Формирование познавательных процессов у детей со зрительной патологией посредством сенсорного развития.
статья по коррекционной педагогике

Хилкова Людмила Евгеньевна

В данной статье описана роль сенсорного развития для детей с патологией зрения. Представлены комплексы сенсорных игр и упражнений, которые необходимо включать в ежедневные индивидуальные занятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных процессов у детей со зрительной патологией посредством сенсорного развития.

Роль зрения в полноценном развитии ребенка велика. Обусловлено это, прежде всего тем, что большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Нарушение зрения или полная его потеря значительно ограничивают формирование познавательных процессов у детей данной категории.

В работе с такими детьми большое значение уделяется сенсорному воспитанию, основная цель которого – дать ребёнку новые чувственные ощущения: слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Сенсорные игры и упражнения позволяют установить с ребёнком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на полноценное развитие ребёнка.

Сенсорное развитие – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают ребенку представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

У детей с нарушением зрения «выключен» один из ведущих анализаторов, что чрезвычайно обедняет чувственное познание мира. Сенсорное воспитание у этих детей должно быть направлено на всемерное использование всех сохранных анализаторов ребенка.

Восприятие окружающей действительности дошкольника опирается на его сенсорные представления, поэтому работу по формирование познавательных процессов нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных процессов. Поэтому коррекционная работа по формированию познавательных процессов с такими детьми строится параллельно с работой по обучению способам и приемам пользования сохранными органами чувств (осязанием, слухом, обонянием).

В связи с этим нами разработаны комплексы сенсорных игр и упражнений, которые включаются в ежедневные индивидуальные занятия.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Тренировка тонких движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, способствующим улучшению мышечного тонуса пальцев рук, подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Руки детей с патологией зрения малоподвижны, пальцы очень вялы и расслаблены.  Им трудно выполнить элементарные движения: сжать пальцы в кулак, загибать пальчики по одному, передвигать по очереди по столу – «шагать» и т.д.

Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков, валиков, шариков Су-Джок. Сопровождается самомассаж различными стихами, что способствует развитию мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики. Включает пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, явлений природы и пальцевые инсценировки сказок, историй. При выполнении пальчиковой гимнастики расширяются возможности эмоционального развития детей, их воображения и творчества. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Для развития тактильной чувствительности у детей существуют различные дидактических тренажеры-пособия: массажные мячи, различные по форме, упругости, фактуре; сухие бассейны; тактильные дощечки; мешочки с разным наполнением и т. д.

Дидактические игры для развития познавательных процессов: формы «Найди предмет указанной формы», «Найди предмет такой же формы», «Составь целое из частей»; величины «Самая длинная, самая короткая», «Матрешки», «Пирамидки», «Разложи по размеру»

Эти игры помогают активизировать в речи детей слова, обозначающие названия предметов (круг, квадрат, треугольник, овал). Так же позволяют пополнять словарь за счет прилагательных, обозначающих величину, форму предметов (круглый – квадратный, большой – маленький, активизировать в речи указательные наречия (вот, здесь, тут, там, наречия, обозначающие сравнение (больше, меньше) и количества (много - мало).

Дидактические игры для развития восприятия учат образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных (круг – круги, квадрат – квадраты).

Игры и упражнения для восприятия особых свойств предметов на основе развития обоняния и вкусовых качеств.

Для полноты формирования представлений и образов у детей с зрительной патологией следует использовать совокупность анализаторов. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов. Тогда и будут познаны ребенком так называемые особые свойства предметов, к которым относятся вкус, запах. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (нюхать, пробовать на вкус, лизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями. В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния. Например, игра «Определи предмет по запаху» или «Коробочки с запахами».

Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом, они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса.

Дидактические игры, которые можно использовать для развития вкусовых ощущений: «Определи на вкус»«Назови вкус продуктов».

В процессе систематических занятий, включающих сенсорное развитие у детей в целом повысился интерес к познавательной активности - расширились процессы познания: заметно улучшились все показатели сенсорного развития детей, мыслительные операции: восприятие, воображение, память, мышление, внимание, анализ, сравнение и обобщение; активизировалась их речь, что даёт старт к  становлению умственного потенциала, подготавливая ребенка к школьному обучению и к дальнейшей взрослой жизни. Это подтверждает эффективность сочетания выбранных форм и методов работы с детьми данной категории.

Список используемой литературы:

1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005.

2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2009.

  3. В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. - М.: Просвещение, 2007.

   4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений ῙV вида/под ред. Л. И. Плаксиной; - М.: Экзамен, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование правильной осанки у детей со зрительной патологией, как предупреждение вторичных отклонений"

При обследовании детей, поступающих в  группы, а также в ходе наблюдений и бесед с медицинским персоналом выясняется, что у большинства детей слабовидящих имеются нарушения осанки, у ...

Особенности формирования познавательных процессов у детей с задержкой психического развития .

Данное учебно-методическое пособие представляет собой систему игр и упражнений, направленных на формирование у дошкольников с ЗПР элементарных математических представлений. Через игру дети входят в ми...

Программа развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр

Пояснительная записка.Большинство игр, представленных программой тематической направленности, можно включать в обучающие занятия с детьми. Например, игру «Найди пару», «Запомни свое место», «Найди пут...

Инновационный проект «Формирование познавательного процесса у детей дошкольного возраста посредством сказки»

Проект " Формирование  познавательного процесса у детей дошкольного возраста  посредством сказки" предназначен  педагогам ДОУ в работе с детьми  младшего среднего возраст...

Формирование когнитивных процессов у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игр Фрёбеля

Формирование когнитивных процессов у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игр Фрёбеля...

«Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр»

                                    Игровое упражнение № 1 «Квадрат»Цели:Учить создавать фи...

«Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр»

В    последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории дет...