Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивности "Давайте жить дружно"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Составлена на основе реализующих задач в дошкольном образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.
Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, им трудно взаимодействовать друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_programma_po_snizheniyu_agressivnosti.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Росинка» г. Анива
ПРИНЯТА: На заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад №7 «Росинка» Г. Анива Протокол №_____от « » ________2018г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий муниципального бюджетного Дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7 «Росинка» г. Анива _______________________/Смирнова В.Г./ Приказ № ________________________ |
«Давайте жить дружно»
(коррекционно - развивающая программа
для детей дошкольного возраста
по снижению агрессивности)
Составитель:
педагог – психолог МБДОУ д/с № 3
«Рябинка» г. Анива
Маслова К.В.
2018г.
Пояснительная записка
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
Составлена на основе реализующих задач в дошкольном образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.
Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, им трудно взаимодействовать друг с другом.
Многим детям дошкольного возраста свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой – может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны – желания и права других. Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.
Отличительной чертой данной Программы является характер проведения занятий. Они проходят в игровой, увлекательной форме. Благоприятная эмоциональная атмосфера на занятии способна направлять деятельность агрессивного ребенка в русло благоприятного варианта развития. Одно из основных положений отечественной психологии – мысль о том, что развитие ребенка осуществляется в соответствии с культурными образцами (А.Н. Леонтьев). Процесс выделения образцов ребенком означает фактически усвоение им определенных морально-этических представлений и требований к поведению. Эти образцы ориентируют его поведение, деятельность и отношения (Д.Б. Эльконин и др.).
Программа может использоваться как составная часть более общей программы по оптимизации психического развития ребенка, но ее самостоятельное применение не снижает своего эффекта.
Актуальность.
На сегодняшний день в системе общественного воспитания детей имеет место такая парадоксальная ситуация, когда все педагогические и психологические усилия направляются на коррекцию эмоциональных нарушений, в частности агрессивности, а не на воспитание миролюбия, эмпатии, сопереживания и доброжелательности.
Эта проблема организации педагогической работы с агрессивными детьми является лишь частным примером более общей проблемы – реактивного характера педагогических воздействий, осуществляемых, как правило, вслед за свершившимся фактом агрессии.
Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания.
С проблемой агрессивного поведения детей так или иначе сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики и паттерны поведения, то особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста и условий ее эффективности.
В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения детей. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными (К.Бютнер, Р. Кэпмбелл, К. Лоренц, М. Мак-Кей), так и отечественными учеными (Э.Ш. Бубнова, Е.Е. Копченова, А.А. Реан). Предлагаются способы и методы коррекции агрессивного поведения детей (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, А.А. Романов). Вместе с тем наблюдается дефицит знаний о том, чем определяется эффективность коррекционной работы.
Таким образом, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа по коррекции агрессивного поведения детей, тем легче корректировать и предупреждать закрепление агрессивного стиля поведения в стойкие поведенческие паттерны.
Цели программы:
- формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов;
- формирование поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку эмоциональную адекватность в контактах с окружающими;
- коррекция и профилактика агрессивности у дошкольников.
Задачи программы:
- оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций;
- создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности;
- снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми;
- оптимизация общения агрессивного ребенка с семейным окружением;
- гармонизация уровня базальной эмоциональной регуляции;
- обучение способам регуляции эмоциональных состояний.
Решение основных задач достигается направленным воздействием на основные сферы личности дошкольника:
- эмоционально-волевую (за счет гармонизации уровней структуры базальной аффективной регуляции и усвоение приемов эмоциональной саморегуляции);
- когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения);
- поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения);
- двигательную (за счет развития навыков психомоторики).
Сроки реализации: Программа рассчитана на 4 месяца. Занятия проводятся с группой 2 раза в неделю.
Форма: групповая
Методы и приемы, используемые в программе:
- словесные и подвижные игры на взаимодействие;
- ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
- психогимнастика (имитационные игры);
- арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
- телесно-ориентированная терапия;
- сказкотерапия;
- метафорические этюды-релаксации;
- беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
- проигрывание проблемных ситуаций;
- релаксация;
- функциональная музыка;
Критерии эффективности программы:
- Снижение уровня агрессивности.
- Умение контролировать поведение.
- Умение решать проблемные ситуации.
- Повышение коммуникативных навыков.
- Формирование новых стереотипов поведения.
Структура занятий:
- Ритуал приветствия.
- Разминка.
- Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование конструктивных форм поведения).
- Рефлексия
- Ритуал прощания.
Прогнозируемые результаты: снижение агрессивности, стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов, адекватность в контактах с окружающими дошкольника.
- М.: ТЦ Сфера, 2002 г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Тема занятия | День недели | Время |
1 | «Здравствуйте, это Я» | Понедельник | 15.30-16.00 |
2 | «Здравствуйте, это Я» | Пятница | 15.30-16.00 |
3 | «Сказка о волшебных зеркалах» | Понедельник | 15.30-16.00 |
4 | «Сказка о волшебных зеркалах» | Пятница | 15.30-16.00 |
5 | «Сказка о волшебных зеркалах» | Понедельник | 15.30-16.00 |
6 | «Мое настроение» | Пятница | 15.30-16.00 |
7 | «Я и мои чувства» | Понедельник | 15.30-16.00 |
8 | «Добро и зло живут в одной душе» | Пятница | 15.30-16.00 |
9 | «Правила саморегуляции и ненасилия» | Понедельник | 15.30-16.00 |
10 | «Копилка добрых дел» | Пятница | 15.30-16.00 |
11 | «Доброжелательность и смирение» | Понедельник | 15.30-16.00 |
12 | «Доброжелательность и смирение» | Пятница | 15.30-16.00 |
13 | «Недовольство» | Понедельник | 15.30-16.00 |
14 | «Что посеешь, то пожнешь» | Пятница | 15.30-16.00 |
15 | «Суровый нрав не прав» | Понедельник | 15.30-16.00 |
16 | «Претензии» | Пятница | 15.30-16.00 |
17 | «Встреча эмоций» | Понедельник | 15.30-16.00 |
18 | «Прогноз настроения» | Пятница | 15.30-16.00 |
19 | «Наши эмоции» | Понедельник | 15.30-16.00 |
20 | «Наши эмоции» | Пятница | 15.30-16.00 |
21 | «Азбука настроений» | Понедельник | 15.30-16.00 |
22 | «Четыре дочери года» | Пятница | 15.30-16.00 |
23 | «В стране гномиков» | Понедельник | 15.30-16.00 |
24 | «В стране разбойников» | Пятница | 15.30-16.00 |
25 | «В гостях у клоунов» | Понедельник | 15.30-16.00 |
26 | «Уходи, злость, уходи» | Пятница | 15.30-16.00 |
27 | «Уходи, злость, уходи» | Понедельник | 15.30-16.00 |
28 | «Уходи, злость, уходи» | Пятница | 15.30-16.00 |
29 | «Я и мои друзья» | Понедельник | 15.30-16.00 |
30 | «Мы вместе» | Пятница | 15.30-16.00 |
31 | «Мы вместе» | Понедельник | 15.30-16.00 |
32 | «Мы вместе» | Пятница | 15.30-16.00 |
33 | «Добрые волшебники» | Понедельник | 15.30-16.00 |
34 | «Добрые волшебники» | Пятница | 15.30-16.00 |
35 | «Вместе веселей» | Понедельник | 15.30-16.00 |
36 | «Вместе веселей» | Пятница | 15.30-16.00 |
37 | «Давайте жить дружно» | Понедельник | 15.30-16.00 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Тема занятия | Цели и задачи | Содержание |
I-й блок – «Здравствуйте, это Я» (2,5 часа) | |||
1 | «Здравствуйте, это Я» | - повышение активности детей; - снижение уровня тревожности; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; | - упр. «Давайте поздороваемся» - упр. «Черепашка» - упр. «Я лев» |
2 | «Здравствуйте, это Я» | - повышение активности детей; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого; | - игра «Интервью» - игра «Паровозик» - релаксация «Воздушные шарики» |
3 | «Сказка о волшебных зеркалах» | - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя; - развитие коммуникативных навыков; - повышение активности детей; | - чтение «Сказки о волшебных зеркалах» (часть 1); - беседа и анализ сказки; - рисование по сказке; |
4 | «Сказка о волшебных зеркалах» | - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя; - развитие коммуникативных навыков; - повышение активности детей; - развивать потребность в самоанализе и рефлексии; | - чтение «Сказки о волшебных зеркалах» (часть 2); - беседа и анализ сказки; - рисование по сказке; - рисование «Автопортрет» |
5 | «Сказка о волшебных зеркалах» | - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя; - развитие коммуникативных навыков; - повышение активности детей; - укрепить интерес к самопознанию; - развивать рефлексию; - закрепить знания об основных составляющих Я-образа; | - чтение «Сказки о волшебных зеркалах» (часть 3); - беседа и анализ сказки; - рисование по сказке; |
II-й блок – «Азбука настроений» (10 часов) | |||
6 | «Мое настроение» | - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь; - сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции; - научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой; - сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие; | - чтение 1-го отрывка сказки «Тише, пожалуйста»; - игра «Замри-отомри» - чтение 2-го отрывка сказки - беседа по сказке и ее анализ |
7 | «Я и мои чувства» | - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь; - сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции; - научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой; - сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие; | - чтение 3-го отрывка сказки - игра «Работа с чувствами» - чтение 4-го отрывка сказки - беседа и анализ сказки |
8 | «Добро и зло живут в одной душе» | - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь; - подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира; - сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции; - научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой; - сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие; | - игра «Ладошки» - чтение 5-го отрывка сказки - беседа по сказке - чтение 6-го отрывка сказки - игра «Работа с чувствами» - игра «Замри-отомри» - беседа по сказке и ее анализ |
9 | «Правила саморегуляции и ненасилия» | - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь; - подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира; - сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции; - сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие; | - беседа «Правила саморегуляции» - тренинг «Как справиться со своими эмоциями» - упр. «Цветок» - релаксация - упр. «Снежная баба» |
10 | «Копилка добрых дел» | - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь; - подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира; - сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции; - сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие; | - беседа «Копилка добрых дел» - рисование ссоры - беседа по рисункам |
11 | «Доброжелательность и смирение» | - научить детей уважительно относиться к людям; - развивать чувство эмпатии; - воспитывать внимание и терпимость друг к другу; - усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом; - воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие; - научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; | - чтение 1-го отрывка русской народной сказки «Морозко» - беседа по сказке - чтение 2-го отрывка сказки - рисование по сказке - игра «Работа с чувствами» - чтение 3-го отрывка - беседа по сказке и ее анализ - тренинг «Как справиться со своими эмоциями» - обсуждение проблемной ситуации |
12 | «Доброжелательность и смирение» | - научить детей уважительно относиться к людям; - развивать чувство эмпатии; - воспитывать внимание и терпимость друг к другу; - усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом; - воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие; - научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; | - чтение 4-го отрывка сказки - чтение 5-го отрывка сказки - чтение 6-го отрывка сказки - беседа по сказке - рисование по сказке - игра «Работа с чувствами» -беседа по сказке - чтение 7-го и 8-го отрывка сказки - игра «Ладошки» |
13 | «Недовольство» | - научить детей уважительно относиться к людям; - развивать чувство эмпатии; - воспитывать внимание и терпимость друг к другу; - усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом; - воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие; - научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; | - чтение 9-го, 10-го, 11-го, 12-го отрывков сказки - беседа по сказке и ее анализ |
14 | «Что посеешь, то пожнешь» | - научить детей уважительно относиться к людям; - развивать чувство эмпатии; - воспитывать внимание и терпимость друг к другу; - усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом; - воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие; - научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; | - обсуждение действия «Принцип возврата» - тренинг «Как справиться со своими эмоциями» - игра «Ладошки» - знакомство с пиктограммами |
15 | «Суровый нрав не прав» | - научить детей уважительно относиться к людям; - развивать чувство эмпатии; - воспитывать внимание и терпимость друг к другу; - усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом; - научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; | - игра «Работа с чувствами» - игра «Ладошки» - работа с пиктограммами |
16 | «Претензии» | - научить детей уважительно относиться к людям; - развивать чувство эмпатии; - воспитывать внимание и терпимость друг к другу; - усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом; - воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие; - научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; | - беседа с детьми - обсуждение проблемных ситуаций - тренинг «Как справиться со своими эмоциями» - игра «Ладошки» |
17 | «Встреча эмоций» | - осознание своего самочувствия; - обучить детей эффективным способам общения; - снятие негативных настроений и восстановление сил; - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение уровня агрессии; | - игра «Море волнуется» - упр. «Попроси игрушку» - упр. «Тух-тиби-дух» - упр. «Спаси птенца» |
18 | «Прогноз настроения» | - осознание своего эмоционального состояния и окружающих людей; - обучение эффективным способам общения; - снижение уровня агрессивности; - снятие мышечного и эмоционального напряжения; - развитие коммуникативных навыков. | - упр. «Любовь и злость» - упр. «Прогноз настроения» - релаксация «Я помогаю другим» |
19 | «Наши эмоции» | - создание положительного эмоционального фона; - знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя. - закреплять умение определять настроение по внешнему виду человека; - развивать коммуникативные навыки; - снижение уровня агрессии; | - упр. «Ток» - игра «Сороконожка» - игра «Раз, два, три – покажи» - игра «Узнай настроение» - игра «Хоровод» - упр. «Передай улыбку» |
20 | «Наши эмоции» | - снятие агрессивности; - развитие навыков невербального общения; - снятие мышечного и эмоционального напряжения; | - упр. «Пара противоположностей» - упр. «Ласковый мелок» - упр. «Щепки плывут по реке» - релаксация «Я помогаю другим» |
21 | «Азбука настроений» | - выражение и отреагирование гнева и агрессии; - развивать умение высказать свое желание; - развитие навыков общения; - развивать умение ребенка определять эмоциональное состояние по внешним признакам; - снижение эмоционального напряжения. | - игра «Добрые волшебники» - игра «Король» - этюд «Король Боровик не в духе» - упр. «Пиктограммы» - упр. «Радость-Ярость-Гнев-Грусть» |
22 | «Четыре дочери года» | - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя; - развитие коммуникативных навыков; - повышение активности детей; | - чтение сказки «Четыре дочери года» - беседа по сказке и ее анализ |
23 | «В стране гномиков» | - формировать в игровой деятельности эффективное общение со взрослыми и со сверстниками; - научить детей контролировать свои эмоции; - снижение и отреагирование гнева и агрессии; | - упр. «Мы идем в лес» - игра «Ниточка-иголочка» - игра «Хлопушки» - игра «Ходьба гуськом» - игра «Обход медведя» - игра «Кричалки-шепталки-молчалки» - упр. «Найди отличия» |
24 | «В стране разбойников» | - формировать в игровой деятельности эффективное общение со взрослыми и со сверстниками; - научить детей контролировать свои эмоции; - снижение и отреагирование гнева и агрессии; | - упр. «Доброе животное» - игра «Сороконожка» - игра «Тень» - игра «Художники» - игра «Потерялся ребенок» |
25 | «В гостях у клоунов» | - формировать в игровой деятельности эффективное общение со взрослыми и со сверстниками; - научить детей контролировать свои эмоции; - снижение и отреагирование гнева и агрессии; | - графическая работа «Клоун» - игра «Послушай тишину» - танец «Злюка и добрый человек» - чтение «Сказки про клоуна» - рисование по сказке» |
III-й блок – «Давайте жить дружно» (6 часов) | |||
26 | «Уходи, злость, уходи» | - научить детей контролировать свои движения; - снять невербальную агрессию; - предоставить ребенку возможность выплеснуть гнев приемлемым способом; - снижение эмоционального и мышечного напряжения; - развитие коммуникативных навыков. | - игра «Толкалки» - игра «Два барана» - игра «Добрые-злые кошки» - игра «Воробьиные драки» |
27 | «Уходи, злость, уходи» | - помочь детям переключиться на активную деятельность после сидячей работы; - снижение эмоционального и мышечного напряжения; - снижение и отреагирование гнева и агрессии; | - упр. «Рубка дров» - упр. «Обзывалки» - упр. «Минута шалости» - упр. «Маленькое привидение» |
28 | «Уходи, злость, уходи» | - расслабление мышц нижней части лица и кистей рук; - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение и отреагирование гнева и агрессии; - развитие коммуникативных навыков; | - игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи» - пантомима «Кошка добрая – кошка злая» - упр. «Драка» - упр. «Да и нет» |
29 | «Я и мои друзья» | - снижение уровня агрессии в процессе межличностных взаимодействий; - развитие коммуникативных умений и эмоционально-выразительных движений; - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу. | - игра «Кенгуру» -беседа о друзьях - упр. «Коровы-собаки-кошки» - релаксация «Апельсин» |
30 | «Мы вместе» | - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу; - снятие психоэмоционального напряжения; - снижение уровня агрессии и ее отреагирование; - снятие мышечных зажимов. | - игра «Озорной двойник» - упр. «Волшебная котомка» - упр. «Мы охотимся на льва» - этюд «Разговор с деревом» - релаксация «Водопад» |
31 | «Мы вместе» | - развитие эмоционально-выразительных движений; - развитие и совершенствование коммуникативных навыков; - удовлетворение потребности в признании; - снижение уровня агрессии; - снятие эмоционального и мышечного напряжения. | - игра «Отражение в зеркале» - игра «Дотронься до…» - игра «Птенцы» - релаксация «Сосулька» |
32 | «Мы вместе» | - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу; - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения; - снижение уровня агрессии и ее отреагирование; | - упр. «Да и нет» - упр. «Ласковый мелок» - упр. «Щепки плывут по реке» - релаксация «Воздушные шарики» |
33 | «Добрые волшебники» | - снижение психомышечного напряжения; - снятие и отреагирование агрессии; - развитие эмпатии; - закрепление адекватных форм проявления эмоций; - развитие социального доверия. | - игра «Добрые волшебники» - игра «Король» - упр. «Это я, узнай меня» - релаксация «Достань звезду» |
34 | «Добрые волшебники» | - снижение психомышечного напряжения; - снятие и отреагирование агрессии; - развитие эмпатии; - закрепление адекватных форм проявления эмоций; - развитие социального доверия. | - упр. «Глаза в глаза» - упр. «Компот» - этюд «Дождь в лесу» - релаксация «Отдых на море» |
35 | «Вместе веселей» | - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу; - снятие психоэмоционального напряжения; - снижение уровня агрессивности; - снятие мышечных зажимов. | - упр. «Качели» - игра «Кенгуру» - упр. «Добрый-злой, веселый-грустный» - релаксация «Полет высоко в небо» |
36 | «Вместе веселей» | - развитие произвольности и самоконтроля; - развитие внимания и эмоционально-выразительных движений; - удовлетворение потребности в признании; - снятие психоэмоционального напряжения; - снижение агрессивности ребенка и ее отреагирование; - развитие коммуникативных навыков. | - рисование «Волшебные зеркала» - беседа по рисункам - игра «Кричалки-шепталки-молчалки» - релаксация «Тихое озеро» |
37 | «Давайте жить дружно» | - профилактика агрессии; - развитие и совершенствование коммуникативных навыков; - снятие мышечного и эмоционального напряжения; - повышение значимости в глазах окружающих; | - упр. «Прошепчи ответ» - упр. «Гусеница» - упр. «Эмоции» - релаксация «Путешествие на облаке» |
ИТОГО – 18,5 часов |
Литература:
- Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.
- Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция. – СПб.: Питер, 2008.
- Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1999.
- Бубер К. Жизнь с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991.
- Гаспарова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 8.
- Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1999 г.
- Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Автореферат дис. канд. психол. наук. – М., 1995.
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Владос, 1998.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000 г.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997 г.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000 г.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996 г.
- Тренинг по сказкотерапии /под ред. Т.Д, Зинкевич-Евстигнеевой.- Спб.: Речь, 2000 г.
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998 г.
- Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – Спб.: Речь, 2002 г.
Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – Спб.: Валери СПД;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Содержание 1. Пояснительная записка1.1 Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2 Понятие «агрессивного поведения»1.3 Специф...
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...
Дополнительная коррекционно-развивающая авторская программа «Играем, развиваемся, общаемся»
В рабочей программе определены цели и задачи коррекции проявлений социальной дезадаптации дошкольников с РАС, основные направления развития игровых навыков, условия и методы работы с ребенком дошкольн...
Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"
КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Построена построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...
Программа коррекционно-развивающая «Будем жить дружно!», направленная на снижение агрессивных тенденций у детей старшего дошкольного возраста
Коррекционная программа по данной тематике очень актуальна в наши дни, так как сейчас количество агрессивных детей увеличивается. Психологические исследования и практически...