Развитие зрительного восприятия у детей младенческого (грудного) возраста.
консультация по коррекционной педагогике

Надежда Несторовна Сальникова

В статье указываются этапы и специфика работы по развитию зрительно-ориентировочных реакций у младенцев. Материал помогает понять каким видит окружающий мир маленький ребенок и как помочь ему развиваться с помощью игры. Здесь можно найти описание методических приемов и полезных советов для воспитания детей первого года жизни в этой сфере развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx14.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительного восприятия у детей младенческого (грудного) возраста.

Как помочь малышу воспринимать окружающий мир во всем его многообразии?

Специальные исследования показатели, что новорожденный уже в первые дни жизни обнаруживает избирательное отношение к различным зрительным объектам, он предпочитает округлые, изогнутые, замкнутые линии, особенное предпочтение он оказывает человеческому лицу. Поэтому на первых этапах развития следует всегда смотреть на малыша, что бы он прежде всего мог наблюдать лицо матери, когда с ним разговаривают, кормят, одевают и пр. Младенцы предпочитают различные четко очерченные и яркие предметы, в следствии чего нужно подобрать различные погремушки, шары, кубики и кольца, а также необходимы сюжетные игрушки с глазками, носиком и ртом (игрушечный мишка, неваляшка, кукла и т.п.).

На 8-14 день жизни ребенок способен удерживать движущийся предмет некоторое время в поле зрения. В этот период целесообразно подвешивать над кроваткой малыша различные предметы (на высоте 40-50см от глаз ребенка), которые должны легко двигаться в потоках воздуха. Это упражнение поможет малышу к 3-4 неделям жизни обеспечить смену ступенчатого следования взором за движущимся из стороны в сторону предметом на плавное прослеживание. Следует менять подвешенные предметы через каждые 3-4 дня.

На 2-3 месяце зрительное сосредоточение и слежение начинают вызываться предметами, все более разнообразными по цвету и величине, местоположению и степени отдаленности от ребенка. Таким образом игры от 0 до 3-х месяцев жизни ребенка включают в себя упражнения на развитие умения удерживать в поле зрения сначала движущегося предмета или лица взрослого, а потом неподвижного. Далее развивается умение плавно прослеживать за движущимся предметом, после вызывается длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или игрушке (занятия поначалу проводятся с лежащим на спине малышом, а в последствии в вертикальном положении на руках у взрослого). На следующем этапе подбирают комплекс упражнений, способствующий развитию умения фиксировать игрушку, лежа на животе.

К 4 месяцу жизни у малыша формируется способность поворачивать голову, прослеживать за игрушкой по кругу, лежа на животе. Ребенок учится узнавать близких людей, радоваться им. Далее подбираются упражнения на тренировку прослеживания малышом за игрушкой вправо-влево, вверх-вниз, лежа на животе. Важное значение в это время приобретает зеркало, - малыш учится воспринимать свое отражение, следить в зеркале за своими движениями и движениями взрослого. Позже он научиться узнавать в нем свое отражение.

С 6 месяцев необходимо учить воспринимать предметы, различные по цвету, величине, а затем различных по форме (например, посредством игр с разноцветными шариками, бусами с крупными и мелкими бусинами, а также кубиками и кирпичиками). В этом возрасте важно развивать зрительное предвосхищение ребенка, показывая ему появление игрушки из-за ширмы, сопровождаемое чтением стишка, а когда игрушка прячется, сделайте паузу и вновь покажите ее.

С 9 до 12 месяцев ребенок должен закрепить полученные знания, а также, рассматривая фотографии, научиться узнавать на них близких ему людей.

Развивая зрительное восприятие малыша, не забывайте, что важно развивать и другие ощущения. Необходимо показывать малышу предметы, издающие звуки, разные по текстуре – жесткие и мягкие, колючие и шелковистые, разные по температуре – теплые и прохладные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: "Овощи"

Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок....

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....

Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Этот конспект  корекционо-развивающего занятия, направлен на  развитие зрительного восприятия. Возрастная категория- дети старшего дошкольного возраста. данный конспект был представлен на ко...