Работа с контурными и трафаретными изображениями в период ортоптического лечения детей.
консультация по коррекционной педагогике
В материале представлены виды работ с трафаретными и контурными рисунками на занятиях педагогов с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_trafaretami_i_konturami.docx | 15.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: Работа с контурными и трафаретными изображениями в период ортоптического лечения детей.
Цель: познакомить педагогов с одним из видов деятельности для развития зрительного восприятия, согласованных движений руки и глаз.
Развитие у детей с нарушениями зрения движений рук и глазных движений при выполнении различных предметно-практических заданий имеет свои специфические особенности. Из-за нарушения зрения возникают сложности формирования двигательных умений. При этом отмечается снижение точности, скорости и координированной работы мелкой моторики рук. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведёт к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметные действия и насколько они качественны.
Имеющиеся особенности в развитии зрительно - двигательных взаимосвязей приводя к необходимости использования при обучении детей с нарушениями зрения специальных средств и приёмов, обеспечивающих успешность овладения зрительно-двигательными действиями. Одним из таких эффективных средств, способствующих улучшению качества предметно-практических действий у детей с нарушениями зрения, является использование трафаретов, силуэтных и контурных изображений для обводки при рисовании. Используя трафареты, можно увеличить скорость, точность и координацию движений мелкой моторики рук ребёнка с нарушением зрения в процессе выполнения им заданий по математике.
Как известно, рисование предметных изображений способствует уточнению, конкретизации зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета, а обводка готового контура предмета к тому же при зрительной патологии становится коррекционным средством развития образа предмета. Например, рисование, обводка по трафаретам различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых - обогащает представления детей о том, как образуются эти линии и как их следует рисовать. Здесь, как и во всех других упражнениях, где используются трафареты, идёт активная подготовка руки ребёнка к обучению письму в школе.
Упражнения на раскрашивание, штриховку по трафарету при низкой остроте зрения дают возможность детям чувствовать себя более уверенно, потому что раскрашивание, штрихи будут чёткими и в пределах контура.
В процессе систематических упражнений в рисовании, штриховке, обводке по трафаретам, контурам и силуэтам развиваются самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений. Развитие кинестетического контроля за движением руки во время выполнения практических действий (рисование, обводка по трафаретам) является эффективным средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в формировании двигательных навыков.
Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур, ритмическое повторение одних и тех же движений способствуют регуляции моторики руки, развитию мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле.
Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребёнка дошкольного возраста к обучению письму в школе. Формирование приёмов и способов автоматизации движений при использовании трафаретов для рисования и обводки развивает компенсаторные возможности мышечного чувства и учит детей рациональному использованию и развитию неполноценного зрения и зрительного восприятия.
Следует отметить, что обводка, штриховка и рисование по трафаретам рекомендуются врачами-офтальмологами для развития остроты зрения в период плеопто - ортоптического лечения амблиопии и косоглазия у детей дошкольного возраста.
Таким образом, применение трафаретов на занятиях в детском саду способствует решению трёх основных задач: подготовка ребёнка к обучению в школе, коррекция и компенсация зрительной недостаточности, и лечебно-восстановительная работа по лечению косоглазия и амблиопии.
Примечание:
- Размер трафаретов определяется требованиями лечебно-восстановительной работы, в основе которой лежит индивидуальная дозировка зрительной нагрузки.
- На начальных этапах обучения линейные трафареты помогают детям воспроизводить различные линии: прямую, ломаную, волнистую, прерывистую.
- Применение трафаретов даёт возможность формировать представление о форме и величине предметов.
- В процессе обводки у детей развиваются тактильно-двигательные ощущения размера объектов, которые подкрепляет зрительный анализ.
- Для формирования у детей умения изображать геометрические фигуры целесообразно использование трафаретов. Это особенно эффективно на начальных этапах обучения, так как даёт детям возможность овладеть формой геометрических фигур, строить из них ряд, создавая множество.
- Линейные трафареты с ритмичным изображением фигур помогают детям овладевать навыками соизмерения расстояния между ними, что особенно сложно формируется у детей с нарушениями зрения.
- Применение трафаретов с разнообразным набором геометрических фигур удобно в работе по формированию у детей представления о них.
- Трафареты с ритмичным нарастанием размера геометрических фигур способствуют развитию глазомерных возможностей
Удачи Вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родина Наталия Владимировна. «Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению на аппаратах. Тренировка органов чувств.»
Пояснительная записка. Все дошкольное детство направлено на то, чтобы подготовить ребенка ...
«Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению на аппаратах. Тренировка органов чувств.»
Методическая разработка. Направленность. Методическая разработка рекомендована к использованию в дошкольных учреждениях 4 типа для детей с нарушением зре...
Консультация для воспитателей "Посадка детей за столы в период окклюзионного лечения"
Одним из разделов коррекционной работы с детьми с нарушением зрения является зрительное восприятие. Начинать эту работу следует с правильной посадки детей за столы во время занятий...
Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению
Повышение эффективности лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного с нарушением зрения является актуальной проблемой офтальмологии и тифлопедагогики.Комплексное...
Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто – ортоптического лечения
Методическая разработка...
Методическое пособие "Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения".
Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения....
Работа с контурными схемами ТИКО-моделирования.
Пояснительная записка: в данном приложении представлена работа с контурными схемами, целью которой является научить детей делить схему на составные части; рисовать детали, из которых собрана конструкц...