Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 1 часть
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Трушина Софья Николаевна

 

Сказкотерапия - это коррекция и лечение посредством прослушивания, прочтения, анализа сюжетов сказок. Данный способ коррекции может помочь не только лишь детям, но и взрослым. Сказка предоставляет превосходный результат уже на первоначальных этапах деятельности. Этот  весьма увлекательный способ коррекции психологических нарушений дошкольников и младших школьников. Имеется колоссальное число типов и видов сказок, которые способствуют стремительной коррекции нарушений детей. Сказкотерапия - это направление психотерапевтического влияния на людей для коррекции поведенческих реакций, исследованию страхов и фобий.

Сказкотерапия - это направление, которое применяет ресурсы сказок с целью решения ряда задач: воспитание, формирование, образование, развитие личности и коррекция поведения. В широком смысле, сказки окружают индивида, всю жизнь, данное направление не имеет возрастных ограничений. Сказкотерапия безупречно подойдет и ребятам и взрослым, так как мы знакомимся с языком сказок гораздо раньше, чем начинаем учиться читать и считать. Сказкотерапия считается весьма значимым способом эмоциональной деятельности с ребенком, предоставляя естественную и классическую форму общения детей и взрослых - посредством сказки. Она ни сколько не меньше применима для психотерапевтической деятельности с взрослыми людьми. Сказкотерапия активизирует творческие возможности, учит наблюдать собственную жизнь со стороны, показывая собственное поведение как определенную значимость в конкретном сюжете. Один из основных полезных результатов в работе со сказкой считается осознание, предоставляющее вероятность углубленного принятия собственных душевных воздействий, с одной стороны, и контролирования над ними, с другой.

Занятия с использованием сказкотерапии пробуждают воображение и образное мышление, освобождают от стереотипов и стандартов, предоставляют свободу творчеству. Эмоционально разряжаясь, раскрепощаясь, «отыгрывая» скрытые основательно в подсознании беспокойство, тревогу и опасения дети становятся мягче, душевнее, добрее, более увереннее в себе, восприимчивее к окружающим людям и находящемуся вокруг миру. Сказка позволяет ребёнку смело мечтать и выдумывать, раздвигать границы обычной жизни, встречаться с трудными явлениями и эмоциями  взрослого мира.

Мир взрослых людей предсказуем, систематизирован и определён, а мир ребенка, напротив, не имеет четких граней. С помощью сказок дети познают мир и развиваются как личность. Всю информацию дети приобретают недирективным путём, без сложных нравоучений, а данный путь, как доказывают многочисленные психологические и психотерапевтические изучения, наиболее эффективный.

У маленьких детей очень развит механизм идентификации, то есть процесс психологического объединения себя с другими людьми, персонажем и присвоения его общепринятых норм, ценностей, стандартов как собственных. Это дает возможность ребёнку осваивать верные нравственные нормы и ценности, различать добро и зло. Проигрывание сказок расширяет диапазон адаптационных качеств личности, дает возможность ослабить поведенческие нарушения, содействует развитию образного мышления, а так же умение действовать в опасных моментах. 

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключительный этапы. Последовательно проиграйте с детьми все упражнения постепенно погружая вашего ребенка (детей) в сказкотерапию. Занятия рассчитаны не менее чем на мес. но могут и продлиться дольше, в зависимости от успешности освоения упражнений и достижения снижения уровня тревожности вашим ребенком (детьми). Занятия рассчитаны на старшую и подготовительную группы дошкольного возраста, а так же на младший школьный возраст. Занятия подразумевают несколько упражнений и рассчитаны от 25 до 40 (не превышайте крайнее время, иначе ребенок переутомиться) мин. Проводить желательно 2-3 р. в нед.

Структура занятий с использованием сказкотерапии

Этап Назначение 1.Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу. Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.

2.Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

 3.Расширение Расширить представление ребенка о чем либо. Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки.

4.Закрепление Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения  

5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня.

6.Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной для него социальной среде Особенности проведения занятий с использованием сказкотерапии: «Проживая сказку», ребята обучаются справляться со страхами, тревожностью, с любыми барьерами в общении, учат тонко чувствовать друг друга и находить соответственное выражение разным чувствам, эмоциям, состояниям. Постоянно применяемые в сказках этюды на представление и выражение разных эмоций предоставляют детям возможность усовершенствовать и активизировать жизненные средства общения: пластику, мимику и речь.

Представленный комплекс занятий направлен на коррекцию тревожности младших школьников а так же старшую и подготовительную группы дошкольного возраста посредством сказкотерапии.  Во время проведения занятий вам понадобятся следующие реквизиты: костюмы, куклы, краски, карандаши, ноутбук, мультимедийное устройство и многое другое.

Занятия желательно проводить в групповой форме, так как такая форма работы даёт хорошие результаты с детьми замкнутыми, малообщительными, тревожными, с детьми с нарушением поведения, с заниженной самооценкой, страдающими страхами, но могут быть адаптированы и под одного ребенка. Этюды которые постоянно используются в сказках, которые направлены на выражение и проявление разных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Это позволяет сделать занятие более динамичным, насыщенным и менее утомительным благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1 этап, 1 ч. 12.71 КБ

Предварительный просмотр:

1. Этап начальный.  

 1. Цель занятия: Знакомство участников и создание игровой доверительной атмосферы в группе.

Упражнение 1. «Мой сказочный герой»

 Упражнение 2. «Привет! Ты мне нравишься!»

Упражнение 3. «Сказочные дома».

Оборудование:  Медальоны с изображением героев, музыкальные композиции, для каждого ребенка лист бумаги с изображением домика и грустные и веселые «лица». Цветные карандаши.

Предполагаемый результат: Дети познакомятся с правилами занятий. Снятие эмоционального напряжения в коллективе. Повышение самооценки участников.

Занятие №1 Цель занятия: Знакомство участников и создание игровой доверительной атмосферы в группе.

 Ведущий: ребята начиная с сегодняшнего дня мы будем с вами заниматься, но наши занятия не будут похожи на обычные уроки. Наши занятия будут интересные, весёлые и сказочные. Цель этих занятий в заключении взаимного доверия и психологической открытости, в познании самих себя. Мы научимся доверять друг другу и другим людям, научимся справляться со своими переживаниями и эмоциями. Мы научимся быть уверенными в своих силах, жизнерадостными, решительными и добрыми.

Упражнение 1. «Мой сказочный герой» (упражнение для первичного знакомства).

Цель: рассказать о себе от имени сказочного героя. Детям предлагается рассказать о себе от имени какого - либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирает для себя соответствующий медальон). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок. Выработка ритуала приветствия и правил группы: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться.

Упражнение 2. «Привет! Ты мне нравишься!»

Цель: рассказать об участнике группы, что в нем нравится. Все дети сидят в кругу. Один ребенок идет по кругу и дотрагивается до любого ребенка, сидящего в кругу. Они вдвоем начинают бежать по кругу в противоположные стороны. Когда дети встречаются, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Привет! Ты мне нравишься, потому что...!» и придумывают окончание фразы. Первый игрок возвращается в круг, а второй дотрагивается до головы другого играющего и игра продолжается (необходимо, чтобы каждый ребенок принял участие в игре).

Упражнение 3. «Сказочные дома»

Цель: рефлексия занятия. Предварительно готовится для каждого ребенка персонально лист бумаги формата А4 с изображением домиков. Количество окошек в домике должно соответствовать количеству упражнений. Ребенок будет клеить «личико». Упражнение понравилось - улыбающееся личико, не понравилось - грустное. Данная рефлексия рассчитана на весь курс коррекционных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 2 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 1 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 2 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 4 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 5 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...