Развитие воображения дошкольников с зпр с помощью игровых технологий Воскобовича
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Игровые технологии для детей с зпр в детском саду для развития психических процессов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие воображения младших дошкольников с задержкой психического развития путем использования игр Воскобовича

Дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Картина мира у каждого дошкольника складывается благодаря наличию и функционированию психических познавательных процессов, которые отражают воздействие окружающей действительности в сознании людей. К таким процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития его интеллектуально-творческого потенциала.

Воображение играет большую роль в развитии творческих способностей и абстрактного мышления дошкольников, и отвечает за умение моделировать и планировать. Интенсивно воображение проявляется в сюжетно-ролевых играх детей, где можно использовать предметы заместители и придать им разные воображаемые функции: карандаш может быть и деревом, и мечом, и человечком, а вот ребёнок скачет на воображаемой лошади, а мы, взрослые, видим, что он скачет на обычной палке. Становление познавательных процессов, и в том числе воображения, не происходит самостоятельно. Отечественные психологи А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин доказывают, что психические процессы необходимо развивать в деятельности, а ведущим видом деятельности для дошкольников является игра.

Существует большое количество игр, способствующих развитию воображения детей дошкольного возраста, но важно подобрать ту методику, которая могла бы не только решить данную задачу, но и заинтересовать, и такая задача может быть реализована путем игр Воскобовича. Технология «Сказочные лабиринты игры» соответствует тем требованиям, которые предъявляет нам современное образование, и направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности дошкольника. Это построение такой игровой деятельности, в результате которой развиваются все психические процессы. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают детей к мышлению и творчеству. Игры Воскобовича психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба не себе и не игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, они становятся раскрепощенными и уверенными в себе.

В нашей группе воспитываются и обучаются дети с задержкой психического развития, поэтому в работе мы используем игры, заложенные в технологию В.В. Воскобовича, только во время свободной деятельности детей или индивидуальной работы с ними. Конечно же, нашим детям понравились радужные гномы – Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи, Медвежонок Мишик, Чудо-лепестки, которые превращаются в воздушные шарики, Нетающие Льдинки, из которых можно сложить птицу, лошадку или других животных и пытаются сами придумывать различные воображаемые ситуации. Мы убедились, что все игры, включенные в данную технологию, занимают в ней определённое пространство, имеют сказочный сюжет и своего героя, который также может создать собственную сказку. Поэтому наши воспитанники даже не замечают, как становятся участниками сказочных событий и путешествуют вместе с героями, где встречают других сказочных героев, преодолевают разные препятствия, решают определённые задачи, отвечают на вопросы, совершенствуют речь, выполняя творческие задания. Именно через сказочные игры Воскобовича наши дошкольники увереннее познают мир, лучше воспринимают образы, которые им интересны, а вся информация усваивается незаметно. Приобщаясь к играм, учатся действовать в воображаемых обстоятельствах, развивая свое воображение. Благодаря играм процесс развития наших дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала. А именно использование методики «Сказки Фиолетового леса», которая направленна на развитие познавательно-творческого процесса в игровой форме, что позволило нам педагогам, решить ряд задач: способствовать стимулированию у детей желания и готовности познавать свойства, отношения, зависимость через сенсомоторные действия с предметами, способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность, способствовать проявлению самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности, развивать гибкость мышления, способность находить выход из нестандартной ситуации, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях, создавать ситуации, стимулирующие развитие коммуникативной культуры, умение слушать и договариваться в процессе игры. Применение технологии «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича, позволяет решить большое количество образовательных задач, а широкий возрастной диапазон участников, позволяет применять игры на протяжении всего дошкольного детства, главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить, развивая воображение дошкольников.

Использованная литература:

  1. Воскобович В.В., Харько Т.Г.  Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 - М.: ТЦ Сфера, 2015. -20 с.
  2. Руппель Н. В., Зотьева С. А., Коноплева А. В. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича // Молодой ученый. – 2016,  №12.6. 102 – URL https://moluch.ru/archive/116/31988/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование сенсорно-логических представлений у детей раннего возраста с помощью игровой технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

     Данная консультация освещает эффективность использования в работе педагогов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В Воскобовича для развития сенс...

Консультация для педагогов на тему "Развитие языковой способности дошкольников с помощью игровой технологии"

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще ...

Развитии речи дошкольников посредством использования игр и игровых технологий

мастер - класс педагогов "Развитии речи дошкольников посредством использования игр и игровых технологий"...

Консультация на тему "Развитие языковой способности дошкольников с помощью игровой технологии"

Развитие языковой способности дошкольников с помощью игровой технологии...

Проект По познавательному развитию дошкольников 4-6 лет посредством игровой технологии В. В. Воскобовича Тема: «Путешествие в сказочную страну»

Эффективное развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более у...

Обучение грамоте детей с ОНР с помощью игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных игровых технологий в процессе обучения грамоте позволяет поддерживать интерес детей к занятиям, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и инте...