Игры на развитие высших психических функций
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Данные игры рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой психического развития и другими заболеваниями, при которых проявляется незрелость внимания, а также рекомендуются гипер- и гипоактивным детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_vpf.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Данные игры рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой психического развития и другими заболеваниями, при которых проявляется незрелость внимания.

Будь внимателен! (для детей 4-5 лет)

Цель игры: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать  на звуковые сигналы.

Дети шагают под маршевую музыку. Затем на слово «зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать. На слово «лошадки» - как бы ударять копытом об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

Слушай звуки! (для детей 7-8 лет)

Цель игры: развивать активное внимание.

Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет на фортепиано клавишу нижнего регистра, они должны стать в позу «плакучей ивы», когда верхнего – в позу «тополя». Затем начинают игру – дети идут по кругу. Звучит низкий звук – дети становятся в позу «плакучей ивы» - ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу. На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» - пятки вместе, носки – врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук.

Слушай хлопки! (для детей 5-6 лет)

Цель игры: развивать активное внимание.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На 3 хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Канон для малышей (для детей 4-5 лет)

Цель игры: развивать волевое внимание.

Играющие стоят в кругу. По д хороводную песню дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т.д.

Четыре стихии (для детей 6-7 лет)

Цель игры: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними о том, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.


Данные игры будут полезны детям. Страдающим церебрастеническим синдромом, апатической формой психоорганического синдрома, церебральным параличом и другими заболеваниями, одним из ярких симптомов которых является снижение памяти.

Повтори за мной (для детей 6-7 лет)

Цель игры: развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз. Если неправильные.

Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по структуре.

Запомни движение (для детей 5-6 лет)

Цель игры: развивать моторно-слуховую память.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

Запомни свое место (для детей 4-5 лет)

Цель игры: развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят в кругу или разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

Слушай и исполняй (для детей 7-8 лет)

Цель игры: развивать внимание и память.

Ведущий называет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

Вот так позы! (для детей 5-6 лет)

Цель игры: развивать наблюдательность.

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

Запомни порядок! (для детей 5-6 лет)

Цель игры: развивать наблюдательность.

4- 5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и сказать, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

Художник (для детей 5-6 лет)

Цель игры: развивать наблюдательность.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет.

Тень (для детей 5-6 лет)

Цель игры: развивать наблюдательность.

Звучит музыка А. Петрова «Зов синевы» (из к/ф «Синяя птица»).

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на 2-3 шага сзади. Второй ребенок – это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т.п.

В магазине зеркал (для детей 5-6 лет)

Цель игры: развивать наблюдательность.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки. И стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили им тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Разведчики (для детей 6-7 лет)

Цель игры: развивать наблюдательность.

1-й вариант. В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны. А другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь. А командир ведет по этому пути весь отряд и т.д.

2-й вариант. Начало игры такое, как и в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик, и привести туда, откуда вышел разведчик.

Данные игры рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание и память.

Флажок (для детей 4-5 лет)

Играющие ходят по залу по музыку. Когда ведущий поднимет флажок вверх, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Запретный номер (для детей 6-7 лет)

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить. Вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Игра начинается, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий игрок продолжает счет, и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит: «Шесть» и т.д.

Стоп! (для детей 5-6 лет)

Дети идут под маршевую музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!».

Замри! (для детей 6-7 лет)

Дети прыгают в такт музыке Д. Кабалевского «Клоуны» (ноги врозь – вместе), сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Снова звучит музыка – остановившиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется только один играющий, который признается победителем.

Запрещенное движение (для детей 5-6 лет)

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта они выполняют руками движения. Которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей 3-5 лет

Консультация-практикум для родителей, которая поможет им играя, развивать своих детей...

Использование игры для развития высших психических функций

Игры для развития памяти, внимания, мышления....

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

Игры для развития высших психических функций.

Игры для развития высших психических функций....

Тема: «Игры для развитие высших психических функций и речи у детей с расстройством аутистического спектра»

Представленные игры предназначены для работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Основная цель данных игр – преодоление негативного отношения при обучении ребенка с РАС....

Игры на развитие высших психических функций

Учитель-логопед на своих занятиях проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания.Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование ...

Игры для развития высших психических функций в детском саду

Термин «высшие психические функции» (ВПФ) был введен в науку в середине 19 века немецким врачом Вильгельмом Вундтом. В России это понятие связывают с культурно-исторической концепцией Выго...