конспект по познавательному развитию
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)
Сценарий комплексной непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_mo.docx | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Сценарий комплексной непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области познавательное развитие
для детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития)
Форма проведения: подгрупповая.
Тема: «Автомобиль для Айболита»
Учитель-дефектолог: А.А. Антюфеева
Квалификационная категория: высшая
Санкт-Петербург
2020 год
Тема: «Автомобиль для Айболита»
Цель: Продолжать формирование элементарных математических представлений (в рамках лексической темы транспорт).
Задачи:
Образовательные (с учетом интеграции образовательных областей):
-Формировать умение описывать объект, выделяя его существенные признаки.
-Расширять представления детей о спецтранспорте на примере автомобиля скорой помощи
-Познакомить детей с образованием числа 3,
-Формировать умение пересчитывать предметы (в пределах 3х).
-Закреплять представления о величине (большой\маленький), цвете и количестве (один\много)
-Расширять и активизировать словарь (номинативный, предикативный, атрибутивный)
-Закреплять навык употребления прилагательных «левый /правый»
-Формировать навык образования качественных прилагательных
-Формировать навык согласования речи с движением.
- Развивать общую моторику и ориентировку в схеме собственного тела
Воспитательные:
-Развивать умение детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками во время образовательного процесса.
-Формировать эмоциональную отзывчивость в ответ на предложенную ситуацию.
-Способствовать формированию таких нравственных качеств, как готовность прийти на помощь, отзывчивость.
-Формировать умение распознавать и называть эмоциональное состояние героя (грустный/радостный)
-Продолжать вызывать интерес к сказочным персонажам после знакомства с литературным произведением
Коррекционные:
-Развитие непроизвольного внимания.
-Развитие памяти; мышления; зрительного восприятия.
-Расширение социальных представлений
Предварительная работа:
-чтение сказки К.И. Чуковского «Айболит»;
-рассматривание иллюстраций с изображением различного транспорта;
-прослушивание звуков, которые издает различный транспорт
-проведение игр малой подвижности на закрепление элементарных правил дорожного движения для пешеходов.
Индивидуальная работа:
формирование навыка образования качественных прилагательных с Сергеем К.
Связь с материалом программы на предыдущем этапе:
закрепление темы «Профессии. Врач», закрепление счета в пределах 2х
Планирование последующей деятельности:
-закрепление навыков счета в пределах 3,
-закрепление образа цифры 3,
-развитие навыка сравнения количества предметов пределах 3х
Материалы к непрерывной образовательной деятельности:
Обручи по количеству детей, крупное плоскостное изображение грустного и радостного Айболита, ковролинограф «Ларчик» с комплектом цифр-липучек (1,2,3), полосы пешеходного перехода, макет светофора, макеты машин из картона :скорой помощи и пожарной машины (на трех колесах скорой «дырки»), схематичные плоскостные (из картона) ключи от автомобиля (3 шт), насос, «аптечка» с «заплатками» ,«заплатки» для шин автомобиля (по три на каждого ребенка), рабочие листы с графическим заданием (корректурная проба и схема цифры три)
Современные информационные и педагогические технологии: смартфон с аудиозаписью звука сирены скорой; игровая технология, здоровьесберегающие технологии (технология активной сенсорно-развивающей среды).
Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:
деятельность педагога | предполагаемая деятельность и ответы детей | |
Организация детей перед занятием | Дефектолог взаимодействует с подгруппой детей в игровом пространстве во время динамической паузы. Педагог и дети выполняют гимнастику с обручем : - Сегодня мы с вами станем автомобилистами и прямо сейчас отправимся в путь. Автомобили к путешествию готовы? -Тогда заводим моторы! -Р-р-р!
- Нас ждет загородная прогулка. Отправляемся в путь! Педагог произносит слова и выполняет движения -Едем по городу. -В городе дорога ровная, гладкая, А за городом то в гору поднимается… -То вниз спускается. -Проезжаем деревню. Посмотрите, справа вышагивают петухи! -Осторожно, автомобилисты, впереди грунтовая дорога - немного потрясет. -Выехали на трассу, скорость 80 километров в час.
-Остановка! Вижу человека на обочине, он размахивает руками! | -Да! -Давайте! -Готовы! Дети выполняют действия по –подражанию, проговаривают слова зарядки вместе с педагогом -Р-р-р! (Выполняют «барабанчик» согнутыми в локтях руками, пальцы зажаты в кулаки.) - Обычная ходьба друг за другом по кругу. Дети ходят по кругу в колоне по одному Ходят на носках, обруч вверху. Ходят в полуприседе, обруч перед собой. Ходят с высоким подниманием колен, обруч вверху. Бег на месте, обруч перед собой Переходят на обычный бег. ходьба с высоким подниманием колен, обруч над головой. Идут в обруче в левую сторону (обычная ходьба), выполняют упражнение на дыхание: сгибают руки в локтях, подтягивают к себе обруч («вдыхают запах хвои»), выдыхают через рот. То же вправо. Останавливаются, опускают обруч |
Мотивация | Дефектолог предлагает детям «выйти» из автомобилей - Кто же там стоит на обочине? Кажется это наш знакомый доктор, пойдемте, посмотрим поближе? (в помещении для занятий «находят» грустного «Айболита») Подходя ближе: -Дети, кто это? -Да, это точно он! Дефектолог обращает внимание детей, что герой грустит -Доктор Айболит, здравствуйте! Что вы здесь делаете один и почему такой грустный? (далее педагог голосом Айболита здоровается со всеми) -Здравствуйте, Ася Александровна! Здравствуйте ребята! Дело в том, что у меня сломался автомобиль, а мне совершенно срочно нужно добраться до берлоги медведя, он проснулся из-за теплой зимы, очень зол, жалуется на сильную головную боль и никак не может уснуть, просит ему помочь! - А я совсем не знаю, что мне теперь делать, я даже не знаю, что сломалось в моем автомобиле?! -Ребята, вы слышали поможем Айболиту? Деф.: -Ой, а где же ваш автомобиль, Доктор? Айболит.: -Вот я растяпа, оставил его за поворотом, а слева или справа забыл. Деф: -Не волнуйтесь, доктор, наши ребята знают где лево и право. Айболит: -Вы правда знаете? Поможете мне найти дорогу к моему автомобилю? В случае затруднений педагог помогает детям сориентироваться в схеме тела -Да, все верно, ребята, вы очень внимательны! -Уважаемый Айболит, вы точно не помните, в какую сторону идти? Айб: -К сожалению, нет Деф: -Ну что же, пойдем искать сначала налево, затем направо? На полу помещения для занятий подготовлен макет пешеходного перехода; стоит макет светофора, и схематичное изображение перекрестка. Дефектолог предлагает детям отправится на поиски автомобиля сначала налево, затем направо: -Только для начала, ребята, нам нужно вспомнить правила движения для пешеходов, чтобы перейти через дорогу. -Для чего эти полоски? Как они называются? -Какой сигнал светофора говорит нам «переход разрешен»? -А если горит этот (светофор «показывает» красный) сигнал, можно начинать переходить дорогу? (Педагог корректирует ответы детей) -Все верно! Теперь мы готовы отправиться на поиск автомобиля! Идем, ребята! Педагог предлагает детям перейти дорогу в поисках машины налево (направляет детей во время ориентировки в схеме тела и в пространстве с точкой отсчета от себя) | -Да! Давай! -Давайте! -Пошли! -Пойдем! -Да! -Врач! -Доктор! -Айболит! -Это Айболит! -Это врач! -Здравствуй! -Здравствуйте! -Привет! -Здравствуйте, доктор! -Поможем! -Да! -Скорее! -Конечно! -Мы поможем! -Да, поможем! - -Да! -Да, мы знаем! -Лево тут! -Вот! -вот тут! -Там! -Где левая рука! -Где правая рука там право! -Давай! -Давайте! -Да! -Давай искать! -Ходить через дорогу! -Ходить по ним! -Переходить через дорогу! -Переходить дорогу! -Это Зебра! -Переход! Пешеходный переход! -Зеленый! Красный! -Зеленый сигнал! Зеленый свет! -Красный! Это красный! -Да! Нет! -Нет, нельзя! -Нельзя! Нельзя переходить! -Да! Готовы! Пойдем! -Пошли! |
Проблематизация | Педагог обращает внимание на спрятанный до этого пожарный автомобиль : -Ребята, посмотрите, вот же автомобиль Айболита! Да, доктор? Айб: -Не помню, я так понервничал, что забыл. Кажется, мой был белого цвета, и была другая цифра на кузове! (в случае если дети дают верный ответ сразу, педагог инициирует рассматривание деталей спецтранспорта ) -Какого он цвета? -Что это на крыше? -А какого размера? -А что это за автомобиль? -Верно, это специальное авто для тушения пожаров, а не наш автомобиль, идем искать справа! Айб.: -Это точно не мой автомобиль, ведь в моем должна быть аптечка! Деф.: Идем искать дальше, ребята! -Снова, нам нужно вспомнить правила движения для пешеходов, чтобы перейти через дорогу. -Какой сигнал светофора говорит нам «переход разрешен»? -А какой «переход запрещен»? (Педагог корректирует неверные ответы детей) «Загорается» зеленый, дети идут направо. -Ребята, посмотрите, вот же автомобиль Айболита! Да, доктор? Айб: -Кажется мой автомобиль, и цифра похожа! И цвет! (педагог инициирует рассматривание деталей спецтранспорта ) -Какого он цвета? -Что это на крыше? -А что это за автомобиль? -Верно, это машина скорой помощи! Скорая помощь! -Давайте внимательно рассмотрим этот автомобиль, нам же нужно найти поломку чтобы доктор мог скорее поехать к медведю на помощь! -Как называется эта деталь кузова? (показывает окно) -Давайте их сосчитаем, все ли целые, не разбитые? -Как называется эта деталь ?(показывает руль) -Руль на месте? Не сломан?
-А это что такое(колеса/шины)? -Давайте их сосчитаем!? -Рассмотрите их внимательно, все целые, не рваные? -Ой-ой –ой! Вот мы и нашли поломку, доктор! Айб: -Ай-яй-яй!!! А что же мне делать? У меня нет насоса! И заплаток нет! Деф: -Доктор, в машине скорой всегда есть аптечка и пластырь, мы найдем чем заклеить шины! И накачать поможем, правда, ребята? У нас с собой как раз случайно насос оказался. -Только для начала, доктор, нам нужен ключ, чтобы открыть ваш автомобиль! Вы его поищите, а мы пока с ребятами подготовим наш насос! (подготовлены схематичные плоскостные (из картона) ключи от автомобиля) | Дети находят слева от перекрестка пожарный автомобиль -Вот он! -Вот она! Нашли! Мы нашли! -Нет! -Нет, это пожарная машина! -Красный! Красная! Белая! -Лестница! Отсюда воду берут! Там вода! -Большая! Большой! Маленький! -Маленькая -Пожарный автомобиль! -Пожарный! Пожарная машина! Пожарная! -Давай! Давайте! -Идем! -Пошли! -Пойдем! -Зеленый! Желтый! -Красный! Зеленый! -Да! Нет! -Нет, нельзя! -Нельзя! Дети находят справа от перекрестка автомобиль скорой помощи -Белый! Он белый! Белая! Она белая! -Белая машина! -Это он! -Скорая помощь! -Скорая! -Это скорая! -Окно! Это окно! -дети пересчитывают окна -Да, все целые! Целы! На месте! -Руль! Это руль! -Да! На месте! -Нет! Не сломан! -Колесо! Это колесо! Колеса!-Шина! -Это колеса! -Да! Давай! Давайте! -Дырка! Рваное! Еще рваное! Это рваное! -Да! -Поможем! -Да! -Скорее! -Конечно! -Мы поможем! -Да, поможем! |
Динамическая пауза | А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли В стороны, вперед, назад Повернулись вправо, влево Принялись скорей за дело Поскорей насос включаем Воздух быстро в нем качаем Один -влево, вправо-два. Слышно воздух? Да! Один, два, три, четыре, пять Потрудились мы на пять! | Выполняют движения вслед за педагогом повороты туловищем, руки на поясе -«засучивают» рукава -руки в кулаках перед собой, -большие пальцы сверху постукивают по сжатым указательным пальцам -стойка ноги врозь, руки вдоль туловища -наклоны за рукой с выдохом -Да! -наклоны за рукой с выдохом - показывают класс |
Целеполагание | Айб: -Ой, а я не знаю какой ключ от этого автомобиля, всегда со мной был водитель, я схватил все, какие нашел в спешке, и положил в мешок (педагог достает заготовленный мешок с ключами (схематичные плоскостные (из картона) ключи от автомобиля), осуществляет последовательный счет, прикрепляет цифры-липучки для коврографа, соотнося с количеством ключей. Деф.: -Доктор, не переживайте, наши ребята очень внимательные и много знают, умеют считать -Дети, доставайте по одному ключику, посмотрим, какой же нам подойдет. -Сколько ты достал ключей? -Верно! -Какой у тебя ключ? -А ты сколько ключей достал? -А у тебя какой ключ? -Какой цифрой мы обозначим 1 ключ? -Сколько ключей у нас теперь? Давайте сосчитаем. -Один и еще один. Сколько всего/стало/вместе? (Обобщающее круговое движение рукой) -Верно, два -Какой цифрой мы обозначим два ключа? -Давайте посмотрим, подходят они к нашему замку? -Нет, не подходит ни один -Ой, смотрите, что это на земле? (педагог «находит» еще один ключ) - Сколько я нашла ключей? -Верно! -А сколько у нас было ключей? -Сколько теперь стало/всего/вместе? - Какой цифрой мы обозначим три ключа? Это цифра три! Давайте все вместе скажем три! -Сколько у нас красных/желтых/зеленых ключей? -А сколько всего ключей? -Давайте теперь посмотрим, может какой-то ключ подходит к нашему замку? | Дети достают ключи и с помощью педагога размещают их на коврографе, осуществляют последовательный счет -Я достал один/один ключ/один -Красный! -Я достал один/один ключ/один -Желтый/у меня желтый/он желтый -Один! Цифра 1! -Два! Стало два! -Два! Цифра 2! (дети сравнивают картинки на ключах и форму замочной скважины н кузове макета машины, оречвляют действия) -Один! Один ключ! -Два! Было два! Два ключа! -Три! -По одному/один! -Три! Три ключа Дети подбирают картинку на ключе пересчитывая точки, открывают совместно с педагогом машину Айболита |
Планирование будущей деятельности. | Деф: Вот видите, доктор, мы сейчас все исправим, шины заклеим и накачаем Айб: Какие же вы умелые! Деф: Ребята, смотрите, а вот и аптечка, давайте найдем подходящие кусочки пластыря для дырок на шинах. Смотрите внимательно, чтобы пластырь подошел, надо чтобы цифра на нем совпала/подходила с /к картинкой /ке на дырочках (Педагог раздает ребятам по три пластыря-заплатки) | -Давай! -Давайте! -Да! -Давай искать/считать! |
Реализация плана | -Сколько у нас дырявых шин? -А сколько дырок? Много, конечно!
Педагог помогает детям безопасно и удобно разместиться вокруг макета машины, оказывает детям требующуюся индивидуальную помощь (различные виды) в процессе счета и соотнесения цифры/числа на заплатке с количеством точек на дырочке, помогает исправить ошибки; стимулирует к оречвлению счета -Вот видите, доктор, мы почти справились! -Осталось только немного подкачать шины! Да, дети? Айб: -Как хорошо, что я вас встретил на дороге! Какие вы отзывчивые и умелые помощники! («появляется» веселый Айболит ) -Ну что, ребята, давайте все вместе надуем хорошенько шины, а вы, доктор, заводите мотор! И гости пусть нам помогают! А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли В стороны, вперед, назад Повернулись вправо, влево Принялись скорей за дело Поскорей насос включаем Воздух быстро в нем качаем Один -влево, вправо-два. Слышно воздух? Да! Один, два, три, четыре, пять Потрудились мы на пять! Айболит благодарит детей и дарит им «волшебные» рецепты, для отличной памяти на цифры. Машина «уезжает» со звуком сирены в группу. | -пересчитывают до трех -Много! Мало! Очень много! Дети пересчитывают и выбирают заплатки, соотносят с цифрой, оречвляют действия -Да! Да, накачаем! -Осталось накачать! Выполняют движения вслед за педагогом повороты туловищем, руки на поясе -«засучивают» рукава -руки в кулаках перед собой, -большие пальцы сверху постукивают по сжатым указательным пальцам -стойка ноги врозь, руки вдоль туловища -наклоны за рукой с выдохом -Да! -наклоны за рукой с выдохом - показывают класс |
Оценка, рефлексия, прогноз | -Вот так поездка у нас получилась! -Кого мы с вами встретили сегодня, ребята? -Почему он был грустный? -Что у него случилось? -Как мы ему помогли? -А что было потом? -Верно! -Сколько же ключей у нас было? -Какую новую цифру вы узнали сегодня? -Три! Верно! -А что было потом? -Верно, вы все сегодня справились хорошо с заданиями. (педагог дает дифференцированную качественную оценку деятельности каждого ребенка, спрашивает, что каждому из них запомнилось/понравилось больше всего) - Теперь нам пора возвращаться в группу, мне не терпится поскорее узнать, что за рецепты вам подарил Айболит! Прогноз: дети закрепляют во время работы в малых подгруппах и индивидуально графический образ цифры три, выполняют корректурную пробу | -Айболита! Доктора Айболита! - У него сломался автомобиль! Он потерялся! Шины дырявые! Колеса сломались! -Нашли его машину! Нашли автомобиль! Хорошо! - Мы помогли починить колеса! Нашли ключи! Считали ключи! -Три! Два!Много! -Три!Два! -Мы дули! Открыли машину! Мы надули шины! Заклеили колеса/клеили /приклеили заплатки/клеили колеса! Дети отвечают на вопросы педагога, возвращаются в игровое пространство |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.
Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но и родителям, а также работникам групп дополнительного образования....
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...
Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.
Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия жилищ животных (бер...
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...
Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"
Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...
Конспект по познавательному развитию (познавательно – исследовательская деятельность) для детей среднего дошкольного возраста. Тема: Эта удивительная вода.
Цель: Создание целостного представления о воде, о её свойствах, в процессе решения проблемы. ...