Из опыта работы с гиперактивными детьми.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Якимова О.А.

Из опыта работы для облегчения поиска удачных приёмов воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_s_giperaktivnymi_detmi.rar11.06 КБ

Предварительный просмотр:

Якимова Ольга Александровна,

педагог-психолог

МДОУ № 4 «Теремок»

г. Козьмодемьянска,

(e-mail: best_olga73@inbox.ru)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ  ДЕТЬМИ.

В последнее время все чаще приходится слышать о дифференцированном и индивидуальном подходе к воспитанию ребенка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми — одно удовольствие: им все интересно, у них все получается, они вежливы, способны и очень милы. Но далеко не каждый ребенок подходит под эту категорию.  

Для того чтобы немного облегчить поиск удачных приемов воспитания, из своего опыта работы,  хочу рассказать о категории детей, с которыми часто бывает трудно ладить — это гиперактивные дети.

Гиперактивный ребенок сложен для взаимопонимания и взаимодействия с окружающими, для воспитания и обучения как внутри своей семьи, так и за ее пределами. Зачастую, ввиду постоянных замечаний, упреков у гиперактивного  ребенка формируется низкая самооценка, снижается познавательная мотивация, развивается устойчивая, тяжелая дезадаптация.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» (1997, с.4).  Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

По результатам  наблюдений за детьми в группах детского сада, бесед с родителями и педагогами. С помощью критерий выявления  гиперактивности  описаных американскими психологами П.Бейкером и М. Алвордом,  представленных в трех блоках: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность (2000, с. 15) мы  выявили  гиперактивных детей. Неоднородность состояния гиперактивных детей требует необходимости комплексного применения различных подходов.

Медикаментозное лечение (назначает невропатолог).

Психокоррекционная работа. Начинается с индивидуальных занятий,  направлена на повышение самооценки. Тренировку слабых функций, также проводим поэтапно. Подбираем упражнения и игры, которые способствуют развитию только одной функции. Сначала, игры, направленные на развитие только внимания. Затем, игры, направленные на контроль импульсивности. Отдельным этапом в работе используем игры, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности  (2000, с. 36).

После проведения тренировки одной слабой функции, получив положительные результаты, подбираем игры на тренировку сразу двух функций.  Затем, постепенно вовлекаем ребенка в игры с малыми подгруппами. Получив положительные результаты, по  тренировке двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности), переходим к  тренировке всех трех функций. И только после этого можно перейти к коллективным играм.

Занятия  проводятся с использованием психологических игр и упражнений (подвижные игры, психогимнастика, свободное и тематическое рисование, сочинение историй, сказкотерапия и релаксационные упражнения), что способствует улучшению внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки детей.

Работа с родителями. Далеко не каждому родителю гиперактивного ребенка приходится по душе его поведение в общественных местах и дома. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату.  Необходимо  убедить родителей, не  отчаиваться, убедить, что их ребенок такой какой он есть! И в этом никто не  виноват: ни он сам, ни родители. И ни каких оснований  для того, чтобы испытывать чувство вины, у них нет.

Уверенность родителей  в том, что окружающие люди не отвергают  их ребенка, а принимают его, поможет им самим  лучше понять и принять сына или дочь. Если воспитатель встретит родителей  не жалобами, а позитивной информацией, то  на смену напряженному состоянию придет  чувство гордости, радости. И увидев бегущего к ним ребенка, родители встретят его не упреками, а нежностью и улыбкой.

Мы используем многократно проверенный в детских садах метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между воспитателем и родителями «карточками-переписками». В конце дня воспитатель записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной   тетради. При этом должно  выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Например, если родители знают, что когда читают вслух книгу, ребенок с трудом высиживает 3 минуты, а сегодня он слушал воспитателя в течение 10 мин, то это обязательно надо отметить в тетради. Вечером родители Миши в присутствии всех членов семьи могут отметить это небольшое достижение ребенка, повысив его самооценку  и уровень мотивации к обучению. По своему усмотрению взрослые могут поощрить ребенка прогулкой в парк, совместным просмотром фильма, любимой игрой и т.д.

Таким образом, родители получают позитивную информацию и делают сразу  несколько выводов:

  1. Ребенка никто не ругает.
  2. Ребенок не дослушал сказку, значит,  необходимо прочитать ее дома.

Ребенок же, если по его просьбе  зачитают информацию с карточки, останется уверен, что ничего плохого он не сделал, а воспитатель по-прежнему любит  и понимает его.

Кроме того, родители, помня о необходимости почитать ребенку книгу, вечером дополнительно позанимаются с ним дома. Ребенок, в свою очередь, получит необходимую «дозу» родительского внимания, которого он иногда вынужден добиваться капризами, истериками и т.д.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Список источников:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых:     Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
  3. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для работы с гиперактивными детьми. Памятка для педагогов

Представлены упражнения для развития самоконтроля и произвольности у детей. Информация очень полезна для педагогов....

Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми

Уважаемые коллеги! Ознакомьтесь, пожалуйста, с данным материалом. Эти рекомендации появились в результате изучения литературы по работе с гиперактивными детьми. Надеюсь, они будут для вас полезны!...

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ"

Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они- необычные дети, сложные для организации эфф...

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

План работы с гиперактивными детьми и детьми, со сниженной активностью.

Поквартальный план составлен с учетом поведенческого и эмоционального поведения детей. Музыкальный репертуар представлен разнообразными народными играми....

Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ

Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...