Дидактическое пособие "Круглый год"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Юлия Ильдаровна Терехина

Дидактическое пособие "Круглый год" для развития временных представлений у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terehina_posobie.docx387.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области     средняя общеобразовательная школа № 14

имени полного кавалера ордена Славы Николая Георгиевича Касьянова      города Жигулевска городского округа Жигулевск структурное подразделение осуществляющее общеобразовательные программы дошкольного образования   детский сад № 18 «Радуга»

Паспорт дидактического пособия «Круглый год».

Составитель:

педагог-психолог

Терехина Юлия Ильдаровна

г. Жигулевск

2020год

Дидактическое пособие «Круглый год».

C:\Users\user\Desktop\IMG_8103.JPG

Актуальность.

Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

 Восприятие детьми особенностей времени как объективной реальности затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время.

Данное дидактическое пособие продемонстрирует детям такие промежутки времени как сезоны, месяца года и их взаимосвязь, дни недели. Эта деятельность создаст благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.

Описание пособия.

Пособие представляет собой вращающийся круг, с нанесенными по окружности временами года, месяцами, неделями и днями, сюжетными картинками по временам года и стрелкой в центре, главные детали игры- разноцветные деревянные гномики с колпачками, символизирующие 12 месяцев года, картинки о временах года.

Материал: ламинированное ДСП, обучающий настенный плакат «Круглый год».

Для кого предназначено: для детей среднего возраста и старше.  

Цель: развитие временных представлений дошкольников.

Задачи:

  1. Развивать представления детей о временах года, их последовательности.
  2. Развивать представления детей о последовательности месяцев, соотношении месяцев и сезонов.
  3. Формировать представление о цикличности, непрерывности и необратимости времени, последовательности сменяющих друг друга явлений.
  4. Закрепить правильного понимания и употребления временных терминов.

Формы работы.

Дидактическое пособие «Круглый год» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в сказкотерапии. Данное пособие подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми в образовательной деятельности, а также в организации режимных моментов.

Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано педагогам дошкольных организаций.

         Описание игр для детей.

1. Игра «Когда это бывает?»

Цель: закрепить знания о природных явлениях, формировать представления о временах года, о месяцах.

Задание: подобрать картинки, соответствующие определенному времени года.

Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.

Помогать друг другу в ходе игры.                

Ход: Каждая из четырех частей окружности пособия «Круглый год» отвечает времени года (синий– зима; зеленый – весна, красный – лето, оранжевый – осень) и гномы соответствующих цветов. Такой диск символизирует круглый год- смену времен года. На каждой части находятся сюжетные картинки с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети). Игрокам предлагается отгадать загадки, выбрать цвет гнома   и поставить его в соответствии со временем года. Объяснить свой ответ.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (Весна)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я ... (Осень).

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня ... (Зима).

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит. (Лето)

2. Игра «12 месяцев»

Цель: закрепить знания о природных явлениях, формировать представления о месяцах.

Задание: Подобрать цвет гнома к соответствующему месяцу, объяснить свой выбор.

Правила: вспомнить характерные особенности данного месяца.

Помогать друг другу в ходе игры.  

3. Игра «Разложи картинки по месяцам»

Цель: закрепить знания о природных явлениях, формировать представления о месяцах.

 Задание: разложить сюжетные картинки по месяцам, объяснить свой выбор, устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.

4.Игра «Паровозик»

Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объекта природы во времени.

Ход игры: ведущий готовит четыре сюжетные картинки в разное время года: осень, зима, весна, лето. Картинки раздаются командам игроков, которые обсуждая должны определить время года. Побеждает команда, назвавшая большее количество признаков времен года.

5.Игра «Круглый год»

Цель: Развивать словесно-логическое мышление, расширение и закрепление знаний о последовательности месяцев в году.

Задание: на основном круге путем вращения стрелки выбрать месяц, и по его сюжетной картинке придумать маленький рассказ. Усложнение игры-можно использовать вариант игрового упражнения «Исправь ошибку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....