Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 12 часть
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Трушина Софья Николаевна

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключительный этапы. Последовательно проиграйте с детьми все упражнения постепенно погружая вашего ребенка (детей) в сказкотерапию. Занятия рассчитаны не менее чем на мес. но могут и продлиться дольше, в зависимости от успешности освоения упражнений и достижения снижения уровня тревожности вашим ребенком (детьми). Занятия рассчитаны на старшую и подготовительную группы дошкольного возраста, а так же на младший школьный возраст. Занятия подразумевают несколько упражнений и рассчитаны от 25 до 40 (не превышайте крайнее время, иначе ребенок переутомиться) мин. Проводить желательно 2-3 р. в нед.

Структура занятий с использованием сказкотерапии

Этап Назначение 1.Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу. Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.

2.Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

 3.Расширение Расширить представление ребенка о чем либо. Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки.

4.Закрепление Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения  

5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня.

6.Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной для него социальной среде Особенности проведения занятий с использованием сказкотерапии: «Проживая сказку», ребята обучаются справляться со страхами, тревожностью, с любыми барьерами в общении, учат тонко чувствовать друг друга и находить соответственное выражение разным чувствам, эмоциям, состояниям. Постоянно применяемые в сказках этюды на представление и выражение разных эмоций предоставляют детям возможность усовершенствовать и активизировать жизненные средства общения: пластику, мимику и речь.

Представленный комплекс занятий направлен на коррекцию тревожности младших школьников а так же старшую и подготовительную группы дошкольного возраста посредством сказкотерапии.  Во время проведения занятий вам понадобятся следующие реквизиты: костюмы, куклы, краски, карандаши, ноутбук, мультимедийное устройство и многое другое.

Занятия желательно проводить в групповой форме, так как такая форма работы даёт хорошие результаты с детьми замкнутыми, малообщительными, тревожными, с детьми с нарушением поведения, с заниженной самооценкой, страдающими страхами, но могут быть адаптированы и под одного ребенка. Этюды которые постоянно используются в сказках, которые направлены на выражение и проявление разных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Это позволяет сделать занятие более динамичным, насыщенным и менее утомительным благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2 этап 12 часть 14.55 КБ

Предварительный просмотр:

8. Сказкотренинг «Царевна-лягушка»

Упражнение 1.«Вхождение в сказку»

Упражнение 2. Стрельба из лука

Упражнение 3. Встреча с лягушкой.

Упражнение 4. Разговор с Иваном.

 Упражнение 5. Танец Василисы

Упражнение 6. Ветер-страх

Упражнение 7. Смерть Кощея. «Выход из сказки» - подведение итогов.

Оборудование: Игрушка лягушки, яйцо из дерева, прозрачные платки по числу детей, стрела, листы бумаги.

Предполагаемый результат:  Снизится эмоциональное и мышечное напряжение. Выразят свои эмоции вербально и не вербально.

Занятие № 8. Сказкотренинг «Царевна-лягушка» (русская народная сказка)

Упражнение 1. «Вхождение в сказку».

Цель: создание сказочной атмосферы. Ведущий: Ребята! Вместе с Мудрым Филином мы сегодня отправимся в загадочное путешествие. (Можно использовать игрушку, а текст записать на пленку, либо один из ваших помощников сыграет роль Филина.) У нас в гостях «Царевна-лягушка» (показываю игрушку). Она приглашает нас в свою сказку и дарит волшебную силу. Сейчас все встаньте полукругом и прикоснитесь к лягушке одним пальцем. Закройте глаза и почувствуйте, как от лягушки идет к вам сила. Вот она заполняет всю руку... поднимается через шею к голове... опускается в грудь... живот... ноги... наполняет другую руку от плеча до кончиков пальцев. Теперь вы наполнились волшебной силой и оказались в сказке. (Ведущий говорит спокойно, медленно. Дети садятся в позу расслабления, звучит тихая, спокойная музыка.) Мудрый Филин: С давних времен человек складывает сказки. В них мы попадаем в особый волшебный мир, в котором люди превращаются в зверей, а звери в людей, там нет ничего невозможного. Однако если читать сказки очень внимательно, то можно узнать, что не все в них только фантазии человека. Оказывается, в сказках часто отражена реальная действительность, существовавшая в очень давние времена. И сегодня, слушая сказку, мы с вами как бы заглянем в глубину веков, в седую историю нашего края. Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына - все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать; младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь». Мудрый Филин: Существовал в древности у славян обычай: чтобы юношу признали взрослым и разрешили ему жениться, должен он был пройти суровое испытание и выполнить несколько заданий. Ведущий: Стрела старшего брата упала на боярский двор, среднего - на купеческий, а стрела младшего брата угодила в болото. Упражнение 2. «Стрельба из лука». 

Цель: снижение мышечного напряжения. Все дети выполняют упражнение в положении стоя, левая нога впереди, левая рука держит лук, а правая «натягивает тетиву со стрелой». Правая рука очень медленно и с большим напряжением отводится назад до отказа. После  максимального напряжения ведущий дает сигнал - разрешение на «выстрел». После «выстрела» дети сбрасывают напряжение, расслабляют все тело, свободно свесив руки. Упражнение повторяются три раза. - Подхватила стрелу Ивана-царевича лягушка-квакушка. Огорчился царевич, увидев, кого ему в жены приходится брать, вздохнул глубоко, бережно завернул лягушку в платок да и домой воротился.

Упражнение 3. «Встреча с лягушкой».

Цель: тренировка умения принять решение, проявление чувств печали, удивления, испуга. - Покажите, как огорчился Иван-царевич, какое печальное лицо у него стало. А теперь горько и глубоко вздохните. Посмотрите, как все тело сразу ослабло, как опустились плечи и повисли руки (3-4 вздоха). - Вот поженились царевичи: старший - на боярыне, средний - на купеческой дочери, а Иван-царевич - на лягушке-квакушке. Призывает их царь и приказывает, чтобы все три царевича явились к нему на смотр вместе с женами. Воротился домой Иван-царевич не вёсел, ниже плеч буйну голову повесил. - Ква-ква, Иван-царевич! Почто кручинишься? - Как мне не кручиниться? Как я тебя людям покажу? - Не тужи, царевич. Ступай один к царю, а как услышишь стук да гром, скажи: «Это моя лягушонка в коробчонке едет». Мудрый Филин: В стародавние времена люди верили в то, что резкие звуки отпугивают злых духов, поэтому женщины носили украшения, которые шумели, позванивали при ходьбе. А во время различных праздников обязательно били в бубен или в барабан, стреляли в воздух хлопушками, а в более поздние времена устраивали фейерверки. Отсюда же и пошел обычай стучать в дверь, прежде чем войти в дом, чтобы злые духи испугались шума и не смогли проникнуть внутрь. Ведущий: Как сказано, так и сделано. Вот старшие братья явились на смотр вместе с женами и давай потешаться над Иваном: «Что ж ты, брат, без  жены пришел? Хоть бы в платочке принес! И где ты этакую красавицу выискал? Чай, все болота исходил?»

Упражнение 4, 5 в следующей части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 1 часть

Сказкотерапия - это коррекция и лечение посредством прослушивания, прочтения, анализа сюжетов сказок. Данный способ коррекции может помочь не только лишь детям, но и взрослым. Сказка предос...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 2 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 1 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 2 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 4 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...