ПРОЕКТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ "ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В данном проекте представлена форма работы с дошкольниками и их родителями с целью снижения уровня агрессивности и оптимизации межличностного общения в детском коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_davayte_zhit_druzhno.docx | 113.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ "ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО"
Подготовили воспитатели:
Подсекаева С.Г.
Трещихина Т.В.
Учитель-логопед: Замахайлова Р.И.
Педагог-психолог: Гевондян А.С.
Город Урай
2019год
Аннотация
В данном проекте представлена форма работы с дошкольниками и их родителями с целью снижения уровня агрессивности и оптимизации межличностного общения в детском коллективе.
В ходе работы над проектом разработан методический материал: конспекты комплекса занятий по снижению уровня агрессивности дошкольников и развитию коммуникативных способностей; консультации для родителей и педагогов по проблеме взаимодействия с агрессивными детьми и нравственного воспитания; сценарий развлечения «Добро сеять – добро пожинать»; памятки; стендовая информация. Подобрана методическая литература, составлены картотека игр, видеотека.
Представленный материал поможет педагогам и родителям решать проблемы взаимоотношений в детском коллективе и эффективно работать с детьми, проявляющими агрессивное поведение.
Введение в проект
Актуальность проекта.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Современные данные показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.
Серьезную обеспокоенность педагогов вызывает омоложение агрессивных проявлений в детско-подростковой субкультуре. Сегодня устойчивые формы агрессии можно наблюдать даже среди дошкольников.
Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.
Агрессивность, в разной степени, присуща каждому человеку, в том числе детям, которые еще не научились контролировать свое поведение, и в наше время недостаточно нравственно воспитаны. Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги дошкольных образовательных учреждений затрудняются в выборе адекватных средств реагирования. Теоретическая подготовка педагогов к работе с агрессивными детьми, знания воспитателей ДОУ приемов саморегуляции эмоциональных состояний часто бывают недостаточны.
Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Современный подход к профилактике агрессивности это не подавление агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения, а совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия.
Вид проекта: Образовательный, долгосрочный.
Участники проекта. Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, педагог - психолог.
Цель проекта: развитие коммуникативных навыков и снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- развитие коммуникативных навыков детей старших групп;
- воспитание нравственных чувств;
- обучение способам конструктивного взаимодействия;
- повышение уровня эмпатии;
- повышение уровня компетентности в нравственном воспитании у родителей.
Гипотеза.
В результате реализации проекта:
- проведение своевременной диагностики агрессивного поведения;
- повышение компетентности родителей и педагогов по проблемам взаимоотношений дошкольников;
- проведение специальной коррекционно-развивающей работы с детьми;
- взаимодействие семьи и ДОУ;
снизится уровень агрессивности детей.
Ожидаемые результаты проекта.
У детей:
- снижение агрессивности;
- развитие способности сочувствовать, понимать себя и другого человека;
- развитие коммуникативных навыков.
У родителей:
- повышение компетентности родителей в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах нравственного воспитания детей.
У педагогов:
- повышение педагогической компетентности воспитателей по проблемам взаимоотношений детей в группе и детской агрессивности.
Этапы реализации проекта
№ | Этапы | Направленность | Цели этапа | Содержание | Ответственные | Сроки |
1. | Вводный | сбор информации по проблеме детской агрессивности | - постановка цели и определение задач проекта; - изучение педагогической литературы; - подбор информации для консультаций; - разработка перспективного плана мероприятий проекта. | педагог-психолог; воспитатели | Февраль (с 04.02-по15.02) | |
2. | Основной | Дети | диагностическое исследование | - изучение уровня агрессивности детей старших групп (экспертная оценка воспитателями и родителями); | педагог-психолог; воспитатели | Февраль (с16.02-по 28.02) |
Родители | диагностическое исследование | - исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия; | педагог-психолог; воспитатели | Февраль | ||
Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей | - индивидуальные консультации по запросу и по итогам диагностики «Как не заметно прививается агрессия» - наглядная агитация «Подвижные игры для снятия агрессивного поведения» - памятки: «Как правильно выбрать мультфильм для ребенка», «Как изменить поведение ребенка»; «Советы для родителей» - семинар – практикум «Как справиться с детской агрессией»; - акция «Экран добрых дел»; | педагог-психолог; воспитатели
| Март Апрель | |||
Педагоги | Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей | - консультация для воспитателей группы «Как работать с агрессивными детьми»; - памятки «Общение», «Как научить детей общаться», «Агрессивный ребенок», «Учим детей добру», «Коммуникативные игры». | педагог-психолог | Февраль Март | ||
Дети | Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей | - словестные и подвижные игры на взаимодействие со сверстниками в группе «Волшебный стул», «Передача чувств», «Перевоплощение», «Моя любимая игрушка», «Подарок другу» «Солнечный зайчик», «Волшебники» «Цепочка слов», «Собери чемодан» «Эхо», «Взаимное цитирование» «Почта», «Да» и «нет» не говорите, «Сундучок», «Азбука почемучек» «Я начну, а вы продолжите», «И это хорошо, и это плохо», «Через стекло» «Задуманное действие», «Комплименты», «Волшебные конфеты», «Встаньте все те кто…» «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся». «Я хороший - я плохой». «Найди друга». дидактические игры «Что на что похож», «Задом наперёд» «Что было бы, если бы…», «Бывает – не бывает», «Художник слова», «Построим город» игры на преодоление негативных эмоций, гнева «Ругаемся овощами», «Изобрази животное», «Собака-поводырь», «Уходи, злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга» «Секрет» - сказкотерапия; -проигрывание проблемных ситуаций «Хорошие манеры», «Веселый этикет»; - релаксация (музыкотерапия); - коммуникативные игры; -коррекционно - развивающие занятия направленные на снижения агрессивногоповедения. Игры на развитие работать в команде, договариваться. «Слепой и поводырь», «Помоги другу», «Подарок», «Заводные игрушки», «Путешествие», «Заколдованная тропинка», Дети научатся: - внимательно относиться друг к другу -договариваться -прислушиваться к мнению партнера -оказывать взаимопомощь -согласовывать свои действия с партнером по общению. Игры на сплочение детского коллектива. «Рука к руке», «А я сегодня вот такой», «Это я, узнай меня», «Я хочу с тобой подружиться». Иры помогут: -установить доверительный контакт между детьми -чувствовать состояния и настроения сверстников -использовать мимику и пантомимику в общении -согласовывать свои действия с партнерами по общению -проявлять эмпатию. Игры на развитие внимания друг к другу. «Дотронься до…», «Узнай по голосу», «Передай настроение», «Маски», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «На кого я похож», «Опиши друга». Дети научатся: - оказывать помощь другим в трудной ситуации -уметь поставить себя на место другого -терпимо относиться к чужим недостаткам -радоваться успехам других -вежливо общаться с окружающими, употреблять в речи «волшебные слова» - уметь сочувствовать и сопереживать. | педагог-психолог; воспитатели, | Март Апрель | ||
3. | Итоговый | Анализ эффективности проектной работы | - контрольное диагностическое исследование (исследование агрессивности, социометрическое исследование); - оформление проекта; - выставка рисунков «Мы умеем дружить» | педагог-психолог; воспитатели | Май |
Реализация проекта.
В ходе реализации проекта, был проделан анализ педагогической, психологической, методической литературы.
Анализ научной литературы, а также данные диагностических исследований показали, что в настоящее время, для успешной реализации человека в жизни важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми: поддерживать хорошие межличностные отношения, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей, выбирать адекватные способы общения. Проявление же агрессивности как устойчивой формы поведения ведет к снижению продуктивного потенциала, ограничению общения, к появлению нежелательных моделей поведения, в итоге затрудняется личностное развитие ребенка.
Для решения данной проблемы был создан проект "Давайте жить дружно", в реализации которого приняли участие родители, дети, педагог-психолог МДОУ "Детский сад № 7".
Была разработана система групповых и индивидуальных занятий с детьми, направленных на развитие коммуникативных навыков детей группы, воспитание у них нравственных чувств, обучение способам конструктивного взаимодействия.
Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс были подготовлены: памятки «Как правильно выбрать мультфильм для ребенка»,; «Советы для родителей»; клуб для родителей «Давайте жить дружно», целью которого было повышение уровня компетентности в вопросах нравственного воспитания дошкольников, влияния СМИ на развитие ребенка. Дети стали активными участниками акции «Экран добрых дел».
Для педагогов были проведены: цикл практикумов для воспитателей «Эффективное общение» (6 занятий); консультация для воспитателей старших групп «Как работать с агрессивными детьми»; изготовлены памятки «Общение», «Как научить детей общаться», «Агрессивный ребенок», «Учим детей добру», «Коммуникативные игры»; составлены картотеки игр, аудио- и видеотеки.
Таким образом, реализация проекта «Давайте жить дружно!» способствовала снижению агрессивности; развитию эмпатии и коммуникативных навыков.
Образовательный проект «Давайте жить дружно!» способствовал повышению педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах нравственного воспитания детей. Выросла активность их взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.
Список литературы.
- Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1998
- Иванова Н.В. "Социальное развитие детей в ДОУ" методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008
- Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. - Ярославль, Академия развития, 2000
- Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -СПб.: Речь, М.: Сфера, 2008.
- Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М.: Генезис, 2000.
- Пашкевич Т.Д. "Ребята давайте жить дружно" Методическое пособие. - Барнаул: АКИПКРО, 2007
- Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум».- Ростов н /Д: «Феникс», 2004.
- Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.
- Чистякова М. И. Психогимнастика /под редакцией И. И. Буянова - М.: Просвещение, 1990.
- Шевченко М. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 128с.
- Эмоциональное развитие дошкольника/под редакцией Кошелевой А. Д. - М.: Просвещение, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект творческий среднесрочный «Ребята, давайте жить дружно»
Проект для работы с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР. Проект направлен для создания условий для освоения детьми средств общения и способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фо...
Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивности "Давайте жить дружно"
Составлена на основе реализующих задач в дошкольном образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.Повод...
Познавательно- игровой проект в младшей группе «Давайте жить дружно!»
Познавательно- игровой проект в младшей группе «Давайте жить дружно!» «Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, неж...
Проект в младшей группе "Давайте жить дружно"
Познавательно- игровой проект во второй младшей группе «Давайте жить дружно!»Воспитатель: Кириченко А.Л. «Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадк...
Творческий проект в средней группе «Давайте жить дружно!»
Паспорт проекта.Тема: «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»Участники: воспитатели, дети средней группы, родители.Вид: Творческий ...
Познавательно- игровой проект в младшей группе «Давайте жить дружно!»
Актуальность проекта:Дети младшего возраста еще не умеют правильно общаться друг с другом, поддерживать дружеские отношения. Их привычное «Я сам», «Я первый», зачастую приводят...
Проект по профилактике агрессивного поведения "Давайте жить дружно"
В данном проекте представлена форма работы с дошкольниками и их родителями с целью снижения уровня агрессивности и оптимизации межличностного общения в детском коллективе.Повышенная агрессивность дете...