" Сенсорно – перцептивные тематические наборы для развития бисенсорного восприятия у детей с нарушением зрения".
методическая разработка по коррекционной педагогике

Цель: формирование и развитие компенсаторных механизмов восприятия при сенсорно - зрительной депривации.

   Данное пособие позволяет в доступной и интересной форме решать коррекционно - развивающие задачи педагогов в работе с дошкольниками.

   В пособии представлена  технология, позволяющая вовлечь ребёнка в игровую среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно и защищено, проявляя свою творческую активность.

   Игры с сенсорно - перцептивными тематическими наборами  - это совместная деятельность детей и педагога направлена на развитие сенсомоторных представлений, познавательной активности, формирование представлений об окружающем мире в соответствии с возрастной нормой, учитывая зрительные возможности каждого ребенка.

При создании пособия основывались на следующих особенностях детей дошкольного возраста: ведущий вид деятельности – игра.

Характерные виды мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_portal.docx342.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка:

" Сенсорно - перцептивные тематические наборы для развития бисенсорного восприятия

у детей с нарушением зрения".

Съемщикова Лариса Аркадьевна - учитель-логопед.

Тема дидактического пособия:

Сенсорно - перцептивные тематические наборы для развития бисенсорного восприятия у детей с нарушением зрения.

Цель: формирование и развитие компенсаторных механизмов восприятия при сенсорно - зрительной депривации.

   Данное пособие позволяет в доступной и интересной форме решать коррекционно - развивающие задачи педагогов в работе с дошкольниками.

   В пособии представлена  технология, позволяющая вовлечь ребёнка в игровую среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно и защищено, проявляя свою творческую активность.

   Игры с сенсорно - перцептивными тематическими наборами  - это совместная деятельность детей и педагога направлена на развитие сенсомоторных представлений, познавательной активности, формирование представлений об окружающем мире в соответствии с возрастной нормой, учитывая зрительные возможности каждого ребенка.

При создании пособия основывались на следующих особенностях детей дошкольного возраста: ведущий вид деятельности – игра.

Характерные виды мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное.

Интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие.

Использование современных образовательных технологий: 

- Здоровьесберегающие

- Личностно-ориентированные

-  Игровые

-  Развивающего обучения

-  Дифференцированного обучения

 - Исследовательской деятельности.

Цель: 

Создать дополнительные условия для коррекции и  активного включения механизмов компенсации у детей с проблемами в развитии.

Задачи:

Развивающие:

1.  Развитие навыка восприятия цвета, формы, величины, текстуры.

2. Развитие ассоциативно - образного мышления: формирование умений анализировать цвет, форму, величину, текстуру, а так же дифференцировать и сравнивать их.

3. Развитие мелкой моторики и координации движений.

4. Развитие тактильно - кинестетической чувствительности.

5. Развитие произвольного внимания и памяти.

6. Развитие пространственного и творческого мышления, воображения

7. Развитие слухового внимания, памяти.

Коррекционные:

1. Совершенствование зрительно-моторной координации.

2. Развитие сенсомоторных представлений по возрастам:

- Развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету;

- Развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация.

3. Формирование умения моделировать пространственные отношения между предметами и их заместителями;

4. Формирование навыка переноса освоенных способов ориентировки в ситуацию ориентировки в любом незнакомом месте;

5. Развитие компенсаторных способов полисенсорного восприятия при монокулярном характере зрения для понимания детьми с нарушением зрения таких характеристик пространства, как протяженность, удаленность, глубина и объемность.

6.  Увеличение пассивного и активного словарного запаса.

7. Развитие интонационной выразительности речи через речевые и голосовые характеристики героев и их действий. В стихах и потешках, подобранных к данной лексической направленности коробки.

8. Автоматизация звуков в словах, предложениях, фразах.

9. Развитие связной речи: монологической и диалогической.

Воспитательные:

1. Создание эмоционально положительного настроения;

2. Приобретение детьми положительного опыта коммуникации.

   Эффективность представленного материала, обусловлена его позитивным влиянием на эмоциональное самочувствие детей, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

   Каждый набор создается к лексической теме: " Осень", " Сад и огород", " Лес: грибы и ягоды", " Домашние и дикие животные", " Животные жарких стран", " Подводные жители" и т.д.

  В своем изготовлении он достаточно индивидуален и ориентирован на конкретных детей, конкретной группы. Универсальность данного пособия заключается в достаточно легкой интерпретации идеи, при реализации которой очень важно учесть имеющиеся у детей особенности.

   Новизна пособия заключается в том, что оно направлено на комплексное сенсомоторное развитие ребенка, тогда как другие пособия развивают отдельные виды чувственного опыта.

   Эффективность и продуктивность выполнения ребенком каких-либо заданий зависит от его отношения к предложенному материалу, от мотивации, от доступности восприятия предлагаемого материала.

   Игры и задания выстроены таким образом, чтобы  дети не устали воспринимать материал и легко его запоминали. Педагог помогает детям запомнить материал, чередуя познавательную и  практическую деятельности.

   Достижение данной цели происходит через развитие зрительного восприятия (усвоение сенсорных эталонов), осязания и мелкой моторики, эстетического и творческого воображения, формирование пространственной ориентации. Все задания предлагаются детям в игровой форме, с использованием стихов, потешек, физкультминуток, зрительной и пальчиковой гимнастик.

  Тематические сенсорно - перцептивные наборы позволяют предоставить детям наглядность, с которой можно активно действовать и преобразовывать, а так же разворачивать игровые действия.

  Такие наборы могут быть отличным способом стимулировать интерес к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода и так далее.

Методическая ценность:

  Пособия  доступны и безопасны. Учтены возрастные и индивидуальные особенности развития детей с нарушениями зрения. Есть возможность использования  разнообразных методических приемов. Следовательно,  у данного пособия есть возможность многофункционального использования.

Так же оно соответствует основным принципам дидактики: систематичности, наглядности, индивидуального подхода, учета ведущей деятельности дошкольника, активной деятельности ребенка на занятии.

  Разработка учитывает основные рекомендации по работе с указанным контингентом детей, изложенные в специальной литературе.

  Представленное дидактическое пособие может быть использовано воспитателями, учителями - дефектологами, учителями - логопедами, психологами, работающими с детьми, имеющими зрительные нарушения. Может применяться как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе, а так же в различных режимных моментах. Материал может быть предложен родителям для работы в домашних условиях.

Планируемые результаты:

Дети:

Освоят новые и систематизируют имеющиеся представления по лексическим темам.

Создадут творческие продукты: продуктивные и  литературные.

Педагоги:

- Отберут содержательный компонент для детей с учетом темпов развития и зрительных нарушений.

- Создадут развивающую предметно-пространственную среду для реализации комплексно - тематического планирования по лексическим темам.

Методические рекомендации  педагогам по использованию сенсорно - перцептивных тематических наборов для развития бисенсорного восприятия  у детей с нарушением зрения.

   Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования личности. Вследствие того, что в группах детских садов находятся дети с различными стартовыми возможностями, необходимо искать новые приёмы и технологии для их успешного усвоения программы. Ребёнка  практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Все это подсказало нам необходимость создания дополнительных условий для коррекции имеющихся проблем в развитии ребёнка и для более активного включения механизмов компенсации. Такие дополнительные условия нужно создать таким образом, чтобы стимулирующая развивающая среда была естественной для ребёнка, чтобы он чувствовал себя комфортно и защищёно, проявлял творческую активность.

   Таким дополнительным условием для нас стали сенсорно - перцептивные тематические наборы. Создавая их, мы вовлекаем детей в игровую среду, в которой ребёнок получает огромное количество разных тактильных ощущений. Он может трогать, пересыпать, перемешивать, складывать, прятать, отыскивать и т.д. Кроме того, тактильно - кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями. Следовательно, использование таких наборов позволяет педагогам решать самые разные задачи по всестороннему развитию ребёнка, открывает дополнительные возможности для развития умственной активности: развивает познавательный интерес, творческое мышление, воображение. Данное пособие раскрывает детям существенные особенности объектов, закономерные связи между ними, формирует системные знания, помогает усвоить большой объем информации, что невозможно сделать, используя только картинный материал. По нашему мнению, использование сенсорно - перцептивных тематических наборов несёт в себе огромную образовательную и практическую ценность.

Сделать такие тематические наборы очень легко! Важно соблюдать следующие требования. Они должны быть:

1. Экологически чистыми и безопасными;

2. Понятными для восприятия ребёнка;

3. Доступными для создания и действий с ними;

4. Отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов;
5. Передавать те свойства и отношения, которые ребёнок должен освоить с их помощью;

6. Облегчать процесс познания.

  Основой для таких наборов могут служить: пластиковые контейнеры, коробки, тазики, ящички, маленькие надувные бассейны. Очень хорошо, если у тематического набора будет своя крышка. Тогда вы сможете после игры быть уверенным, что там не скопится пыль и ничего не рассыплется.

  При выборе наполнителя ориентируемся на тематику нашего набора, так как каждый из них создается к конкретной лексической теме:

" Осень", " Сад и огород", " Лес: грибы и ягоды", " Домашние и дикие животные", " Животные жарких стран", " Подводные жители" и т.д.

    Чем наполнить основу набора? Выбор огромный! Прежде всего - это различные крупы: рис, манка, горох, фасоль, гречка, пшено. Природные материалы: вода, песок, мелкие камушки,  мох и т.д. Можно наполнить  гидрогелем, рваной бумагой, искусственными кристаллами, ватными и бумажными шариками и т.д.

  В основу с выбранным наполнителем добавляем другие предметы, подходящие под тематику набора: маленькие человечки, здания, машинки, растения, постройки: мосты, ограды, ворота, загоны для скота и т.д., естественные предметы: ракушки, веточки, камни, шишки, желуди и т.д.. Так же могут пригодиться предметы - "доставалки": ложки, шумовки, половники, щипцы, пинцеты.

   Важно, чтобы предметов в тематическом наборе было не много. Лучше несколько раз поменять содержимое , поддерживая детский интерес, чем выдать все предметы сразу. Ведь ребёнку нужно место, чтобы свободно двигаться, пересыпать, закапывать, доставать предметы. То есть создать так тематический набор, чтобы в нём было место для свободной игры. Именно свободная игра так привлекает детей к данному пособию.

  При этом надо помнить о том, что выполняя упражнения с мелкими предметами  с детьми необходимо провести беседу по технике безопасности и не оставлять ребенка без внимания педагога.

 Таким образом, играя с такими наборами, мы облегчаем процесс обучения, познания и всестороннего развития  ребёнка.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г.  Психология чувственного познания.- М., 1960.

2. Глезер В.Д. Зрение и мышление. - Л., 1985

3. Григорьева Л. П.  Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей//Дефектология. - 2000. - №3

4. Григорьева Л. П., Бернадская О.Г. Развитие восприятия у ребёнка. - М., 2001

5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей// пособие для учителей специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VII вида.

Сенсорно - перцептивный набор по лексической теме  

" Подводный мир морей и океанов"

Основание: пластиковый контейнер с крышкой.

Наполнитель: мелкие камушки для аквариумов, вода.

Предметы: фигурки морских жителей, разноцветные кристаллы, разноцветные ракушки,  ложки - черпалки.

Цель игры: формирование и развитие компенсаторных механизмов восприятия при сенсорно - зрительной депривации

Задачи:
1. Развитие  тонких дифференцированных тактильных ощущений при осязательном восприятии предметов различной фактуры.
2. Формирование сенсорного эталона цвета  (в соответствии с требованиями программы для старшей/ подготовительной групп)

3. Развитие сенсорного эталона формы  (в соответствии с требованиями программы для старшей/ подготовительной групп)

4. Развитие навыков ориентировки в малом рабочем пространстве  (в соответствии с требованиями программы для старшей/ подготовительной групп)

5. Развитие операции классификации по нескольким признакам предметов.
6. Развитие  творческого воображения;

7. Расширение лексического запаса по данной теме;
8. Развитие связной речи при обучении составления рассказа - описания;
9. Развитие коммуникативных навыков при обучении взаимодействию в ходе сюжетно - ролевой игры со сверстниками.

Ход игры:

Установка на начало игры:

Очень, очень не простое

Население морское!

Чтобы лучше его знать,

Предлагаю поиграть!

C:\Users\Александр\Desktop\фото СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ\Сенсорная коробка ПОДВОДНЫЙ МИР.JPG

В подводном мире много чуда,

Всего его не сосчитать.

Мы знаем только часть оттуда,

Но как другую часть достать?

Они ведь прячутся в надежде

Спастись наверное от нас.

А может быть они зарыты

 И вырваться хотят сейчас.

Педагог предлагает детям отыскать на дне морском определенных морских обитателей, камушки, ракушки заданного цвета и в заданном количестве. Все пойманное дети раскладывают на индивидуальную сухую тряпочку.

C:\Users\Александр\Desktop\фото СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ\достаем детали1.JPG

" Ложки - черпалки

отличные помощники!"

На данном этапе игры можно использовать различные ложки - черпалки, а можно доставать из воды руками. Но для этого у каждого ребёнка должно быть приготовлено личное полотенце для того, чтобы в конце игры вытереть руки.

C:\Users\Александр\Desktop\фото СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ\достаем детали2.JPG

Упрощенный вариант игры:

ребёнку предлагается достать со дна морского все синее и голубое . А затем вместе с ребёнком посчитать найденные предметы. Тем самым закрепив знание цвета, умение считать, согласовывать существительные с числительными.

C:\Users\Александр\Desktop\фото СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ\достань все синие камушки.JPG

" 1, 2, 3, 4, 5 я иду искать!"

Когда все предметы найдены, педагог убирает тематический набор, а дети на темном фоне делают свой подводный мир! Полет фантазии безграничен! После того, как картинка готова, каждый ребёнок рассказывает о том, кто живет в его подводном мире, где он находится и что делает

C:\Users\Александр\Desktop\фото СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ\собираем свой подводный мир.JPG

"Фантазию развиваем,

картину собираем!

C:\Users\Александр\Desktop\фото СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ\DSC_0655.JPG

Усложненный вариант игры –

это свободная творческая деятельность. Можно придумать любую картину и подобрать к ней название.

«Подводный калейдоскоп»

Автор: Рома  6 лет.

C:\Users\Александр\Desktop\ВСЕ О СЕНСОРНЫХ КОРОБКАХ\коробка ПОДВОДНЫЙ МИР\DSCN2356.JPG

 Картина готова!

И называется она – «Любовь».

Автор: Святослава  6 лет.

C:\Users\Александр\Desktop\ВСЕ О СЕНСОРНЫХ КОРОБКАХ\коробка ПОДВОДНЫЙ МИР\DSCN2355.JPG

Наполнителем для подобных игр можно использовать гидрогель. На ход игры смена наполнителя не влияет.

C:\Users\Александр\Desktop\фото СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ\DSC_0671.JPG

                     

Сенсорно - перцептивный набор по лексической теме " Насекомые"

 " В гостях у Мухи-Цокотухи"

Основание: картонная крышка от коробки

Наполнитель: горох (тропинка), кристаллы (озеро), коврик  «травка».

Предметы: фигурки насекомых, цветы, листочки, дерево рябинка, каштаны, кусочек коры дерева, крышка – стол, угощения для гостей.

    Цель игры: формирование и развитие компенсаторных механизмов восприятия при сенсорно - зрительной депривации

Задачи:
1. Развитие  тонких дифференцированных тактильных ощущений при осязательном восприятии предметов различной фактуры.
2. Формирование сенсорного эталона цвета ( в соответствии с требованиями программы для старшей/ подготовительной групп)

3. Развитие сенсорного эталона формы ( в соответствии с требованиями программы для старшей/ подготовительной групп)

4. Развитие навыков ориентировки в малом рабочем пространстве ( в соответствии с требованиями программы для старшей/ подготовительной групп)

5. Развитие операции классификации по нескольким признакам предметов.
6. Развитие  творческого воображения;

7. Расширение лексического запаса по данной теме;
8. Развитие связной речи при обучении составления рассказу;
9. Развитие коммуникативных навыков при обучении взаимодействию в ходе сюжетно - ролевой игры со сверстниками.

Ход игры:

Детям предлагается отправиться в гости к Мухе-Цокотухе: «Нынче Муха-Цокотуха именинница!»

На стол выставляется тематический набор по лексической теме " Насекомые". Вокруг набора разложены насекомые. Педагог просит детей разместить насекомых на полянке и назвать, кто пришел к Мухе в гости.  ( Дети составляют предложения).

C:\Users\Александр\Desktop\ВСЕ О СЕНСОРНЫХ КОРОБКАХ\КОРОБКА насекомые\DSCN2329.JPG

Педагог объявляет, что гости решили поиграть в прятки, пока Муха - Цокотуха накрывает на стол.

И предлагает детям закрыть глаза. (педагог прячет насекомых в пределах сенсорной коробки)

1, 2, 3, 4, 5 глазки можно открывать! ( педагог предлагает детям отыскать своё насекомое, при этом обязательно проговорить, где оно было найдено)

C:\Documents and Settings\Lanos\Мои документы\сенсор коробка насекомые\ОТКОПАЙ.JPG

"В гости к Мухе-Цокотухе"

Муха - Цокотуха приглашает всех к столу: Дорогие гости, не стесняйтесь!

Угощайтесь, угощайтесь!

Дети рассаживают насекомых за стол, проговаривая: кто сел за стол и чем он будет угощаться!

C:\Users\Александр\Desktop\ВСЕ О СЕНСОРНЫХ КОРОБКАХ\КОРОБКА насекомые\DSCN2333.JPG

После угощения гости Мухи -Цокотухи стали играть

" От большого маленькому:  сортировка по размеру.

C:\Users\Александр\Desktop\ВСЕ О СЕНСОРНЫХ КОРОБКАХ\КОРОБКА насекомые\ПО РАЗМЕРУ.JPG

«Хороводы: сортировка по цвету».

C:\Documents and Settings\Lanos\Мои документы\сенсор коробка насекомые\ПО ЦВЕТУ.JPG

 Свободная игра детей с тематическим набором.

C:\Documents and Settings\Lanos\Мои документы\DSCN2336.JPG

Варианты сенсорно - перцептивных тематических наборов.

                         

В сенсорной коробке делаем две грядки, используя гречу.

Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и сажает на одну грядку, говоря: «Я сажаю горох, будет урожай неплох».

На другую сажает фасоль, говоря: «Я сажаю фасоль, будет урожай большой».

«Мы корзинки принесем, урожай весь соберем». Горох и фасоль убираются с грядки и сортируются в разные корзинки.

C:\Users\Александр\Desktop\ВСЕ О СЕНСОРНЫХ КОРОБКАХ\коробка ОГОРОД\DSCN2342.JPG

Кот Мурыч загадывает детям загадки о домашних животных и предлагает поиграть с ними.

C:\Documents and Settings\Lanos\Мои документы\сенсор коробка домаш животные\DSCN2347.JPG

C:\Users\Александр\Desktop\ВСЕ О СЕНСОРНЫХ КОРОБКАХ\коробка ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ\DSCN2352.JPG

C:\Users\Александр\Desktop\ВСЕ О СЕНСОРНЫХ КОРОБКАХ\коробка ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ\DSC_0735.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через формирование сенсорных эталонов

В сообщении из опыты работы раскрываются приемы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через формирование сенсорных эталонов....

Конспект коррекционного занятия по сенсорному развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения Тема: «Геометрические фигуры»

Данный конспект можно использовать для закрипления сенсорных эталонов геометрических фигур и развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве....

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эторазвитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития ...

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»...

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эт...