного образования.
2)Важные составляющие инклюзии.
3)Законодательные ресурсы инклюзивного образования.
4)Результаты инклюзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое инклюзивное образование?
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.
Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями
«Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба»
Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Включение – это не интеграция:
- Включение – это больше, чем интеграция
- Молодые люди учатся вместе в обычной школе
- Специалисты приходят помогать детям
- Обычные школы изменяются
- Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
- Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
- Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
- Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
- Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих
Включение – это:
- НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
- НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
- НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
- НЕТ закрытых учреждений интернатного типа
Основные принципы инклюзии
Инклюзивные сообщества:
- Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
- Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)
Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
- В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
- Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Важные составляющие инклюзии:
- Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
- Всесторонне планируйте инклюзию
- В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
- Включайте родителей
- Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
- Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
Неверные представления об инклюзии:
- Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
- Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
- Фокусирование не на целях, а на действиях
- Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
- Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию
Существующие барьеры:
- Архитектурная недоступность школ
- Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
- Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
- Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
Законодательные ресурсы:
- Конституция Российской Федерации
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
- Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
- Конвенция ООН о правах ребенка
Правила инклюзивной школы:
- Все ученики равны в школьном сообществе
- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
- Планируется и проводится эффективное обучение
- Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
- Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
- Семьи активно участвуют в жизни школы
- Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
- Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
- Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
- Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
- Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
- Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
- Составлена с целью повышения успешности ученика
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
- он достаточно гибок,
- ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
- он уважает индивидуальные различия
- он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
- он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
- он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде
Результаты инклюзии:
- У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
- Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
- Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
- Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
- Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
- Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
- Существуют процедуры оценки эффективности
В заключение:
- Инклюзивные сообщества включают:
- Изменение взглядов в целом: "Разнообразие включает каждого"
- Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения - чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается
- Возможность для каждого быть успешным
- Социальные изменения:
- Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным
- Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе
- Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта
- Действие отличается от убеждений и теории!
По материалам международной конференции
«Развитие инклюзивных школ в России»,
Москва, 19-20 ноября 2005:
Д-р Джеймс Леско, ведущий специалист службы раннего образования для детей с особыми потребностями и без них (Делавэр, США), из доклада «Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «Мы такие разные, но мы вместе»
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ«Мы такие разные, но мы вместе» БуклетСеминар-практикум «Создание условий для успешности ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве&ra...
Что такое инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС?
Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, принятой Правительством РФ в 2011 год. Ряд мероприятий, предусмотренных...
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?«Для того, чтобы было легко житьс каждым человеком, думай о том,что тебя соединяет, а не о том, чтотебя разъединяет с ним»Л.Н.Толстой. «Мы...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...
"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....