Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 5 часть
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Трушина Софья Николаевна

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключительный этапы. Последовательно проиграйте с детьми все упражнения постепенно погружая вашего ребенка (детей) в сказкотерапию. Занятия рассчитаны не менее чем на мес. но могут и продлиться дольше, в зависимости от успешности освоения упражнений и достижения снижения уровня тревожности вашим ребенком (детьми). Занятия рассчитаны на старшую и подготовительную группы дошкольного возраста, а так же на младший школьный возраст. Занятия подразумевают несколько упражнений и рассчитаны от 25 до 40 (не превышайте крайнее время, иначе ребенок переутомиться) мин. Проводить желательно 2-3 р. в нед.

Структура занятий с использованием сказкотерапии

Этап Назначение 1.Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу. Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.

2.Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

 3.Расширение Расширить представление ребенка о чем либо. Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки.

4.Закрепление Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения  

5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня.

6.Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной для него социальной среде Особенности проведения занятий с использованием сказкотерапии: «Проживая сказку», ребята обучаются справляться со страхами, тревожностью, с любыми барьерами в общении, учат тонко чувствовать друг друга и находить соответственное выражение разным чувствам, эмоциям, состояниям. Постоянно применяемые в сказках этюды на представление и выражение разных эмоций предоставляют детям возможность усовершенствовать и активизировать жизненные средства общения: пластику, мимику и речь.

Представленный комплекс занятий направлен на коррекцию тревожности младших школьников а так же старшую и подготовительную группы дошкольного возраста посредством сказкотерапии.  Во время проведения занятий вам понадобятся следующие реквизиты: костюмы, куклы, краски, карандаши, ноутбук, мультимедийное устройство и многое другое.

Занятия желательно проводить в групповой форме, так как такая форма работы даёт хорошие результаты с детьми замкнутыми, малообщительными, тревожными, с детьми с нарушением поведения, с заниженной самооценкой, страдающими страхами, но могут быть адаптированы и под одного ребенка. Этюды которые постоянно используются в сказках, которые направлены на выражение и проявление разных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Это позволяет сделать занятие более динамичным, насыщенным и менее утомительным благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2 этап 5 часть 13.84 КБ

Предварительный просмотр:

5. Сказкотренинг «Заяц-Коська и Родничок»

Упражнение 1. «Вхождение в сказку»

Упражнение 2. «Интерес зайца»

Упражнение 3. Встреча с филином.

Упражнение 4. «Ручеёк»

Упражнение 5. «Поиск друга»

Упражнение 6. «Роднички и река»

Упражнение 7. «Удивление».

Упражнение 8. «Встреча» «Выход из сказки» - подведение итогов.

Оборудование: Ткань голубого цвета, камни, шишки, грецкие орехи, ленточки на резинке, маска филина.

Предполагаемый результат:  Снижение тревожности, дети научатся выражать свои эмоции.

Занятие № 5. Сказкотренинг «Заяц-Коська и Родничок» (Н. М. Грибачев)

Ведущий: Сегодня мы отправляемся в сказку, где речь пойдёт о воде. Давайте вспомним то, что мы знаем о воде. Какая бывает вода? A бывает твердая вода? Когда такое случается? Бывает ли вода легче воздуха? Когда? (Когда превращается в пар или облако)Где вода встречается в природе? В нашем зале есть ручей. Давайте найдем его начало. Как называется то место, где начинается ручей? (Родник, ключ, источник) От куда в роднике вода? (Она вытекает из-под земли) А теперь посмотрим, где ручей заканчивает свои путь ( он вливается в реку или озеро, или…)

Упражнение 1.«Вхождение в сказку»

 Цель: снятие тревожности, создание сказочной атмосферы. Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по сказке необходима особая сила. Эту силу даст нам волшебный ручеёк. (Ведущий  включает аудиозапись с журчанием ручейка и дети на носочках идут по «ручью», вслушиваясь в журчание и наполняясь особой силой) Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке? Теперь можем отправляться. Я зажгу свечу, и огонь свечи поможет нам перенестись в сказку. Возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем заклинание «Раз, два, три, в сказку войди!» Ведущий: Живёт в нашем лесу заяц Коська - шкурка серая, уши длинные, глаза черные и все по сторонам косит, всё на свете разузнать хочет. Бегал как-то Коська по лесу и встретил белку. — Ты кто такая? — Я белка. — А я заяц Коська. Пойдём искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у кого - ни будь, что-нибудь. — Да некогда мне, — отвечает белка. — К зиме готовлюсь, кладовочку себе делаю. И Коська стал наблюдать, как 6елка запасы на зиму делает.

Упражнение 2. «Интерес зайца»

 Цель: проявление интереса. Вначале обсуждается с детьми, как белки готовятся зиме. (3апосают семечки, грибы, ягоды, орешки). Затем выбирается Белка, а остальные дети – Зайцы. Белка выкапывает себе кладовочку и складывает в неё орешки, а Зайцы по очереди подходят и с интересом наблюдают, и произносят - «Ой как интересно, а можно нам попробовать. Роль Белки могут выполнять все желающие дети. Бежит Коська дальше видит дупло на дереве, а из-за него кто-то выглядывает — Ты кто? - спрашивает Коська — Я Филин Сёмка. У-ху-ху! Днем сплю, ночью зайцев ловлю. Испугался Коська и давай бежать. Упражнение 3. «Встреча с филином».

 Цель: проявление чувства страха.  Ведущий исполняет роль Филина, дети роль - Зайцев. Зайцы прыгают, танцуют как только раздается уханье Филина, Зайцы-замирают на месте, изображая испуг, приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съёживаются» от страха. Бежал, бежал заяц Коська по лесу и вдруг увидел Родничок, а из него ручеек течет. — Ты кто? - спрашивает Коська. — Я Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края. — Вот здорово, обрадовался Заяц - Побежали наперегонки. — Побежали,- согласился Родничок. Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеёк, изгибается, да всё впереди Зайца

Упражнения 4, 5, 6 в следующей части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 1 часть

Сказкотерапия - это коррекция и лечение посредством прослушивания, прочтения, анализа сюжетов сказок. Данный способ коррекции может помочь не только лишь детям, но и взрослым. Сказка предос...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 2 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 1 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 2 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 4 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...