Индивидуальная программа речевого развития
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Могилевец Виктория

Индивидуальная программа речевого развития

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_programma_rechevogo_razvitiya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБУ «Центр «Вишенки»

Индивидуальная программа речевого развития

Ребёнок:

Возраст:

Ранний возраст.

Слуховое внимание:

  • Узнавать голоса близких, ищем близких по голосу.
  • Выполнять вместе с ребёнком различные движения в соответствии характеру мелодии.
  • Учить ожиданию последующего действия по звучанию короткого слова-сигнала (в ямку бух, кач-кач), ку-ку (мама накрыла лицо платочком); подул ветерок: фу; подбрасываем  мяч: опа.

Понимание речи:

  • учить понимать элементарные однословные и двухсловные инструкции: «Дай», «Возьми», «Иди», «На»; «Возьми мишку»; понимать вопросы: «Кто это?», «Где?», «Что?»;
  • учить жестам: дай, вот, там, нет, да и т.д.
  • учить понимать и  соотносить слова со знакомыми предметами обихода, игрушками, простейшими бытовыми и игровыми действиями («ложись спать», «садись», «будем одеваться», «пойдём гулять»);
  • учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек («Ладушки», «Сорока-ворона», «Пальчик-пальчик», «Баю-бай» и т.д.)
  • учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращёние по имени.

Активная речь:

  • формировать простейшую лексику на материале звукоподражаний (ребёнок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а»-поёт мама; «Уа-уа» – плачет малыш и т.д.); побуждать произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определённому слову: у-у-у – гудит самолёт, волк; о-о-о – плачет зайка. У него болит ухо; дя-дя, тётя, бу-бу; би-би и т.д.
  • учить произносить простые по звуковому составу и лёгкие для воспроизведения слова (дай, на, лови и т.д.)

Все действия сопровождать словами («Папа пришёл», «Сейчас я одену Вове кофту»;  и т.д.).

Пение простых песенок («Колыбельная», «Баю-баюшки –баю» и т.д.)

Многократное повторение любого речевого материала и в разных ситуациях (во время кормления – ам- ам; прогулки – бах -  мяч упал, игрушка упала; во время купания – плюх, куп-куп, буль-буль; во время укладывания спать – баю-бай).

Обращать внимания на звуки («Собака лает: ав-ав», «Машина едет: би-би», «Мальчик кричит: а-а» и т.д.)

Единый речевой режим всех членов семьи.

Игрушки должны будь мягкими  звучащими, и находиться на доступном для ребёнка расстоянии.

 Развитие мелкой моторики:

  • 2 раза в день выполнять массаж пальцев рук (поглаживание, растирание, разминание пальцев).
  • Использование пальчиковых игр с текстом («Пальчики здороваются», «Сорока ворона» и т.д.)

Примерное занятие для развития речи ребёнка раннего возраста.

Показать колокольчик: «Вот какой красивый колокольчик. Колокольчик звенит: «Динь-динь, динь-динь».

«На, колокольчик», побуждать ребёнка взять колокольчик. Если ребёнок сам не тянется к игрушке, то направить руку ребёнка в сторону игрушки, повторяя: «НА, колокольчик, возьми колокольчик». Если ребёнок взял колокольчик, то надо взять аналогичную игрушку и, потряхивая, приговаривать: «Динь-динь, динь-динь», побуждая к звукоподражанию.

Затем убрать свой колокольчик, протянуть руку к игрушке ребёнка и  попросить: «Дай, колокольчик». Если ребёнок не отдаёт игрушку, то потихоньку взять колокольчик из его рук, повторяя при этом: «Дай, колокольчик». Позвонить колокольчиком в другой комнате: «Где колокольчик звенит?» (там, указательный жест + слово).

Аналогичное упражнение проводится с резиновой птичкой, побуждая к звукоподражанию «пи-пи-пи» и выполнению инструкций (на, возьми, дай).

Занятие. Игра «Кукла хочет спать».

Взять куклу (мама показывает куклу).

-Вот Оля. Оля хочет спать, куклу надо покачать!

Мама берёт куклу, укладывает её, покачивает на руках и поёт: «а-а-а». Потом предлагает ребёнку куклу. Вкладывает куклу в руки ребёнка и вместе с ребёнком качает и поёт: «а-а-а».

На следующем занятии можно покачать любую другую игрушку (собачку, котика и т.д)

Занятие. Игра «Зайка заболел»

Взять зайку. Показать его ребёнку. Какие у него ушки (показать). Он прыгает: прыг-прыг!

  • Вот зайка. Зайка плачет: «О-о-о!». У Зайки болят зубы: «О-О-о!»

Потом предложить ребёнку показать, как плачет Зайка. Повторить несколько раз. Пожалеть зайку.

На следующее занятие взять другую игрушку.

Занятие. Игра «Мишка пришёл в гости».

Взять мишку. Показать его ребёнку.

- К нам пришёл Мишка. Он здоровается с Андреем: « Э-э-э!» Предложить ребёнку повторить, как Мишка здоровается. Если ребёнок не повторяет, повторить несколько раз взрослому. Использовать стихотворение про мишку. Походить как мишка.

Аналогичная игра проводится с волком. Волк здоровается с Андреем: «У-у-у!

Развитие речи ранний возраст.

Импрессивная речь.

  • закреплять понимание слов, обозначающих части тела человека и части лица, игрушки, посуду, одежду, мебель, некоторые действия, признаки предметов: размер (большой-маленький), цвет (кубик красный);
  • учить понимать и выполнять простые инструкции: найди, покажи, дай, подними и т.д. (то, что доступно ребёнку); понимать простые прилагательные: дай большой мяч;
  • добиваться, чтобы ребёнок понимал речь взрослого, не подкреплённого ситуацией, узнавал предметы на картинках (к 1г.6мес.)
  • учить понимать небольшие инсценировки с игрушками, состоящие из 2-3 действий.

Экспрессивная речь.

  • совершенствовать навыки звукоподражания. Учить активно использовать звукоподражание животным, транспорту, музыкальным инструментам (мяу, ду-ду, ав-ав, ту-ту и т.д.);
  • побуждать к построению грамматических конструкций, заканчивая фразу мамы звукоподражанием: «Киска мяукает «мяу», «Машина гудит «би-би»;
  • упражнять в замене звукоподражательных слов общепринятыми (вместо «тик-так»-часы, вместо «ав-ав» – собака) – 1,6-2 года;
  • учить повторять за взрослым произносить самостоятельно  слова, близких ребёнку людей, знакомые предметы, игрушки (существительные в именительном падеже единственного числа) и некоторые известные действия (глаголы повелительного наклонения);
  • учить отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», «Что делает?» и задавать их (с 1г.4мес.-1г.6мес.)

Все действия сопровождать словами («Папа пришёл», «Сейчас я одену Кате кофту»;  и т.д.).

Пение простых песенок («Колыбельная», «Баю-баюшки –баю» и т.д.)

Многократное повторение любого речевого материала и в разных ситуациях (во время кормления, прогулки, во время купания).

Обращать внимания на звуки («Собака лает: ав-ав», «Машина едет», «Мальчик кричит» и т.д.)

Единый речевой режим всех членов семьи.

Игрушки должны будь мягкими  звучащими. Находиться на доступном для ребёнка расстоянии.

 Развитие мелкой моторики:

  • 2 раза в день выполнять массаж пальцев рук (поглаживание, растирание, разминание пальцев).
  • Использование пальчиковых игр с текстом («Пальчики здороваются» и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "индивидуальной программы речевого развития ребенка"

примерная программа речевого развития ребенка с целью- помошь логопеду в работе по устранению речевой патологии...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы (Речевое развитие)

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы (Речевое развитие)...

Индивидуальный маршрут Психолого – педагогического сопровождения по разделу программы «речевое развитие» воспитанника средней группы.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка,  имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)...